ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2008 г. N КАС07-763
Кассационная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего:
Федина А.И.,
членов коллегии: Манохиной Г.В., Меркулова В.П.,
с участием
прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела
в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании
недействующим Приказа Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 83 "Об утверждении перечней
вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении
которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры
(обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)"
по кассационной
жалобе М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007
года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад
судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя Министерства
здравоохранения и социального развития РФ Германовой А.Л., возражавшей против
удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу
необоснованной,
Кассационная
коллегия
установила:
Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16
августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных
производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся
предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка
проведения этих осмотров (обследований)" утверждены Перечень вредных и
(или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся
предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение N 1), Перечень работ, при выполнении которых проводятся
предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение
N 2) и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров
(обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и
(или) опасными производственными факторами (Приложение N 3).
М.
обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании
недействующими названного выше Приказа, т.к. он издан неуполномоченным органом
государственной власти, а также пунктов 2 и 10 Порядка проведения
предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников,
занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными
производственными факторами (далее - Порядок).
В
обоснование своего требования указал на то, что оспариваемый в целом Приказ,
пункты 2 и 10 Порядка противоречат статьям 20, 213 Трудового кодекса Российской
Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002
г. N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования
работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе
деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных
веществ и неблагоприятных производственных
факторов), а также работающими в условиях повышенной
опасности" и нарушают его право на трудоустройство, т.к. обязывают при
трудоустройстве до заключения трудового договора проходить обязательное
психиатрическое освидетельствование в рамках обязательного предварительного
медицинского осмотра.
Решением Верховного
Суда РФ от 15 ноября 2007 года в удовлетворении заявленного требования
отказано.
В кассационной
жалобе М. ставит вопрос об отмене судебного решения, указав на то, что судом
первой инстанции неправильно определены обстоятельства дела, выводы суда не
соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. В жалобе
ссылается на то, что статья 20 Трудового кодекса РФ определяет работника как
лицо, уже заключившее трудовой договор с работодателем. Считает, что до
заключения трудового договора не обязан проходить предварительный медицинский
осмотр и осмотр психиатра.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит
оснований для отмены решения суда.
Обязанность
проходить предварительные и периодические медицинские осмотры установлена
частью 3 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением
Правительства Российской Федерации от 27 октября 2003 года N 646 "О
вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении
которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры
(обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)".
В соответствии с
Трудовым кодексом РФ работодатель обязан обеспечить недопущение работников к
исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских
осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а
также в случае медицинских противопоказаний (ст. 212).
Статья 213
Трудового кодекса РФ предусматривает обязанность работника проходить
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в
течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также
проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению
работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными
законами (ст. 214).
В силу статьи 213
ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении
которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские
осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными
правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации (часть 3).
Пунктом 2
Постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2003 года N 646
"О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при
выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские
осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)"
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации
поручено утвердить порядок проведения предварительных и периодических
медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Реализуя
предоставленные полномочия, Министерство здравоохранения и социального развития
России издало Приказ от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней
вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении
которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры
(обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)". Приказ
зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г.,
регистрационный N 6015, опубликован в "Российской газете" 16 сентября
2004 г., N 202.
Таким образом,
вывод суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт издан правомочным
федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий,
обоснован.
Согласно пункту 2
Порядка предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на
работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья работника
(освидетельствуемого) поручаемой ему работе и
соответствуют требованиям части 1 статьи 213 ТК РФ, предусматривающей
обязанность проходить такие осмотры.
В
соответствии с пунктом 10 Порядка работник для прохождения предварительного
медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное
работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные
факторы и вредные работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий,
амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по
месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, - решение врачебной
психиатрической комиссии. Данный пункт предусматривает обязанность работника
представить решение врачебной психиатрической комиссии только в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, что не противоречит
федеральному законодательству.
Утверждения
заявителя о противоречии пунктов 2 и 10 Порядка статье 213 Трудового кодекса
Российской Федерации суд обоснованно признал несостоятельными.
Согласно части 5
статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, на которую ссылается
заявитель, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе
связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и
неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях
повышенной опасности, проходят обязательное
психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Правительство
Российской Федерации во исполнение этой нормы закона 23 сентября 2002 г.
приняло Постановление N 695, которым утверждены Правила прохождения
обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими
отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками
повышенной опасности (влиянием вредных и неблагоприятных производственных
факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.
Правилами
установлено, что освидетельствование работника проводится на добровольной
основе с учетом норм, установленных Законом Российской Федерации "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (п. 2), с
целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к
осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях
повышенной опасности, предусмотренных Перечнем (п. 3).
Ссылка заявителя на
противоречие оспариваемых пунктов статье 20 Трудового кодекса Российской
Федерации несостоятельна, поскольку данная норма определяет стороны трудовых
отношений, их права и обязанности и не регулирует вопросы прохождения
предварительных и периодических медицинских осмотров.
Постановлением
Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 утвержден Перечень медицинских
психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной
деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности,
которым в отношении некоторых видов профессиональной деятельности предусмотрен
обязательный предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр.
Вывод суда о том,
что обязанность представлять в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, решение врачебной психиатрической комиссии не
противоречит приведенным нормам федерального законодательства и не нарушает
принцип добровольности, правомерен.
При таких
обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые
нормативные положения не противоречат законодательству Российской Федерации,
прав и законных интересов заявителя не нарушают, а наоборот направлены на
недопущение причинения работнику вреда здоровью при его трудоустройстве на
работу с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В соответствии с
частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой
акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому
акту, имеющим большую юридическую силу, обоснованно отказал в удовлетворении
заявления.
С учетом
изложенного, законных оснований для отмены решения суда первой инстанции по
доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.
ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного
Суда РФ от 15 ноября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу М.
- без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.П.МЕРКУЛОВ