МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июля 2006 г. N 3736-РХ
Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрело
обращение по вопросам реализации приоритетного национального проекта в сфере
здравоохранения и сообщает.
По вопросу затрат
на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина.
Дополнительная
диспансеризация в 2006 году проводится в отношении граждан в возрасте 35 - 55
лет, прежде всего за счет средств обязательного медицинского страхования в
соответствии с тарифами территориальной программы обязательного медицинского
страхования, установленными в каждом субъекте Российской Федерации и, кроме
того, за счет средств, направляемых из фонда софинансирования
в виде субсидий, которые предоставляются ежемесячно Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования, исходя из численности
работающих граждан, в отношении которых проводится дополнительная
диспансеризация, и норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации
одного работающего гражданина.
По мере
прохождения дополнительной диспансеризации на каждое посещение к
врачам-специалистам заводится "Талон амбулаторного пациента" (учетная
форма N 025-12/у с отметками литерами "ДД", утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004), посещения
учитываются в дневнике учета врачебных посещений в установленном порядке и
представляются к оплате в территориальный фонд обязательного медицинского
страхования.
Кроме того,
по факту законченного случая дополнительной диспансеризации, по мере
представления учреждением здравоохранения счетов, в порядке, установленном
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, производится оплата
в размере норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации,
установленного Приказом Минздравсоцразвития России от
22.03.2006 N 188 (зарегистрирован в Минюсте России 23 марта, N 7614) "О
порядке и объеме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих
в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной
защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских
учреждениях".
Средства,
полученные учреждениями здравоохранения на проведение дополнительной
диспансеризации, направляются ими на оплату труда медицинских работников,
участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за
исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики,
медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер
врачей общей (семейной) практики), и на приобретение расходных материалов,
необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
По вопросу
заключения договора между учреждением здравоохранения, не имеющим лицензии на
осуществление работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи.
При
отсутствии у учреждения здравоохранения, обеспечивающего проведение
дополнительной диспансеризации, лицензии на осуществление работ и услуг по
оказанию медицинской помощи по отдельным специальностям, вопрос может быть
урегулирован путем заключения гражданско-правового договора между данным
учреждением здравоохранения, с одной стороны, и учреждением здравоохранения,
имеющим лицензию на осуществление данного вида медицинской деятельности о
возмещении расходов, понесенных ею в связи с проведением диспансеризации, за
счет средств, перечисленных территориальным
фондом обязательного медицинского страхования.
По вопросу
включения федеральных и ведомственных учреждений здравоохранения в перечень
лечебно-профилактических учреждений, оказывающих дополнительную медицинскую
помощь в рамках государственного задания.
С целью
решения вопроса о включении федеральных и ведомственных учреждений
здравоохранения в перечень учреждений, реализующих приоритетный национальный
проект в сфере здравоохранения Министерством здравоохранения и социального
развития Российской Федерации, подготовлен проект Федерального закона "О
внесении изменений в Федеральные законы "О бюджете Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2006 год" и "О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на 2006 год".
Данным
проектом предусматривается возможность участия ведомственных медицинских
организаций в выполнении государственного задания по оказанию дополнительной
медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказанной женщинам в период
беременности и родов, в случае отсутствия на территории муниципального
образования (городского округа) муниципальных учреждений здравоохранения либо
учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, при условии
размещения в указанных ведомственных учреждениях здравоохранения в
установленном законодательством порядке муниципального заказа.
При этом проектом
Федерального закона "О внесении изменений в Федеральные законы "О
бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006
год" и "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации
на 2006 год" предусматривается распространение его действия на отношения,
возникшие с 1 января 2006 года.
В настоящее время
проект Федерального закона находится на согласовании в Минфине России и
Минэкономразвития России.
По вопросу учета
денежных выплат медицинским работникам при расчетах среднего заработка и
источниках финансирования дополнительных расходов, связанных с увеличением
размера среднего заработка работника, сообщаем.
Информационным
письмом Минздравсоцразвития России от 13.06.2006 N
187-МЗ разъяснило, что Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 171-ФЗ
"О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на
2006 год" предусмотрено финансовое обеспечение государственного задания в
соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам
бесплатной медицинской помощи на 2006 год на оказание учреждениями здравоохранения
муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а
при их отсутствии -
соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации),
дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми,
врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и их
медицинскими сестрами по тарифам, утверждаемым Фондом, которое является
расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
Указанные выплаты
(надбавки стимулирующего характера) осуществляются в рамках трудовых отношений
за выполнение дополнительных обязанностей в пределах установленной работнику
законодательством продолжительности рабочего времени, следовательно, являются
частью заработной платы работника.
В соответствии со
статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации их необходимо учитывать при
исчислении средней заработной платы для всех случаев, предусмотренных Трудовым
кодексом Российской Федерации (отпуска, командировки, повышение квалификации и
т.д.) в порядке, установленном законодательством.
Финансирование
дополнительных расходов учреждения, связанных с увеличением размера среднего
заработка работника, должно осуществляться за счет средств, формирующих фонд
оплаты труда, в том числе средств соответствующих бюджетов и средств
обязательного медицинского страхования.
По вопросу
осуществления денежных выплат работникам скорой медицинской помощи.
Федеральным
законом от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006
год", Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 г.
N 356 "О порядке предоставления в 2006 году субсидий бюджетам субъектов
Российской Федерации на денежные выплаты медицинскому персоналу
фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой
медицинской помощи" предусмотрены денежные выплаты врачам, фельдшерам
(акушеркам) и медсестрам скорой
медицинской помощи учреждений здравоохранения муниципальных образований,
оказывающих скорую медицинскую помощь.
Таким образом, в
перечень медицинских работников на получение указанных денежных выплат включены
средние медицинские работники, в том числе и занимающие должности фельдшера или
медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.
Денежные выплаты
другим категориям работников скорой медицинской помощи, в том числе главному
врачу, его заместителям, главной медицинской сестре (фельдшеру), санитарам,
медицинскому статистику, медицинскому регистратору стола справок, медицинскому
дезинфектору, сестре-хозяйке, фармацевтическому персоналу, водителям
автомобилей скорой медицинской помощи, указанным Постановлением не
предусмотрены.
Вместе с тем в
рамках реализации указанного Постановления субъект Российской Федерации в
установленном порядке должен установить размеры, условия и порядок осуществления
денежных выплат.
В этой
связи органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют
возможность из средств местных бюджетов субъекта Российской Федерации включить
в перечень на получение денежных выплат и других работников скорой медицинской
помощи в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О
внесении изменений и дополнении в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
которым определено их право по повышению заработной платы работникам учреждений
здравоохранения, включая порядок установления и применения доплат, надбавок и
других стимулирующих выплат.
Р.А.ХАЛЬФИН