ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2007 г. N ГКПИ07-1161
Верховный Суд
Российской Федерации в составе:
судьи Верховного
Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре
Гудковой Е.Ю.,
с участием
прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЖСК
"Октябрь-2" о признании частично недействующим пункта 12.1
Постановления Госгортехнадзора России от 16.05.2003 N 31 "Об утверждении
правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов",
установил:
Постановлением
Госгортехнадзора России от 16 мая 2003 г. N 31 утверждены Правила устройства и
безопасной эксплуатации лифтов (далее по тексту - Правила). Постановление
зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 27.05.2003 N 4597 и официально
опубликовано в газете "Российская газета" (специальный выпуск), N
120/1, 21.06.2003.
ЖСК
"Октябрь-2" обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании
недействующим пункта 12.1 Правил, в части, раскрывающей содержание понятие
эксплуатирующей организации, ссылаясь на то, что оспариваемое положение в
указанной части противоречит ст. 36 ЖК РФ, ч. ч. 1, 4 ст. 110 ЖК РФ, п. 3 ст.
50 ГК РФ, ст. 116, ст. 294, п. 1 ст. 296 ГК РФ.
По мнению
заявителя, п. 12.1 Правил в части, относящей к эксплуатирующей организации
объединение собственников жилья, которым принадлежат здания, в которых
расположены лифты, и обязывающей такое объединение обеспечивать содержание
лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию, не соответствует ч.
ч. 1, 4 ст. 110 ЖК РФ, п. 3 ст. 50 ГК РФ, закрепляющим право на осуществление
различных видов деятельности, в том числе
по эксплуатации опасных производственных объектов, соответствующих целям
создания ЖСК.
Оспариваемые
положения пункта 12.1 Правил в противоречие преамбуле, п. 1 ст. 6 Закона РФ
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов",
иначе определяют, а фактически изменяют круг субъектов, на которые
распространяется законодательство Российской Федерации в области промышленной
безопасности, в части, касающейся требований промышленной безопасности при
эксплуатации таких опасных производственных объектов, как лифт.
Включение в п. 12.1
Правил понятия эксплуатирующей организации, отсутствующего в данном Федеральном
законе, а также расширение субъектов, на которые распространяется
законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности,
Госгортехнадзор России превысил свои полномочия.
Полагает также, что
оспариваемым нормативным правовым актом на ЖСК незаконно возлагаются
дополнительные обязанности, которые влекут не предусмотренные жилищным
законодательством дополнительные расходы и повышенную имущественную
ответственность объединения в части эксплуатации лифтов.
В судебном
заседании представители заявителя Максимова С.А., Григорьев В.А., Баженова О.И.
уточнили заявленное требование и просили признать пункт 12.1 Правил
недействующим в части слов "владелец лифта" и соответствующей сноски
к нему. Нарушение своих прав обосновали тем, что на основании оспариваемого
акта органы надзора требуют от ЖСК как от владельца лифта выполнения всех
перечисленных требований, а также страхование лифтов и регистрацию их на свое
имя в государственном реестре опасных производственных объектов.
Представители
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Шкред В.П., Пескова Л.В.,
Комиссаров В.Я., Захарчук О.С. с данным требованием не согласились и просили об
оставлении его без удовлетворения, ссылаясь на то, что пункт 12.1 Правил
действующему законодательству РФ не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Представитель
Министерства юстиции РФ Михалевич В.И. признал
заявленные требования обоснованными.
Выслушав объяснения
представителей заявителя, представителей заинтересованного лица Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, представителя
Минюста России, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления
отказать, Верховный Суд РФ находит заявленные требования не подлежащими
удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.
2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или
его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому
акту, имеющим большую юридическую силу, признает его недействующим полностью
или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемые
заявителем Правила устанавливают требования к устройству и установке
электрических лифтов, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, техническому
диагностированию лифтов и диспетчерскому контролю за
работой лифтов (пункт 1.1).
Правовые,
экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных
производственных объектов определяет Федеральный закон N 116-ФЗ от 21 июля 1997
г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(далее - Федеральный закон).
В
соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона в целях осуществления
государственной политики в области промышленной безопасности Президент
Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации
определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной
безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного
регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных
функций в области промышленной безопасности.
На период издания
оспариваемого нормативно-правового акта специальным органом исполнительной
власти в области промышленной безопасности, в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 779, являлся Федеральный горный и
промышленный надзор России.
Положением
о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 03.12.2001 N 841, установлено, что Госгортехнадзор России
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
соответствующее нормативное регулирование, специальные разрешительные,
контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, а также в
пределах своей компетенции в области использования и охраны недр (п. 1)
разрабатывает и утверждает нормативные правовые, нормативно-технические и методические документы в сфере деятельности, отнесенной к его
компетенции (пп. 10 п. 5).
В настоящее время,
согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, таким органом
является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору.
Пунктом 2
Постановления Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1540 "О применении
технических устройств на опасных производственных объектах" на
Госгортехнадзор России возложены координация и контроль за
деятельностью по применению технических устройств на опасных производственных
объектах.
