Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января
2006 г. N 7375
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 29 ноября 2005 г. N 893
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧНЯ
ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЕ СВЕДЕНИЙ
Приказываю:
1. Утвердить
прилагаемый Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных
производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005).
2. Считать не
подлежащим применению Постановление Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999
года N 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации
промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней" <*>.
--------------------------------
<*>
Зарегистрировано Минюстом России 07.10.1999, регистрационный
N 1926.
ВРИО руководителя
А.Б.МАЛЫШЕВ
Утвержден
Приказом
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 29 ноября 2005
г. N 893
ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ
ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЕ СВЕДЕНИЙ
РД-03-14-2005
I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1. Порядок
оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных
объектов и перечень включаемых в нее сведений (далее - Порядок) устанавливает
перечень сведений, которые должны содержаться в декларации промышленной
безопасности опасных производственных объектов (далее - декларация), и
требования к ее оформлению.
2. Порядок
разработан в соответствии с:
- Федеральным
законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, N 30, ст. 3588) с изменениями на 9 мая 2005 года;
- Положением о
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N
401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348);
- Постановлением
Правительства Российской Федерации от 11.05.99 N 526 "Об утверждении
Правил представления декларации промышленной безопасности опасных
производственных объектов" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 20, ст. 2445) с изменениями на 1 февраля 2005 года;
- Постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 N 49 "Об изменении и
признании утратившими силу некоторых актов
Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2005, N 7, ст. 560).
3. Порядок
распространяется на декларации, разрабатываемые в соответствии с федеральным
законодательством, независимо от организационно-правовых форм собственности
организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), а
также ведомственной принадлежности опасных производственных объектов.
4. Порядок является
обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации,
экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности
деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющими надзор за декларируемыми
опасными производственными объектами.
5. В Порядке используются
термины, установленные в:
- Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ с изменением от
10.01.2003;
-
"Методических указаниях по проведению анализа
риска на опасных производственных объектах" (РД 03-418-01), утвержденных
Постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 N 30.
Также используются
термины и их определения, приведенные в приложении N 1 к Порядку.
6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска аварии и
связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению
аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с
требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации
последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение
масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на
ОПО.
7. Декларация разрабатывается для ОПО, на которых получаются,
используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются,
уничтожаются опасные вещества в количествах, установленных в приложении 2 к
Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных
объектов" (таблицы 1 и 2 приложения N 2 к Порядку), а также для ОПО,
обязательность декларирования которых установлена в нормативных правовых актах
Службы.
При решении вопроса
об обязательности декларирования промышленной безопасности следует применять
следующие принципы:
1) для опасных
веществ, не указанных в таблице 1, применять данные таблицы 2 приложения N 2 к
Порядку;
2) в случае, если
расстояние между ОПО менее пятисот метров, учитывается суммарное количество
опасного вещества;
3) если на ОПО
применяется несколько видов опасных веществ, то их суммарное пороговое
количество определяется условием:
n
SUMm(i) / M(i) > 1
i=1
где m(i) -
количество применяемого вещества; M(i) - пороговое (предельное) количество того
же вещества в соответствии с таблицами 1 и 2 для всех i от 1 до n.
8. В случае, если ОПО, расположенные на расстоянии менее пятисот метров
и принадлежащие разным организациям, объединены в единый технологический цикл и
сумма опасных веществ на них превышает установленные предельные значения
(таблицы 1 и 2 приложения N 2 к Порядку), то они подлежат декларированию.
9. Декларация
разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение,
реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО.
10. Декларация
уточняется или разрабатывается вновь при изменении сведений, содержащихся в
ней, или изменении требований промышленной безопасности.
11. Декларация
уточняется путем внесения в нее частичных изменений в случае, если эти
изменения связаны с техническими и/или технологическими изменениями на опасном
производственном объекте, которые не влияют на условия безопасной эксплуатации
и не увеличивают значения показателей риска аварии. Данные изменения
прилагаются к декларации и согласовываются с управлением центрального аппарата
Службы, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением требований промышленной
безопасности на декларируемом ОПО.
12. При разработке
декларации для действующего ОПО в состав сведений по обеспечению требований
промышленной безопасности следует включать сведения как о выполняемых, так и о
планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации
представляются сведения о мерах, представленных в проектной документации.
