Введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 10 июля 2007 г.
N 169-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ILO-OSH 2001
Guidelines on occupational
safety and health
management systems
(IDT)
Occupational
safety standards system. Occupational safety
and health management
systems. General requirements
ГОСТ 12.0.230-2007
Группа Т58
ОКСТУ 0012
Предисловие
Цели, основные
принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной
стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система
стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная
система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по
межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения,
обновления и отмены".
Сведения о
стандарте
1. Подготовлен
рабочей группой, состоящей из представителей ООО "Центр безопасности и
гигиены труда" и Федерации независимых профсоюзов России, на основании
собственного аутентичного перевода Руководства, указанного в пункте 4.
2. Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию
и метрологии.
3. Принят
Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации
(Протокол N 28 от 27 марта 2007 г. по переписке).
За принятие
проголосовали:
┌──────────────────────┬──────────┬───────────────────────────────────────┐
│
Краткое наименование │Код страны│ Сокращенное наименование национального│
│ страны по МК │
по МК │ органа по стандартизации │
│ (ИСО 3166) 004-97 │(ИСО 3166)│ │
│ │ 004-97
│ │
├──────────────────────┼──────────┼───────────────────────────────────────┤
│Азербайджанская │ AZ
│Азстандарт │
│Республика │ │ │
│Республика
Армения │ AM
│Армстандарт │
│Республика
Беларусь │ BY
│Госстандарт Республики Беларусь │
│Грузия │ GE
│Грузстандарт │
│Республика
Казахстан │ KZ
│Госстандарт Республики Казахстан
│
│Кыргызская
Республика │ KG │Кыргызстандарт │
│Республика
Молдова │ MD
│Молдова-Стандарт │
│Российская
Федерация │ RU
│Федеральное агентство по техническому │
│ │ │регулированию и
метрологии │
│Республика
Таджикистан│ TJ │Таджикстандарт │
│Туркменистан │ TM
│Главная Государственная служба │
│ │ │"Туркменстандартлары" │
│Республика
Узбекистан │ UZ │Госпотребстандарт
Украины │
│Украина │ UA
│Госстандарт Украины │
└──────────────────────┴──────────┴───────────────────────────────────────┘
4.
Настоящий стандарт идентичен документу Международной организации труда ILO-OSH
2001. Guidelines on occupational safety and health management systems (Руководство по системам управления охраной труда). Наименование
настоящего стандарта изменено относительно наименования международного
документа для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6).
5. Приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля
2007 г. N 169-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 12.0.230-2007 введен в
действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2009
г.
6. Введен впервые.
Введение
Положительное
воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации
<*>, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных
производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности, в
настоящее время признано правительствами, работодателями и работниками.
--------------------------------
<*>
Определение см. в разделе 2 "Термины и определения".
Требования к
системам управления охраной труда разработаны Международной Организацией Труда
(МОТ) в соответствии с общепризнанными международными принципами на основе
широкомасштабного подхода, которые определены входящими в
МОТ представителями трех сторон социально-трудовых
отношений и других заинтересованных организаций. Этот трехсторонний подход
предполагает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной
культуры безопасности труда в организации. Добровольно принимаемые требования к
системам управления охраной труда отражают ценности и средства МОТ, позволяющие
обеспечивать безопасность и здоровье работников.
Практические
рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для
использования всеми, на кого возложена ответственность за управление охраной
труда. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального
законодательства, действующие правила или утвержденные стандарты.
На работодателя
возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению
безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение
системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей.
Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия
организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного
совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.
1. Область
применения
Целью настоящего
стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и
вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе
со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.
На национальном
уровне стандарт служит:
a) для установления
национальных основ системы управления охраной труда, подкрепленных
национальными законами и иными нормативными правовыми актами;
b) руководящими
указаниями по применению добровольных мероприятий по охране туда в
организациях, направленных на соблюдение норм и иных нормативных правовых актов,
ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда;
c) руководящими
указаниями для развития национальных и специальных корпоративных стандартов по
системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей
организаций в соответствии с их размером и характером деятельности.
