ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2004 г. N КАС04-400
Кассационная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего:
Н.К. Толчеева,
членов коллегии:
М.Н. Лаврентьевой, А.Я. Петроченкова
рассмотрела
в открытом судебном заседании от 24 августа 2004 года гражданское дело по
заявлению открытого акционерного общества "Илецксоль"
о признании недействующими и не подлежащими применению Постановления
Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной
платы, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 "Об утверждении
Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда,
работа в которых дает право
на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" и Постановления
Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 1 марта 1991
г. N 56 "Об утверждении Списка производств, работ, профессий и должностей,
работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и
тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала
предприятий и объединений, занятым на добыче и транспортировке
соли"
по кассационной
жалобе ОАО "Илецксоль" на решение
Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2004 года, которым в
удовлетворении заявления отказано.
Заслушав
доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева
Н.К., объяснения представителей Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации Жука С.Е. и Таболиной И.В., Министерства финансов
Российской Федерации Дивеева М.Д., возражавших против доводов кассационной
жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу
необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
ОАО "Илецксоль" обратилось в Верховный Суд Российской
Федерации с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению
Постановлений Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N
298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей
с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный
отпуск и сокращенный рабочий день" (с последующими изменениями) и
Госкомтруда СССР от
1 марта 1991 г. N 56 "Об утверждении Списка производств, работ, профессий
и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за
подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам
промышленно-производственного персонала предприятий и объединений, занятым на
добыче и транспортировке соли", указывая на то, что оспариваемые
нормативные правовые акты не опубликованы официально и не могут применяться,
возложение на основании этих актов на акционерное общество обязанности
предоставлять своим работникам дополнительные оплачиваемые отпуска при
отсутствии перечней, утвержденных в соответствии с правилами статьи 117
Трудового кодекса, нарушает его права.
Решением Верховного
Суда Российской Федерации от 11 марта 2004 года в удовлетворении заявленных
требований отказано.
В кассационной
жалобе ОАО "Илецксоль" просит решение суда
отменить и принять новое решение об удовлетворении его заявления, ссылаясь на
то, что установленные судом и имеющие значение для дела обстоятельства не
подтверждены доказательствами, выводы суда не соответствуют положениям
законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Обсудив доводы
кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
не находит оснований для ее удовлетворения.
Отказывая в
удовлетворении заявления ОАО "Илецксоль",
суд первой инстанции правильно сослался на то, что оспариваемые Постановления
Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС приняты до вступления в силу Конституции
Российской Федерации, установившей в статье 15 (часть 3) правило о том, что
любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы
официально для всеобщего
сведения.
Указание на
обязательность опубликования в официальном издании ведомственных нормативных
правовых актов Союза ССР в данной конституционной норме отсутствует.
Указ
Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке
опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и
Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об
утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации" не устанавливают
обязательность и порядок
опубликования ведомственных нормативных актов Союза ССР, не определяют
официальное печатное издание, в котором они должны быть опубликованы.
Не
содержали таких указаний в отношении ведомственных нормативных актов СССР и
ранее действовавшие Указ Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. N
104, Постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 и
от 23 июля 1993 г. N 722, регламентировавшие вопросы подготовки ведомственных
нормативных актов, их государственной регистрации и опубликования.
Как установлено
судом, Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N
298/П-22 было опубликовано для всеобщего сведения отдельным изданием
(издательство "Экономика", Москва, 1977, тираж 700000 экземпляров),
оба оспариваемые Постановления общедоступны, включены в различные
информационно-справочные системы, в том числе "Консультант Плюс",
"Гарант" и другие.
Довод кассационной
жалобы об отсутствии в деле доказательств в подтверждение факта такого
обнародования оспариваемых актов не соответствует действительности. Данные
обстоятельства подтверждаются официальным сообщением об этом в представленном
отзыве федерального органа исполнительной власти - Минтруда России, а также
распечаткой указанных документов из одной из информационных систем (л.д. 32 - 35).
Ссылка в
кассационной жалобе на то, что оспариваемые нормативные правовые акты утратили
силу на основании Заключения Конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г.
N 12, несостоятельна.
В соответствии с
этим Заключением утрачивают силу неопубликованные нормативные правовые акты,
если они не будут опубликованы по истечении трехмесячного срока. При этом под
опубликованием нормативных актов, согласно пункту 1 постановляющей части
Заключения, подразумевается доведение их тем или иным способом до всеобщего
сведения.
Оспариваемые
Постановления Госкомтруда СССР были опубликованы и доведены до всеобщего
сведения в порядке, действовавшем на момент их издания. Прекращение
их действия до утверждения Правительством Российской Федерации Перечня производств,
работ, профессий и должностей, предусмотренного статьей 117 Трудового кодекса
Российской Федерации, привело бы к массовому нарушению права работников,
занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на
предусмотренный этой статьей Кодекса ежегодный дополнительный оплачиваемый
отпуск.
В силу статьи 18
Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Исходя из
изложенного и положений статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации, не
имеется оснований для признания оспариваемых нормативных правовых актов
недействующими и не подлежащими применению, в связи с
чем в удовлетворении заявленного требования отказано обоснованно.
Руководствуясь ст.
ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Верховного
Суда Российской Федерации от 11 марта 2004 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу открытого акционерного общества "Илецксоль"
- без удовлетворения.
Председательствующий
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
Члены коллегии
М.Н.ЛАВРЕНТЬЕВА
А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