13. Декларация
представляется на экспертизу промышленной безопасности (далее - экспертиза) в
экспертную организацию.
14. Декларация с
заключением экспертизы по ней направляется на рассмотрение в управление
центрального аппарата Службы, осуществляющее контроль и надзор за соблюдением
требований промышленной безопасности на декларируемом
ОПО.
15. Представление
копии декларации, информационного листа и заключения экспертизы в
заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления,
общественные объединения и гражданам осуществляется в соответствии с Правилами
представления декларации промышленной безопасности опасных производственных
объектов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от
11.05.99 N 526).
II.
СТРУКТУРА ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
16. Декларация
должна включать следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- данные об
организации - разработчике декларации;
- оглавление;
- раздел 1
"Общие сведения";
- раздел 2
"Результаты анализа безопасности";
- раздел 3
"Обеспечение требований промышленной безопасности";
- раздел 4
"Выводы";
- раздел 5
"Ситуационные планы";
- обязательные
приложения к декларации:
- приложение N 1
"Расчетно-пояснительная записка";
- приложение N 2
"Информационный лист".
III.
ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ДЕКЛАРАЦИЮ
ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
17. Титульный лист
является первой страницей декларации и служит источником информации,
необходимой для обработки и поиска этого документа. На титульном листе
приводятся следующие сведения:
1) реквизит
утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей декларируемый
ОПО, или заказчиком проекта (для проектируемых объектов);
2)
регистрационный номер декларации присваивается Службой в установленном порядке;
3) наименование
декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименование эксплуатирующей
организации (или заказчика проекта);
4) регистрационный
номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных
объектов (для действующих объектов);
5) местонахождение
декларируемого объекта и год разработки декларации.
18. Данные об
организации - разработчике декларации включают:
1) наименование
организации, разработавшей декларацию, ее почтовый адрес, телефон, факс;
сведения о лицензии Службы на проведение работ, связанных с экспертизой
промышленной безопасности (с указанием регистрационного номера и даты выдачи
лицензии), данные об аккредитации в области экспертизы декларации промышленной
безопасности и/или анализа риска.
При участии в
разработке декларации и расчетно-пояснительной записки (далее - РПЗ) нескольких
организаций указанные сведения представляются для каждой из них.
2) список
исполнителей, включающий их фамилии и инициалы, должности, место работы и
сведения об аттестации в области экспертизы декларации промышленной
безопасности.
19. Оглавление
включает наименования всех разделов декларации с указанием страниц, с которых
начинаются разделы и подразделы.
20. Раздел 1
"Общие сведения" должен включать:
1) реквизиты
организации:
- полное и
сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);
- наименование
вышестоящей организации (при наличии таковой) с указанием адреса, телефона;
- фамилии, инициалы
и должности руководителей организации;
- полный почтовый и
электронный адреса, телефон, факс организации;
- краткий перечень
основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией
декларируемого объекта;
2) обоснование
декларирования:
- перечень
составляющих декларируемого объекта с указанием количества и наименования
опасных веществ, на основании которых опасный производственный объект отнесен к
декларируемым объектам;
- перечень
нормативных правовых документов, на основании которых принято решение о
разработке декларации;
3) сведения о
месторасположении декларируемого объекта:
- краткую
характеристику местности, на которой размещается объект, в том числе данные о
топографии и природно-климатических условиях с указанием возможности проявления
опасных природных явлений;
- план расположения
объекта на топографической карте и сведения о размерах и границах территории,
запретных, санитарно-защитных и охранных зонах декларируемого объекта;
4) сведения о
работниках и иных физических лицах, включая население:
- сведения об общей
численности работников на декларируемом объекте, а также данные о
преимущественном размещении работающих по административным единицам и
составляющим декларируемого объекта с указанием средней численности и
наибольшей численности работающей смены;
- сведения об общей
численности работников других объектов эксплуатирующей организации, размещенных
вблизи декларируемого объекта;
- сведения об общей
численности иных физических лиц, которые могут оказаться в зонах действия
поражающих факторов: работники соседних предприятий и других объектов; лица на
внешних транспортных коммуникациях (ж/д, автодороги);
население и иные физические лица;
5) страховые
сведения (для действующих объектов):
- наименование и
адрес организации-страховщика, а также сведения о ее страховых лицензиях;
- перечень
договоров обязательного страхования ответственности с указанием размеров
страховых сумм.
