Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа
2003 г. N 5024
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО
ЯДЕРНОЙ
И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИКАЗ
от 31 июля 2003 г. N 86
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О НАДЗОРЕ ЗА СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
С целью реализации
Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 962
"О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных
материалов" приказываю:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о надзоре за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов (РД-08-01-2003).
2. Управлению
делами в установленном порядке направить настоящий Приказ на государственную
регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Начальник
Госатомнадзора
России
А.Б.МАЛЫШЕВ
Утверждено
Приказом начальника
Госатомнадзора
России
от 31 июля 2003 г.
N 86
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАДЗОРЕ ЗА СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА
И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
РД-08-01-2003
Настоящее
положение, разработанное в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15.12.2000 N 962 "О порядке ведения
государственного учета и контроля ядерных материалов" <*>,
устанавливает цель, общие принципы и требования к организации надзора за
системой государственного учета и контроля ядерных материалов Федеральным
надзором России по ядерной и радиационной безопасности (далее - Госатомнадзор
России).
--------------------------------
<*>
Опубликовано в Сборнике законодательства Российской Федерации от 25.12.2000 N
52, часть 3, ст. 5745.
1. В целях
настоящего документа используются следующие термины и определения:
- аномалия в учете
и контроле ядерных материалов - недостача или излишек ядерных материалов,
ошибки в учетных или отчетных документах, повреждения, отказы средств контроля
доступа к ядерным материалам, нарушения порядка производства, использования,
передач ядерных материалов;
- комплексная
инспекция Госатомнадзора России (далее - комплексная инспекция) - инспекция,
которая предусматривает проверку деятельности организации по всему (или большей
части) комплексу вопросов обеспечения безопасности, находящихся в компетенции
Госатомнадзора России, включая проверку состояния государственного учета и
контроля ядерных материалов. Проводится комиссией в соответствии с программой
комплексной инспекции. Состав комиссии и программа
комплексной инспекции утверждаются в установленном Госатомнадзором России
порядке;
- инспекция
состояния учета и контроля ядерных материалов (далее - инспекция) - форма
надзора, осуществляемого Госатомнадзором России, включающая проверку выполнения
требований к учету и контролю, условий лицензий и ранее вынесенных
постановлений и выданных предписаний Госатомнадзора России, наличия ядерных
материалов в местах их нахождения;
- инцидент -
установленный факт недостачи, излишков, а также несанкционированного
использования и/или незаконного перемещения ядерных материалов, в том числе
через таможенную границу Российской Федерации;
- оперативная
инспекция Госатомнадзора России (далее - оперативная инспекция) - инспекция,
которая предусматривает проверку состояния государственного учета и контроля
ядерных материалов по отдельным вопросам в организациях, в подразделениях и на
рабочих местах организаций. Проводится инспектором или группой инспекторов по
плану или решению структурного подразделения Госатомнадзора России или его
территориального органа;
- специальный отчет
- отчет об обстоятельствах и причинах аномалии в учете и контроле ядерных
материалов;
- технические
средства - средства измерений количества и состава ядерных материалов, средства
контроля доступа к ядерным материалам, используемые при учете и контроле
ядерных материалов и надзоре за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов;
- требования к
учету и контролю - совокупность требований по вопросам учета и контроля ядерных
материалов, устанавливаемых нормативными правовыми актами, федеральными и
ведомственными нормами и правилами;
- целевая
инспекция Госатомнадзора России (далее - целевая инспекция) - инспекция,
которая предусматривает проверку состояния государственного учета и контроля
ядерных материалов в организации в целом или по отдельным вопросам и проводится
инспектором или группой инспекторов Госатомнадзора России и привлекаемых, при
необходимости, по согласованию специалистов других организаций по программе,
утвержденной в установленном Госатомнадзором России порядке.
2. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов включает в себя проверку выполнения федеральных и ведомственных норм
и правил по ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности в
области государственного учета и контроля ядерных материалов, условий лицензий,
а также состояния государственного учета и контроля ядерных материалов и их
наличия на территории Российской Федерации путем проведения инспекций.
Проверка состояния
государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку
выполнения требований к учету и контролю путем организации и проведения
инспекций, анализа информации и принятия мер при выявлении нарушений учета и контроля
ядерных материалов.
3. Положения
настоящего документа обязательны для юридических лиц независимо от
организационно-правовой формы и должностных лиц, осуществляющих деятельность в
области государственного учета и контроля ядерных материалов и надзора за
системой государственного учета и контроля ядерных материалов.
4. Надзор за
системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется с
целью выявления и предотвращения нарушений в функционировании системы
государственного учета и контроля ядерных материалов, причин этих нарушений,
факторов, препятствующих осуществлению государственного учета и контроля
ядерных материалов, предотвращения неконтролируемого распространения и
использования ядерных материалов.
