ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2009 г. N 846
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
В соответствии с
Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительство Российской
Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемые Правила расследования причин аварий в электроэнергетике.
2. Министерству
энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок со дня вступления в силу
настоящего Постановления разработать и утвердить:
форму акта о
расследовании причин аварий в электроэнергетике и порядок ее заполнения;
форму отчета об
авариях в электроэнергетике и порядок ее заполнения;
порядок передачи
оперативной информации об авариях в электроэнергетике.
3. Министерству
природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с
Министерством энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок со дня
вступления в силу настоящего Постановления разработать и утвердить порядок
формирования комиссий по расследованию причин аварий в электроэнергетике.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
В.ПУТИН
Утверждены
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 28 октября 2009
г. N 846
ПРАВИЛА
РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
I. Общие
положения
1. Настоящие
Правила определяют порядок расследования причин аварий в электроэнергетике, за
исключением аварий на атомных станциях.
Расследование
причин чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие аварий на объектах
электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках потребителей
электрической энергии (далее - энергопринимающие установки), осуществляется в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. В настоящих Правилах под аварией понимаются технологические
нарушения на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке,
приведшие к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств
(оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки,
неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от
установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и
(или) энергопринимающих установок, полному или частичному ограничению режима
потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе
возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы.
3. В соответствии с
настоящими Правилами расследованию и учету подлежат аварии на всех объектах
электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, расположенных на
территории Российской Федерации.
4.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление
федерального государственного энергетического надзора, либо его территориальный
орган (далее - орган федерального государственного энергетического надзора)
осуществляет расследование причин аварий, в результате которых произошли:
а) повреждение
магистрального трубопровода тепловой сети в период отопительного сезона, если
это привело к перерыву теплоснабжения потребителей в течение 36 часов и более;
б) повреждение
энергетического котла паропроизводительностью 100 тонн в час и более или
водогрейного котла производительностью 50 гигакалорий в час и более с
разрушением, деформацией или смещением элементов каркаса, барабана, главного
паропровода или питательного трубопровода, если такое повреждение привело к
вынужденному простою в ремонте котла в течение 25 суток и более;
в) повреждение
турбины генератора или силового трансформатора номинальной мощностью 10 МВт (10
МВА) и более, если такое повреждение привело к вынужденному простою в ремонте
оборудования в течение 25 суток и более;
г) обрушение
несущих элементов технологических зданий, сооружений объекта электроэнергетики
и (или) энергопринимающей установки, в том числе произошедшее вследствие взрыва
или пожара, если такое обрушение привело к введению аварийного ограничения
режима потребления электрической энергии (мощности);
д) повреждение
гидротехнического сооружения, приведшее к нарушению его безопасной эксплуатации
и вызвавшее понижение уровня воды в водохранилище (реке) или повышение его в
нижнем бьефе за предельно допустимые значения;
е) взрыв газа в
газифицированной топке или газоходе энергетического котла
паропроизводительностью 100 тонн в час и более или водогрейного котла
производительностью 50 гигакалорий в час и более, вызвавший их местные
разрушения (повреждения) или пожар на объекте электроэнергетики.
ж)
отклонение частоты электрического тока в энергосистеме или ее части за пределы:
50,00 +/- 0,2 Гц
продолжительностью 3 часа и более;
50,00 +/- 0,4 Гц
продолжительностью 30 минут и более;
з) массовые
отключения или повреждения объектов электросетевого хозяйства (высший класс
напряжения 6 - 35 кВ), вызванные неблагоприятными природными явлениями, если
они привели к прекращению электроснабжения потребителей общей численностью 200
тыс. человек и более;
и) отключение
генерирующего оборудования или объекта электросетевого хозяйства, приводящее к
снижению надежности энергосистемы, включая:
разделение
энергосистемы на части, выделение отдельных энергорайонов Российской Федерации
на изолированную от Единой энергетической системы России работу (при отключении
всех электрических связей с Единой энергетической системой России);
превышение
максимально допустимых перетоков мощности в контролируемом сечении
длительностью 1 час и более;
применение графиков
временных отключений суммарным объемом 100 МВт и более или прекращение
электроснабжения на величину 25 и более процентов общего объема потребления в
операционной зоне диспетчерского центра;
внеплановое ограничение
выдачи мощности электростанцией на срок более 1 суток на величину 100 МВт и
более;
к) отключение
объектов электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 110 кВ и выше),
генерирующего оборудования мощностью 100 МВт и более на 2 и более объектах
электроэнергетики, вызвавшее прекращение электроснабжения потребителей
электрической энергии, суммарная мощность потребления которых составляет 100
МВт и более, продолжительностью 30 минут и более;
л)
нарушения в работе противоаварийной или режимной автоматики, в том числе
обусловленные ошибочными действиями персонала, вызвавшие отключение объекта
электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 110 кВ и выше), отключение
(включение) генерирующего оборудования, суммарная мощность которого составляет
100 МВт и более, или прекращение электроснабжения потребителей электрической
энергии, суммарная мощность потребления которых составляет 100 МВт и более;
м) нарушение в
работе электрических сетей, приведшее к отклонению частоты на шинах
распределительного устройства атомной электростанции (высший класс напряжения
110 - 750 кВ) от пределов нормальной эксплуатации, установленных
технологическим регламентом эксплуатации атомных электростанций (49,0 - 50,5
Гц);
н)
нарушение работы средств диспетчерского и технологического управления,
приводящее к прекращению связи (диспетчерской связи, передачи телеметрической
информации или управляющих воздействий противоаварийной или режимной
автоматики) между диспетчерским центром субъекта оперативно-диспетчерского управления
в электроэнергетике, объектом электроэнергетики и (или) энергопринимающей
установкой продолжительностью 1 час и более.