21. Раздел 2
"Результаты анализа безопасности" должен включать:
1) сведения об
опасных веществах:
- наименование
опасного вещества;
- степень опасности
и характер воздействия вещества на организм человека и окружающую природную
среду, в том числе при возникновении аварии;
2) общие сведения о
технологии:
- схему основных
технологических потоков, которая должна представлять блок-схему с указанием
наименования опасных веществ и направления их перемещения в технологической
системе декларируемого объекта;
- общие данные о
распределении опасных веществ по декларируемому объекту, которые должны
включать сведения об общем количестве опасных веществ, находящихся в
технических устройствах, - аппаратах (емкостях), трубопроводах, с указанием
максимального количества в единичной емкости или участке трубопровода
наибольшей вместимости. Данные должны приводиться для всех составляющих по
максимальным регламентным (проектным) значениям количества опасного вещества;
3) основные
результаты анализа риска аварии.
22. Основные
результаты анализа риска аварии должны включать:
1) результаты
анализа условий возникновения и развития аварий:
- перечень основных
возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению
и развитию аварий;
- краткое описание
сценариев наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий;
- данные о размерах
вероятных зон действия поражающих факторов для описанных сценариев аварии;
- сведения о
возможном числе пострадавших, включая погибших среди работников и иных
физических лиц;
- сведения о
возможном ущербе от аварий;
2) результаты
оценки риска аварии, которые должны включать краткие данные о показателях риска
причинения вреда работникам декларируемого объекта и иным физическим лицам,
ущерба имуществу и вреда окружающей природной среде.
23. Раздел 3
"Обеспечение требований промышленной безопасности" должен включать:
1) сведения об
обеспечении требований промышленной безопасности к эксплуатации декларируемого
объекта:
- сведения о
выполнении распоряжений и предписаний Службы;
- перечень
имеющихся и/или необходимых лицензий Службы на виды деятельности, связанные с
эксплуатацией декларируемых объектов;
- сведения о
профессиональной и противоаварийной подготовке персонала с указанием
регулярности проверки знаний в области промышленной безопасности и порядка
допуска персонала к работе;
- сведения о
системе управления промышленной безопасностью, включая данные о
производственном контроле за соблюдением требований
промышленной безопасности;
- сведения о
системе проведения сбора информации о произошедших инцидентах и авариях и
анализе этой информации;
- перечень
проведенных работ по анализу опасностей и рисков, техническому диагностированию
и экспертизе технических устройств, зданий, сооружений и экспертизе промышленной
безопасности с указанием наименования объекта экспертизы и организаций,
проводивших указанные работы, а также даты и номера заключения экспертизы;
- сведения о
соответствии условий эксплуатации декларируемого объекта требованиям норм и
правил;
- сведения о
принятых мерах по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность на
декларируемом объекте, а также по противодействию возможным террористическим
актам;
2) сведения об
обеспечении требований промышленной безопасности по готовности к действиям по
локализации и ликвидации последствий аварии:
- сведения о
мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом
объекте;
- сведения о
составе противоаварийных сил, аварийно-спасательных и других служб обеспечения
промышленной безопасности;
- сведения о
финансовых и материальных ресурсах для локализации и ликвидации последствий
аварий на декларируемом объекте;
- сведения о
системе оповещения в случае возникновения аварии на декларируемом объекте с
приведением схемы оповещения и указанием порядка действий в случае аварии;
- сведения о
порядке действия сил и использования средств организации, эксплуатирующей
опасный производственный объект, а также их взаимодействию с другими
организациями по предупреждению, локализации и ликвидации аварий.
24. Раздел 4
"Выводы" должен включать:
1) перечень
наиболее опасных составляющих и/или производственных участков декларируемого
объекта с указанием показателей риска аварий;
2) перечень
наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска;
3) перечень
основных мер, направленных на уменьшение риска аварий;
4) обобщенную
оценку обеспечения промышленной безопасности и достаточности мер по
предупреждению аварий на декларируемом объекте.
