ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 18 октября 2005 г. N 761
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ЗА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ
И ВЗРЫВООПАСНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Приказываю:
Утвердить и ввести
в действие с 1 ноября 2005 года прилагаемое Положение о функциональной
подсистеме контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Вр.и.о. Руководителя
А.Б.МАЛЫШЕВ
Утверждено
Приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 18 октября 2005
г. N 761
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ЗА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ
И ВЗРЫВООПАСНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Настоящее
Положение определяет порядок организации и деятельности, состав сил и средств
функциональной подсистемы контроля за химически опасными и взрывоопасными
объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема РСЧС).
2. Функциональная
подсистема РСЧС объединяет силы и средства Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Службы) в целях
реализации задач, предусмотренных настоящим Положением.
3. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, N 30, ст. 3588), Положением о единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121), Положением о
Федеральной службе по экологическому, технологическому
и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 32), Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2005 N
303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти
в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской
Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от
03.08.1996 N 924 "О силах и средствах единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
4. Деятельность
функциональной подсистемы РСЧС осуществляется в пределах полномочий,
предусмотренных Положением о Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору, положениями о территориальных органах
Службы, а также настоящим Положением.
5. Функциональная
подсистема РСЧС действует на федеральном и региональном уровне.
6. Основными
задачами функциональной подсистемы РСЧС являются:
предупреждение
возникновения чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывоопасных
объектах;
обеспечение
готовности Службы к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций на
химически опасных и взрывоопасных объектах.
7. Деятельность
функциональной подсистемы РСЧС организуется центральным аппаратом Службы и ее
территориальными органами.
8. Общее
руководство деятельностью функциональной подсистемы РСЧС осуществляет
руководитель Службы.
9. В рамках
функциональной подсистемы РСЧС создаются координационный орган, постоянно
действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и
средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения
и информационного обеспечения.
10. Координационным
органом функциональной подсистемы РСЧС является Комиссия по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (далее
- КЧС).
11. Образование,
реорганизация и упразднение КЧС, определение ее компетенции, утверждение
руководителя и персонального состава осуществляется руководителем Службы.
Компетенция КЧС, а
также порядок принятия решений определяются в положении о КЧС или в решении о ее образовании.
12. Основными
задачами КЧС являются:
а) разработка
предложений в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на химически опасных
и взрывоопасных объектах;
б) координация
деятельности органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧС;
в) обеспечение согласованности
действий функциональной подсистемы РСЧС с федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при
решении задач в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Иные задачи могут
быть возложены на КЧС решениями руководителя Службы.
13. Постоянно
действующими органами управления функциональной подсистемы РСЧС являются:
на федеральном
уровне - подразделения Службы, уполномоченные для решения задач в области
контроля и надзора за обеспечением промышленной безопасности на химически
опасных и взрывоопасных объектах;
на региональном
уровне - подразделения территориальных органов Службы по технологическому и
экологическому надзору, уполномоченные для решения задач в области контроля и
надзора за обеспечением промышленной безопасности на химически опасных и
взрывоопасных объектах.
Компетенция и
полномочия постоянно действующих органов управления функциональной подсистемы
РСЧС определяются соответствующими положениями о них.
14. Органами
повседневного управления функциональной подсистемы РСЧС являются:
на федеральном
уровне - оперативная диспетчерская служба Информационно-аналитического центра
Межрегионального территориального округа по информатизации и защите информации
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
на региональном
уровне - дежурные службы или уполномоченные отделы территориальных органов
Службы по технологическому и экологическому надзору.
15. Силы и средства
функциональной подсистемы РСЧС предназначены для предупреждения возникновения
чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывоопасных объектах и
обеспечения готовности Службы к действиям при возникновении чрезвычайных
ситуаций на химически опасных и взрывоопасных объектах.
16. К силам
функциональной подсистемы РСЧС относятся сотрудники Службы, которые в
соответствии со служебными обязанностями осуществляют контроль и надзор:
за соблюдением
требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве,
эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов,
изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств,
применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных
веществ на опасных производственных объектах;
за
горно-спасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горно-спасательных частей к
ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях;
за готовностью
поднадзорных организаций, сил и средств опасных производственных объектов к
действиям по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
за организацией
технического расследования аварий техногенного характера на поднадзорных
химически опасных и взрывоопасных объектах.
