21 июля 2011 года
N 256-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА
Принят
Государственной
Думой
6 июля 2011 года
Одобрен
Советом Федерации
13 июля 2011 года
Статья 1.
Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий
Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере
обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в
Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях
предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия
федеральных органов государственной власти и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и
ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности
или ином законном
праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Статья 2.
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей
настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) акт незаконного
вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе
террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному
функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой
причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества
либо создавшее угрозу наступления таких последствий;
2)
антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса -
состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта
топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем
террористического акта;
3) безопасность
объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов
топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства;
4)
инженерно-технические средства охраны - технические средства охраны и
инженерно-технические средства защиты объекта топливно-энергетического
комплекса, предназначенные для предотвращения несанкционированного
проникновения на объект топливно-энергетического комплекса или выявления
несанкционированных действий в отношении объекта топливно-энергетического
комплекса;
5) критически
важные объекты топливно-энергетического комплекса - объекты
топливно-энергетического комплекса, нарушение или прекращение функционирования
которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее
необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению
безопасности жизнедеятельности населения;
6) критические
элементы объекта топливно-энергетического комплекса - потенциально опасные
элементы (участки) объекта топливно-энергетического комплекса, совершение акта
незаконного вмешательства в отношении которых приведет
к прекращению нормального функционирования объекта топливно-энергетического
комплекса, его повреждению или к аварии на объекте топливно-энергетического
комплекса;
7) линейные объекты
топливно-энергетического комплекса - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического
комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и
нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической
энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов;
8) обеспечение
антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса -
реализация определяемой государством системы правовых, экономических,
организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса;
9) объекты
топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) - объекты
электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической,
газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты
нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;
10) охраняемые
объекты топливно-энергетического комплекса - здания, строения, сооружения, иные
объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним
территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
11) паспорт
безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий
информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта
топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению
антитеррористической защищенности объекта;
12)
потенциально опасные объекты (участки) топливно-энергетического комплекса -
объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны
(участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых
используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются,
транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и
опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные
сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта
незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими
последствиями;
13) субъекты
топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие
на праве собственности или ином законном праве объектами
топливно-энергетического комплекса;
14) требования
обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и
требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического
комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых
обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и
антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
Статья 3.
Цели и задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического
комплекса
1. Целями
обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются
их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности,
общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов
незаконного вмешательства.
2. Основными
задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
являются:
1) нормативное
правовое регулирование в области обеспечения антитеррористической защищенности
объектов топливно-энергетического комплекса;
2) определение
угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз;
3) категорирование
объектов топливно-энергетического комплекса;
4) разработка и
реализация требований обеспечения безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса;
5) разработка и
реализация мер по созданию системы физической защиты объектов
топливно-энергетического комплекса;
6) подготовка
специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического
комплекса;
7) осуществление контроля за обеспечением безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса;
8) информационное,
материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса.
Статья 4.
Принципы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
Основными
принципами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
являются:
1) законность;
2) соблюдение
баланса интересов личности, общества и государства;
3) взаимная
ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения
безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
4) непрерывность;
5) интеграция в
международные системы безопасности;
6) взаимодействие
субъектов топливно-энергетического комплекса, федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления;
7) обеспечение
антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Статья 5.
Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса
1. Для установления
дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса с учетом степени
потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его
возможных последствий проводится категорирование объектов. При проведении
категорирования учитываются:
1) информация о
том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным
объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и
жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса;
2) масштабы
возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте
топливно-энергетического комплекса;
3) наличие
критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса;
4) наличие
потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса;
5) наличие на
объекте уязвимых мест.
2. С учетом того,
является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в
зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического
комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического
комплекса:
1) объекты высокой
категории опасности;
2) объекты средней
категории опасности;
3) объекты низкой
категории опасности.
3. Исходные данные
для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии
категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих
категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской
Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по
противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации
и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти,
органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
5. По окончании
категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического
комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического
комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов
топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской
Федерации.
Статья 6.
Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
1. Обеспечение
безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется
субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.
2. В качестве
субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности
или ином законном праве объектом топливно-энергетического комплекса, который
отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только
юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации.
3. Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение
безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями и (или)
организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса,
и (или) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере внутренних дел, определяются в соответствии с
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
4. Контроль за обеспечением безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса осуществляется уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, определяемым Президентом Российской Федерации
(далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).
Статья 7. Требования обеспечения безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической
защищенности объектов топливно-энергетического комплекса
1. Требования
обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и
требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического
комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов
определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются
обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
2. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве
собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического
комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, не могут
передавать в аренду или иное пользование здания, строения, сооружения, их
части, входящие в состав объектов топливно-энергетического комплекса, а также
земельные участки, на которых размещены эти объекты, для целей, не связанных с
производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти. Порядок согласования определяется
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Субъекты
топливно-энергетического комплекса на стадиях проектирования и строительства
объектов топливно-энергетического комплекса обязаны предусматривать
осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких
объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.
Статья 8.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса
1. Субъекты
топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему
Федеральному закону.
2. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса
составляется на основании результатов категорирования данного объекта в
зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки
достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической
защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям,
определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7
настоящего Федерального закона.
3. В паспорте
безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются
характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта
незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической,
физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие
выводы и рекомендации.
4. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса
содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта,
реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо
в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством
Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального
закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного
самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.
5. Паспорт
безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается
руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с
коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте
Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального
закона.
6. Информация,
содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического
комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с
федеральными законами.
7. Паспорта
безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации
в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Статья 9.
Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса
1. Система
физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет
собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного
вмешательства организационных, административных и правовых мер,
инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в
своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
2. Обеспечение
физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на
основе единой системы планирования и реализации комплекса
технических и организационных мер, направленных на:
1) предотвращение
несанкционированного проникновения на охраняемые объекты
топливно-энергетического комплекса;
2) своевременное
обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность
и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том
числе актов незаконного вмешательства.
3. Обеспечение
физической защиты строящегося объекта топливно-энергетического комплекса,
который после ввода в эксплуатацию будет отнесен к объектам высокой категории
опасности, должно осуществляться на стадии строительства.
4. Для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического
комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
внутренних дел, подразделения ведомственной охраны, частные охранные
организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом
безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
Статья 10. Требования к персоналу, обеспечивающему безопасность
объектов топливно-энергетического комплекса
1. На работу,
непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса, не принимаются лица:
1) имеющие
неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;
2) состоящие на
учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания,
алкоголизма или наркомании;
3) досрочно
прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с
государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов
прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с
законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного
проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением
проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему,
если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет.
2. Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением
безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, устанавливается
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере топливно-энергетического комплекса, по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти в области обеспечения безопасности и с федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
внутренних дел.
Статья 11.
Обеспечение безопасности информационных систем объектов
топливно-энергетического комплекса
1. В целях обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического
комплекса субъекты топливно-энергетического комплекса создают на этих объектах
системы защиты информации и информационно-телекоммуникационных сетей от
неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования информации и
иных неправомерных действий и обеспечивают функционирование таких систем.
Создание таких систем предусматривает планирование и реализацию комплекса
технических и организационных мер, обеспечивающих в
том числе антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического
комплекса.
2. Информация о
системах, указанных в части 1 настоящей статьи, является информацией, доступ к
которой ограничен федеральными законами. Указанная информация вносится в
паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Статья 12. Права и обязанности субъектов топливно-энергетического
комплекса в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического
комплекса
1. Субъекты
топливно-энергетического комплекса имеют право:
1) в установленном
порядке получать от уполномоченного федерального органа исполнительной власти
информацию в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического
комплекса;
2) вносить
в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере топливно-энергетического комплекса, федеральный орган исполнительной
власти в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, предложения об обеспечении безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса;
3) привлекать для
обеспечения физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса
подразделения и (или) организации, указанные в части 4 статьи 9 настоящего
Федерального закона, имеющие право приобретать и использовать гражданское,
служебное огнестрельное оружие, боевое ручное стрелковое оружие, а также
специальные средства в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации;
4) совершать иные
действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, направленные
на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
2. Субъекты
топливно-энергетического комплекса обязаны:
1) незамедлительно
информировать в порядке, установленном органом, обеспечивающим координацию
деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по
противодействию терроризму, об угрозах совершения и о совершении актов
незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса;
2) выполнять
предписания, постановления должностных лиц уполномоченного федерального органа
исполнительной власти об устранении нарушений требований
обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и
требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического
комплекса;
3) оказывать
содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного
вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и
условий их совершения;
4) осуществлять
комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов
топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий
чрезвычайных ситуаций;
5) обеспечивать
готовность объектов топливно-энергетического комплекса к локализации и
уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством
осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с
учетом особенностей, установленных иными федеральными законами.
