ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июня 2005 г. N 02-18/06-5771
Для использования в
работе направляем разъяснения Управления надзора и контроля
за соблюдением законодательства о труде Роструда
России (письма от 04.04.2005 N 676-3-6, от 09.06.2005 N 1315-3-6) по вопросам,
связанным с порядком восстановления утраченных актов о несчастных случаях на
производстве (форма Н-1).
Руководитель
Департамента
страхования от
несчастных случаев
на производстве и
профзаболеваний
И.Г.БАРАНОВСКИЙ
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 4 апреля 2005 г. N 676-3-6
Управление надзора
и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда России рассмотрело обращение по вопросам,
связанным с порядком восстановления утраченных актов о несчастных случаях на
производстве (форма Н-1), и разъясняет следующее.
В
соответствии с частью 8 статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации и п.
30 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в
отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России
от 24.10.2002 N 73, работодатель (уполномоченный им представитель) обязан
выдать один экземпляр утвержденного акта о несчастном случае на производстве
(форма Н-1) пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - доверенным лицам пострадавшего (по их
требованию). Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами
расследования должен храниться в течение 45 лет работодателем (физическим или
юридическим лицом), осуществляющим по решению комиссии или государственного
инспектора труда, проводивших расследование, учет несчастного случая.
При страховых
случаях третий экземпляр акта о несчастном случае на производстве и материалы
расследования должны направляться работодателем (председателем комиссии) в
исполнительный орган страховщика (по месту регистрации в качестве
страхователя). В этой связи представляется, что по указанным несчастным случаям
на производстве, происшедшим после января 2000 г., оригиналы актов о несчастных
случаях на производстве, в том числе, должны находиться в соответствующем
исполнительном органе страховщика, куда пострадавшему может быть рекомендовано обратиться за получением дубликата акта.
В то же время
представляется, что утрата акта о несчастном случае и работодателем, и
пострадавшим зачастую означает, что отсутствует объективное подтверждение факта
несчастного случая, хотя не исключается, что в действительности он мог иметь
место. В этой связи считаем, что в данном случае для
установления факта несчастного случая и его надлежащей квалификации необходимо
проведение дополнительного расследования (в порядке, предусмотренном частью 16
статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 25 Положения об
особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных
отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от
24.10.2002 N 73), по результатам которого работодателю может быть выдано
соответствующее заключение и предписание о составлении акта о несчастном случае
на производстве.
Следует
учитывать также, что в случаях реорганизации (ликвидации) организации, в
которой работал пострадавший на момент происшествия несчастного случая, без
установления правопреемственности зачастую представляется невозможным по
объективным причинам оформить, утвердить надлежащим работодателем (его
представителем) и выдать пострадавшему (его доверенному лицу) акт о несчастном
случае на производстве даже при наличии полученных в ходе расследования
объективных доказательств того, что с пострадавшим действительно произошел несчастный случай на производстве. В связи с этим,
а также в целях обеспечения реализации законных прав пострадавшего (его
доверенного лица) на получение страхового обеспечения полагали бы
целесообразным рассмотреть вопрос о внесений изменений в п. 4 статьи 15 ФЗ
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ,
включив в перечень документов, необходимых для решения вопроса о назначении
страховых выплат, заключение государственного инспектора труда (форма 5
приложения 1 к Постановлению Минтруда России от 24.10.2002 N 73).
И, наконец, если в
ходе дополнительного расследования не удалось фактически подтвердить факт
несчастного случая (и, следовательно, восстановить
возможно утраченный акт о несчастном случае на производстве), представляется,
что в этом случае вопрос о признании несчастного случая может быть решен только
в судебном порядке в соответствии со статьями 264, 265 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
Начальник
Управления
надзора и контроля за соблюдением
законодательства о
труде
И.А.ВОРОБЬЕВ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 9 июня 2005 г. N 1315-3-6
Управление надзора
и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда России рассмотрело обращение по вопросам,
связанным с порядком восстановления утраченных актов о несчастных случаях на
производстве (форма Н-1), и разъясняет следующее.
Как уже
сообщалось ранее (письмо Роструда от 04.04.2005 N
676-3-6), при данных обстоятельствах для установления факта несчастного случая
и его надлежащей квалификации необходимо проведение дополнительного
расследования (в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 230 Трудового
кодекса Российской Федерации и п. 25 Положения об особенностях расследования
несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях,
утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73), по результатам которого работодателю может быть выдано
соответствующее заключение государственного инспектора труда и предписание о
составлении акта о несчастном случае на производстве. В этой связи
представляется, что форма акта о несчастном случае на производстве,
составленного по результатам расследования, должна соответствовать форме 2,
указанной в приложении 1 к Постановлению Минтруда России от 24.10.2002 N 73. При этом, в соответствии с п. 31 Положения, в акте вместо подписей
членов комиссии должна быть сделана запись о том, что данный акт формы Н-1
оформлен на основании и в соответствии с заключением государственного
инспектора труда, проводившего в установленном порядке расследование
несчастного случая, а в п. 8.2 акта указывается характер полученных повреждений
и орган, подвергшийся повреждению (на основании заключения соответствующего
учреждения здравоохранения), в том числе с учетом возможных наступивших на
момент проведения дополнительного расследования последствий
полученных повреждений здоровья.
Оформленный
акт о несчастном случае на производстве вместе с прилагаемыми к нему
материалами расследования (которые, в частности, могут включать в себя
заключение госинспектора труда, иные документы, полученные в ходе
расследования, и т.п.) направляется госинспектором труда, проводившим
расследование несчастного случая, в органы и организации, перечисленные в части
10 статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации (в том числе в
соответствующий исполнительный орган
страховщика).
Одновременно
разъясняем, что в соответствии с частью 25 статьи 229 Трудового кодекса
Российской Федерации установление грубой неосторожности застрахованного,
содействовавшей возникновению (или увеличению) вреда, причиненного его
здоровью, и определение степени его вины в процентах осуществляется комиссией,
проводившей в установленном порядке расследование несчастного случая, с учетом
конкретных обстоятельств происшествия и заключения профсоюзного (иного
уполномоченного застрахованным) представительного органа данной организации. В связи с этим представляется, что государственный
инспектор труда, проводивший расследование несчастного случая, не правомочен
устанавливать в своем заключении степень вины застрахованного в процентах.
Начальник
Управления
надзора и контроля за соблюдением
законодательства о
труде
И.А.ВОРОБЬЕВ