ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 сентября 2008 г. N ГКПИ08-1588
Верховный Суд
Российской Федерации в составе:
судьи Верховного
Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием
прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев
в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лисицына Сергея
Яковлевича о признании недействующим Списка N 2 производств, работ, профессий,
должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в
которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях,
утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N
10, в части не включения в раздел XXXIII
"Общие профессии" профессии машиниста двигателей внутреннего сгорания
стационарных электростанций мощностью свыше 500 киловатт,
установил:
Постановлением
Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков
производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на
льготное пенсионное обеспечение" утверждены: Список N 1 производств,
работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с
особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право
на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список N 1);
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и
тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту
(по старости) на льготных условиях (далее - Список N 2).
Пунктом 1
Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 установлено,
что указанные Списки применяются на территории РСФСР при назначении гражданам
пенсии в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
С.Я.
Лисицын обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании
недействующим Списка N 2, просит признать противоречащим законодательству пункт
1 Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 в части не
включения в раздел XXXIII "Общие профессии" (раздел содержится в
Списке N 2) профессии машиниста двигателей внутреннего сгорания стационарных
электростанций мощностью свыше 500 киловатт. Заявитель ссылается на то, что в мае 2007 г. по
достижении 50-летнего возраста обратился с заявлением о досрочном назначении
трудовой пенсии по старости на основании статьи 27 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статьи 28 Закона Российской
Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих
и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях",
в его просьбе было отказано по мотиву отсутствия необходимого
стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, при этом в
специальный стаж не был зачтен со ссылкой на Список N 2 период его работы со 2
июня 1994 г. по 30 апреля 1999 г. машинистом электростанции в ОАО "Устьваеньгский КЛСП".
Таким образом, С.Я.
Лисицын фактически оспаривает в части раздел XXXIII "Общие профессии"
Списка N 2, примененного в отношении него на основании пункта 1 Постановления
Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537. Свои
требования он мотивирует тем, что профессия машиниста двигателей внутреннего
сгорания стационарных электростанций мощностью свыше 500 киловатт была
предусмотрена в разделе XXXII Списка N 2, утвержденного Постановлением Совета
Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, условия труда машиниста с 1956 г.
по 1991 г., а также в период его работы машинистом с 1994 г. по 1999 г. не
изменились, Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" определил порядок сохранения и преобразования
пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании
ранее действовавшего законодательства, поэтому условия приобретения права на
досрочное назначение трудовой пенсии должны быть аналогичны условиям,
предусмотренным прежним законодательством, отсутствие в Списке N 2 указанной
профессии нарушает его пенсионные права.
Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации, уполномоченное
поручением от 16 июля 2008 г. N СС-П12-4274 представлять интересы Правительства
Российской Федерации, считает требования С.Я. Лисицына необоснованными,
указывая на то, что Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, которое было
установлено законодательством, действовавшим на момент принятия названного Закона, Правительство
Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий установило, что к
работникам, занятым на подземных работах, в горячих цехах, на работах с
вредными и тяжелыми условиями труда, применяются Списки N 1 и N 2, утвержденные
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, которые не
включали профессию "машинист двигателя внутреннего сгорания",
действовали на территории РСФСР и ранее в соответствии с Постановлением Совета
Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517.
С.Я. Лисицын в
судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не явился, просит
рассмотреть дело в его отсутствие.
Обсудив доводы
заявителя, выслушав возражения представителей Правительства Российской
Федерации А.Л. Германовой и В.Г. Белякина, проверив
материалы дела, заслушав заключение прокурора Л.Е. Степановой, полагавшей в
удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не
находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В пункте 1
статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации" закреплены условия сохранения
приобретенного гражданами на основании законодательства, действовавшего до
вступления этого Закона в силу, права на досрочное назначение трудовой пенсии
по старости для лиц, которые длительное время проработали на подземных работах,
на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также на иных работах с особыми условиями труда.
При этом в данном
пункте не указаны периоды работы, включаемые в специальный трудовой стаж, как и
критерии отнесения к такому стажу соответствующих периодов работы с особыми
условиями труда.
Право утверждать
при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий,
должностей и специальностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая
пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий
делегировано Правительству Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 названного
Федерального закона).
В соответствии
с предоставленными полномочиями Правительство Российской Федерации
Постановлением от 18 июля 2002 г. N 537 сохранило действие Списков N 1 и N 2,
утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10,
применявшихся на территории Российской Федерации на момент вступления в силу
Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" - 1 января 2002 г.
Указанные
Списки применялись на территории РСФСР до 1 января 2002 г. на основании пункта
1 Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, которое было
издано в пределах компетенции, определенной статьей 83 Закона РСФСР от 20
ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" и не
противоречило этому Закону.
Довод
заявителя о несоответствии пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР
требованиям Конституции Российской Федерации не имеет значения по настоящему
делу, поскольку проверка конституционности постановлений высшего
исполнительного органа государственной власти Российской Федерации отнесена к
компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и не может
осуществляться судом общей юрисдикции (статья 125 Конституции Российской
Федерации, часть 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации).
Необоснованна и ссылка заявителя на действовавшее до 1 января 1992 года правовое
регулирование (Список N 1 и Список N 2, утвержденные Постановлением Совета
Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173), согласно которому профессия
машиниста двигателей внутреннего сгорания стационарных электростанций мощностью
свыше 500 киловатт была указана в Списке N 2. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 были
утверждены новые Список N 1 и Список N 2 производств, работ, профессий,
должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в
которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Эти Списки, введенные в действие на территории РСФСР с 1 января
1992 г., применялись при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда на
основании пунктов "а" и "б" части первой статьи 12 Закона
Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской
Федерации" (с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" - подпункты 1 и 2 пункта 1
статьи 27).
После принятия
Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 работникам
указанной профессии стало известно, что их работа после 1 января 1992 г. не
будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях
по Списку N 2. Таким образом обеспечивалась
необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась
возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Из пояснений
представителя Правительства Российской Федерации В.Г. Белякина
следует, что Список N 1 и Список N 2 были пересмотрены в 1991 г. не
произвольно, а с учетом результатов работы комиссии, с участием профсоюзов,
заинтересованных министерств и ведомств.
Основанное
на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности
машиниста двигателей внутреннего сгорания стационарных электростанций мощностью
свыше 500 киловатт применительно к льготному пенсионному обеспечению
согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в
соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование,
оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно
сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и
действиям государства, который предполагает
сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость
внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае
необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого
переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24
мая 2001 г. N 8-П).
Следовательно,
Правительство Российской Федерации сохранило действие Списка N 2 на территории
Российской Федерации в соответствии с законом и в пределах предоставленных ему
полномочий, раздел XXXIII "Общие профессии" этого Списка федеральному
закону не противоречит.
При таком положении
согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь
статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении
заявления Лисицына Сергея Яковлевича отказать.
Решение может быть
обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного
Суда
Российской
Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