5. Для достижения
цели надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов
Госатомнадзор России в пределах своих полномочий:
- получает и
анализирует информацию по вопросам функционирования системы государственного
учета и контроля ядерных материалов и ее составных частей;
- организует и
проводит инспекции состояния государственного учета и контроля ядерных
материалов, анализирует и обобщает результаты инспекций;
- принимает меры,
направленные на устранение организациями и должностными лицами выявленных
нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных
материалов и причин этих нарушений;
- предоставляет
информацию о результатах надзора за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов органам государственной власти Российской Федерации.
6. В основе
организации надзора за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов лежит следующее:
- взаимодействие
Госатомнадзора России с организациями, осуществляющими обращение с ядерными
материалами, с Российской академией наук, с федеральными органами
исполнительной власти, осуществляющими государственное управление
использованием атомной энергии, государственное регулирование безопасности при
использовании атомной энергии;
- осуществление
надзора не должно необоснованно ограничивать деятельность организаций,
осуществляющих обращение с ядерными материалами, и иных организаций по
осуществлению учета и контроля ядерных материалов.
7. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов осуществляется путем проверки выполнения требований к учету и
контролю организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами,
информационно-аналитическими организациями, центрами сбора, обработки и
передачи информации по учету и контролю ядерных материалов, деятельность
которых регламентируется нормативными правовыми актами, органами управления,
обеспечивающими функционирование системы на федеральном и ведомственном уровне.
8. Госатомнадзор
России создает и ведет базы данных, необходимые для осуществления надзора за
системой государственного учета и контроля ядерных материалов. Накопление
учетных данных по ядерным материалам, а также ведение баз данных по учету и
контролю ядерных материалов Госатомнадзором России не осуществляется.
9. Организации,
осуществляющие обращение с ядерными материалами, и органы управления системы
государственного учета и контроля ядерных материалов не должны создавать
препятствий должностным лицам Госатомнадзора России при выполнении ими своих
функций по надзору за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов.
10. Доступ работников Госатомнадзора России к информации организаций, к
информации, содержащейся в федеральной автоматизированной информационной
системе государственного учета и контроля ядерных материалов, в
информационно-аналитических организациях и центрах сбора, обработки и передачи
информации, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и
контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровне, осуществляется
в соответствии с порядком, установленным для этих организаций.
Доступ должностных
лиц Госатомнадзора России к материалам, составляющим государственную тайну,
осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Информация,
получаемая Госатомнадзором России в ходе осуществления надзора за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов, используется
исключительно с целью, изложенной в пункте 6 настоящего Положения, с
соблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации требований
по защите государственной и коммерческой тайны, а также прав на
интеллектуальную собственность.
11. Состояние
государственного учета и контроля ядерных материалов проверяется при целевых и
оперативных инспекциях и может проверяться в ходе комплексных инспекций.
Указанные инспекции
могут быть плановыми и внеплановыми.
О плановой
комплексной или целевой инспекции инспектируемая организация уведомляется
заранее не позднее чем за 15 рабочих дней до ее
начала, о внеплановой - не позднее чем за 3 рабочих дня.
Внеплановые
инспекции могут проводиться в связи с выявленными инцидентами или аномалиями в
учете и контроле ядерных материалов и в других случаях по решению руководства
Госатомнадзора России или его территориальных органов.
12. Целевые
инспекции должны проводиться не реже одного раза в год по зонам баланса
ядерного материала и по инспектируемой организации.
Инспекции должны
проводиться с учетом особенностей технологического цикла инспектируемой
организации и необходимости проведения измерений при проверке наличия ядерных
материалов.
13. Каждая
инспекция должна включать в себя следующие этапы:
- подготовка к
проведению инспекции и организация инспекции;
- проведение
инспекции;
- оформление
результатов инспекции.
14. Инспекция, как
правило, должна включать проверку:
- наличия у
организации, подавшей заявление на получение разрешения (лицензии),
возможностей для осуществления лицензируемой деятельности с соблюдением
требований к учету и контролю ядерных материалов;
- выполнения условий действия лицензий Госатомнадзора России;
- выполнения ранее
вынесенных постановлений и выданных предписаний Госатомнадзора России и его
территориальных органов;
- проведения
расследований аномалий в учете и контроле ядерных материалов и нарушений в функционировании
системы государственного учета и контроля ядерных материалов;
- наличия ядерных
материалов в местах их нахождения путем проведения выборочных измерений
характеристик ядерных материалов;
- выполнения
требований к учету и контролю. Проверка выполнения требований по вопросам
защиты информации осуществляется представителями Государственной технической
комиссии при Президенте Российской Федерации, привлекаемыми по согласованию к
участию в проведении инспекции;
- соответствия
ведомственных нормативных документов по учету и контролю ядерных материалов федеральным нормам и правилам, соответствия
нормативных документов организации федеральным и ведомственным нормам и
правилам по учету и контролю ядерных материалов;
- выполнения
условий разрешений Госатомнадзора России, выдаваемых руководящему персоналу
объектов использования атомной энергии, обеспечивающему учет и контроль ядерных
материалов;
- наличия системы
профессиональной подготовки персонала, осуществляющего деятельность по учету и
контролю ядерных материалов.
