Зарегистрировано в
Минюсте РФ 4 августа 2011 г. N 21551
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 июня 2011 г. N 783
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ
О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМАХ МИНПРОМТОРГА РОССИИ
ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256;
2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429, N 29, ст. 3688; 2010, N 38, ст. 485; 2011, N 7, ст. 979; 2011, N 7,
ст. 981; 2011, N 14, ст. 1950) приказываю:
1. Утвердить:
Положение о
функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минпромторга
России и Росстандарта (Приложение 1);
положение о
функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в организациях (на объектах) оборонно-промышленного комплекса (Приложение
2);
положение о
функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в организациях (на объектах) гражданских отраслей промышленности
(Приложение 3);
положение о
функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в организациях (на объектах) уничтожения химического оружия
(Приложение 4).
2. Контроль за исполнением Приказа возложить на статс-секретаря
- заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации И.Е.
Караваева.
Министр
В.Б.ХРИСТЕНКО
Приложение
1
к Приказу
Минпромторга России
от 14 июня 2011 г.
N 783
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И
ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ОБЪЕКТАХ), НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ
МИНПРОМТОРГА РОССИИ И РОССТАНДАРТА
I. Общие
положения
1.1. Настоящее
Положение определяет организацию, состав сил и средств, порядок деятельности
функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минпромторга
России и Росстандарта (далее - функциональная подсистема).
1.2. Функциональная
подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях. На каждом уровне
функциональной подсистемы создаются:
1.2.1. координационные
органы;
1.2.2. постоянно
действующие органы управления;
1.2.3. органы
повседневного управления;
1.2.4. силы и
средства;
1.2.5. резервы
финансовых и материальных ресурсов;
1.2.6. система
связи, оповещения и информационного обеспечения.
1.3. Координационными
органами функциональной подсистемы являются:
1.3.1. на
федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минпромторга России и комиссия по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности Росстандарта;
1.3.2. на
объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций (объектов),
находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта.
1.4. Постоянно
действующими органами управления функциональной подсистемы являются Департамент
мобилизационной подготовки, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций Минпромторга России для объектов, находящихся в ведении
Министерства, и Управление делами Росстандарта для объектов, находящихся в
ведении Росстандарта.
1.5. Органами
повседневного управления функциональной подсистемы являются:
в Минпромторге
России - служба ответственных дежурных Минпромторга России;
в Росстандарте -
оперативный дежурный;
в организациях -
дежурно-диспетчерские службы, создаваемые в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
II.
Основные задачи функциональной подсистемы
2. Основными
задачами функциональной подсистемы являются:
обеспечение
готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и
выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения
пожарной безопасности;
осуществление
целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение
чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций
(объектов), находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта;
разработка и
реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты работников
организаций от чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка,
обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
III. Режимы
функционирования функциональных подсистем
и осуществляемые
мероприятия
3.1. При отсутствии
угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах),
находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта, органы управления и
силы функциональной подсистемы осуществляют деятельность в режиме повседневной
деятельности (при нормальной производственно-промышленной, радиационной,
химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке,
при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий).
3.2. В зависимости
от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации
решениями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых
могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, для соответствующих
органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один
из следующих режимов функционирования:
режим повышенной
готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной
ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.3. Основными
мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной
подсистемы, являются:
3.3.1. В режиме
повседневной деятельности:
сбор, обработка и
обмен в установленном порядке информацией в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
планирование
действий органов управления и сил функциональной подсистемы, организация
подготовки и обеспечения их деятельности;
руководство
созданием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
ведение
статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании
причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных
аварий и катастроф.
3.3.2. В режиме
повышенной готовности:
усиление
контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах, прогнозирование
возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
принятие
оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных
ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также
повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций (объектов),
находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта в чрезвычайных
ситуациях;
приведение при
необходимости сил и средств функциональной подсистемы в готовность к
реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и
организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
уточнение планов
действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных
документов.
3.3.3. В режиме
чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды в районе
чрезвычайной ситуации, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций
и их последствий;
оповещение
руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций, а также местного населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий
по защите работников организаций (объектов), находящихся в ведении Минпромторга
России и Росстандарта;
организация работ
по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация и
поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
проведение
мероприятий по жизнеобеспечению работников организаций (объектов), находящихся
в ведении Минпромторга России и Росстандарта, и населения в чрезвычайных
ситуациях.
IV.
Финансирование и создание резервов
4.1. Финансовое
обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих
бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с
законодательством Российской Федерации. <*>
--------------------------------
<*> П. 34 в
ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций".
