Утверждаю
Руководитель Федеральной
службы по надзору в
сфере
защиты прав
потребителей
и благополучия
человека,
Главный
государственный
санитарный врач
Российской
Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
23 апреля 2009 года
Дата введения -
20 июля 2009 года
4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ОЦЕНКА
АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В КАБИНАХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ
СУДОВ
ПРИ СОСТАВЛЕНИИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
УСЛОВИЙ ТРУДА ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЕ 1 К
МУК 4.3.2231-07
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МУК 4.3.2499-09
1. Разработаны
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека; Федеральным государственным унитарным предприятием
"Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной
гигиены"; Научно-исследовательским институтом медицины труда РАМН;
Министерством транспорта Российской Федерации; ЛИЦ ФГУП ГосНИИ
гражданской авиации.
2. Рекомендованы к
утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому
нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека (протокол от 24 марта 2009 г. N 1).
3. Утверждены
Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской
Федерации Г.Г. Онищенко 23 апреля 2009 г.
4. Введены в
действие с 20 июля 2009 г.
Внести изменения в МУК 4.3.2231-07:
1. В раздел 3.
Расчет эквивалентного уровня шума в полете за оцениваемый период летной работы:
пункт 3.4, абзац 1,
изложить в следующей редакции:
"3.4.
Эквивалентный уровень звука L , дБА, рассчитывают по формуле:
Aeq,T
0,1L
1 n Aeq,Ti
L = 10lg (----- SUM T х
10 ), (1)
Aeq,T
T i=1 i
norm
где:
L - эквивалентный уровень звука в
интервале T (час.);
Aeq,Ti i
Т - норма полетного времени в соответствии с
Прилож. 7 (час.);
norm
T - продолжительность оцениваемого периода
полета (час.);
i
i = 1,
2,... n, где n - номер интервала".
2. Пункт 3.5
изложить в следующей редакции:
"3.5. В случае
необходимости уровни звука (дБА), по результатам
измерений звукового давления в октавных полосах частот (дБ), рассчитывают в
соответствии с Прилож. 5".
3. Изложить прилож.
6 в следующей редакции:
Приложение 6
ПРИМЕР
ОФОРМЛЕНИЯ
"ПРОТОКОЛА РАСЧЕТА ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ
ШУМА В ПОЛЕТЕ С
УЧЕТОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
ЗА ОЦЕНИВАЕМЫЙ
ПЕРИОД ЛЕТНОЙ РАБОТЫ"
Иванов Иван
Иванович
1. Работник
_______________________________________________________________
(фамилия, имя,
отчество)
1952 год
1.1. Год рождения
_________________________________________________________
ОАО "КДА авиалинии"
2. Наименование предприятия (работодателя)
________________________________
123456, г. Москва, Ленинградский
пр-т, д. 37, к. 37, Москва, аэропорт
___________________________________________________________________________
Быково
___________________________________________________________________________
(полное наименование, юридический адрес, фактический адрес,
ОКПО 23456789, ОКОНХ 56789
___________________________________________________________________________
форма собственности, коды: ОКФС, ОКПО, ОКОНХ)
___________________________________________________________________________
л/о N 36
2.1. Наименование объекта (цеха, участка, мастерской
и пр.) _______________
воздушных судов Ту-154
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2
пилот ВС Ту-154
3. Профессия или должность работника
______________________________________
___________________________________________________________________________
(по ОКПДТР или по ОКПРД ОК 016-94)
29 лет
3.1. Общий стаж работы
____________________________________________________
работал пилотом 27 лет
3.2. Стаж работы в данной профессии (должности)
___________________________
___________________________________________________________________________
3.3.
Стаж работы в
условиях воздействия опасных,
вредных веществ и
15000 ч
неблагоприятных производственных факторов (налет
часов) ___________________
___________________________________________________________________________
В 1978 г. после
3.4. Профмаршрут (согласно
записям в трудовой книжке) _____________________
окончания л/у назначен на должность 2 пилота, в 1980 г. КВС Ан-2, в 1983
г.
