Зарегистрировано в
Минюсте РФ 4 марта 2010 г. N 16561
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 декабря 2009 г. N 429
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА
СИСТЕМОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В
соответствии с пунктом 5.2.12 Положения о Министерстве природных ресурсов и
экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337;
2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192), приказываю:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о порядке организации и осуществления надзора за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов.
2. Признать не
подлежащим применению Приказ Госатомнадзора России от 31.07.2003 N 86 "Об
утверждении Положения о надзоре за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов", зарегистрированный в Минюсте России 28.08.2003,
регистрационный N 5024 (Российская газета, 2003, N 184).
Министр
Ю.П.ТРУТНЕВ
Утверждено
Приказом
Министерства
природных ресурсов
и экологии
Российской
Федерации
от 30.12.2009 N 429
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА
СИСТЕМОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
1. Положение о
порядке организации и осуществления надзора за системой государственного учета
и контроля ядерных материалов (далее - Положение) разработано в соответствии с
требованиями:
Федерального
закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной
энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.
4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст.
1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст.
6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17);
Постановления
Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352 "Об утверждении
Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2188; 2009, N
18, ст. 2248);
Постановления
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве
природных ресурсов и экологии Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N
46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976);
Постановления
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст.
544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст.
5976).
2. Положение
устанавливает порядок организации и осуществления надзора за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов.
3. Надзор за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется
территориальными органами Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) с участием
структурных подразделений центрального аппарата.
4. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов включает в себя проверку выполнения требований федеральных норм и
правил, организационно-распорядительных документов в области государственного
учета и контроля ядерных материалов, условий лицензий (далее - требования по
учету и контролю), а также состояния государственного учета и контроля ядерных
материалов и их наличия на территории Российской Федерации, осуществляемую
путем проведения инспекций.
5. Надзор
за системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется
с целью выявления и предотвращения нарушений в функционировании системы
государственного учета и контроля ядерных материалов, причин этих нарушений,
факторов, препятствующих осуществлению государственного учета и контроля
ядерных материалов, предотвращения неконтролируемого распространения и
использования ядерных материалов.
6. Для достижения
цели надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов
Ростехнадзор в пределах своих полномочий:
1) запрашивает,
получает и анализирует информацию по вопросам функционирования системы
государственного учета и контроля ядерных материалов и ее составных частей;
2) организует и
проводит инспекции состояния государственного учета и контроля ядерных
материалов, анализирует и обобщает результаты инспекций;
3)
принимает предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации
меры, направленные на устранение организациями и должностными лицами выявленных
нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных
материалов и причин этих нарушений;
4) предоставляет
информацию о результатах надзора за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов органам государственной власти Российской Федерации.
7. Ростехнадзор
ведет учет данных, необходимых для осуществления надзора за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов.
8. Доступ должностных лиц Ростехнадзора к информации организаций, к
информации, содержащейся в федеральной автоматизированной информационной
системе государственного учета и контроля ядерных материалов, в
информационно-аналитических организациях и центрах сбора, обработки и передачи
информации, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и
контроля ядерных материалов на федеральном уровне, осуществляется в
соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.
Доступ должностных
лиц Ростехнадзора к материалам, составляющим государственную тайну,
осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Информация,
получаемая Ростехнадзором в ходе осуществления надзора за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов, используется
исключительно с целью, изложенной в пункте 5 Положения, с соблюдением
предусмотренных законодательством Российской Федерации требований по защите
государственной и коммерческой тайны, а также прав на интеллектуальную
собственность.
9.
Инспекции по проверке состояния учета и контроля ядерных материалов могут быть
плановыми и внеплановыми.
Плановые инспекции
проводятся на основании планов проведения плановых инспекций Ростехнадзора,
утвержденных в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации
порядке.
Внеплановые
инспекции могут проводиться в связи с выявленными фактами недостачи, излишков,
а также несанкционированного использования и/или незаконного перемещения
ядерных материалов, в том числе через таможенную границу Российской Федерации,
или аномалиями в учете и контроле ядерных материалов, необходимостью проверки
выполнения выданных ранее предписаний об устранении нарушений, а также в других
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе по
запросу самих организаций.
О проведении
плановой инспекции инспектируемая организация уведомляется заранее, не позднее
чем в течение трех рабочих дней до ее начала, о проведении внеплановой
инспекции - не менее чем за двадцать четыре часа до начала инспекции.
10. Периодичность
проведения инспекций определяется в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
В ходе инспекций
учета и контроля в организации в течение календарного года должны быть
проверены все зоны баланса ядерного материала в данной организации.
Инспекции
проводятся с учетом особенностей технологического цикла инспектируемой
организации и необходимости проведения измерений при проверке наличия ядерных
материалов.
Состав комиссии по
проведению инспекции с указанием фамилии, имени, отчества и полного
наименования должности проверяющих должностных лиц (должностного лица)
Ростехнадзора определяется приказом Ростехнадзора о проведении инспекции.
11. Проведение
инспекции должно включать в себя следующие этапы:
1) подготовка к
проведению инспекции и организация инспекции, включая, в том числе, составление
и утверждение уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора программы
проведения инспекции, издание приказа о проведении инспекции и направление
проверяемой организации копии приказа о проведении инспекции в сроки,
установленные пунктом 9 Положения;
2) проведение
инспекции;
3) оформление
результатов инспекции.
12. Инспекция
включает проверку:
1) расследования
выявленных аномалий в учете и контроле ядерных материалов и устранения
нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных
материалов;
2) наличия ядерных
материалов в местах их нахождения путем проведения полных или выборочных
измерений характеристик ядерных материалов;
3) выполнения
требований к учету и контролю;
4) соответствия
нормативных документов организации по учету и контролю ядерных материалов федеральным нормам и правилам по учету и контролю
ядерных материалов;
5) выполнения
условий действия лицензий, выданных Ростехнадзором организации, осуществляющей
деятельность в области использования атомной энергии;
6) выполнения ранее
выданных предписаний;
7) выполнения
условий разрешений Ростехнадзора на право ведения
работ в области использования атомной энергии, выдаваемых руководящему
персоналу объектов использования атомной энергии, обеспечивающему учет и
контроль ядерных материалов;
6) проведения
организацией, осуществляющей обращение с ядерными материалами, подготовки и
повышения квалификации персонала, осуществляющего учет и контроль ядерных
материалов.
Конкретное
содержание проверок устанавливается программой инспекции, утверждаемой
уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора.
13. Должностные
лица Ростехнадзора в ходе проведения инспекций вправе запрашивать и получать
документы и материалы, необходимые для реализации целей инспекций, а также
получать объяснения должностных лиц и работников инспектируемой организации по
вопросам, непосредственно связанным с целями инспекции.
В случае выявления
нарушений могут быть проверены дополнительно вопросы, не предусмотренные
первоначальной программой инспекции.
14. При осуществлении надзора за системой государственного учета и
контроля ядерных материалов могут применяться технические средства измерений
количества и состава ядерных материалов, средства контроля доступа к ядерным
материалам, используемые при учете и контроле ядерных материалов и надзоре за
системой государственного учета и контроля ядерных материалов (далее -
технические средства) и персонально идентифицируемые устройства одноразового
действия, обеспечивающие защиту объекта (транспортного средства, контейнера,
цистерны, помещения, тары, оборудования и др.) от несанкционированного
доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от
проникновения (далее - пломбировочные устройства).
Вопросы обеспечения
безопасности, связанные с использованием технических средств и пломбировочных
устройств, согласовываются с инспектируемой организацией.
Использование
технических средств и пломбировочных устройств при
проведении инспекций осуществляется уполномоченными должностными лицами
Ростехнадзора при соблюдении требований техники безопасности, радиационной
безопасности и мер по защите информации о ядерных материалах. Территориальные
органы Ростехнадзора должны поддерживать работоспособность принадлежащих им
технических средств, а также обеспечивать своевременную поверку и калибровку
средств измерений, входящих в состав этих технических средств. Измерения
ядерных материалов в ходе инспекций проводятся в установленном порядке.
15. По результатам
инспекций составляется акт, экземпляр которого после оформления выдается в
установленном порядке инспектируемой организации.
16. В случае
выявления нарушений в функционировании системы государственного учета и
контроля ядерных материалов Ростехнадзор принимает в пределах своих полномочий
следующие меры:
1) выдает
руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения
предписания об устранении выявленных нарушений;
2) приостанавливает
или прекращает действие разрешений Ростехнадзора на право ведения
работ в области использования атомной энергии, выдаваемых должностным лицам
организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, отвечающим за
организацию и обеспечение учета и контроля ядерных материалов;
3) приостанавливает
или прекращает действие выданных Ростехнадзором или его территориальными
органами разрешений (лицензий) организациям, осуществляющим обращение с
ядерными материалами;
4) привлекает к
административной ответственности организации, должностных лиц и граждан в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) направляет
правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства Российской
Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм
и правил и условий действия лицензий (разрешений), если указанные нарушения
содержат признаки состава преступления согласно уголовному законодательству
Российской Федерации.
17. Учет и анализ
результатов надзора осуществляется:
1) работником
подразделения, осуществляющего надзор за системой государственного учета и
контроля ядерных материалов, территориального органа Ростехнадзора;
2) подразделением
территориального органа Ростехнадзора, ответственным за осуществление надзора
за системой государственного учета и контроля ядерных материалов;
3) территориальным
органом Ростехнадзора;
4) подразделением
центрального аппарата Ростехнадзора, выполняющим функции организации и
осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов.
18. Анализ
производится на основании следующих документов и информации:
1) актов и
предписаний по результатам проведенных инспекций;
2) постановлений
Ростехнадзора о назначении административного наказания;
3) информации о
состоянии учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих
обращение с ядерными материалами;
4) отчетов
организаций об обстоятельствах и причинах аномалии в учете и контроле ядерных
материалов (далее - специальных отчетов);
5) отчетных
документов органов управления, обеспечивающих функционирование системы
государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном уровне,
информационно-аналитических центров сбора, обработки и передачи информации и
организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, получаемых по
запросам Ростехнадзора;
6) отчетов
организаций о выполнении постановлений и предписаний Ростехнадзора и его
территориальных органов;
7) информации о
выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных
материалов.
19. Обработка и
анализ информации о результатах надзора осуществляется при помощи
автоматизированной информационной системы.
20. По результатам
анализа составляется заключение о состоянии системы государственного учета и
контроля ядерных материалов.
Заключение о
состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов
составляется в сроки, установленные Ростехнадзором для подготовки годового
отчета о деятельности:
1) территориального
органа Ростехнадзора;
2) Ростехнадзора.
21. Учету и
хранению в Ростехнадзоре подлежат:
1) акты и
предписания по результатам проведенных инспекций;
2) постановления
Ростехнадзора о назначении административного наказания;
3) акты по
результатам расследования инцидентов и аномалий в учете и контроле ядерных
материалов;
4) специальные
отчеты организаций;
5) отчетные
документы организаций, получаемые по запросам Ростехнадзора;
6) отчеты
организаций о выполнении постановлений и предписаний Ростехнадзора и его
территориальных органов;
7) информация о
выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных
материалов;
8) заключения о
состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов.
Срок хранения
указанных документов определяется приказом Ростехнадзора, но не может быть
меньше срока действия лицензий в области использования атомной энергии,
выданных соответствующей организации.