Приложение
2
к Приказу
Минпромторга России
от 14 июня 2011 г.
N 783
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ОБЪЕКТАХ)
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
I. Общие
положения
1.1. Настоящее
Положение определяет организацию, состав сил и средств, порядок деятельности
функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в организациях (на объектах) оборонно-промышленного комплекса, находящихся
в сфере деятельности Минпромторга России (далее - функциональная подсистема).
1.2. Функциональная
подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях. На каждом уровне
функциональной подсистемы создаются:
1.2.1.
координационные органы;
1.2.2. постоянно
действующие органы управления;
1.2.3. органы
повседневного управления;
1.2.4. силы и
средства;
1.2.5. резервы
финансовых и материальных ресурсов;
1.2.6. система
связи, оповещения и информационного обеспечения.
1.3.
Координационными органами функциональной подсистемы являются:
1.3.1. на
федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минпромторга России;
1.3.2. на
объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций (объектов)
оборонно-промышленного комплекса, находящихся в сфере деятельности Минпромторга
России.
1.4. Постоянно
действующими органами управления функциональной подсистемы являются в
соответствии с принадлежностью организаций (объектов), относящихся к
компетенции департаментов:
для организаций
(объектов) промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии -
Департамент промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии;
для организаций
(объектов) авиационной промышленности - Департамент авиационной промышленности;
для организаций
(объектов) судостроительной промышленности и морской техники - Департамент
судостроительной промышленности и морской техники;
для организаций
(объектов) радиоэлектронной промышленности - Департамент радиоэлектронной
промышленности.
1.5. Органами
повседневного управления функциональной подсистемы являются:
в Минпромторге
России - служба ответственных дежурных Минпромторга России;
в организациях -
дежурно-диспетчерские службы, создаваемые в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
II.
Основные задачи функциональной подсистемы
2. Основными
задачами функциональной подсистемы являются:
обеспечение
готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и
выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения
пожарной безопасности;
осуществление
целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение
чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций
(объектов), находящихся в сфере деятельности Минпромторга России;
разработка и
реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты работников
организаций от чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка,
обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
III. Режимы
функционирования функциональной подсистемы
и осуществляемые
мероприятия
3.1. При отсутствии
угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах),
находящихся в сфере деятельности Минпромторга России, органы управления и силы
функциональной подсистемы осуществляют деятельность в режиме повседневной
деятельности (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической,
биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии
эпидемий, эпизоотий и эпифитотий).
3.2. В зависимости
от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации
решениями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых
могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, для соответствующих
органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один
из следующих режимов функционирования:
режим повышенной
готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной
ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.3. Основными
мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной
подсистемы, являются:
3.3.1. в режиме
повседневной деятельности:
сбор, обработка и
обмен в установленном порядке информацией в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
планирование
действий органов управления и сил функциональных подсистем, организация
подготовки и обеспечения их деятельности;
руководство
созданием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
ведение
статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании
причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных
аварий и катастроф;
3.3.2. в режиме
повышенной готовности:
усиление контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах,
прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
принятие
оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных
ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению
устойчивости и безопасности функционирования организаций (объектов),
находящихся в сфере деятельности Минпромторга России, в чрезвычайных ситуациях;
приведение при
необходимости сил и средств функциональной подсистемы в готовность к
реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и
организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
уточнение планов
действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных
документов;
3.3.3. в режиме
чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды в районе
чрезвычайной ситуации, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций
и их последствий;
оповещение
руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций, а также местного населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение
мероприятий по защите работников организаций (объектов), находящихся в сфере
деятельности Минпромторга России;
организация работ
по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация и
поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных
ситуаций и их последствий;
проведение
мероприятий по жизнеобеспечению работников организаций (объектов), находящихся
в сфере деятельности Минпромторга России, и населения в чрезвычайных ситуациях.
IV. Финансирование
и создание резервов
4.1. Финансовое
обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих
бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с
законодательством Российской Федерации. <*>
--------------------------------
<*> П. 34 в
ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций".
Приложение
3
к Приказу
Минпромторга России
от 14 июня 2011 г.
N 783
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И
ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ОБЪЕКТАХ) ГРАЖДАНСКИХ
ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
I. Общие
положения
1.1. Настоящее
Положение определяет организацию, состав сил и средств, порядок деятельности
функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в организациях (на объектах) гражданских отраслей промышленности,
находящихся в сфере деятельности Минпромторга России (далее - функциональная
подсистема).