___________________________________________________________________________
переведен на должность 2
пилота ВС Ан-24, в 1991 г. переведен на должность
___________________________________________________________________________
2 пилота ВС Ту-154 по настоящее время
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Таблица
ПОКАЗАТЕЛИ
АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ (ДБА)
ИВАНОВА ИВАНА
ИВАНОВИЧА
Год и
месяц
работы
ГА
|
Тип ВС
|
Уровни
звука
в
кабине
ВС
(дБА)
|
Тип
приме-
няемой АГ
|
Акусти-
ческая
эффек-
тивность
АГ (дБА)
|
Фактиче-
ское поле-
тное время
за месяц
|
Уровни
звука
с
учетом
АГ
(дБА)
|
Уровни
зву-
ка при ак-
тивном про-
слушивании
радиоэфира
(дБА)
|
Lэкв
(дБА)
|
Превы-
шение
нормы
(дБА)
|
ч
|
мин.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
1980
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
январь
|
Ан-2
|
102
|
АГ-2
|
0,85
|
52
|
23
|
102,85
|
114,85
|
107,75
|
27,75
|
февраль
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
март
|
Ан-24
|
92
|
ГСШ-С12А
|
-4,22
|
69
|
58
|
87,78
|
99,78
|
95,49
|
15,49
|
1981
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
январь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
февраль
|
Ан-2
|
102
|
ГСШ-А-18
|
-10,02
|
52
|
23
|
91,98
|
103,98
|
96,88
|
16,88
|
март
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
апрель
|
Ан-24
|
92
|
ГСШ-А-18
|
-10,02
|
69
|
58
|
81,98
|
93,98
|
89,69
|
9,69
|
май
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1993
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
январь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
февраль
|
Ту-154
|
84
|
ГСШ-А-18
|
-10,02
|
75
|
57
|
73,98
|
85,98
|
81,69
|
1,69
|
март
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
апрель
|
Ту-154
М
|
77
|
ГСШ-А-18
|
-10,02
|
65
|
59
|
66,98
|
78,98
|
74,07
|
-5,93
|
май
|
Ил-96-300
|
77
|
ГСШ-А-18 Э
|
-6,02
|
65
|
59
|
70,98
|
82,98
|
78,69
|
-1,31
|
июнь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет эквивалентного уровня шума
с учетом дополнительной акустической
нагрузки,
возникающей при прослушивании
эфира и речевом радиообмене, за
анализируемый период летной работы выполнил
_______________________________
___________________________________________________________________________
(должность, наименование отдела, отделения)
Петров Петр Петрович
подпись _________________
_________________________________________
(Ф., И.,
О. полностью)
3
Расчет эквивалентного уровня шума выполнен в _ экз.
С расчетом эквивалентного уровня шума ознакомлены:
Работодатель Работник (доверенное
лицо)
С.С. Сидоров И.И.
Иванов
"__" ________ 2009 г. "__" _________ 2009
г.
М.П.
4. Дополнить
прилож. 7 в следующей редакции:
Приложение 7
Тип ВС
|
Норма летного времени (ч)
|
Норма полетного времени (ч)
|
1980 г.
|
1990 г.
|
1992 г.
|
1993 г.
|
2006 г.
|
МГА СССР
Положение о
рабочем
времени и
времени
отдыха
работников
гражданской
авиации
(вводится в
действие с 1
июня 1980 г.)
от 4 февраля
1980 г. N 2/И
|
МГА СССР
Указание
от 7 августа
1990 г. N 369/у
О введении
в действие
рекомендованных
нормативов режима
труда и отдыха
членов экипажей
воздушных судов
гражданской авиации
|
Отраслевое тарифное
соглашение между
Правительством
Российской Федерации,
Департаментом
воздушного транспорта
Министерства транспорта
Российской Федерации,
Советом Федерации
профсоюзов авиационных
работников России и ЦС
профсоюза летного
состава Российской
Федерации на 1992 г.