Кроме того,
согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти
Российской Федерации в области жилищных отношений относятся установление
требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества
собственников помещений в многоквартирных домах, а лифт и лифтовые шахты
статьей 36 ЖК РФ отнесены к общему имуществу собственников помещений в
многоквартирном доме.
Таким образом,
оспариваемые Правила Госгортехнадзор России утвердил в соответствии с
предоставленными ему, как специальному органу в области промышленной
безопасности, полномочиями и в их пределах.
Доводы заявителя о
том, что Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов необоснованно
расширяется круг субъектов, на которые распространяется законодательство
Российской Федерации в области промышленной безопасности, в части, касающейся
требований промышленной безопасности при эксплуатации таких опасных
производственных объектов, как лифт, не могут быть признаны обоснованными.
Положения
Федерального закона, как указано в преамбуле, распространяются на все
организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности,
осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных
производственных объектов на территории Российской Федерации.
Понятие промышленной
безопасности опасных производственных объектов дано в статье 1 Федерального
закона как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества
от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
К категории опасных
производственных объектов данным Федеральным законом отнесены объекты, на
которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (ст. 2,
приложение N 1 пункт 3).
Перечень
технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и
подлежащих сертификации, разрабатывается и утверждается в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 7 Закона).
Приказом
Госгортехнадзора России от 27 августа 2001 г. N 115 "О перечне технических
устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих
обязательной сертификации" лифт отнесен к техническому устройству,
применяемому на опасном производственном объекте.
Из приведенных норм
следует, что к категории опасных производственных объектов относятся все
объекты, на которых установлены лифты, в т.ч.
многоквартирные жилые дома.
В соответствии с
оспариваемым заявителем пунктом 12.1 Правил эксплуатирующая организация
(Владелец лифта <*>) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии
и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и
ремонта.
<*> Владелец
лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и
организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых
находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения
собственников жилья и иные организации.
Доводы заявителя о
том, что ЖСК не может быть отнесен к эксплуатирующей организации, поскольку ни
владельцем, ни собственником лифта не является, суд считает необоснованными.
Обязанность
собственника жилого помещения нести бремя содержания общего имущества в
многоквартирном доме и соблюдать правила содержания общего имущества
установлена статьей 30 ЖК РФ. Лифты и лифтовые шахты в многоквартирном доме в
силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ принадлежат на праве общей долевой собственности
собственникам помещений.
Правила содержания
общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством
Российской Федерации (ч. 3 ст. 39).
Согласно
подпункту "б" пункта 16 Правил содержания общего имущества в
многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13
августа 2006 г. N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от
способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками
помещений; товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным
кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при
управлении многоквартирным домом).
Собственники
помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в
соответствии с законодательством Российской Федерации, а управляющие
организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при
непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед
собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут
ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с
законодательством Российской Федерации и договором (пункты 41, 42 Правил).
В силу статьи 161
ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и
безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в
многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а
также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из
способов управления многоквартирным домом, в т.ч.
управление жилищным кооперативом.
Жилищным или
жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и
(или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей
граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в
кооперативном доме (ч. 1 ст. 110 ЖК РФ).
Управление общим
имуществом многоквартирного дома ЖСК осуществляет через свои органы. При этом ЖСК вправе самостоятельно без привлечения третьих лиц,
осуществлять ремонт и содержание общего имущества или, как следует из положений
ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, заключить с управляющей организацией договор об управлении
многоквартирным домом.
Таким образом, ЖСК,
управляющий по поручению членов ЖСК многоквартирным домом, в силу приведенных
правовых норм, как эксплуатирующая организация, обязан обеспечить содержание
лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации
надлежащего обслуживания и ремонта самостоятельно или путем заключения
соответствующего договора об управлении многоквартирным домом.
Обязанность
ЖСК обеспечить надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества
(в т.ч. лифтов) в соответствии с целевым назначением
предусмотрена и Уставом ЖСК "Октябрь-2", согласно которому ЖСК вправе
заключать договоры на управление и/или обслуживание и эксплуатацию общего
имущества, организовывать собственные службы для управления и обслуживания
дома, выступать заказчиком на работы и услуги по содержанию, эксплуатации и
ремонту имущества, находящегося в общей
долевой собственности (пункты 3.1.1, 3.1.2, 3.2.3, 3.2.4).
Таким образом,
оспариваемый пункт 12.1 Правил жилищному законодательству не противоречит. А
поскольку управление имуществом по своей правовой природе представляет собой
упорядоченную систему мер по владению, пользованию и распоряжению имуществом,
употребленное в пункте 12.1 Правил применительно к правилам устройства и
безопасной эксплуатации лифтов понятие "владелец" гражданскому
законодательству не противоречит.
При таких
обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных п. 2 ст. 253
ГПК РФ оснований для признания пункта 12.1 Правил в указанной части недействующим
(незаконным) не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и ч. 2 ст.
253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление ЖСК
"Октябрь-2" о признании частично недействующим пункта 12.1
Постановления Госгортехнадзора России от 16.05.2003 N 31 "Об утверждении
правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов" - оставить без
удовлетворения.
Решение может быть
обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного
Суда
Российской
Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА