ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 апреля 2004 г. N 02-18/06-2578
В связи с
возникающими вопросами о юридическом статусе актов о несчастных случаях на
производстве, оформленных в 60 - 80 годах на предприятиях и в организациях
железнодорожного транспорта в соответствии с ранее действующими нормативными
правовыми актами Министерства путей сообщения СССР, Федеральной инспекцией
труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации письмом от
05.04.2004 за N 1296-17/10-13 дано соответствующее разъяснение.
Направляем
указанное разъяснение, которым следует руководствоваться при приеме-передаче
личных (учетных) дел бывших работников железнодорожного транспорта.
Л.Н.РАУ
Приложение
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА
ПИСЬМО
от 5 апреля 2004 г. N 1296-17/10-13
Департамент
государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и
охране труда Минтруда России рассмотрел обращение о юридическом статусе актов о
несчастных случаях на производстве, оформлявшихся в 60 - 70 годах по
результатам расследования несчастных случаев на производстве с работниками
организаций железнодорожного транспорта в соответствии с ведомственными
нормативными правовыми актами, утвержденными Министерством путей сообщения
СССР.
Разъясняем,
что до 1989 года в СССР действовал порядок, в соответствии с которым ряду
отраслевых министерств и ведомств (железнодорожного транспорта, морского и
речного флота и др.) предоставлялось право по согласованию с соответствующими
отраслевыми ЦК профсоюзов утверждать нормативные правовые акты, регулирующие
особенности расследования несчастных случаев на производстве, происходящих в
организациях данных отраслей. В
частности, в системе министерств путей сообщения СССР и транспортного
строительства СССР на протяжении ряда лет отраслевые особенности расследования
несчастных случаев на производстве регулировались утверждавшимися (и
периодически пересматривающимися) указанными
министерствами по согласованию с ЦК профсоюза рабочих железнодорожного
транспорта и транспортного строительства и Отделом охраны труда ВЦСПС
ведомственными инструкциями.
Так, в
полном соответствии с установленным порядком, а также Постановлением Совета
Министров СССР от 21.02.50 N 746 "О мерах по улучшению состояния охраны
труда на железнодорожном транспорте" в указанных целях МПС СССР была
утверждена и введена в действие упомянутая в письме форма акта о несчастном
случае на производстве (форма ТНУ-17), в соответствии с которой на протяжении
ряда лет осуществлялось оформление
происходящих в отрасли несчастных случаев на производстве. В
1966 году в связи с введением в действие нового Положения о расследовании и
учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением
Президиума ВЦСПС от 20.05.66, и в соответствии с упомянутым выше Постановлением
Совета Министров СССР Министерством путей сообщения СССР совместно с
Министерством транспортного строительства СССР по согласованию с ЦК профсоюза
рабочих железнодорожного транспорта была утверждена (Постановление от 27.07.66
ЦЗТ-2492/3427) и введена в действие Инструкция о
расследовании и учете несчастных случаев на производстве на железнодорожном
транспорте и транспортном строительстве, в соответствии с которой результаты
расследования несчастных случаев на производстве, происшедших на отраслевых
предприятиях, подлежали оформлению в соответствии с прилагаемым к Инструкции
актом по форме Н-1 (в полной мере соответствовавшем форме акта о несчастном
случае на производстве, утвержденной Постановлением Президиума ВЦСПС).
Необходимо
также отметить, что в связи с утверждением 17.08.89 Президиумом ВЦСПС и Госпроматомнадзором СССР и введением в действие нового
Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве
(введено в действие с 01.01.90) в СССР (и Российской Федерации) для всех
организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, был установлен
единый порядок расследования, оформления, регистрации и учета несчастных
случаев на производстве. При этом все
ранее действовавшие отраслевые нормативные правовые акты фактически утратили
силу.
Учитывая
изложенное, а также требования ст. 3 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний", следует признать, что
оформленные в соответствии с действовавшими в 60 - 80 годах нормативными
правовыми актами Министерства путей сообщения СССР акты о несчастных случаях на
производстве (в том числе по упомянутой форме ТНУ-17), происшедших в прежние годы с работниками отрасли, следует считать надлежащими юридическими
актами, в установленном порядке подтверждающими факт повреждения здоровья
работников вследствие несчастного случая на производстве, который влечет
возникновение обязательств страховщика осуществлять
обеспечение по страхованию.
Заместитель
руководителя
Департамента -
главный
государственный инспектор
Российской
Федерации
по охране труда
И.А.ВОРОБЬЕВ