3. Соблюдение
требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
и требований антитеррористической защищенности объектов
топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей
субъектов топливно-энергетического комплекса.
Статья 13.
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере
обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
Нарушение
должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, субъектами топливно-энергетического комплекса, организациями,
выполняющими работы и предоставляющими услуги по обеспечению безопасности
объектов топливно-энергетического комплекса, иными организациями, а также
гражданами требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения
безопасности объектов топливно-энергетического комплекса влечет за собой
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 14.
Ответственность за причинение вреда в результате совершения акта незаконного
вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса
Гражданско-правовую
ответственность за причинение вреда физическим и юридическим лицам, а также
государству в результате совершения акта незаконного вмешательства на объекте
топливно-энергетического комплекса несет субъект топливно-энергетического
комплекса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 15.
Страхование ответственности за причинение вреда в результате террористического
акта на объекте топливно-энергетического комплекса
Субъекты
топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином
законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к
объектам высокой категории опасности, обязаны страховать ответственность за
причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате аварии
на объекте топливно-энергетического комплекса, возникшей в связи с
террористическим актом или диверсией.
Статья 16. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности
объектов топливно-энергетического комплекса
1. Финансирование
мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического
комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на
товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе
регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов
топливно-энергетического комплекса.
2. Финансирование
мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического
комплекса за счет иных источников средств осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 17.
Особенности обеспечения безопасности объектов системы газоснабжения, линейных
объектов топливно-энергетического комплекса
1. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве
собственности или ином законном праве объектами системы газоснабжения, и
организации, эксплуатирующие такие объекты, кроме мер, предусмотренных
настоящим Федеральным законом, обязаны обеспечить на стадиях проектирования,
строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление
комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов,
локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций на
таких объектах.
2. Субъект топливно-энергетического комплекса, владеющий на праве
собственности или ином законном праве объектом системы газоснабжения, и
организация, эксплуатирующая такой объект, обеспечивают его готовность к
локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, к
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения
посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным
законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами.
3. Требования
обеспечения безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса с
учетом их особенностей определяются органом, обеспечивающим координацию
деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по
противодействию терроризму.
Статья 18.
Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий
Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его
официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей
статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Статьи 7, 10, 12
и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 года.
Президент
Российской
Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Москва, Кремль
21 июля 2011 года
N 256-ФЗ
Приложение
к Федеральному
закону
"О
безопасности объектов
топливно-энергетического
комплекса"
Срок действия
__________________________
паспорта:
(Гриф по заполнении)
до "__" _____________ 20__ г. Экз. N _______
СОГЛАСОВАНО
Председатель
антитеррористической комиссии
__________________________________________
(Ф.И.О.)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
_____________________________
(наименование организации,
Ф.И.О.)
"__" ___________________ 20__ г.
ПАСПОРТ
безопасности объекта топливно-энергетического комплекса
___________________________________________________________________________
(наименование
объекта)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
г.
________________
20__ г.
___________________________________________________________________________
(основание оформления паспорта: решение региональной
антитеррористической
комиссии, приказ руководителя организации)
___________________________________________________________________________
(полные наименования объекта, организации, полный
почтовый адрес, телефон)
___________________________________________________________________________
(отрасль предприятия, основной вид деятельности объекта)
___________________________________________________________________________
(наименование вышестоящей организации по принадлежности, телефон)
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О.
руководителя объекта, служебный, мобильный телефоны)
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. заместителя руководителя по режиму и безопасности, служебный,
мобильный
телефоны)
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О.
руководителя подразделения охраны, служебный, мобильный телефоны)
1. Общие сведения об объекте, организации
1.
Основная территория
___________________________________________________________________________
(зоны, территории, административно-производственные здания и
сооружения,
конструктивные и технологические элементы объекта)
___________________________________________________________________________
(общая площадь, кв.