|
Постановление
Минтруда России
от 25 июня 1993
г. N 124
Об утверждении
Временного положения
о рабочем времени
и времени отдыха
членов экипажей
воздушных судов
гражданской авиации
Российской Федерации
|
Приказ
Минтранса РФ
от 21 ноября
2005 г. N 139
Об утверждении
положения об
особенностях
режима рабочего
времени и времени
отдыха членов
экипажей воздушных
судов гражданской
авиации Российской
Федерации
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
в
месяц
|
в
год
|
в месяц
|
в год
|
в месяц
|
в год
|
в месяц
|
в год
|
в месяц
|
в год
|
Самолеты с ТРД
|
Ту-104
|
70
|
700
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
80
|
800
|
Ту-124
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
80
|
800
|
Ту-134 А
|
70
|
700
|
70
|
700
|
70
|
700
|
77
|
770
|
80
|
800
|
Ту-154
М
|
-
|
-
|
70
|
700
|
70
|
700
|
76
|
760
|
80
|
800
|
Ту-154
|
70
|
700
|
70
|
700
|
70
|
700
|
76
|
760
|
80
|
800
|
Ту-144
|
50
|
300
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
80
|
800
|
Ил-62
(Ил-62
М)
|
80
|
800
|
70
|
700
|
70
|
700
|
74
|
740
|
80
|
800
|
Ил-76 Т
|
80
|
800
|
70
|
700
|
70
|
700
|
76
|
760
|
80
|
800
|
Ил-76
ТД
|
80
|
800
|
70
|
700
|
70
|
700
|
76
|
760
|
80
|
800
|
Ил-86
|
60
|
600
|
60
|
600
|
60
|
600
|
66
|
660
|
80
|
800
|
Ил-96-
300
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
66
|
660
|
80
|
800
|
Як-40
|
70
|
700
|
70
|
700
|
70
|
700
|
79
|
790
|
80
|
800
|
Як-42
|
70
|
700
|
70
|
700
|
70
|
700
|
78
|
780
|
80
|
800
|
Самолеты с ТВД
|
Ту-114
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
80
|
800
|
Ил-18
|
70
|
700
|
70
|
700
|
70
|
700
|
75
|
750
|
80
|
800
|
Ан-3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
80
|
800
|
Ан-12
|
80
|
800
|
70
|
700
|
70
|
700
|
75
|
750
|
80
|
800
|
Ан-24
|
70
|
700
|
70
|
700
|
70
|
700
|
79
|
790
|
80
|
800
|
Ан-26
|
80
|
800
|
70
|
700
|
60
|
600
|
67
|
670
|
80
|
800
|
Ан-30
|
70
|
700
|
70
|
700
|
70
|
700
|
79
|
790
|
80
|
800
|
Ан-28
|
70
|
700
|
60
|
600
|
60
|
600
|
68
|
680
|
80
|
800
|
Ан-74
|
-
|
-
|
-
|
-
|
70
|
700
|
76
|
760
|
80
|
800
|
Л-410
|
70
|
700
|
60
|
600
|
60
|
600
|
70
|
700
|
80
|
800
|
Л-410
УВП Э
|
-
|
-
|
60
|
600
|
60
|
600
|
70
|
700
|
80
|
800
|
Самолеты
с поршневыми двигателями
|
Ил-14
|
100
|
1000
|
80
|
800
|
80
|
800
|
-
|
-
|
80
|
800
|
Ан-2
|
100
|
1000
|
80
|
800
|
80
|
800
|
80
|
800
|
80
|
800
|
Ан-14
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
80
|
800
|
Як-18 Т
|
80
|
800
|
80
|
800
|
80
|
800
|
75
|
750
|
80
|
800
|
Ли-2
(ДС-3)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
80
|
800
|
Вертолеты
|
Ми-1
|
80
|
800
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
80
|
800
|
Ми-2
|
80
|
800
|
70
|
700
|
70
|
700
|
70
|
700
|
80
|
800
|
Ми-2
СХ
|
70
|
700
|
70
|
700
|
50
|
500
|
55
|
550
|
80
|
800
|
Ми-4
|
80
|
800
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
80
|
800
|
Ми-6
|
80
|
800
|
70
|
700
|
70
|
700
|
70
|
700
|
80
|
800
|
Ми-8
|
80
|
800
|
70
|
700
|
70
|
700
|
77
|
770
|
80
|
800
|
Ми-10 К
|
80
|
800
|
70
|
700
|
70
|
700
|
70
|
700
|
80
|
800
|
Ми-26 Т
|
-
|
-
|
60
|
600
|
60
|
600
|
66
|
660
|
80
|
800
|
Ка-26
|
80
|
800
|
70
|
700
|
70
|
700
|
70
|
700
|
80
|
800
|
Ка-32
|
-
|
-
|
70
|
700
|
60
|
600
|
70
|
700
|
80
|
800
|
В-3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
80
|
800
|
До 1993 г. при
проведении расчетов вместо полетного времени используется летное время.
При отсутствии
информации о полетном времени за период 1993 - 2005 гг. для определения
фактического полетного времени допускается увеличение фактического летного
времени на 12%.