25. Раздел 5
"Ситуационные планы" должен включать графическое отображение зон
действия поражающих факторов для наиболее опасных по последствиям аварии
составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта. На
ситуационном плане в масштабе должны быть отмечены:
1)
промышленная площадка (территория) с указанием месторасположения источника
выброса или взрыва опасного вещества;
2) предприятия,
транспортные коммуникации, населенные пункты и места массового скопления людей;
3) зоны действия
поражающих факторов аварий для наиболее опасных по последствиям и вероятных
сценариев аварии на декларируемом объекте, а также краткое описание сценариев,
методов и основных исходных данных, применяемых при расчете этих сценариев;
4) распределение
потенциального территориального риска гибели людей от аварий по территории объекта
и прилегающей местности (для декларируемых объектов, аварии на которых
сопровождаются выбросом токсичных, высокотоксичных и/или воспламеняющихся
веществ).
IV.
ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ
В ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
"РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"
26. Приложение N 1
"Расчетно-пояснительная записка" имеет следующую структуру:
- титульный лист;
- оглавление;
- Раздел 1
"Сведения о технологии";
- Раздел 2
"Анализ риска";
- Раздел 3
"Выводы и предложения";
- Список
использованных источников.
27. Титульный лист
РПЗ является первой страницей и должен включать следующие сведения:
1) надпись
"Приложение 1" (в правом верхнем углу);
2) регистрационный
номер декларации в соответствии с подп. 2 п. 17 Порядка;
3) наименование РПЗ
к декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименования
эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);
4) для действующего
объекта - регистрационный номер декларируемого объекта в государственном
реестре опасных производственных объектов, для проектируемого объекта - наименование
проектной документации с указанием стадии проекта (проектная документация на
строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение,
консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта);
5) номер книги (в
том случае, если РПЗ состоит из двух и более книг);
6) местонахождение
организации, разработавшей декларацию промышленной безопасности, и год ее
разработки.
Если РПЗ состоит из
двух или более книг, каждая книга должна иметь свой титульный лист,
соответствующий листу первой книги и содержащий сведения, относящиеся к данной
книге.
28. Оглавление
должно включать наименование всех разделов и подразделов РПЗ с указанием
страниц, с которых начинаются эти структурные элементы.
В случае, если РПЗ состоит из двух и более книг, в каждой из них
должно быть свое оглавление. В оглавлении первой книги должно быть представлено
содержание всего документа с указанием номеров страниц и книг, в последующих
книгах - только содержание соответствующей книги.
29. Раздел 1
"Сведения о технологии" должен включать:
1) сведения об
опасных веществах (представляется для веществ, учитываемых при идентификации
декларируемого объекта):
- наименование;
- вид;
- химическая
формула;
- состав;
- физические
свойства (молекулярный вес, температура кипения, плотность);
- взрывоопасность;
- токсическая
опасность;
- реакционная
способность;
- запах;
- коррозионная
активность;
- меры
предосторожности;
- воздействие на
людей и окружающую среду, в том числе от поражающих факторов аварии;
- средства защиты;
- методы перевода
вещества в безвредное состояние;
- меры первой
помощи пострадавшим от воздействия поражающих факторов при аварии;
2) данные о
технологии и оборудовании:
- принципиальная
технологическая схема с обозначением основного технологического оборудования,
указанием направлений потоков опасных веществ и отсекающей арматуры и кратким
описанием технологического процесса;
- план размещения
основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества;
- перечень основного
технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества;
- данные о
распределении опасных веществ по оборудованию;
3) описание
технических решений по обеспечению безопасности:
- описание решений,
направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение
аварийных выбросов опасных веществ;
- описание решений,
направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов опасных
веществ;
- описание решений,
направленных на обеспечение взрывопожаробезопасности;
- описание систем
автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и других средств
обеспечения безопасности.
