Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 мая 2003
г. N 4502
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 27 февраля 2003 г. N 98
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
РАЗРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТИ ПОДВОДНЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И
ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 124
"О декларировании безопасности подводных потенциально опасных объектов,
находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 8, ст.
849) приказываю:
1. Утвердить
прилагаемый согласованный с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти Порядок разработки и представления декларации
безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних
водах и территориальном море Российской Федерации.
2. Настоящий Приказ
довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов,
начальников управлений и самостоятельного отдела центрального аппарата МЧС
России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
руководителей организаций МЧС России в установленном порядке.
Министр
С.К.ШОЙГУ
Приложение
к Приказу МЧС
России
от 27.02.2003 N 98
ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПОДВОДНЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ
ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие
положения
1. Настоящий
Порядок разработки и представления декларации безопасности
подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и
территориальном море Российской Федерации (далее - Порядок), разработан во
исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002
г. N 124 "О декларировании безопасности подводных потенциально опасных
объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 8, ст.
849).
2. Порядок предназначен для собственников подводных объектов (ПО),
разрабатывающих декларации безопасности подводных потенциально опасных
объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской
Федерации (далее - декларации), и проекты проведения подводных работ
специального назначения.
3. Декларирование
безопасности ПО осуществляется в
целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки
достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в районе их нахождения. В случае подготовки проекта работ
на подводном объекте, на который отсутствует декларация, она разрабатывается
одновременно с проектом или в составе проекта этих работ.
4. Декларация
является документом, определяющим возможные характер и масштабы чрезвычайных
ситуаций в районе нахождения ПО и мероприятия по их предупреждению и
ликвидации.
5. Декларация
представляется в течение 6 месяцев с момента затопления объекта.
II. Термины
и определения
Подводные
объекты - подводные потенциально опасные объекты: суда, иные плавсредства,
космические и летательные аппараты, в том числе их элементы, и другие
технические средства, а также боеприпасы, элементы оборудования и установки,
полностью или частично затопленные во внутренних водах и территориальном море
Российской Федерации в результате аварийных происшествий или захоронений,
содержащие ядерные материалы, радиоактивные, химические отравляющие, взрывчатые
и другие опасные вещества, создающие угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций (Постановление Правительства
Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 124).
Декларация
безопасности подводного объекта - документ, определяющий возможные характер и
масштабы чрезвычайных ситуаций в районе нахождения подводного объекта и
мероприятия по их предупреждению и ликвидации (Постановление Правительства
Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 124).
Негативное
воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной
деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества
окружающей среды (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды", Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N
2, ст. 133).
III.
Принципы декларирования
подводных
потенциально опасных объектов
6. Декларирование
безопасности ПО является обязательным для всех
собственников этих подводных объектов.
7. Отнесение
объекта к ПО, подлежащим
декларированию безопасности, связано с наличием на объекте опасных веществ
(приложение N 1 к Порядку).
IV. Структура
декларации безопасности
подводных
потенциально опасных объектов,
находящихся во
внутренних водах и территориальном
море Российской
Федерации
8. Декларация
включает в себя следующие структурные элементы:
титульный лист;
аннотация;
оглавление.
Разделы:
общая информация;
анализ безопасности
ПО;
обеспечение
готовности к локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации в районе затопления
ПО;
порядок оповещения
населения, проживающего на прилегающей территории (в прибрежном районе).
Приложения:
ситуационный план ПО;
информационный
лист.
Требования к
структурным элементам (разделам) декларации приведены в приложении N 2 к
Порядку.
V.
Разработка, утверждение и представление
декларации
безопасности
9. Декларация
разрабатывается и утверждается собственником ПО.
10. Для ПО, находящихся в федеральной собственности и собственности
субъектов Российской Федерации, декларация разрабатывается и утверждается
органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также
юридическими лицами и гражданами, осуществляющими права собственника от имени
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
11. Собственник ПО, утвердивший декларацию, несет ответственность за
полноту и достоверность представленной в ней информации.
12. Декларация
составляется в шести экземплярах и представляется в Министерство Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов Российской
Федерации, Федеральный горный и промышленный надзор России, орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации и орган местного
самоуправления, на территории которых расположен декларируемый подводный
объект. В Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
представляется декларация только в отношении ядерно- и
радиационно опасных подводных объектов, кроме подводных объектов Министерства
обороны Российском Федерации.
13. Один экземпляр декларации хранится у собственника ПО, утвердившего
декларацию.
14. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий включает
декларируемые ПО в реестр подводных потенциально опасных объектов, находящихся
во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации.
VI.