1.2. Функциональная
подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях. На каждом уровне
функциональной подсистемы создаются:
1.2.1.
координационные органы;
1.2.2. постоянно
действующие органы управления;
1.2.3. органы
повседневного управления;
1.2.4. силы и
средства;
1.2.5. резервы
финансовых и материальных ресурсов;
1.2.6. система
связи, оповещения и информационного обеспечения.
1.3.
Координационными органами функциональной подсистемы являются:
1.3.1. на
федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минпромторга России;
1.3.2. на объектовом
уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности организаций (объектов) гражданских отраслей
промышленности, находящихся в сфере деятельности Минпромторга России.
1.4. Постоянно
действующими органами управления функциональной подсистемы являются в
соответствии с принадлежностью организаций (объектов), относящихся к
компетенции департаментов:
для организаций
(объектов) химико-технологического комплекса - Департамент
химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий;
для организаций
(объектов) металлургической промышленности - Департамент базовых отраслей
промышленности;
для организаций
(объектов) лесной и легкой промышленности - Департамент лесной и легкой
промышленности;
для организаций
(объектов) автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения
- Департамент автомобильной промышленности и сельскохозяйственного
машиностроения.
1.5. Органами
повседневного управления функциональной подсистемы являются:
в Министерстве -
служба ответственных дежурных Минпромторга России;
в организациях -
дежурно-диспетчерские службы, создаваемые в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
II.
Основные задачи функциональной подсистемы
2. Основными
задачами функциональной подсистемы являются:
обеспечение
готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и
выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения
пожарной безопасности;
осуществление
целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение
чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций
(объектов), находящихся в сфере деятельности Минпромторга России;
реализация
нормативных правовых актов по обеспечению защиты работников организаций от
чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка,
обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
III. Режимы
функционирования функциональной подсистемы
и осуществляемые
мероприятия
3.1. При отсутствии
угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах),
находящихся в сфере деятельности Минпромторга России, органы управления и силы
функциональной подсистемы осуществляют деятельность в режиме повседневной деятельности
(при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической,
биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии
эпидемий, эпизоотий и эпифитотий).
3.2. В зависимости
от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации
решениями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых
могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, для соответствующих
органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один
из следующих режимов функционирования:
режим повышенной
готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной
ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.3. Основными
мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной
подсистемы, являются:
3.3.1. в режиме
повседневной деятельности:
сбор, обработка и
обмен в установленном порядке информацией в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
планирование
действий органов управления и сил функциональной подсистемы, организация
подготовки и обеспечения их деятельности;
руководство
созданием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
ведение
статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании
причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных
аварий и катастроф;
3.3.2. в режиме
повышенной готовности:
усиление контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах,
прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
принятие
оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных
ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также
повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций (объектов),
находящихся в сфере деятельности Минпромторга России, в чрезвычайных ситуациях;
приведение при
необходимости сил и средств функциональной подсистемы в готовность к
реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и
организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
уточнение планов
действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных
документов;
3.3.3. в режиме
чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды в районе
чрезвычайной ситуации, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций
и их последствий;
оповещение
руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации;
проведение
мероприятий по защите работников организаций (объектов), находящихся в сфере
деятельности Минпромторга России;
организация работ
по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация и
поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных
ситуаций и их последствий;
проведение
мероприятий по жизнеобеспечению работников организаций (объектов), находящихся
в сфере деятельности Минпромторга России, и населения в чрезвычайных ситуациях.
IV.
Финансирование и создание резервов
4.1. Финансовое
обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих
бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с
законодательством Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> П. 34 в
ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций".
Приложение
4
к Приказу
Минпромторга России
от 14 июня 2011 г.
N 783
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И
ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ОБЪЕКТАХ) УНИЧТОЖЕНИЯ
ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
I. Общие
положения
1. Настоящее
Положение определяет назначение, организацию, состав сил и средств, а также
порядок деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) уничтожения
химического оружия (далее - функциональная подсистема).
2. Функциональная
подсистема осуществляет свою деятельность в целях решения задач,
предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
II.
Назначение и организация функциональной подсистемы
3. Функциональная
подсистема является составной частью единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и предназначена для
предупреждения чрезвычайных ситуаций на объектах по уничтожению химического
оружия (далее - объекты УХО), а в случае их возникновения - для ликвидации их
последствий и оказания помощи пострадавшему населению.
Функциональная
подсистема объединяет органы управления, силы и средства объектов УХО.