30. Раздел 2
"Анализ риска" должен включать:
1) анализ известных
аварий:
- перечень аварий и
обобщенные данные об инцидентах, имевших место на декларируемом объекте (для
действующих объектов);
- перечень наиболее
опасных по последствиям аварий, имевших место на других аналогичных объектах,
или аварий, связанных с обращающимися опасными веществами;
- анализ основных
причин произошедших аварий;
2) анализ условий
возникновения и развития аварий:
- определение
возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению
и развитию аварий;
- определение
сценариев аварий с участием опасных веществ;
- обоснование
применяемых физико-математических моделей и методов расчета с оценкой влияния
исходных данных на результаты анализа риска аварии;
- оценку количества
опасных веществ, участвующих в аварии;
- расчет вероятных
зон действия поражающих факторов;
- оценку возможного
числа пострадавших, в том числе погибших, среди работников декларируемого
объекта и иных физических лиц;
- оценку возможного
ущерба;
3) оценку риска
аварий, включающую данные о вероятности аварий, показателях риска причинения
вреда работникам декларируемого объекта и физическим лицам, ущерба имуществу и
вреда окружающей природной среде (по составляющим объекта).
31. Раздел 3
"Выводы и предложения" должен включать:
1) перечень
составляющих (производственных участков) декларируемого объекта с указанием
рассчитанных показателей риска аварии;
2) сравнительный
анализ рассчитанных показателей риска аварии на декларируемом объекте со
среднестатистическими показателями риска техногенных происшествий и/или
критериями приемлемого риска;
3) предложения по
внедрению мер, направленных на уменьшение риска аварий.
32. Список
использованных источников должен включать:
1) перечень
нормативно-правовых документов, регулирующих требования промышленной
безопасности на декларируемом объекте;
2) перечень
документации организации, используемой при разработке расчетно-пояснительной
записки;
3) перечень
литературных источников.
V. ПЕРЕЧЕНЬ
СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
"ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ЛИСТ"
33. Приложение N 2
"Информационный лист" служит для представления гражданам (по их
обращению), имеет титульный лист и включает следующие структурные элементы:
1) наименование
организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО или являющейся заказчиком
проектной документации;
2) сведения о лице,
ответственном за информирование и взаимодействие с общественностью (должность,
фамилия и инициалы, телефон);
3) краткое описание
производственной деятельности, связанной с эксплуатацией декларируемого
объекта;
4) перечень и
основные характеристики опасных веществ, обращаемых на декларируемом объекте;
5) краткие сведения
о масштабах и последствиях возможных аварий и мерах безопасности;
6) сведения о
способах оповещения и необходимых действиях населения при возникновении аварий.
34. На титульном
листе приложения "Информационный лист" приводятся следующие сведения:
1) надпись
"Приложение N 2" (в правом верхнем углу);
2) регистрационный
номер декларации в соответствии с п. 17 пп. 2 Порядка;
3) наименование
информационного листа к декларации с указанием наименования декларируемого
объекта и наименования эксплуатирующей организации (или заказчика проекта).
VI.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИЛОЖЕНИЙ К НЕЙ
35. Общие
требования:
- декларация и
приложения к ней должны быть оформлены отдельно друг от друга. Декларация и
расчетно-пояснительная записка оформляются в виде отдельных переплетенных книг
(или нескольких книг при необходимости);
- текст декларации
и приложений к ней должен быть выполнен машинописным способом или с применением
печатающих и графических устройств вывода персональных компьютеров на одной
стороне белой бумаги;
- вне зависимости
от способа печатания качество напечатанного текста и оформления иллюстраций и
таблиц должно удовлетворять требованию четкого однозначного восприятия;
- при оформлении
декларации и приложений необходимо соблюдать равномерную плотность,
контрастность и четкость изображения по всему тексту;
- вписывать в
отпечатанный текст отдельные слова, формулы, знаки допускается черными
чернилами или черной тушью;
- заголовки
структурных элементов декларации следует располагать с новой страницы, в
середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не
подчеркивая;
- заголовки
подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с
прописной буквы, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются;
- расстояние между
заголовками структурных элементов, подразделов, пунктов и текстов должно быть
не менее 3 интервалов.
36. Требования к
нумерации страниц декларации и приложений:
- страницы
декларации следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая отдельную сквозную
нумерацию по всему тексту декларации и каждого приложения к ней;
- титульные листы
входят в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не
проставляют;
- иллюстрации и
таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц
декларации и расчетно-пояснительной записки;
- иллюстрации и
таблицы учитывают как одну страницу.
