Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 17 марта 2010 г. N ГКПИ10-46

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. о признании недействующими подраздела "А" (в части), подраздела "Б" раздела VIII "Химическое производство" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10,

 

установил:

 

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" утверждены: Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список N 1); Список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список N 2).

И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Списка N 1 в части содержащегося в наименовании подраздела "А" раздела VIII "Химическое производство" положения, допускающего применение этого подраздела только к работникам предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, и подраздела "Б" того же раздела, подлежащего применению к работникам предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства.

Заявитель ссылается на то, что с августа 1989 г. по май 1996 г. работал в должности энергетика цеха нитроэмалей Режевского химического завода в г. Реж Свердловской области, энергетики цехов, занятые на ремонте и обслуживании технологического оборудования и электрооборудования в производстве лакокрасочной продукции, названы в подразделе "А", однако в выдаче справки о наличии льготного трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ему было отказано по тому основанию, что Режевский химический завод находился в ведении Российского агентства по боеприпасам оборонной промышленности и к работникам этого завода применяется подраздел "Б" раздела VIII Списка N 1, в котором должность энергетика цеха отсутствует. Считает, что Правительство Российской Федерации, обусловив для энергетиков цеха в производстве лакокрасочной продукции различия в праве на льготное пенсионное обеспечение исключительно отраслевой принадлежностью предприятий, вышло за пределы своих полномочий, осуществленное им правовое регулирование является дискриминационным, противоречит пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и нарушает его право на досрочное получение трудовой пенсии по старости.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации по поручению от 28 января 2010 г., в своих возражениях указало на то, что оспариваемые заявителем положения раздела VIII Списка N 1 применяются в отношении всех предприятий и организаций независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, отнесение предприятий к химической и нефтехимической отрасли промышленности осуществляется в зависимости от характера основного вида деятельности, а не их ведомственной принадлежности; изучение вопроса Пенсионным фондом Российской Федерации показало, что основным видом деятельности ЗАО "Режевский химический завод" являлось производство химической продукции и данный завод может быть отнесен к предприятию химической отрасли промышленности, в связи с чем И. имеет возможность реализовать свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обратившись в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области, которому дано необходимое поручение.

И. в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителей Правительства Российской Федерации Б., С., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие федеральному закону, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

В пункте 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закреплены условия сохранения приобретенного гражданами на основании пенсионного законодательства, действовавшего до вступления этого Закона в силу, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время проработали на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также на иных работах с особыми условиями труда.

Определив для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, право на получение трудовой пенсии ранее достижения общеустановленного возраста, законодатель пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона уполномочил Правительство Российской Федерации при необходимости утвердить списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии.

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные полномочия, Постановлением от 18 июля 2002 г. N 537 сохранило действие Списков N 1 и N 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, применявшихся на территории РСФСР до 1 января 2002 г. на основании пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, которое было издано в пределах компетенции, определенной статьей 83 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" и не противоречило этому Закону.

Разделом VIII Списка N 1 работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, дифференцированы в зависимости от отрасли промышленности: в подразделе "А" названы профессии и должности работников предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятых в перечисленных в этом подразделе видах производств и работ, а в подразделе "Б" - профессии и должности работников предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства, занятых в технологическом процессе производства указанной в данном подразделе продукции при наличии в воздухе рабочей зоны определенного уровня вредных веществ.

Допустимость такой дифференциации вытекает из подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", признающего в качестве основания досрочного назначения трудовой пенсии занятость работника в таком производстве, в котором выполняемая по определенной специальности, профессии, должности работа является работой с вредными условиями труда. Условия труда лиц, работающих по одним и тем же специальностям (профессиям, должностям), могут существенно отличаться по степени неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов в зависимости от объема производства, являющегося источником таких неблагоприятных факторов.

Отрасль промышленности представляет собой совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции и технологии, в связи с чем работники этих предприятий и производств работают в одинаковых условиях труда по степени неблагоприятного воздействия на организм человека. Условия труда лиц, занятых во вредных производствах, организованных на предприятиях других отраслей промышленности, могут различаться по степени неблагоприятного воздействия на организм человека в зависимости от объема такого производства.

Следовательно, указание в подразделе "А" раздела VIII Списка N 1 отрасли промышленности в качестве одного из критериев, позволяющего признать занятость лиц в производствах и работах, организованных на относящихся к данной отрасли предприятиях, работой с особыми условиями труда, а в подразделе "Б" - на занятость в технологическом процессе производства определенной продукции при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 1 и 2 класса опасности, а также канцерогенов, основано на объективно значимых обстоятельствах, позволяющих вводить различия в пенсионных правах лиц, относящихся по условиям труда к разным категориям.

Порядок отнесения предприятий к химической и нефтехимической отрасли промышленности определен пунктом 25 Разъяснения от 22 мая 1996 г. N 5, данного Министерством труда Российской Федерации по согласованию с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации. Согласно этому пункту отнесение предприятий к химической и нефтехимической отрасли промышленности осуществляется в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг по характеру основного вида их деятельности, вне зависимости от ведомственной принадлежности предприятия.

То обстоятельство, что заявителю было отказано в исчислении льготного трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по мотиву ведомственной принадлежности завода, на котором он работал в лакокрасочном производстве, не свидетельствует о незаконности оспариваемых им положений раздела VIII Списка N 1, по смыслу которого подобный критерий не может использоваться при определении права на льготное пенсионное обеспечение лиц, выполнявших работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда. Неправильное применение нормативного правового акта само по себе не может служить основанием для признания его недействующим. Заявитель не лишен права обратиться в соответствующее отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросу досрочного назначения трудовой пенсии по старости с учетом периода работы в лакокрасочном производстве Режевского химического завода, а при отрицательном решении вопроса - оспорить в судебном порядке отказ в назначении ему пенсии на льготных условиях.

Правительство Российской Федерации, сохраняя действие Списка N 1 в части раздела VIII, разграничивающего виды производств и работ с учетом характера основного вида деятельности предприятий, где организованы такие производства и работы, действовало в соответствии с требованиями закона и в пределах предоставленных ему полномочий.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

в удовлетворении заявления И. о признании недействующими подраздела "А" (в части), подраздела "Б" раздела VIII "Химическое производство" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024