м)
___________________________________________________________________________
(периметр, м)
2. Объекты
вне основной территории
___________________________________________________________________________
(зоны, территории, административно-производственные здания и
сооружения,
конструктивные и технологические элементы объекта)
___________________________________________________________________________
(общая площадь, кв.
м)
___________________________________________________________________________
(периметр, м)
3. Сведения
о персонале объекта (организации)
___________________________________________________________________________
(общая численность работающих на объекте, в том числе на его
элементах,
человек)
4. Режим
работы объекта (организации)
___________________________________________________________________________
(сезонный, вахтовый, одно-, двух-, трехсменный, максимальная
численность
___________________________________________________________________________
работающих
на объекте человек в одной смене в дневное и ночное время,
в том числе на его
элементах)
5.
Первоначальная балансовая стоимость основных производственных фондов
___________________________________________________________________________
(суммарное значение всех материальных активов (основных средств)
объекта (организации), тыс. руб.)
6. Износ
основных производственных фондов
___________________________________________________________________________
(среднее значение
морального и физического износа основного
производственного оборудования, зданий и сооружений, процент)
7. Наличие
на объекте подразделения по
защите государственной тайны
и соблюдение требований режима секретности
___________________________________________________________________________
(вид подразделения, выделенные режимные зоны, меры по ограничению
доступа и защите)
8.
Характеристика местности и природно-климатические условия
___________________________________________________________________________
(среднее значение рельефа окружающей местности, среднегодовые и
сезонные:
___________________________________________________________________________
направление
и скорость ветра, среднесуточная температура, относительная
влажность,
количество атмосферных осадков по сезонам, максимальные
сезонные значения силы ветра и температуры)
9.
Наличие вокруг объекта
других производств, населенных
пунктов,
жилых
зданий и иных объектов
массового скопления людей,
их размещение
по отношению к объекту
N
п/п
|
Наименование
объекта
|
Характеристика
(количество людей)
|
Сторона
расположения
|
Расстояние
до
объекта, м
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
10.
Размещение объекта по отношению к транспортным коммуникациям
N
п/п
|
Вид транспорта
и транспортных коммуникаций
|
Наименование
|
Расстояние
до транспортных
коммуникаций, м
|
1
|
Автомобильный (шоссе, дороги,
автовокзалы, автостанции и
прочее)
|
|
|
2
|
Железнодорожный
(железнодорожные пути,
вокзалы, станции, платформы,
переезды и прочее)
|
|
|
3
|
Воздушный (аэропорты,
аэровокзалы, военные
аэродромы, вертолетные
площадки, взлетно-посадочные
полосы и прочее)
|
|
|
4
|
Водный (морские и речные
порты, причалы)
|
|
|
11.
Сведения об опасных веществах и материалах, используемых на объекте
Пожаро- и взрывоопасные вещества и материалы
Тип
|
Количество,
кг
|
Наименование элемента объекта
|
Класс
опасности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
|
|
Химически и биологически опасные вещества и материалы
Тип
|
Количество,
кг
|
Наименование элемента объекта
|
Класс
опасности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
|
|
Токсичные, наркотические, психотропные вещества,
сильнодействующие яды и препараты
Тип
|
Количество,
кг
|
Наименование элемента объекта
|
Класс
опасности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
|
|
2.
Анализ уязвимости производственно-технологического процесса
и выявление критических элементов объекта
1. Перечень потенциально опасных участков объекта
N
п/п
|
Наименование
производственно-
технологического
процесса
|
Наименование
потенциально
опасного
участка
объекта
|
Количество
работающих,
человек
|
Конструктивные
и
технологические
элементы
|
Характер
возможной
аварийной
(чрезвычайной)
ситуации
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
|
|
|
2. Модели нарушителей
_____________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Перечень критических элементов объекта
N
п/п
|
Наименование
критического
элемента
объекта
|
Базовые
угрозы
|
Тип
нарушителя
|
Оценка времени
террористического
акта
|
Влияние
на обстановку
на иных
критических
элементах объекта
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
|
|
|
3.
Оценка социально-экономических последствий террористического
акта на объекте
1. Людские потери
N
п/п
|
Наименование
критического
элемента
|
Количество человек,
пострадавших в результате
террористического акта
|
Количество
человек, условия
жизнедеятельности
которых нарушены
|
Масштаб
последствий
террорис-
тического
акта
|
персонал
организации
|
персонал
охраны
|
жители
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Экономический ущерб
N
п/п
|
Наименование
критического
элемента
|
Собственный
экономический
ущерб,
тыс. руб.
|
Сторонний
экономический
ущерб,
тыс. руб.
|
Общий
экономический
ущерб, тыс.