5.
Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или)
энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация выясняют
причины возникновения аварий, в результате которых произошли:
а) повреждение
основного оборудования электростанции, а также отключение такого оборудования
действием автоматических защитных устройств или оперативным персоналом вследствие
недопустимых отклонений технологических параметров или ошибочных действий
оперативного персонала;
б) отключение
вспомогательного оборудования электростанции действием автоматических защитных
устройств или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений
технологических параметров или ошибочных действий оперативного персонала,
повлекшее ограничение располагаемой мощности электростанции на величину 50 МВт
и более;
в) повреждение
объекта электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 6 кВ и выше), а
также отключение такого объекта действием автоматических защитных устройств или
оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических
параметров или ошибочных действий оперативного персонала, в том числе вызвавшее
обесточивание резервных трансформаторов собственных нужд атомной
электростанции;
г) повреждение
гидросооружения, требующее проведения внепланового ремонта;
д) повреждение
тепловой сети или оборудования котельной, вызвавшее прекращение теплоснабжения
и (или) горячего водоснабжения потребителей тепловой энергии;
е) нарушение,
приводящее к потере управляемости объекта электроэнергетики (потеря питания
собственных нужд, оперативного тока, давления в магистралях сжатого воздуха,
систем управления оборудованием) продолжительностью 1 час и более;
ж) неправильные
действия защитных устройств и (или) систем автоматики;
з) вывод из работы
электрооборудования системы электропитания атомной электростанции действием
устройств релейной защиты и автоматики от повышения напряжения или оперативным
персоналом вследствие недопустимых отклонений параметров режима (напряжения и
частоты) электрических сетей;
и) нарушение режима
работы электростанции, вызвавшее превышение лимитов предельно допустимых
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 5-кратном объеме и более
или лимитов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты
в 3-кратном объеме и более, продолжительностью более 1 суток.
6. Результаты
расследования аварий, указанных в пункте 5 настоящих Правил, направляются
собственниками, иными законными владельцами объектов электроэнергетики и (или)
энергопринимающих установок, на которых произошла авария, либо эксплуатирующими
их организациями субъекту оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике.
II. Порядок
расследования причин аварий
7. Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и
(или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация
незамедлительно уведомляют о возникновении аварии диспетчерский центр субъекта
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в операционной зоне
которого находятся объект электроэнергетики и (или) энергопринимающая
установка, а также орган федерального государственного энергетического надзора
в соответствии с порядком передачи оперативной информации об авариях в
электроэнергетике, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики
(далее - уполномоченный орган в сфере электроэнергетики).
При получении
информации о возникновении аварий, указанных в подпунктах "ж" -
"н" пункта 4 настоящих Правил, субъект оперативно-диспетчерского
управления в электроэнергетике уведомляет об этом орган федерального
государственного энергетического надзора.
8. Решение о
расследовании причин аварии принимается не позднее 24 часов с момента получения
органом федерального государственного энергетического надзора информации об
аварии.
9. Орган
федерального государственного энергетического надзора, принявший решение о
расследовании причин аварии, уведомляет об этом уполномоченный орган в сфере
электроэнергетики в срок не позднее 48 часов с момента принятия такого решения.
10. Приказом
руководителя органа федерального государственного энергетического надзора (его
заместителя) оформляется решение о расследовании причин аварии, создается
комиссия по расследованию причин аварии (далее - комиссия) и определяется ее
состав.
Председателем
комиссии назначается должностное лицо органа федерального государственного
энергетического надзора.
Порядок
формирования комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере безопасности электрических и
тепловых установок и сетей по согласованию с уполномоченным органом в сфере
электроэнергетики.
11. В состав комиссии
кроме должностных лиц органа федерального государственного энергетического
надзора при необходимости включаются уполномоченные представители:
а)
уполномоченного органа в сфере электроэнергетики;
б) федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации
государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по
надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
в) организации по
управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и
территориальных сетевых организаций;
г) генерирующих
компаний;
д) субъекта
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
е) потребителей
электрической энергии, присоединенная мощность которых превышает 50 МВт.
12. Расследование
аварий, указанных в подпунктах "ж" - "н" пункта 4 настоящих
Правил, осуществляется при участии субъекта оперативно-диспетчерского
управления в электроэнергетике.
13. Комиссия вправе
также привлекать к расследованию представителей научных и экспертных
организаций, заводов-изготовителей, а также организаций, выполнявших подрядные,
проектные и конструкторские работы в отношении объектов электроэнергетики и
(или) энергопринимающих установок, на которых произошла авария или на которых
произошли отклонения от установленных технологических режимов работы вследствие
произошедшей аварии.
14. Расследование
причин аварий, указанных в пункте 4 настоящих Правил, начинается
незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок,
не превышающий 20 дней со дня начала расследования.
В случае
необходимости срок проведения расследования причин аварии может быть продлен
руководителем органа федерального государственного энергетического надзора (его
заместителем), но не более чем на 45 дней.
15. В ходе
расследования причин аварий, указанных в пункте 4 настоящих Правил,
устанавливаются причины и предпосылки возникновения аварии, круг лиц, действия
(бездействие) которых привели к ее возникновению, а также разрабатывается
перечень противоаварийных мероприятий по устранению причин аварии и предотвращению
возникновения аварий на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих
установках (далее - противоаварийные мероприятия).
16. При
расследовании причин аварий, указанных в пункте 4 настоящих Правил, выявляются
и устанавливаются условия их возникновения, в том
числе:
а) обстоятельства,
предшествовавшие аварии, в том числе действия (бездействие) субъектов
электроэнергетики и потребителей электрической энергии, повлекшие возникновение
аварии;
б) исполнение
команд и распоряжений субъекта оперативно-
диспетчерского управления в электроэнергетике;
в) соблюдение
субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований
нормативных правовых актов в области электроэнергетики, в том числе
установленных правил и норм эксплуатации объектов электроэнергетики и (или)
энергопринимающих установок, а также технических регламентов;
г) своевременность
принятия субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии мер
по устранению последствий аварии и дефектов оборудования, повышению его
надежности, повышению качества и соблюдению сроков проведения ремонтных работ,
испытаний и профилактических осмотров, контролю за
состоянием оборудования, а также по соблюдению технологической дисциплины при
производстве ремонтных работ.
17. Для выявления
причин аварий, указанных в пункте 4 настоящих Правил, в ходе расследования
проводятся следующие необходимые действия:
а) сохранение
послеаварийной обстановки (по возможности);
б) изъятие и
передача по акту приема-передачи регистрограмм, записей оперативных и
диспетчерских переговоров и иных необходимых документов;
в) описание
послеаварийного состояния указателей положения защитных устройств и блокировок;
г) сбор
документации по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного)
оборудования;
д) осмотр,
фотографирование послеаварийной обстановки, в случае необходимости -
видеосъемка, составление схемы и эскиза места аварии;
е) опрос очевидцев
аварии, руководителей организаций, на объектах электроэнергетики и (или)
энергопринимающих установках которых произошла авария, оперативного персонала,
а также получение объяснений (в письменной форме) опрошенных лиц;
ж) выяснение
обстоятельств, предшествовавших аварии, а также установление причин их
возникновения;
з) выяснение
характера нарушения технологических процессов и условий эксплуатации
оборудования;
и) оценка действий
оперативного персонала и руководителей организаций, на объектах
электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках которых произошла
авария, по предупреждению возникновения и предотвращению развития аварии;
к) проверка
соответствия действий оперативного персонала нормативным и техническим
требованиям;
л) выявление
нарушений установленных норм и правил эксплуатации объектов электроэнергетики и
(или) энергопринимающих установок;
м) оценка
соблюдения установленных требований промышленной безопасности, безопасности
объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, а также
гидросооружений для предупреждения аварий;
н) проверка
соответствия объекта электроэнергетики, энергопринимающей установки и (или)
технологического процесса проектным решениям;
о) проверка соответствия использования оборудования установленной области его
применения;
п) проверка наличия
и исправности средств защиты персонала;
р) проверка наличия
технической документации по эксплуатации объекта электроэнергетики и (или)
энергопринимающей установки.
18. При проведении
расследования причин аварии комиссия:
а) проводит
обследование объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок с
предварительным уведомлением субъекта электроэнергетики и (или) потребителя
электрической энергии, на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей
установке которых возникла авария, о начале расследования причин аварии в срок
не позднее чем за 3 часа до начала обследования;
б)
запрашивает у субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии,
собственников, иных законных владельцев объектов электроэнергетики и (или)
энергопринимающих установок либо эксплуатирующих их организаций, а также у
органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию и
документы, необходимые для расследования причин аварии, в том числе
регистрограммы, записи оперативных и диспетчерских переговоров, копии
технической и иной документации в отношении объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, на которых произошла авария;
в) осуществляет
иные действия, необходимые для расследования причин аварии.
19. Действия
комиссии в ходе расследования причин аварии оформляются протоколом и
подписываются председателем комиссии.
III.
Порядок оформления результатов расследования
20. Результаты
расследования причин аварий, указанных в пункте 4 настоящих Правил, оформляются
актом о расследовании причин аварии (далее - акт расследования), форма и
порядок заполнения которого утверждаются уполномоченным органом в сфере
электроэнергетики.
21. Акт
расследования должен содержать следующую информацию:
а) описание
состояния и режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих
установок до возникновения аварии и во время аварии;
б) описание причин
возникновения аварии и ее развития;
в) описание
действий оперативного персонала и должностных лиц субъектов электроэнергетики и
потребителей электрической энергии, послуживших предпосылками и (или) причинами
возникновения аварии;
г) описание
выявленных в ходе расследования нарушений требований нормативных правовых актов
в области электроэнергетики, в том числе установленных норм и правил
эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, а также
технических регламентов;
д) перечень и
описание повреждений оборудования объектов электроэнергетики и (или)
энергопринимающих установок;
е) описание выявленных
в ходе расследования недостатков эксплуатации, проекта, конструкции,
изготовления и монтажа оборудования, явившихся предпосылками аварии или
затруднявших ее ликвидацию;
ж) перечень
противоаварийных мероприятий.
22. К акту
расследования прилагаются все материалы расследования, полученные в процессе
работы комиссии.
23. Материалы
расследования причин аварии формируются в отдельное дело с приложением описи
всех документов и подлежат хранению органом федерального государственного
энергетического надзора в течение не менее чем 3 лет.
24. Акт
расследования составляется в 2 экземплярах и подписывается всеми членами
комиссии. При несогласии отдельных членов комиссии их особое мнение прилагается
к акту расследования.
25. Копии акта
расследования в 3-дневный срок после окончания расследования со всеми
приложениями направляются председателем комиссии субъектам электроэнергетики и
потребителям электрической энергии, на объектах электроэнергетики и (или)
энергопринимающих установках которых произошла авария, субъекту
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также могут быть
направлены членам комиссии по их запросу.
26. Контроль за выполнением противоаварийных мероприятий и
предписаний, вынесенных по результатам расследования причин аварий, осуществляется
органом федерального государственного энергетического надзора. В проведении контроля за выполнением противоаварийных мероприятий по
результатам расследования причин аварий, указанных в подпунктах "ж" -
"н" пункта 4 настоящих Правил, участвует субъект
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
IV. Порядок
систематизации информации
об авариях в
электроэнергетике
27. Собственник,
иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей
установки либо эксплуатирующая их организация представляют сводный ежемесячный
отчет об авариях в электроэнергетике в орган федерального государственного
энергетического надзора, уполномоченный орган в сфере электроэнергетики, а
также субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
28. Систематизация
информации об авариях в электроэнергетике осуществляется субъектом
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике путем ведения базы
данных об авариях раздельно в отношении генерирующих компаний, сетевых
организаций и потребителей электрической энергии.
29. Электронные
копии актов расследования включаются в базу данных об авариях в
электроэнергетике.
30. Материалы
расследования аварий после проведения анализа могут быть использованы при
планировании режимов работы объектов электроэнергетики и (или)
энергопринимающих установок и разработке мер по обеспечению надежного и
безопасного функционирования указанных объектов (установок), в том числе в
составе энергосистемы.