На уровне
организации стандарт предназначен:
a) служить
руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной
труда в организации в качестве составной части общей политики и системы
управления;
b) способствовать
активизации всех работников организации, в том числе работодателей,
собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с
целью применения современных принципов и методов управления охраной труда,
направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
2. Термины и определения
В настоящем
стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Инцидент (incident): небезопасное происшествие, связанное с работой
или произошедшее в процессе работы, но не повлекшее за собой несчастного
случая.
2.2. Комитет
(комиссия) по охране труда (safety and health committee):
комитет, в состав которого входят представители работников и представители
работодателей, созданный и функционирующий на уровне организации согласно
национальным законам, правилам и практике.
2.3. Компетентное
лицо (competent person):
лицо, обладающее необходимой подготовкой и достаточными знаниями, умениями и
опытом для выполнения конкретной работы.
2.4. Компетентное
учреждение (competent institution):
государственный орган или другая организация, обладающая полномочиями по
определению национальной политики, разработке национальных основ систем
управления охраной труда в организациях и формулированию соответствующих
стандартов.
2.5. Наблюдение за
производственной средой (surveillance of the working
environment): определение и оценка факторов
производственной среды и трудового процесса, которые могут оказывать
воздействие на здоровье работников.
Примечание. Этот
процесс охватывает оценку санитарно-гигиенических условий труда, организации
труда и социально-психологических факторов на рабочем месте, которые могут
представлять риск для здоровья работников, воздействия на работников опасных и
вредных производственных факторов и системы защиты от них, разработанные для их
устранения и снижения.
2.6. Наблюдение за
состоянием здоровья работников (workers' health surveillance): процедуры и
обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения
отклонений от нормы.
Примечание.
Результаты наблюдения за состоянием здоровья работников должны использоваться
для защиты и оздоровления как отдельных работников,
так и группы работников на рабочем месте, а также работников, подвергаемых
воздействию вредных и опасных производственных факторов. Процедуры наблюдения
за состоянием здоровья работников могут включать медицинские осмотры,
биологический контроль, рентгенологические обследования, опрос или анализ данных
о состоянии здоровья работников и другие процедуры.
2.7. Непрерывное
совершенствование (continual improvement):
последовательно повторяющийся процесс повышения эффективности системы
управления охраной труда, направленный на улучшение деятельности организации по
охране труда в целом.
2.8. Опасность (hazard): фактор среды и трудового процесса, который может
быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения
здоровья. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия
отдельных факторов рабочей среды они могут стать опасными.
2.9. Организация (organization): компания,
фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган
власти, общественный институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или
не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют
собственные функции и управление.
Примечание. В
крупных промышленных и хозяйственных объектах, имеющих филиалы (или
обособленные подразделения), отдельно взятый филиал (или обособленное
структурное подразделение) также может быть определен как организация.
2.10. Оценка
опасностей (hazard assessment):
систематическое оценивание опасностей.
2.11. Оценка риска
(risk assessment): процесс
анализа рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их
влияния на безопасность и сохранение здоровья работников.
2.12. Подрядчик (contractor): лицо или организация, представляющие услуги
работодателю на территории работодателя в соответствии с договором,
согласованными техническими требованиями, сроками и условиями.
2.13. Представители
работников (workers' representative):
любые лица, признанные таковыми исходя из национального законодательства и
практики.
Примечание.
Представителями работников могут быть:
а) представители
профессиональных союзов, назначенные или избранные профессиональными союзами
или членами таких профсоюзов;
б) выборные
представители, свободно избранные работниками организации в соответствии с
требованиями национальных законов, правил или коллективных договоров, и чьи
функции не включают деятельность, которая признана в соответствующем
государстве в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов.
2.14. Представители
работников по охране труда (workers' safety and health
representative): представители работников, избранные
или назначенные в соответствии с национальными законами или практикой, для
представления интересов работников по охране труда на рабочем месте.