37. Требования к
нумерации разделов, подразделов, пунктов, подпунктов и книг декларации и
расчетно-пояснительной записки:
- разделы,
подразделы, пункты, подпункты и книги декларации и расчетно-пояснительной
записки должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или
подраздела;
- номер пункта
включает номер раздела, порядковый номер подраздела и пункта, разделенные точкой, например 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.;
- номер подпункта
включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и
т.д.;
- если подраздел
имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не
следует;
- книги декларации
и РПЗ должны иметь порядковую нумерацию в пределах декларации и РПЗ,
соответственно;
- номер книги
следует проставлять арабскими цифрами на титульном листе под указанием
наименования декларации или РПЗ, например "Книга 2".
38. Требования к
иллюстрациям:
- иллюстрации
(чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в
декларации или расчетно-пояснительной записке непосредственно после текста, в
котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;
- на все
иллюстрации должны быть даны ссылки;
- иллюстрации должны
иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст);
- иллюстрация
обозначается словом "Рисунок". Наименование помещают в одну строку со
словом "Рисунок" после его номера через тире. Наименование
и слово "Рисунок" помещают после пояснительных данных и располагают
посередине строки;
- иллюстрации
следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей
декларации или расчетно-пояснительной записки;
- иллюстрацию
следует выполнять на одной странице; если иллюстрация не умещается на одной
странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом наименование
иллюстрации помещают на каждой странице и под ним указывают
"лист...";
- масштаб и
количество иллюстраций, в том числе ситуационных планов, выбираются в каждом
конкретном случае исходя из наглядности и полноты отображения информации.
39. Требования к
таблицам:
- цифровой материал
должен оформляться в виде таблиц;
- таблицу следует
располагать в декларации или РПЗ непосредственно после текста, в котором она
упоминается впервые, или на следующей странице;
- на все таблицы
должны быть даны ссылки;
- таблица
обозначается словом "Таблица", название таблицы помещают в одну
строку со словом "Таблица" после ее номера через тире. Слово
"Таблица" и ее название располагают над таблицей слева без абзацного
отступа;
- таблицы следует
нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей декларации или
РПЗ.
40. Требования к
перечислениям и сноскам:
- перечисления при
необходимости могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов;
- перечисления
следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например
1), 2), 3) и т.д., и печатать строчными буквами;
- в пределах одного
пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений;
- сноски следует
размещать в декларации или РПЗ при необходимости пояснения содержания текста,
таблицы или иллюстрации;
- сноски размещают
внизу страницы, на которой находится текст, таблица или иллюстрация, к которым
они относятся.
41. Требования к
ссылкам:
- ссылки на
использованные источники следует указывать порядковым номером по списку
источников и приводить в квадратных скобках;
- наряду с общим
списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании;
- ссылки на
разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, перечисления и
приложения следует указывать их порядковым номером, например: "...в
разделе 2", "...по п. 3.2.4", "...на рис. 1" и т.д.
42. Требования к
оформлению результатов анализа риска:
- результаты
анализа риска должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы расчеты и
выводы, представленные в расчетно-пояснительной записке, могли быть проверены и
повторены квалифицированными специалистами, которые не участвовали при
первоначальном анализе;
- разработчики
декларации могут применять любые обоснованные модели и методы расчета;
- обоснование
применяемых моделей и методов расчета, а также результатов оценки риска
приводится в РПЗ, в декларации приводятся основные результаты расчетов;
- для обоснования
применяемых моделей и методов расчета следует указать организацию,
разработавшую их, принятые допущения, предположения, значения основных исходных
данных, литературные ссылки на используемые материалы;
- при изложении
результатов оценки риска аварии в РПЗ следует указать влияние исходных данных и
принятых допущений на рассчитываемые показатели риска;
- приоритетными для
проведения анализа риска являются методические документы, согласованные или
утвержденные федеральными органами исполнительной власти;
- при анализе
соответствия условий эксплуатации декларируемого ОПО действующим нормам и
правилам безопасности следует учитывать полноту и своевременность выполнения
эксплуатирующей организацией предписаний органов надзора;
- при анализе риска
следует проанализировать различные сценарии, отражающие как наиболее вероятные,
так и наиболее опасные события. Например, следует учитывать последствия
аварийных ситуаций с частичной и полной разгерметизацией оборудования. Также
следует детально выявить условия и оценить вероятность реализации сценариев
аварий с причинением вреда жизни и здоровью человека, имуществу и окружающей
природной среде;
- ущерб от
возможных аварий следует оценивать в натуральных или денежных единицах с учетом
прямых потерь имущества предприятия, затрат на ликвидацию аварии,
социально-экономических потерь (затрат на компенсацию пострадавшим), косвенного
ущерба (упущенной выгоды), экологического ущерба и потерь от выбытия трудовых
ресурсов;
- при оценке риска
необходимо преимущественно использовать количественные методы. Количественные
показатели риска аварии (частота возникновения аварии, вероятность поражения
человека, индивидуальный, коллективный, социальный риск, ожидаемый ущерб и
т.д.) определяются на основе объективных статистических данных, а также с
использованием специальных количественных графо-аналитических
методов, методов имитационного моделирования, с помощью построения полей
потенциального территориального риска;
- при отсутствии
необходимых данных для количественной оценки риска допускается использование
качественных показателей риска аварии, выраженных с использованием
лингвистических оценок (например, "высокая", "низкая"
вероятность). Полнота использования показателей риска аварии определяется
уровнем методического обеспечения процедуры анализа риска для различных
объектов с учетом их специфики.