4. Функциональная
подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях. На каждом уровне
функциональной подсистемы создаются: органы управления; силы и средства,
предназначенные для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций; резервы материальных ресурсов; системы связи, оповещения
и информационного обеспечения.
Органы управления
функциональной подсистемы включают:
координационные
органы;
постоянно
действующие органы управления;
органы
повседневного управления (дежурные службы);
временно
создаваемые на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций органы
управления (оперативные группы).
5. Координационными
органами функциональной подсистемы на федеральном уровне являются:
комиссия по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации,
состоящая из работников департаментов центрального аппарата Министерства;
комиссия по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению
химического оружия при Минпромторге России (далее - ФУБХУХО).
6. Постоянно
действующими органами управления функциональной подсистемы являются:
а) на федеральном
уровне:
в Минпромторге
России - Департамент реализации конвенционных обязательств;
в ФУБХУХО -
структурное подразделение, назначенное для решения задач по предупреждению и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
б) на объектовом
уровне: на объектах УХО - назначенные решением начальников объектов УХО
структурные подразделения для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами
постоянно действующих органов управления функциональной подсистемы в
соответствии с их полномочиями являются:
разработка
(переработка) и уточнение планов действий органов управления, сил и средств по
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
разработка проектов
соответствующих актов по вопросам организации и осуществления мероприятий по
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах УХО;
поддержание
взаимодействия с органами управления функциональной подсистемы, а также с
соответствующими органами управления Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, других органов исполнительной власти, входящими в состав единой
системы;
осуществление контроля за деятельностью соответствующих органов
управления, сил и средств по вопросам планирования и осуществления мероприятий
по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организация сбора и
обмена информацией при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах
УХО;
разработка (участие
в разработке) служебных документов по проведению тренировок и учений по
действиям в чрезвычайных ситуациях органов управления, сил и средств),
предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций;
осуществление
прогнозирования возможной обстановки на объектах УХО и оперативной оценки
последствий чрезвычайных ситуаций;
разработка
предложений по привлечению сил и средств, предназначенных для решения задач по
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организация
оповещения, сбора и работы оперативных групп, создаваемых для организации
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, тренировок с ними, а также
уточнение их поименного состава;
участие в
рассмотрении и подготовке проектов, замечаний и предложений по поступившим на
проработку проектам нормативных правовых и иных актов в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций в части, касающейся объектов УХО;
анализ состояния
дел по организации, планированию и практическому выполнению мероприятий по
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах УХО,
подготовка ежегодных отчетов о проведенных мероприятиях в данной области
деятельности и направление их в Департамент мобилизационной подготовки,
гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ведение учета
возникших чрезвычайных ситуаций;
подготовка
информационных материалов о возникших чрезвычайных ситуациях на объектах УХО;
участие в
разработке и реализации научно-технических программ, направленных на
предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования
объектов УХО в чрезвычайных ситуациях.
7. Органами
повседневного управления функциональной подсистемы являются:
а) на федеральном
уровне:
в Минпромторге
России - служба ответственных дежурных Министерства;
в ФУБХУХО -
дежурный по ФУБХУХО;
б) на объектовом
уровне - дежурные по объектам УХО (далее - дежурные службы).
Основными задачами
дежурных служб в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций являются:
сбор, анализ и
обобщение данных об обстановке на объектах УХО и в зонах защитных мероприятий;
оперативное
доведение до руководства информации об угрозе и фактах возникновения
чрезвычайных ситуаций, о развитии обстановки в зоне (районе) возникшей
чрезвычайной ситуации;
обмен информацией о
возникших чрезвычайных ситуациях с органами управления функциональной
подсистемы, а также с органами повседневного управления единой системы;
оповещение и
контроль сбора оперативных групп, создаваемых на период ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций (где они предусмотрены).
Конкретные задачи и
алгоритм действий дежурных служб при угрозе и возникновении чрезвычайных
ситуаций отражаются в инструкциях дежурным, утверждаемых начальниками объектов
УХО, отдельным разделом.
8. На период
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций создаются оперативные группы.
Оперативные
группы, создаваемые на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
(далее - оперативные группы), предназначены для организации ликвидации и
руководства ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на
объектах УХО и зонах защитных мероприятий, а также для организации и
осуществления взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями, привлекаемыми к уничтожению
химического оружия и обеспечению
деятельности по его уничтожению.
Оперативные группы
формируются из специалистов всех уровней управления, а их основу составляют
постоянно действующие органы управления функциональной подсистемы.
Руководителями
оперативных групп назначаются заместители начальника ФУБХУХО.
