ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2008 г. N КАС08-237
Кассационная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего:
Федина А.И.,
членов коллегии:
Кнышева В.П., Манохиной Г.В.,
с участием
прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О. о признании
частично недействующим пункта 6.4 Положения об оплате труда работников
здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377,
по кассационной
жалобе О. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2008
года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад
судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной
Г.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального
развития Нерезенко А.С., возражавшей против доводов
кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда
оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
в целях
совершенствования нормативной базы по вопросам оплаты труда работников
учреждений здравоохранения в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в
уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной
сетки" и другими законодательными и нормативными актами, регулирующими
вопросы оплаты труда работников здравоохранения, Министерством здравоохранения
Российской Федерации, Приказом от 15 октября 1999 года N 377, было утверждено Положение об оплате труда работников
здравоохранения в Российской Федерации (далее - Положение).
Приказ
зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 октября 1999
года N 1943, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти", N 46, 15 ноября 1999 года,
"Российской газете", N 227, 16 ноября 1999 года.
Положением
предусмотрено, что учреждения здравоохранения, находящиеся на бюджетном
финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно
определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего
характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими
работ учтены в размерах окладов (ставок), определяемых на основе Единой
тарифной сетки.
Пунктом 6.4
Положения установлено, что работникам бюджетных учреждений здравоохранения в
пределах выделенных бюджетных ассигнований могут устанавливаться надбавки за
применение в работе достижений науки и передовых методов труда, высокие
достижения в работе, выполнение особо важных или срочных работ (на срок их
проведения), а также напряженность в труде.
Надбавки
начисляются на оклад (ставку) и предельными размерами не ограничиваются.
Надбавки
устанавливаются на определенный срок, но не более одного года, приказом по
учреждению по согласованию с выборным профсоюзным органом на основании
представления руководителя структурного подразделения. Надбавки отменяются при
ухудшении показателей в работе или окончании особо важных или срочных работ.
О. обратилась в
Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим
пункта 6.4 Положения в части слов "надбавки устанавливаются на
определенный срок, но не более одного года...".
В подтверждение
требования указала, что пункт 6.4 Положения в оспариваемой части противоречит
действующему законодательству, поскольку допускает возможность изменения
условий трудового договора об оплате труда без предварительного уведомления
работника, произвольно, без объяснения причин в нарушение статей 3, 5, 57, 74
Трудового кодекса РФ. Она (О.) является работником здравоохранения учреждения
федерального подчинения. К заработной плате ей была установлена надбавка за
напряженность, которую она получала на протяжении многих лет. В 2007 году
работодатель отказал ей в выплате указанной надбавки, сославшись на то, что
данная выплата предусмотрена на срок не более года. Предварительно за 2 месяца
она не была извещена об отмене надбавки.
Представители
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и
Министерства юстиции Российской Федерации с заявленным требованием не
согласились, полагая, что оспариваемое положение названного нормативного
правового акта не противоречит действующему законодательству.
Верховным Судом
Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и
принятии нового решения об удовлетворении заявления просит в кассационной
жалобе О. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права.
Кассационная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив
доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по
следующим основаниям.
В соответствии с
частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой
акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому
акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в
удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая в
удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том,
что оспариваемое заявителем положение пункта 6.4 не противоречит действующему
законодательству, не нарушает права и охраняемые законом интересы О.
Согласно
статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых
отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами осуществляется
трудовым законодательством, состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов
и законов субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, в
том числе постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными
правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785
"О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на
основе Единой тарифной сетки" выплата стимулирующих надбавок производится
в пределах ассигнований, выделяемых из федерального бюджета соответствующим
министерствам, ведомствам и организациям на оплату труда. Министерствам и
ведомствам Российской Федерации, исходя из положений этого Постановления,
предписано разработать в месячный срок соответствующие отраслевые положения.
Министерство
здравоохранения Российской Федерации, являясь федеральным органом
исполнительной власти (Положение о Министерстве здравоохранения Российской
Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 9
июня 1997 года N 695, действовавшее на время издания оспариваемого нормативного
правового акта), утвердило Положение, пункт 6.4 которого оспаривается
заявителем в части слов "надбавки устанавливаются на определенный срок, но
не более одного года".
При таких данных
правильным является вывод суда о том, что Положение принято федеральным органом
исполнительной власти в пределах его полномочий во исполнение предписаний
действующего законодательства.
Обоснован вывод
суда первой инстанции о том, что оспариваемые О. нормативные правовые положения
не противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации.
Надбавки,
предусмотренные пунктом 6.4 Положения, носят стимулирующий характер, направлены
на повышение заинтересованности работников в более эффективном выполнении
трудовых обязанностей, проявлении инициативы. Устанавливаются за применение в
работе достижений науки и передовых методов труда, высокие достижения в работе,
выполнение особо важных и срочных работ (на срок их проведения), а также
напряженность в труде в пределах выделенных бюджетных ассигнований на
финансовый год. Отменяются при ухудшении показателей в работе или окончании
особо важных и срочных дел.
Установление
надбавок на определенный срок, но не более одного года, как правильно указал
суд в решении, обусловлено необходимостью ежегодно корректировать систему
оплаты труда в зависимости от выделенных ассигнований на финансовый год и соответствует требованиям статей 135, 144 Трудового
кодекса Российской Федерации.
В соответствии со
статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику
устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного
работодателя системами оплаты труда. Одним из основных элементов системы оплаты
труда являются надбавки стимулирующего характера.
В силу
статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда
работников государственных и муниципальных учреждений устанавливается с учетом
единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих,
единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда,
рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и
мнения соответствующих профсоюзов
(объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Российская
трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых
отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на
очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на
федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников
организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации
учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при
определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования,
науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы (часть третья статьи 135
Трудового кодекса РФ).
Из содержания
вышеприведенного законоположения следует, что система оплаты труда работников
бюджетных учреждений должна устанавливаться каждый год, в связи с ее
зависимостью от бюджетного процесса, и положение пункта 6.4 о предельном сроке
установления стимулирующих выплат является законным.
Суд правильно
признал несостоятельными доводы заявителя о том, что оспариваемое положение
позволяет работодателю произвольно, без объяснения причин, без предварительного
уведомления работника изменять условия оплаты труда, предусмотренные трудовым
договором, указав, что из содержания пункта 6.4 в оспариваемой части этого не
следует.
Ссылка О. на то,
что оспариваемое положение противоречит статьям 57 и 74 Трудового кодекса
Российской Федерации, ошибочна, поскольку эти правовые нормы не регулируют
вопросы, связанные со сроками выплаты надбавок стимулирующего характера.
Решение суда
основано на правильном применении и толковании норм материального права. В кассационной
жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности
оспариваемого нормативного положения, и оснований считать такие выводы суда
ошибочными не имеется.
Руководствуясь ст.
ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного
Суда Российской Федерации от 14 февраля 2008 года оставить без изменения,
кассационную жалобу О. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
В.П.КНЫШЕВ
Г.В.МАНОХИНА