Уточнение декларации безопасности
подводного
потенциально опасного объекта
15. Декларация
подлежит уточнению в случаях:
изменения
условий в районе размещения ПО, влияющих на обеспечение безопасности,
локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, в срок не позднее 6 месяцев с момента получения
информации об изменениях;
изменения
действующих требований (правил и норм) в области технической и экологической
безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения
и территорий в срок не позднее 1 года после их изменения;
решения
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, принятого на основании
результатов обследования ПО или работ, направленных на повышение безопасности ПО.
16. Декларация
уточняется не реже одного раза в 5 лет.
Приложение
N 1
к Порядку,
утвержденному
Приказом МЧС России
от 27.02.2003 N 98
ОТНЕСЕНИЕ
ОБЪЕКТА К ПО,
ПОДЛЕЖАЩЕМУ
ДЕКЛАРИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
К ПО, подлежащим декларированию безопасности,
относятся объекты, на которых имеются следующие опасные вещества:
взрывчатые вещества
- вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на
очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла
и образованием газов (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О
промышленной безопасности опасных производственных объектов", Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588);
токсичные вещества
- вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели
и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная
доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов
на килограмм включительно;
средняя смертельная
доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов
на килограмм включительно;
средняя смертельная
концентрация в воздухе от 0,5 миллиграммов на литр до 2 миллиграммов на литр
включительно;
высокотоксичные
вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к
их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная
доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная
доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная
концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграммов на литр (Федеральный закон от
21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов");
загрязняющее
вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых
превышает установленные для химических элементов, в том числе радиоактивных,
иных веществ и микроорганизмов, нормативы и оказывает негативное воздействие на
окружающую среду (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды", Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N
2, ст. 133);
опасные
отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными
свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой
реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней,
либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность
для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при
вступлении в контакт с другими веществами (Федеральный закон от 24 июня 1998 г.
N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009);
ядерные материалы -
материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся)
ядерные вещества (Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об
использовании атомной энергии", Собрание законодательства Российской Федерации,
1995, N 48, ст. 4552);
радиоактивные
вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие
ионизирующее излучение (Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ
"Об использовании атомной энергии");
радиоактивные
отходы - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование
которых не предусматривается (Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ
"Об использовании атомной энергии");
нефть -
любая стойкая нефть, в частности, сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо,
смазочное масло и китовый жир, независимо от того, перевозятся ли они на борту
судна в качестве груза или в топливных танках такого судна (Международная
конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью,
Брюссель, 29 ноября 1969 г. - Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 27-ФЗ
"О присоединении
Российской Федерации к Протоколу 1992 года об изменении Международной конвенции
о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. и
денонсации Российской Федерацией Международной конвенции о гражданской
ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.", Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 148).
Приложение
N 2
к Порядку,
утвержденному
Приказом МЧС России
от 27.02.2003 N 98
ТРЕБОВАНИЯ
К СТРУКТУРНЫМ
ЭЛЕМЕНТАМ (РАЗДЕЛАМ) ДЕКЛАРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТИ ПО
1. Титульный лист
является первой страницей декларации.
На титульном листе
приводятся следующие сведения:
регистрационный
номер декларации;
гриф утверждения
декларации;
наименование
декларации;
место и дата
составления декларации безопасности.
2. Аннотация
содержит:
сведения о
разработчиках декларации;
краткое изложение
основных разделов декларации с обязательным указанием основных опасностей.
3. Оглавление
включает в себя наименование всех разделов и приложений с указанием страниц, с
которых начинаются эти элементы декларации.
Разделы
4. Общая информация
содержит:
а) общие сведения о ПО;
б) общие меры
безопасности.
а) Общие сведения о ПО включают:
сведения о ПО;
географические,
гидрометеорологические, геологические, гидрологические и экологические
характеристики района нахождения ПО;
краткие сведения об
экспедиционных обследованиях и мониторинге ПО и района его затопления.
Сведения о ПО включают:
полное и
сокращенное наименование ПО, его составных частей, а также собственника ПО на момент его затопления;
форму
собственности;
сведения о
регистрации, учредителях и субъекте Российской Федерации, где зарегистрирован
собственник объекта;
дату затопления;
перечень опасных
веществ с указанием их количества, находящегося на ПО;
масс-габаритные характеристики объекта в целом и составных частей (боеприпасов,
металлоконструкций и т.п.);
характеристику
состояния защитных барьеров на возможных путях поступления потенциально опасных
веществ из ПО в окружающую среду;
обстоятельства
затопления (с разрушением, с предварительной подготовкой и т.п.).