Основными задачами
оперативных групп являются:
сбор, анализ и
обобщение данных обстановки в зонах (районах) возникших чрезвычайных ситуаций;
подготовка
аналитических и информационно-справочных материалов, докладов, предложений,
проектов приказов, указаний, распоряжений, необходимых для решения задач по
ликвидации последствий возникших чрезвычайных ситуаций;
организация и
осуществление общего руководства ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций,
возникших на объектах УХО;
организация и
осуществление взаимодействия с соответствующими органами управления
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций,
принимающими участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
подготовка докладов
руководству;
ведение отчетных
документов (журналов учета обстановки, полученных и отданных распоряжений,
карт, схем, планов);
выполнение других
задач в зависимости от места возникновения чрезвычайных ситуаций, их типа,
характера и масштаба.
Расчет, поименный
состав, порядок оповещения, сбора и организации работы оперативных групп, их
конкретные задачи и обязанности должностных лиц определяются заблаговременно и
отражаются в инструкциях оперативным группам. При этом общие требования по
организации сбора оперативных групп, типовой перечень и формы основных
документов для обеспечения работы оперативных групп разрабатываются ФУБХУХО по
согласованию с Департаментом реализации конвенционных обязательств.
9. Силы и средства
функциональной подсистемы включают:
силы и средства
наблюдения и контроля, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций из состава
подразделений ликвидации последствий аварий и охраны ФУБХУХО;
военные команды
противопожарной защиты и спасательных работ и группы (газоспасательные)
объектов УХО;
силы медицинской
службы объектов УХО;
дежурные
подразделения объектов УХО.
Кроме того, для
решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
на объектах УХО привлекаются силы и средства:
федеральных
органов исполнительной власти в соответствии с полномочиями, возложенными на
них Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 421
"О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти,
участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации в
области химического разоружения" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, N 28, ст. 3434; 2011, N 28, ст. 3434);
федеральных
государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий,
акционерных обществ по государственным контрактам в рамках выполнения
федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в
Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1448; 2001, N 29, ст. 3020; 2005, N 44, 4563; 2007, N 27, ст. 3281; 2008, N 2,
ст. 94; N 39, ст. 4435; 2010, N 51, ст. 6940).
Проверка готовности
сил функциональной подсистемы к действиям по предназначению осуществляется в
ходе плановых и внезапных проверок должностными лицами, комиссиями (группами
проверки), в том числе назначаемыми от постоянно действующих органов управления
функциональной подсистемы в соответствии с установленными им полномочиями.
10. Обеспечение
материальными ресурсами сил функциональной подсистемы при их привлечении к
работам по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
осуществляется за счет:
средств
федерального бюджета, выделяемых на выполнение федеральной целевой программы
"Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации",
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996
г. N 305 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1448;
2001, N 29, ст. 3020; 2005, N 44, 4563; 2007, N 27, ст. 3281; 2008, N 2, ст. 94; N 39, ст. 4435; 2010, N 51, ст.
6910);
средств, выделяемых
на содержание ФУБХУХО в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Управление
силами функциональной подсистемы и их информационное обеспечение осуществляются
с использованием:
телефонной и
факсимильной связи Минпромторга России;
действующих систем
повседневного управления ФУБХУХО (в том числе автоматизированных);
локальных систем
оповещения в районах размещения объектов УХО, мобильных средств
связи и передачи данных.
III.
Порядок деятельности функциональной подсистемы
12. При отсутствии
чрезвычайных ситуаций или угрозы их возникновения органы управления и силы
функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решением Министра
промышленности и торговли Российской Федерации, начальника ФУБХУХО, начальников
объектов УХО, для соответствующих органов управления, сил и средств может
устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим повышенной
готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной
ситуации - при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание решения
установлено пунктом 25 Положения о единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).
Принятое решение о
введении (об отмене) режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации
незамедлительно доводится до вышестоящих органов управления, а также до
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций в части касающейся.
13. Основные мероприятия, проводимые органами управления, силами и
средствами функциональной подсистемы в режимах повседневной деятельности,
повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, определены пунктом 28 Положения
о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30
декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N
2, ст. 121).
14. Ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций на объектах УХО осуществляется силами
подразделений ФУБХУХО. Если масштабы последствий чрезвычайной ситуации таковы,
что имеющимися силами локализовать или ликвидировать их невозможно, в
установленном порядке привлекаются силы федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций.
