ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2007 г. N ГКПИ07-648
Именем Российской
Федерации
Верховный Суд
Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Толчеева
Н.К.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев
в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с
ограниченной ответственностью "Карди" о
признании недействующим пункта 2 Правил разработки и согласования планов по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории
Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий от 28 декабря 2004 года N 621,
установил:
согласно
пункту 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее -
Правила), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий от 28 декабря 2004 года N 621, настоящие Правила устанавливают общие
требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций,
обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - ЧС(Н)),
а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению
и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Планы) и соответствующих
им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении
ЧС(Н) (далее - Календарные планы) для функциональных и территориальных
подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и организаций,
независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу
нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и
нефтепродуктов, включая администрацию портов (далее - организации).
ООО "Карди" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации
с заявлением о признании пункта 2 Правил недействующим, ссылаясь на то, что
федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, во
исполнение которых был издан Приказ N 621, обязанность иметь план по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
предусмотрена только для организаций, имеющих опасные производственные объекты,
в противоречие с этими нормативными актами
оспариваемая норма расширяет границы применения требований по разработке
указанных планов, распространяя действие Правил на организации, эксплуатирующие
суда, осуществляющие транспортировку нефти и нефтепродуктов, вследствие чего
создаются препятствия для осуществления нормальной экономической деятельности
таких организаций, каковой и является ООО "Карди".
В судебном
заседании представители заявителя Божко В.В., Катунин
Д.П., Червяков Р.В. поддержали вышеизложенные требования, дополнительно указав
на то, что оспариваемая норма распространяет действие Правил и на организации,
осуществляющие использование нефти и нефтепродуктов, то есть на организации, не
упомянутые ни в одном нормативном правовом акте большей юридической силы.
Представители
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Карчков
А.М., Подлесская Т.И. и Министерства юстиции
Российской Федерации Мокрова Е.А. возражали против
заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое нормативное положение
основано на нормах федерального закона и постановлений Правительства Российской
Федерации.
Обсудив доводы
представителей заявителя и представителей заинтересованных лиц, проанализировав
оспариваемый пункт Правил, заслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении
заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для
удовлетворения заявленных требований.
Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от
18.12.2006), определяющий общие для Российской Федерации
организационно-правовые нормы в этой области, устанавливает, формулируя
основные принципы, что планирование и осуществление мероприятий по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом
экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения
чрезвычайных ситуаций (статья 7), вменяет в обязанности организаций планировать
необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных
объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций
(статья 14).
В статье 10
Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной
безопасности опасных производственных объектов" (в редакции от 18.12.2006)
установлена обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный
объект, планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации
последствий аварий на опасном производственном объекте. При этом в подпункте "в"
пункта 1 Приложения 1 к категории опасных производственных объектов отнесены
объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются,
хранятся, транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные
самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно
гореть после его удаления.
Правительство
Российской Федерации в пределах своей компетенции, основанной на положениях
статей 3, 10, 12, 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, статей
4, 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, издало ряд постановлений,
в которых, в частности, определило порядок организации и функционирования
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, принципы формирования планов по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, правила
организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), согласно Положению о
нем, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N
868, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции, в том числе по нормативно-правовому регулированию в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
Реализуя свои
полномочия, МЧС России утвердило Правила, отдельные положения которых оспариваются
заявителем, установившие общие требования к планированию мероприятий по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных
ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, определило порядок
согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов.
Правила
зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.04.2005, регистрационный N 6514, опубликованы в Бюллетене нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти 25.04.2005, N 17.
Распространение
действия этих Правил на организации, независимо от форм собственности,
осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку,
транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая
администрацию портов, не является произвольным, основано на нормах
вышеназванных Федеральных законов, устанавливающих обязанность организаций
планировать мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, и принятых в их развитие постановлений Правительства Российской
Федерации.
Пунктом 6
Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 (в редакции
Постановления от 15.04.2002, N 240), прямо предусмотрено, что планы по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на
региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку
месторождений, добычу нефти, а также
переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов; указано на
полномочие МЧС России определять требования к разработке и согласованию планов
по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории
Российской Федерации.
Обязанность
организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также
переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, что
непосредственно связано с эксплуатацией опасных производственных объектов,
указанных в подпункте "в" пункта 1 Приложения 1 к Федеральному закону
от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, вытекает из взаимосвязанных положений пунктов 1 и
2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов на территории Российской
Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15
апреля 2002 г. N 240.
Положением о
лицензировании перевозок морским транспортом грузов, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 490,
к лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым при осуществлении
перевозок грузов, отнесено наличие у лицензиата (соискателя лицензии) плана по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (подпункт
"г" пункта 4).
В пункте 23
Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (в редакции от 03.10.2006) во исполнение
Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера", предусмотрено осуществление
мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках
единой системы на основе, в том числе
планов организаций.
Довод
представителей заявителя о необоснованном распространении действия Правил на
организации, осуществляющие использование нефти и нефтепродуктов, не
соответствует подпункту "в" пункта 1 Приложения 1 к Федеральному
закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, подпункту "а" пункта 1 Положения
о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных
объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14
августа 2002 г. N 595 (в редакции от 26.01.2007), относящим к опасным (пожароопасным)
производственным объектам объекты, на которых используются горючие жидкости.
Кроме того, ООО
"Карди" осуществляет деятельность,
связанную с транспортировкой, а не использованием нефти и нефтепродуктов,
вследствие чего включение в оспариваемую норму термина
"использование" не затрагивает его прав и свобод.
Поскольку
оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов
заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному
правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в
соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь
статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении
заявления общества с ограниченной ответственностью "Карди"
отказать.
Решение может быть
обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного
Суда
Российской
Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