ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 ноября 2008 г. N ГКПИ08-1789
Верховный Суд
Российской Федерации в составе:
судьи Верховного
Суда
Российской
Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре
Гудковой Е.Ю.,
с участием
прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "Артинтел" о признании недействующим Положения об
организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций,
поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37,
установил:
Приказом
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29
января 2007 г. N 37 утверждено Положение об организации работы по подготовке и
аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение). Приказ
зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 22 марта 2007 г. N 9133 и официально
опубликован в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти", N 16, 16.04.2007.
ЗАО "Артинтел" обратилось в Верховный Суд Российской
Федерации с заявлением о признании недействующим Положения по тем основаниям,
что ни действующим на момент издания Приказа, ни действующим в настоящее время
законодательством Российской Федерации Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору не предоставлено право устанавливать и
контролировать порядок подготовки и аттестации руководителей, специалистов поднадзорных
организаций по вопросам промышленной безопасности. При этом заявитель ссылается на то, что оспариваемое Положение
нарушает его права и свободы, создает дополнительные производственные трудности
по отрыву от прямых производственных обязанностей работников предприятия для
участия в квалификационных экзаменах, в результате чего он несет не
предусмотренные сметами расходы, в т.ч. связанные с
оплатой рабочего времени.
В судебном
заседании представитель заявителя Д.Ю. Щербаков поддержал заявленные требования
и просил об их удовлетворении.
Представитель
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.П. Шкред, представитель Министерства природных ресурсов РФ
А.П. Гуськов, представитель Министерства юстиции РФ Н.Ю. Власова возражали
против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что Положение издано в
установленном федеральным законом и Правительством Российской Федерации
порядке, в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, не
противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не
нарушает законных прав и интересов заявителя.
Выслушав
объяснения представителя заявителя, представителей Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерства природных
ресурсов РФ, Министерства юстиции РФ, исследовав материалы дела, Верховный Суд
Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных
требований.
Правовые,
экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных
производственных объектов регулирует Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(далее - Федеральный закон).
Данным
Федеральным законом установлено, что промышленная безопасность опасных
производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов
личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и
последствий указанных аварий (статья 1); к видам деятельности в области
промышленной безопасности относятся проектирование, строительство,
эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое
перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических
устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение
экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников
опасного производственного объекта в необразовательных
учреждениях (пункт 1 статьи 6); организация, эксплуатирующая опасный
производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и
аттестации работников в области промышленной безопасности. Работники опасного
производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области
промышленной безопасности (статья 9).
Согласно
части 1 статьи 5 Федерального закона в целях осуществления государственной
политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или
по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные
органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на
них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также
специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области
промышленной безопасности.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (в редакции,
действовавшей на момент принятия оспариваемого Положения) утверждено Положение
о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,
согласно которому Федеральная служба является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых
актов, контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, специально
уполномоченным органом в области промышленной безопасности (пункт 1).
В
соответствии с Положением (в названной редакции) Федеральная служба на
основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных
конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает
нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере
деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в
соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными
конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (подпункт
5.2.15); проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими
лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых
актов, норм и правил в установленной сфере деятельности (подпункт 5.3.8);
согласовывает квалификационные справочники должностей руководителей и
специалистов (служащих), в которых определяются квалификационные требования к
работникам, получающим разрешение на право ведения
работ в области использования атомной энергии (подпункт 5.3.9.1).
Согласно
приведенным нормативным положениям Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору утверждено Положение об организации работы
по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, которое
устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации
специалистов организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности этих организаций) в областях промышленной, экологической,
энергетической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, осуществляющих проектирование,
строительство, эксплуатацию, расширение, реконструкцию, техническое
перевооружение, консервацию и ликвидацию объекта; изготовление, монтаж,
наладку, обслуживание и ремонт технических устройств (машин и оборудования),
применяемых на опасном производственном объекте; объекте энергетики; объекте,
оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; объекте, на котором
эксплуатируются тепловые электроустановки и сети, гидротехнические сооружения
(далее - объект); транспортирование опасных веществ; экспертизу
безопасности; подготовку и переподготовку руководителей и специалистов в
указанных областях (пункт 2).
Следовательно,
оспариваемый нормативный правовой акт принят специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в
соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Отсутствие в
Положении прямого указания о праве Федеральной службы устанавливать и
контролировать порядок обучения и проверки знаний, на что ссылался заявитель,
не препятствует принятию нормативного акта по собственной инициативе. В соответствии с пунктом 1 Правил подготовки нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009
(с изменениями и дополнениями), нормативные правовые акты федеральных органов
исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных
конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента
РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе
федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Таким
образом, Федеральная служба вправе по собственной инициативе принять
нормативный правой акт по вопросам, относящимся к ее ведению.
Постановлением
Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 полномочия по нормативно-правовому
регулированию в сфере промышленной безопасности переданы Министерству природных
ресурсов и экологии Российской Федерации, в ведении
которого находится Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору. В соответствии с Положением (в редакции Постановления
Правительства РФ от 29.05.2008 N 404) Федеральная служба является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в
сфере промышленной безопасности (пункт 1).
Оспариваемый
нормативный правовой акт не отменен, не принят новый правовой акт, регулирующий
те же правоотношения.
Необоснованными
являются доводы заявителя о том, что оспариваемым положением создаются
дополнительные производственные трудности по отрыву от прямых производственных
обязанностей работников предприятия для участия в квалификационных экзаменах, в
результате чего заявитель несет не предусмотренные сметами расходы, поскольку
обязанность проведения подготовки и аттестации работников в области
промышленной безопасности установлена Федеральным законом (статья 9), а не
оспариваемым актом.
Поскольку
оспариваемый нормативный акт издан в пределах предоставленной компетенции, не
нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному
закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую
силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит
отказать.
Руководствуясь
статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление ЗАО
"Артинтел" о признании недействующим
Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов
организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37, -
оставить без удовлетворения.
Решение может быть
обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного
Суда
Российской
Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА