ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 февраля 2009 г. N КАС08-716
Кассационная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего:
Федина А.И.,
членов коллегии: Манохиной Г.В., Харланова А.В.,
с участием
прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "Артинтел" о признании недействующим Положения об
организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций,
поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37,
по кассационной
жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября
2008 года, которым отказано в удовлетворении заявленного требования.
Заслушав
доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения
представителя ЗАО "Артинтел" Щербакова
Д.Ю., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителей
Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору Гуськова
А.П. и Шкреда В.П., возражавших против удовлетворения
кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Приказом
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29
января 2007 г. N 37 утверждено Положение об организации работы по подготовке и
аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение). Приказ
зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 22 марта 2007 г. N 9133 и официально
опубликован в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти", N 16, 16.04.2007.
ЗАО "Артинтел" обратилось в Верховный Суд Российской
Федерации с заявлением о признании недействующим Положения, ссылаясь на то, что
ни действующим на момент издания Приказа, ни действующим в настоящее время
законодательством Российской Федерации Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору не предоставлено право устанавливать и
контролировать порядок подготовки и аттестации руководителей, специалистов
поднадзорных организаций по вопросам промышленной безопасности. Заявитель указал также, что оспариваемое Положение нарушает его права
и свободы, создает дополнительные производственные трудности по отрыву от прямых
производственных обязанностей работников предприятия для участия в
квалификационных экзаменах, в результате чего он несет не предусмотренные
сметами расходы, в т.ч. связанные с оплатой рабочего
времени.
Верховный Суд
Российской Федерации вынес указанное решение.
В кассационной
жалобе ЗАО "Артинтел" просит об отмене
судебного решения, считая его незаконным. При этом заявитель указал, что на
момент регистрации оспоренного акта в Министерстве юстиции РФ, а также на день
рассмотрения настоящего дела в суде, отсутствует законодательное урегулирование
по вопросу установления порядка подготовки и проведения аттестации в области
промышленной безопасности, а также порядка подготовки и проведения такой
аттестации. В судебном заседании суда первой инстанции, как указал заявитель,
не было представлено ни одного правового акта, который бы предоставлял Ростехнадзору право осуществлять нормативно-правовое
регулирование в указанной области.
Обсудив доводы
кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
не находит оснований для ее удовлетворения.
Правовые,
экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных
производственных объектов регулирует Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(далее - Федеральный закон).
Данным
Федеральным законом установлено, что промышленная безопасность опасных
производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов
личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и
последствий указанных аварий (статья 1); к видам деятельности в области
промышленной безопасности относятся проектирование, строительство,
эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое
перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических
устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение
экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников
опасного производственного объекта в необразовательных
учреждениях (пункт 1 статьи 6); организация, эксплуатирующая опасный
производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и
аттестации работников в области промышленной безопасности. Работники опасного
производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области
промышленной безопасности (статья 9).
Согласно
части 1 статьи 5 Федерального закона в целях осуществления государственной
политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или
по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные
органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на
них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также
специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области
промышленной безопасности.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (в редакции от
14.12.2006 N 767, действовавшей на момент принятия оспариваемого Положения)
утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору, согласно которому Федеральная служба является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных
правовых актов, контролю и надзору в сфере промышленной безопасности,
специально уполномоченным органом в области
промышленной безопасности (пункт 1).
В
соответствии с Положением (в названной редакции) Федеральная служба на
основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные
правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за
исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами,
федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации (подпункт 5.2.15); проводит
проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства
Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной
сфере деятельности (подпункт 5.3.8); согласовывает квалификационные
справочники должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых
определяются квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на
право ведения работ в области использования атомной
энергии (подпункт 5.3.9.1).
В связи с изложенным довод кассационной жалобы о том, что у
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
отсутствовали полномочия по изданию оспоренного акта, необоснован.
Суд первой
инстанции правильно указал, что отсутствие в Положении прямого указания о праве
Федеральной службы устанавливать и контролировать порядок обучения и проверки
знаний, на что ссылался заявитель, не препятствует принятию нормативного акта
по собственной инициативе. В соответствии с пунктом 1 Правил
подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ
от 13.08.1997 N 1009 (с изменениями и дополнениями), нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение
федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений
Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по
инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
По изложенным
мотивам Кассационная коллегия не может согласиться с доводом в кассационной
жалобе о том, что после утверждения Правительством РФ от 30 июля 2004 года N
401 Положения "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору" названная служба не вправе была осуществлять в
установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование.
Таким
образом, Федеральная служба вправе по собственной инициативе принять
нормативный правой акт по вопросам, относящимся к ее ведению.
Постановлением
Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 полномочия по нормативно-правовому
регулированию в сфере промышленной безопасности переданы Министерству природных
ресурсов и экологии Российской Федерации, в ведении
которого находится Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору. В соответствии с Положением (в редакции Постановления
Правительства РФ от 29.05.2008 N 404) Федеральная служба является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в
сфере промышленной безопасности (пункт 1).
Оспариваемый
нормативный правовой акт не отменен.
Отсутствие в
настоящее время нового правового акта, регулирующего те же правоотношения, не
свидетельствует о незаконности ранее принятого правового акта - специально
уполномоченным (на день его принятия) федеральным органом исполнительной власти
в области промышленной безопасности.
В соответствии со
ст. ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных
правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или
другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая в
удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил
из того, что оспариваемый нормативный акт принят компетентным федеральным
органом исполнительной власти. Обязанность проведения подготовки
и аттестации работников в области промышленной безопасности установлена
Федеральным законом (статья 9), само по себе утвержденное Положение об
организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций,
поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту,
имеющему большую юридическую силу, не противоречит и, следовательно, не
нарушает прав и законных интересов заявителя.
Предусмотренных ст.
362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.
ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного
Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу ЗАО "Артинтел" - без
удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
А.В.ХАРЛАНОВ