2.15. Проверка (audit): систематический, независимый, оформленный в виде
документа процесс получения и объективной оценки данных степени соблюдения
установленных критериев.
Примечание. Термин
необязательно означает независимую внешнюю проверку (проводимую проверяющим или проверяющими со стороны).
2.16.
Производственный участок (worksite): физическая зона,
находящаяся под контролем работодателя, где работник должен находиться или куда
ему необходимо прибыть для выполнения трудовых обязанностей.
2.17. Работник (worker): физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с
работодателем.
2.18. Работодатель
(employer): физическое или юридическое лицо
(организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
2.19. Работники и
их представители (workers and
their representatives):
упоминание работников и их представителей указывает на то, что там, где
существуют такие представители, они должны привлекаться к консультациям с целью
обеспечения надлежащего участия работников. В ряде случаев целесообразно
привлекать всех работников и всех их представителей.
2.20. Реагирующее
наблюдение (reactive monitoring):
процедура по определению и устранению недостатков, направленных на
предотвращение и защиту от воздействия опасностей и рисков, а также на
функционирование системы управления охраной труда, которые были выявлены при
расследовании несчастного случая, профессионального заболевания, аварии или
инцидента на производстве.
2.21. Риск (risk): сочетание вероятности возникновения в процессе
трудовой деятельности опасного события, тяжести травмы или другого ущерба для
здоровья человека, вызванных этим событием.
2.22. Система
управления охраной труда (occupational safety and health
management system): набор
взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих
политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
2.23. Текущее
наблюдение (active monitoring):
текущая деятельность по наблюдению за соответствием мероприятий по
предупреждению и минимизации опасностей и рисков, а также мероприятий по
применению системы управления охраной труда по установленным критериям.
2.24. Травмы,
ухудшение здоровья и болезни, связанные с работой (workrelated
injuries, ill health and diseases):
результаты отрицательного воздействия на здоровье работника химических,
биологических, физических факторов, организационно-технических,
социально-психологических и иных производственных факторов во время трудовой
деятельности.
3.
Национальная структура системы управления охраной труда
3.1.
Национальная политика
3.1.1. В
установленном порядке следует определить компетентное учреждение или несколько
учреждений для формулирования, применения и периодического пересмотра согласованной
национальной политики по созданию и содействию развития систем управления
охраной труда в организациях. Согласованную национальную политику по управлению
охраной труда в установленном порядке определяют, реализовывают и периодически
пересматривают путем обсуждения с наиболее представительными организациями
работодателей и работников и, при необходимости, с другими учреждениями.
3.1.2. Национальная
политика по системам управления охраной труда должна устанавливать общие
принципы и процедуры для:
a) содействия
использованию и объединению систем управления охраной труда с общей системой
управления организацией в качестве подсистемы;
b) создания основы
с целью облегчения и совершенствования выполнения мероприятий по
систематическому анализу, планированию, применению и совершенствованию
деятельности по охране труда на национальном уровне и на уровне организации;
c) содействия
участию работников и их представителей в работах по обеспечению охраны труда в
организации;
d) осуществления
непрерывного эффективного и результативного совершенствования систем управления
охраной труда без излишнего бюрократизма, администрирования и издержек;
e) содействия
сотрудничеству и поддержке систем управления охраной труда в организации
инспекциями труда, службами охраны труда и другими национальными органами
государственного надзора и контроля и направления их деятельности по
использованию управления охраной труда;
f) оценки через
определенные промежутки времени эффективности национальной политики и
национальной структуры систем управления охраной труда с целью ее
совершенствования;
g) оценки и
пропаганды имеющимися средствами эффективности систем управления охраной труда
и практики их применения;
h) обеспечения
применения требований по охране труда, установленных в организации,
подрядчиками и их работниками, в том числе временными работниками,
непосредственно нанятыми работодателем.
3.1.3. С целью
обеспечения согласованности национальной политики по охране труда и мероприятий
по ее применению назначенное компетентное учреждение должно устанавливать
национальные структуры систем управления охраной труда для:
a) определения и
установления соответствующих функций и обязанностей различных организаций,
призванных осуществлять национальную политику и выполнять соответствующие
мероприятия для обеспечения необходимой координации между ними;
b) публикации и
периодической оптимизации национальных стандартов по добровольному применению и
функционированию систем управления охраной труда в организациях;
c) установления в
установленном порядке критериев для назначения организаций, ответственных за
разработку, оптимизацию и применение специальных стандартов по системам
управления охраной труда в организациях, и определения их соответствующих
обязанностей;
d) обеспечения
доступности руководящих указаний работодателям, работникам и их представителям
для использования ими преимуществ национальной политики.
3.1.4. Компетентная
организация должна обеспечивать специальными руководящими указаниями органа
государственного надзора инспекции труда, службы охраны труда и другие
общественные или частные службы, агентства или учреждения (организации),
связанные с охраной труда, включая организации здравоохранения, для содействия
и помощи организациям по применению систем управления охраной труда.
3.2.
Национальный стандарт
3.2.1. Национальный
стандарт, устанавливающий порядок добровольного применения и систематического
использования систем управления охраной труда, должен быть разработан на основе
подхода, приведенного в разделе 4, с учетом национальных условий и практики.
3.2.2. Настоящий
стандарт, национальный стандарт и специальные корпоративные стандарты,
описывающие систему управления охраной труда, должны быть увязаны между собой,
представляя достаточную гибкость для непосредственного или адаптированного
применения в конкретной организации.
3.3.
Специальные стандарты
3.3.1. Специальные стандарты по системам управления охраной труда,
предназначенные для определенных видов экономической деятельности или для
объектов крупных промышленных и хозяйственных комплексов, следуя общим целям
настоящего стандарта, должны включать основные элементы национального стандарта
и отражать их специфические условия и потребности с учетом:
a) их размера
(крупные, средние и малые), инфраструктуры, вида отрасли экономики или объектов
крупных промышленных и хозяйственных комплексов;
b) специфики и
характера деятельности, а также типа опасностей и степени рисков.
3.3.2. Элементы
национальных структур управления охраной труда и связи между ними представлены
на рисунке 1.
┌────────────────────────────────────────┐
┌──────────────┐
│ Руководство МОТ по системам управления
├────────────>│ │
│
охраной труда (ILO-OSH 2001)
│ │ │
└───┬────────────────────────────────────┘ │ │
│
┌──────────────────────────────────────────┐ │ │
└─>│
Настоящий межгосударственный стандарт
├───>│
Система │
│ по системам управления
охраной труда │ │
управления │
└────────────────────┬─────────────────────┘ │охраной труда │
│ │в
организациях│
V │ │
┌──────────────────────────────────────────┐ │ │
│ Национальный стандарт
по системам
├───>│ │
│ управления охраной
труда │ │ │
└────────────────────┬─────────────────────┘ │
│
│ │ │
V │ │
┌──────────────────────────────────────────┐ │ │
│ Специальные стандарты
по системам │ │ │
│управления охраной труда отрасли
экономики├───>│ │
│
или крупных промышленных и хозяйственных │ │ │
│
комплексов
│ │ │
└──────────────────────────────────────────┘
└──────────────┘
Рисунок 1. Элементы
национальных структур
систем управления
охраной труда
4. Система управления охраной труда в организации
Обеспечение охраны
труда в организации, включая соответствие условий труда требованиям охраны
труда, установленным национальными законами и иными нормативными правовыми
актами, входит в обязанности работодателей. В связи с этим работодатель должен
продемонстрировать свои руководство и заинтересованность в деятельности по
обеспечению охраной труда в организации и организовать создание системы
управления охраной труда. Основные элементы системы управления охраной труда -
политика, организация, планирование и применение, оценка и действия по совершенствованию
представлены на рисунке 2.