17. К средствам
системы связи, оповещения и информационного обеспечения функциональной
подсистемы РСЧС относятся:
документированная
информация на бумажных и машиночитаемых носителях, включая комплекс нормативных
и методических документов, а также электронные базы данных, реестры, кадастры,
перечни и справочники, содержащие пообъектную
информацию;
телекоммуникационная
система, включающая в себя локальные вычислительные сети, средства передачи
данных и голосовой связи Службы;
информационно-управляющая
система регулирования промышленной безопасности АИС ПБ;
информационно-аналитический
центр Межрегионального территориального округа по информатизации и защите
информации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору, обеспечивающий прием и обработку информации.
18. На федеральном
уровне проводится согласование деятельности функциональной подсистемы РСЧС с
МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти и организациями.
19. На региональном
уровне проводится согласование деятельности функциональной подсистемы РСЧС с
территориальными органами МЧС России и заинтересованными органами
исполнительной власти субъектов Федерации.
20. Для обеспечения
функционирования функциональной подсистемы РСЧС и осуществления контроля за
химически опасными и взрывоопасными объектами в период возникновения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и
материальных ресурсов Службы.
Порядок создания,
использования и восполнения резервов финансовых и
материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации.
Номенклатура и
объем резервов материальных ресурсов для функциональной подсистемы РСЧС, а
также контроль за их созданием, хранением,
использованием и восполнением устанавливаются руководством Службы.
21. Деятельность
функциональной подсистемы РСЧС осуществляется на основе планов проведения
мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на химически опасных и
взрывоопасных объектах в рамках единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
22. При отсутствии
угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывоопасных
объектах органы управления и силы функциональной подсистемы РСЧС функционируют
в режиме повседневной деятельности.
Решением
руководителя Службы для соответствующих органов управления и сил функциональной
подсистемы РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов
функционирования:
а) режим повышенной
готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим
чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
23. Основными
мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной
подсистемы РСЧС, являются:
а) в режиме
повседневной деятельности:
сбор, обработка и
обмен в установленном порядке информацией о состоянии безопасности на химически
опасных и взрывоопасных объектах на территории Российской Федерации;
планирование
действий органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧС, организация
подготовки и обеспечения их деятельности;
совершенствование
подготовки органов управления Службы к действиям при чрезвычайных ситуациях на
химически опасных и взрывоопасных объектах, организация обучения работников
Службы способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
ведение учета
чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывоопасных объектах, участие в
расследовании причин аварий;
б) в режиме
повышенной готовности:
усиление
оперативной диспетчерской службы;
введение при
необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов
управления и сил функциональной подсистемы РСЧС;
непрерывный сбор,
обработка и передача органам управления и силам функциональной подсистемы РСЧС
данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование сотрудников
Службы о приемах и способах защиты от них;
уточнение планов
действий (взаимодействия) и иных документов функциональной подсистемы РСЧС;
восполнение при
необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для обеспечения работ
по осуществлению контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами;
осуществление мер
по обеспечению безопасности работников Службы и их устойчивой деятельности;
в) в режиме
чрезвычайной ситуации:
оповещение
руководителя Службы о возникших чрезвычайных ситуациях;
организация работ
по всестороннему обеспечению действий сил и средств функциональной подсистемы
РСЧС;
непрерывный сбор и
обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе
проведения работ по ее ликвидации;
поддержание
взаимодействия органов управления и сил всех уровней функциональной подсистемы
РСЧС с органами МЧС России и другими заинтересованными органами и
организациями;
организация
непрерывного контроля за реализацией эксплуатирующей
организацией в полном объеме мероприятий по локализации и ликвидации
чрезвычайной ситуации, а также информирование населения;
проведение
мероприятий по обеспечению безопасности работников Службы в районе чрезвычайной
ситуации.
24. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам,
предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного
закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", для
органов управления и сил функциональной подсистемы РСЧС устанавливается режим
повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по
обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, -
режим чрезвычайной ситуации.
25. В режиме
чрезвычайного положения органы управления и силы функциональной подсистемы РСЧС
функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов
государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
26. Финансовое
обеспечение функционирования функциональной подсистемы РСЧС и мероприятий по
предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств бюджета
Службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
27. Финансирование
целевых программ по обеспечению контроля за химически опасными и взрывоопасными
объектами, опасными объектами осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
28. Выделение
средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из
резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.