При выходе
поражающих факторов возникшей чрезвычайной ситуации за пределы
санитарно-защитной зоны объекта УХО ликвидация ее последствий организуется и
осуществляется во взаимодействии с соответствующими федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления и организациями при координирующей
роли органов управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
IV. Учет
чрезвычайных ситуаций на объектах УХО и отчетность
по ним
15. Постоянно
действующие органы управления функциональной подсистемы обязаны вести учет
возникших чрезвычайных ситуаций.
Учету подлежат все
чрезвычайные ситуации, возникшие на объектах УХО.
16. Сбор и
обмен информацией о чрезвычайных ситуациях на объектах УХО и в зонах защитных
мероприятий осуществляются на основе представления в вышестоящие органы
управления до Минпромторга России включительно:
докладов об угрозе
и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, о развитии обстановки в зоне
(районе) чрезвычайной ситуации;
докладов о
состоянии химической, биологической, санитарно-эпидемиологической,
гидрометеорологической, экологической и пожароопасной (взрывоопасной)
обстановках, о состоянии сил, предназначенных для решения задач по
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
ежегодных отчетов о
проведенных мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
17. Порядок и
рекомендуемые формы учета возникших чрезвычайных ситуаций, представления
докладов и отчетов, перечисленных в пункте 16, устанавливаются Департаментом
реализации конвенционных обязательств.
V. Основы
взаимодействия и управления при решении
задач по
предупреждению и ликвидации последствий
чрезвычайных
ситуаций
18. Взаимодействие
при решении задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций организуется и осуществляется:
а) между органами
управления функциональной подсистемы;
б) между органами
управления функциональной подсистемы и органами управления исполнительной
власти, местного самоуправления, организациями в зависимости от уровней:
на федеральном
уровне - между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, ФУБХУХО
с одной стороны и министерствами, ведомствами и организациями, привлекаемыми к
работам по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий на
объектах УХО, с другой стороны;
на объектовом
уровне - между объектами УХО и структурными подразделениями организаций,
уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Основными
направлениями взаимодействия при решении задач по предупреждению и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и
реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
обмен информацией
об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, о развитии обстановки в
зоне (районе) чрезвычайной ситуации;
разработка
планирующих документов по взаимодействию;
проведение
совместных мероприятий по проверке реальности планов действий и планов
взаимодействия;
прогнозирование
чрезвычайных ситуаций и оценка возможных последствий;
обмен опытом,
участие в работе комиссий, конференций, семинаров, мероприятиях международного
сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
организация и
проведение совместных учений, тренировок по вопросам предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
При организации
взаимодействия согласовываются:
состав сил и
средств, необходимых для решения задач по предупреждению возможной и ликвидации
последствий возникшей чрезвычайной ситуации, и их задачи;
порядок решения
задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации силами
функциональной подсистемы, силами и средствами других органов и организаций;
районы расположения
привлекаемых сил и размещения пострадавших, порядок их всестороннего обеспечения;
порядок
использования местной материальной технической базы, а также транспортных
средств и средств связи и другие вопросы.
При возникновении
чрезвычайных ситуаций соответствующие органы управления функциональной
подсистемы уточняют (определяют) конкретные вопросы и порядок организации
взаимодействия исходя из складывающейся обстановки и решаемых задач.
19. Управление при
организации и решении задач по предупреждению и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций на объектах УХО осуществляется:
на федеральном
уровне - Департаментом реализации конвенционных обязательств и ФУБХУХО;
на объектовом
уровне - руководством объектов УХО.
Управление в
области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на
объектах УХО включает:
прогнозирование
возможных чрезвычайных ситуаций на объектах УХО, анализ и оценку их
последствий;
принятие решений на
ликвидацию последствий возникших чрезвычайных ситуаций;
доведение задач до
органов управления, сил по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
планирование и
организацию действий органов управления, сил по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций;
организацию и
поддержание взаимодействия;
организацию и
проведение мероприятий по видам обеспечения при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций;
организацию и
осуществление контроля и помощи органам управления, силам в организации,
планировании и практическом проведении мероприятий по предупреждению и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
непосредственное
руководство действиями сил и средств, привлеченных к проведению мероприятий по
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
поддержание
высокого морально-психологического состояния органов управления и сил,
предназначенных для решения задач по ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций, и другие мероприятия.
В целях
заблаговременной подготовки органов управления, сил к решению задач по
ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций на всех уровнях
функциональной подсистемы осуществляется планирование действий по предупреждению
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
При возникновении
чрезвычайных ситуаций управление осуществляется через оперативные группы. В
случае, когда сбор оперативных групп не осуществляется, возложенные на них
задачи выполняют постоянно действующие органы управления функциональной
подсистемы.