Географические,
гидрометеорологические, геологические, гидрологические и экологические
характеристики района нахождения ПО включают:
наименование
водного объекта, его принадлежность;
координаты и
глубину затопления;
сейсмологическую
активность;
наличие рыбных
промыслов и водных биоресурсов;
фоновые значения
уровня загрязнения донных отложений и воды;
преобладающие
течения;
соленость воды;
рельеф дна;
состав грунта;
волновой режим;
ледовый режим;
скорость водотока;
расстояние до
ближайшей береговой точки.
Краткие сведения об
обследованиях ПО и района его
затопления включают:
год проведения
обследований;
организацию,
проводившую обследование;
характер проведения
обследований;
характеристики
технических средств проведения обследований;
наличие отчетов
(публикаций) о результатах обследования.
б) Общие меры
безопасности включают:
перечень
планируемых мероприятий, направленных на повышение безопасности ПО;
перечень
планируемых мероприятий по способам действий при чрезвычайных ситуациях и
предотвращению негативного воздействия на окружающую среду;
характеристики
систем контроля за безопасностью ПО, сведения об организации
служб мониторинга, противоаварийных сил и аварийно-спасательных служб.
При разработке
декларации в состав проекта подводных работ специального назначения
дополнительно включаются общие сведения о технологических работах, выполняемых на ПО, которые содержат:
краткие сведения о
технической сущности выполняемых технологических работ, а также сведения об
организации - головном подрядчике работ;
сведения о
проверках и испытаниях (с указанием соответствующих актов) основного
технологического оборудования, технических систем и устройств, предполагаемых к
установке на ПО, систем контроля и управления, связи, аварийной сигнализации и
оповещения;
перечень
разработанной и утвержденной в установленном порядке технической документации
по выполнению работ, обеспечению безопасности ПО как в процессе выполнения работ, так и после их окончания,
инструкции по технике безопасности и т.п.;
сведения о
выполнении мероприятий по результатам экспертизы проектной документации;
характеристика
профессиональной и противоаварийной подготовки персонала, непосредственно
участвующего в производстве подводных работ специального назначения, с
указанием порядка допуска персонала к работе и регулярности проверки знания
норм и правил безопасности.
5. Анализ
безопасности ПО содержит:
а) данные о
потенциально опасных веществах, находящихся на ПО,
аппаратурных средствах и методическом обеспечении контроля за их состоянием;
б) описание
конструктивно-технических решений, направленных на повышение противоаварийной
устойчивости ПО;
в) анализ риска
возникновения чрезвычайной ситуации.
а) Данные о
потенциально опасных веществах, находящихся на ПО, и
аппаратурных средствах контроля за их состоянием включают:
характеристики
потенциально опасных веществ, находящихся на ПО;
характеристики систем
диагностики состояния ПО.
Характеристики
потенциально опасных веществ, находящихся на ПО, включают наименование веществ,
их состав, химические формулы, данные о взрывной и пожарной опасности,
токсикологические, биологические или радиологические данные, качественное
описание свойств потенциально опасных веществ, в том числе параметры их
поведения при длительном нахождении в водной среде.
Характеристики
систем диагностики состояния ПО включают:
сведения о типе и
характеристиках приборов диагностического контроля;
способы получения
информации о состоянии ПО.
б) Описание
конструктивно-технологических решений, направленных на повышение безопасности
при затоплении ПО, включает:
план
размещения на ПО элементов, устройств, емкостей, в которых имеются потенциально
опасные вещества, с обозначением типа контейнеров, боеприпасов;
проектную
конструктивно-технологическую схему локализации потенциально опасных веществ на
ПО и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду;
характеристики
технических решений по исключению разгерметизации корпуса ПО или его элементов,
где находятся потенциально опасные вещества, и предупреждению аварийных
выбросов этих веществ, в том числе характеристики защитных барьеров и
устройств;
характеристики
технических решений, направленных на предупреждение развития аварий на ПО и
локализацию выбросов потенциально опасных веществ, на обеспечение пожарной и
взрывной безопасности ПО;
описание систем
блокировок, автоматического срабатывания запорных и защитных устройств.
в) Анализ риска
возникновения чрезвычайной ситуации включает:
сведения об
известных чрезвычайных ситуациях и негативном воздействии на окружающую среду;
анализ условий
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
оценку риска
чрезвычайных ситуаций;
блок-схему анализа
вероятных сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
выводы.
Сведения об
известных чрезвычайных ситуациях включают:
данные о
чрезвычайных ситуациях и неполадках, имевших место на декларируемом
ПО;
данные о
чрезвычайных ситуациях, имевших место на других аналогичных ПО и при
производстве аналогичных подводных работ специального назначения;
данные о негативном
воздействии на окружающую среду загрязняющих веществ, поступивших в окружающую
среду.