Конкретное
содержание проверок устанавливается программой инспекции, утверждаемой в
установленном Госатомнадзором России порядке.
15. Должностные
лица Госатомнадзора России в ходе проведения инспекций вправе запрашивать и
получать документы и материалы, необходимые для реализации целей инспекций, а
также получать объяснения должностных лиц и работников инспектируемой
организации по вопросам, непосредственно связанным с целями инспекции.
16. При
осуществлении надзора за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов по решению Госатомнадзора России или его территориальных органов
могут применяться технические средства. Применение технических средств
согласовывается с инспектируемой организацией по вопросам безопасности их
использования.
Использование
технических средств при проведении инспекций должно
осуществляться специально обученными для этих целей работниками Госатомнадзора
России при соблюдении требований техники безопасности, радиационной
безопасности и мер по защите информации о ядерных материалах.
Территориальные
органы и организации Госатомнадзора России должны поддерживать
работоспособность принадлежащих им технических средств, а также обеспечивать
своевременную поверку и калибровку средств измерений, входящих в состав этих
технических средств. Измерения ядерных материалов в ходе инспекций должны
проводиться в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками
выполнения измерений с использованием приборов, имеющих действующее поверочное
клеймо.
17. По результатам
инспекций составляется акт или акт-предписание или предписание, экземпляр
которого после оформления выдается в установленном порядке инспектируемой
организации.
18. В случае
выявления нарушений в функционировании системы государственного учета и
контроля ядерных материалов Госатомнадзор России и его должностные лица
принимают в пределах своих полномочий меры:
- выдают
руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения
предписания об устранении выявленных нарушений;
- выдают
руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения
предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями требований
федеральных норм и правил и условий действия лицензий;
- приостанавливают
или прекращают действие разрешений Госатомнадзора России на право
ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемых
должностным лицам организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами,
отвечающим за организацию и обеспечение учета и контроля ядерных материалов;
- приостанавливают
или прекращают действие выданных Госатомнадзором России или его
территориальными органами разрешений (лицензий) организациям, осуществляющим
обращение с ядерными материалами;
- привлекают к
административной ответственности организации, должностных лиц и граждан в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- направляют
правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства Российской
Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм
и правил и условий действия лицензий (разрешений), если нарушения содержат
признаки преступлений согласно уголовному законодательству Российской
Федерации.
19. Учет и анализ
результатов надзора осуществляется:
- работником
подразделения, осуществляющего надзор за системой государственного учета и
контроля ядерных материалов, территориального органа Госатомнадзора России;
- подразделением
территориального органа Госатомнадзора России, ответственным за осуществление
надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов;
- территориальным
органом Госатомнадзора России;
- подразделением
центрального аппарата Госатомнадзора России, выполняющим функции организации и
осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов.
20. Анализ
производится на основании следующих документов и информации:
- актов,
актов-предписаний и предписаний по результатам проведенных инспекций;
- отчетов по
результатам проведенных инспекций;
- информации о
состоянии учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих
обращение с ядерными материалами;
- специальных
отчетов;
- отчетных
документов органов управления, обеспечивающих функционирование системы
государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и
ведомственном уровне, информационно-аналитических центров сбора, обработки и
передачи информации и организаций, осуществляющих обращение с ядерными
материалами, получаемыми по запросам Госатомнадзора России;
- отчетов
организаций о выполнении постановлений и предписаний Госатомнадзора России и
его территориальных органов;
- информации о
выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных
материалов.
21. По результатам
анализа готовится заключение о состоянии системы государственного учета и контроля
ядерных материалов.
Заключение о
состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов
готовится в сроки, установленные положением о планировании и отчетности в
системе Госатомнадзора России для подготовки годового отчета о деятельности:
- территориального
органа;
- Госатомнадзора
России.
22. Учету и
хранению в Госатомнадзоре России подлежат:
- акты,
акты-предписания и предписания по результатам проведенных инспекций;
- отчеты по
результатам проведенных инспекций;
- акты по
результатам расследования инцидентов и аномалий в учете и контроле ядерных
материалов;
- специальные
отчеты организаций;
- отчетные
документы организаций, получаемые по запросам Госатомнадзора России;
- отчеты
организаций о выполнении постановлений и предписаний Госатомнадзора России и
его территориальных органов;
- информация о
выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных
материалов;
- заключения о
состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов.