ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 октября 2010 г. N ГКПИ10-1071
Верховный Суд
Российской Федерации в составе:
судьи Верховного
Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Т.,
с участием
прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев
в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с
ограниченной ответственностью "Центр Труда" о признании частично
недействующим Приказа Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении перечня
услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и
Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны
труда",
установил:
ООО
"Центр Труда" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением о признании недействующим Приказа Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об
утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых
необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги
в области охраны труда" (далее - Приказ) в части, не предусматривающей
возможность оказывать услуги, включенные
в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима
аккредитация, организациями, не прошедшими аккредитацию, с 1 октября 2010 г.
(пункт 3).
Заявление
мотивировано тем, что испытательная аналитическая лаборатория ООО "Центр
Труда" имеет аттестаты, действительные до 12 марта 2015 г., согласно
которым в область аккредитации не входит оценка веществ биологической природы и
ионизирующего излучения, вследствие чего общество после 1 октября 2010 г. не
может оказывать услуги в области охраны труда и, несмотря на наличие аттестата
с не истекшим сроком действия, вынуждена пройти новую аккредитацию. Заявитель считает, что Приказ в
оспариваемой части нарушает его права на проведение аттестации рабочих мест по
условиям труда в организациях и противоречит пунктам 1, 2 статьи 49
Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку возлагает на ООО
"Центр Труда" не предусмотренную законом обязанность, а также пунктам
3, 17 Положения об аккредитации органов по сертификации и испытательных
лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля
2009 г. N 163, устанавливающим 5-летний срок действия аттестата аккредитации и
возможность осуществления деятельности в течение этого срока.
Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство
юстиции Российской Федерации в своих возражениях на заявление указали на то,
что оспариваемое положение не ограничивает права субъектов предпринимательской
деятельности, не возлагает на организации обязанность получать новые аттестаты
аккредитации испытательных лабораторий, а предусматривает на основании статьи
217 Трудового кодекса Российской Федерации аккредитацию самих организаций.
Выслушав
объяснения представителя заявителя адвоката Черкашина Д.В., поддержавшего
заявленное требование, возражения представителей Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации К., Е. и Министерства юстиции
Российской Федерации Б., исследовав представленные документы, заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления
отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания
оспариваемой правовой нормы недействующей.
Частью третьей
статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что организации,
оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила
аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласно пункту 1
Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального
развития, условий и охраны труда.
Приказ издан
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, то
есть федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на издание
такого нормативного правового акта. Приказ зарегистрирован в Министерстве
юстиции Российской Федерации 29 июня 2010 г., регистрационный N 17648,
опубликован в "Российской газете" 7 июля 2010 г.
Пунктом 3 Приказа
установлено, что организации, оказывающие в настоящее время услуги, включенные
в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима
аккредитация, утвержденный данным Приказом, вправе оказывать данные услуги
после вступления в силу этого Приказа до 1 октября 2010 года. С 1 октября 2010
года оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не
допускается. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. (зарегистрирован
в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 октября 2010 г., регистрационный
N 18605) слова "1 октября 2010 года" заменены словами "1 декабря
2010 года".
Таким
образом, обязательная аккредитация организаций, оказывающих услуги в области
охраны труда, установлена непосредственно Трудовым кодексом Российской
Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах
своей компетенции определены лишь перечень этих услуг и правила аккредитации
организаций, их оказывающих, а также срок, до истечения которого такие
организации обязаны выполнить требование федерального закона об обязательной
аккредитации (1 декабря 2010 г.). Введение
законом обязанности получить разрешение на занятие деятельностью, связанной с
аттестацией рабочих мест, соответствует требованиям пункта 1 статьи 49
Гражданского кодекса Российской Федерации, прав и законных интересов заявителя
не нарушает.
Срок,
предоставленный хозяйствующим субъектам, желающим оказывать услуги в области
охраны труда, является достаточным для предоставления ими необходимых сведений
для обязательной аккредитации, осуществляемой в уведомительном порядке.
Оспариваемое положение Приказа не препятствует организациям получить
аккредитацию и после истечения установленного срока (1 декабря 2010 г.).
Положение
об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров),
выполняющих работы по подтверждению соответствия, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 163, на которое
заявитель безосновательно ссылается в подтверждение своего требования, имеет
иной предмет регулирования и к отношениям, связанным с аттестацией рабочих
мест, не может применяться.
Указанное
Положение, как следует из его содержания, издано в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", который регулирует отношения,
возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении требований к
продукции и не распространяется на социально-экономические, организационные,
санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в
области охраны труда; предусматривает на основе принципа добровольности
аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров),
выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции и иных объектов
требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или
условиям договоров (статьи 1, 2, 31).
Правила
аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда,
утвержденные оспариваемым Приказом, определяют порядок проведения
предусмотренной законом обязательной аккредитации организаций в целях
подтверждения компетенции организаций в сфере оказания услуг в области охраны
труда, их полномочий оказывать услуги в данной области, включая подтверждение
наличия у них необходимой материально-технической базы, и обеспечения гарантий
ответственности организаций перед заинтересованными лицами - получателями услуг
в области охраны труда (пункт 2 Правил),
следовательно, данный Приказ не может проверяться на соответствие вышеназванному
Положению.
Приказ издан
уполномоченным органом государственной власти, не противоречит в оспариваемой
части федеральному закону, во исполнение которого он издан, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении
заявления надлежит отказать.
Руководствуясь
статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в
удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Центр
Труда" о признании частично недействующим Приказа Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2010 г.
N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания
которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих
услуги в области охраны труда" отказать.
Решение может быть
обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного
Суда
Российской
Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