Анализ условий
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций включает:
выявление возможных
причин возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
определение
критических групп населения (групп населения, максимально подверженных
воздействию вредных факторов);
формирование
сценариев возможных чрезвычайных ситуаций с учетом путей воздействия на
критические группы населения и негативного воздействия на окружающую среду;
оценку состава и
количества потенциально опасных веществ, представляющих опасность при чрезвычайной
ситуации;
обоснование
применяемых для оценки опасности физико-математических моделей и методов
расчета.
Оценка риска
возникновения чрезвычайных ситуаций включает:
определение
возможных последствий чрезвычайных ситуаций с учетом их вероятности;
определение зон
действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварий;
оценку возможных
уровней воздействия чрезвычайных ситуаций на ПО на критические группы населения, объекты экономики и
окружающую природную среду;
оценку величины
(стоимости) возможного ущерба физическим и юридическим лицам в случае
чрезвычайной ситуации;
оценку негативного
воздействия на окружающую среду.
Блок-схема анализа
вероятных сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций содержит
изображение постадийного развития чрезвычайных ситуаций на разных уровнях в
зависимости от масштабов и тяжести последствий.
Выводы включают:
основные результаты
анализа риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
перечень
разработанных мер по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций.
При разработке
декларации в составе проекта подводных работ специального назначения
дополнительно включается краткое описание технологии выполнения работ, которое
содержит:
принципиальную
технологическую схему выполнения работ с обозначением основного оборудования,
плавсредств и кратким описанием технологического процесса выполнения работ;
оценку риска
возможного ущерба в результате производства работ;
оценку риска
возможного ущерба в случае невыполнения работ;
план размещения
основного оборудования, устройств (в том числе локализующих опасность ПО) на ПО или вблизи от него;
обоснование мест
хранения потенциально опасных веществ (в случае их полного или частичного
снятия с ПО), правильности распределения используемых в работах помещений,
плавсредств, пунктов управления работами с точки зрения
обеспечения безопасности выполнения работ и защиты персонала;
обоснование
принятых решений по бесперебойному энергообеспечению технологического процесса
выполнения работ;
обоснование
принятых решений по безопасности при транспортировке отдельных составных частей
ПО, содержащих потенциально опасные вещества (если такая транспортировка
предусмотрена технологией выполнения работ).
6. Обеспечение
готовности к локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации в районе затоплений
ПО содержит:
описание средств и
мероприятий по защите людей, объектов экономики в прибрежной зоне,
предупреждению и снижению негативного воздействия на окружающую среду;
порядок организации
медицинского обеспечения.
Описание средств и
мероприятий по защите людей и объектов экономики в прибрежной зоне,
предупреждению и снижению негативного воздействия на окружающую среду включает:
характеристику
мероприятий по созданию, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил
и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
характеристику
мероприятий по обучению персонала способам защиты и действиям в чрезвычайных
ситуациях, в том числе с использованием аварийно-спасательных плавсредств;
порядок действий
сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сведения о резервах
материальных и финансовых ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
Порядок организации
медицинского обеспечения в случае чрезвычайных ситуаций включает:
сведения о составе
сил медицинского обеспечения персонала, участвующего в ликвидации чрезвычайной
ситуации, и населения прибрежной зоны;
порядок оказания
доврачебной помощи пострадавшим.
7. Порядок
оповещения населения, проживающего на прилегающей территории (в прибрежном
районе), содержит порядок информирования населения и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся ПО, о прогнозируемых и возникших на ПО чрезвычайных
ситуациях.
Приложения
8. Ситуационный
план ПО содержит обозначения:
района затопления ПО;
организаций,
населенных пунктов, источников водопотребления, водозаборов и водоочистных
сооружений прилегающей территории (прибрежного района), находящихся в зоне
действия поражающих факторов в случае возможной аварии на
ПО;
зон возможного
поражения, определенных в разделе "Анализ безопасности ПО",
с указанием численности людей в этих зонах, времени
достижения поражающих факторов.
9. Информационный
лист может представляться отдельно от декларации безопасности по запросам
граждан и общественных организаций и содержит:
наименование ПО и района его затопления;
наименование
организации, ответственной за информирование и взаимодействие с
общественностью;
краткое описание ПО и планируемых подводных работ
специального назначения (финансирование работ по подготовке декларации
безопасности осуществляется за счет собственника подводного потенциально
опасного объекта);
перечень и основные
характеристики опасных веществ, находящихся на ПО;
краткую информацию
об имевших место чрезвычайных ситуациях и их последствиях, негативном
воздействии на окружающую среду;
информацию о
способах оповещения населения прилегающей территории (прибрежного района) о
чрезвычайных ситуациях и действиях населения в чрезвычайной ситуации;
сведения об
источниках получения дополнительной информации.