Приложение
N 1
ТЕРМИНЫ И
ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В целях настоящего
Порядка применяются следующие определения:
1. Декларация промышленной безопасности опасного производственного
объекта (далее - декларация) - документ, в котором представлены результаты
всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по
предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации
опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил
промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий
аварии на опасном производственном объекте.
2. Декларируемый
объект - опасный производственный объект, для которого разработка декларации
промышленной безопасности является обязательной согласно федеральному
законодательству или требованиям Службы.
3. Составляющие
опасного производственного объекта - участки, установки, цеха, хранилища или
другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или
их совокупность по технологическому или территориально-административному
принципу и входящие в состав опасного производственного объекта.
4. Сценарий аварии
- последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных
конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к определенным опасным
последствиям аварии.
5. Сценарий
наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный сценарий аварии) - сценарий
аварии, вероятность реализации которого максимальна за определенный период
времени.
6. Сценарий
наиболее опасной по последствиям аварии (наиболее опасный по последствиям
сценарий аварии) - сценарий аварии с наибольшим ущербом людским и материальным
ресурсам или компонентам природной среды.
Приложение
N 2
ПРЕДЕЛЬНЫЕ
КОЛИЧЕСТВА ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ,
НАЛИЧИЕ КОТОРЫХ НА ОПАСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ
ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ
ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ РАЗРАБОТКИ ДЕКЛАРАЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ (ИЗ ПРИЛОЖЕНИЯ 2 К ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНУ "О
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ"
ОТ 21 ИЮЛЯ
1997 ГОДА N 116-ФЗ)
Таблица 1
Наименование опасного
вещества
|
Предельное
количество
опасного
вещества, т
|
Аммиак
|
500
|
Нитрат
аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в
которых содержание азота из нитрата аммония
составляет более 28 процентов массы, а также
водные растворы нитрата аммония, в которых
концентрация нитрата аммония превышает 90
процентов массы)
|
2 500
|
Нитрат
аммония в форме удобрений (простые
удобрения на основе нитрата аммония, а также
сложные удобрения, в которых содержание азота из
нитрата аммония составляет более 28 процентов
массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония
вместе с фосфатом и (или) калием))
|
10 000
|
Акрилонитрил
|
200
|
Хлор
|
25
|
Оксид
этилена
|
50
|
Цианистый
водород
|
20
|
Фтористый
водород
|
50
|
Сернистый
водород
|
50
|
Диоксид
серы
|
250
|
Триоксид
серы
|
75
|
Алкилы
свинца
|
50
|
Фосген
|
0,75
|
Метилизоцианат
|
0,15
|
Таблица 2
Виды опасных веществ
|
Предельное
количество
опасного
вещества, т
|
Воспламеняющиеся
газы
|
200
|
Горючие
жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых
складах и базах
|
50 000
|
Горючие
жидкости, используемые в технологическом
процессе или транспортируемые по магистральному
трубопроводу
|
200
|
Токсичные
вещества
|
200
|
Высокотоксичные
вещества
|
20
|
Окисляющие
вещества
|
200
|
Взрывчатые
вещества
|
50
|
Вещества,
представляющие опасность для окружающей
природной среды
|
200
|