руб.
|
Масштаб
последствий
террорис-
тического
акта
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
|
|
|
4.
Присвоение объекту категории по степени потенциальной
опасности
Наименование показателя
|
Значение показателя
|
Максимальное
количество пострадавших,
человек
|
|
Величина
максимального ущерба, тыс. руб.
|
|
Категория
объекта по гражданской обороне
|
|
Категория
объекта по режиму
|
|
Категория
объекта по химической опасности и
(или) пожаро- и взрывоопасности
|
|
Категория
объекта по степени потенциальной
опасности
|
|
5. Организация охраны и защиты объекта
1. Основания установления охраны
___________________________________________________________________________
(номер распоряжения об установлении охраны, Ф.И.О., должность его
___________________________________________________________________________
подписавших, наличие акта региональной комиссии, дата его
утверждения)
2. Структура подразделения охраны
___________________________________________________________________________
(положение о подразделении охраны, вид подразделения: команда,
группа
___________________________________________________________________________
с
указанием их подчиненности и другие; принадлежность охраны:
ведомственная, вневедомственная, смешанная (ведомственная,
вневедомственная), частные охранные организации, служба
безопасности)
3. Штат подразделения охраны
(перечисляются должности по
штатному
расписанию)
N
п/п
|
Наименование должности
|
Количество
единиц
|
1
|
2
|
3
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
4. Наличие организационно-распорядительных
документов
___________________________________________________________________________
(план и схема охраны, инструкция по организации и несению
караульной
___________________________________________________________________________
службы,
должностные инструкции, план проверки технического состояния
и
работоспособности инженерно-технических средств охраны и прочее)
5. Организация пропускного
и внутриобъектового режимов
___________________________________________________________________________
(наличие инструкций, кем
установлены пропускной и внутриобъектовый режимы,
___________________________________________________________________________
дата
введения, порядок хранения постоянных, разовых,
временных
и
материальных пропусков, образцы подписей должностных лиц, наличие
помещений
для бюро пропусков, хранения личных вещей, комнат досмотра)
6. Количество действующих контрольно-пропускных
пунктов:
Всего
_____________________________________________________________________
Проходных
_________________________________________________________________
Автотранспортных __________________________________________________________
Железнодорожных
___________________________________________________________
Совмещенных
_______________________________________________________________
7. Состав суточного наряда охраны отдельно по его
принадлежности и виду
Вид поста
|
Количество
|
единиц
|
человек
|
Караулов
|
|
|
Внешних
постов
|
|
|
Внутренних
постов
|
|
|
Суточных
постов
|
|
|
12-часовых
постов
|
|
|
8-часовых
постов
|
|
|
Всего
|
|
|
8. Обеспеченность охраны
8.1. Оружием и боеприпасами
___________________________________________________________________________
(наименование и количество единиц боевого ручного стрелкового
оружия
___________________________________________________________________________
и
патронов к нему - отдельно по каждому виду, типу, модели)
8.2. Специальными средствами и служебным
огнестрельным оружием
___________________________________________________________________________
(количество единиц специальных средств - отдельно по каждому виду,
типу,
модели;
количество единиц служебного огнестрельного оружия и патронов
к
нему - отдельно по каждому виду, типу, модели)
8.3. Служебным авто-, мото-
и авиатранспортом и водным транспортом
___________________________________________________________________________
(нормы
положенности авто-, мото- и авиатранспорта и водного
транспорта,
___________________________________________________________________________
его наличие,
марка, год выпуска, назначение - отдельно по каждой единице)
8.4. Служебными собаками
___________________________________________________________________________
(наличие питомника, вольеров и их количество для содержания
служебных
___________________________________________________________________________
собак -
отдельно договорных и балансовых собак; количество караульных
собак,
количество блокпостов, постов глухой привязи, свободного
окарауливания)
9. Обеспечение сохранности оружия, боеприпасов и
специальных средств
___________________________________________________________________________
(характеристика помещения для хранения оружия, боеприпасов и
специальных
___________________________________________________________________________
средств,
установленные средства охранной и пожарной сигнализации,
куда выведены)
10. Средний возраст сотрудников охраны
___________________________________________________________________________
(лет)
11.
Уровень подготовки органов управления и
персонала, участвующих в
обеспечении мероприятий по
физической защите и охране
___________________________________________________________________________
(наличие программы подготовки и переподготовки сотрудников охраны
___________________________________________________________________________
и органов
управления предприятия, кем утверждена, порядок ее
реализации,
сведения о
проводимых учениях, тренировках, проверках несения службы)
12. Наличие совместных (с
органами внутренних дел
и другими
организациями)
планов действий личного состава и администрации объекта при
возникновении
чрезвычайных ситуаций, включая
акты незаконного
вмешательства,
стихийные бедствия и
прочее; периодичность проведения
совместных
тренировок и учений, наличие оперативного штаба и
специальных
формирований, в том числе из штата предприятия
___________________________________________________________________________
(наименование и дата
утверждения)
6. Инженерно-технические средства охраны
1. Общая протяженность периметра, подлежащего
ограждению
___________________________________________________________________________
(пог. м)
2. Содержание ограждения
___________________________________________________________________________
(характеристика ограждений:
капитальные, деревянные, из колючей проволоки,
___________________________________________________________________________
сетчатые и
другие, протяженность в пог. м каждого участка, состояние
ограждения)
3. Освещение охраняемой территории и периметра
ограждения
___________________________________________________________________________
(наличие, краткая характеристика)
4. Охранная сигнализация ограждения
___________________________________________________________________________
(перечислить территории, ограждение которых заблокировано
сигнализацией,
___________________________________________________________________________
указать
суммарную протяженность заблокированного ограждения в тог.
м,
тип и
количество приборов сигнализации, установленных по периметру
ограждения)
5. Сигнализация
___________________________________________________________________________
(количество лучей)
5.1. Охранная сигнализация
___________________________________________________________________________
(количество лучей)
5.2. Пожарная сигнализация
___________________________________________________________________________
(количество лучей)
5.3. Совмещенная охранная и пожарная сигнализация
___________________________________________________________________________
(количество лучей)
5.4. Тревожная сигнализация
___________________________________________________________________________
(количество лучей, куда выведены)
5.5. Наличие средств радиосвязи
___________________________________________________________________________
(количество постов, оборудованных радиосвязью, тип и количество
радиостанций)
5.6. Наличие средств телефонной связи
___________________________________________________________________________
(количество постов, оборудованных телефонной связью)
5.7. Наличие средств видеонаблюдения
___________________________________________________________________________
(тип и количество видеокамер, контролируемые зоны)
6. Техника контрольно-пропускных пунктов
___________________________________________________________________________
(тип и количество обычных турникетов, кабинно-турникетных систем,
___________________________________________________________________________
автоматизированных систем пропуска и табельного учета, механизированных
ворот,
применяемых средств принудительной остановки
транспорта
и иных специальных
средств)
7. Наличие иных инженерных сооружений
___________________________________________________________________________
(количество и содержание наблюдательных вышек, запретных зон,
контрольно-следовых полос, специальных сооружений и других)
8.
Эксплуатационно-техническое
обслуживание средств охраны
и
пожарно-технической продукции
___________________________________________________________________________
(кто обслуживает: специалисты предприятия или подрядной
специализированной организации)
7. Пожарная
безопасность
1. Наличие пожарной охраны
___________________________________________________________________________
(Государственная противопожарная служба, муниципальная пожарная
охрана,
ведомственная пожарная охрана, частная пожарная охрана, добровольная
пожарная охрана)
2. Наличие договорных подразделений Государственной
противопожарной службы
___________________________________________________________________________
(договорные
подразделения)
3. Наличие сил и средств, обеспечивающих взрывобезопасность и
химическую
безопасность
___________________________________________________________________________
(аттестованные аварийно-спасательные формирования предприятия,
___________________________________________________________________________
технические
и иные средства, порядок действия в соответствии с планом
ликвидации аварийной ситуации с участием как специализированных,
так и нештатных
формирований)
8. Оценка антитеррористической защищенности
1.
Определение требуемого уровня
антитеррористической защищенности
критических элементов объекта
N
п/п
|
Наименование
критического
элемента
объекта
|
Категория
критического
элемента
объекта по
потенциальной
опасности
|
Привлекательность
для совершения
террористического
акта
|
Модель
нарушителя
|
Требуемый
уровень
защищенности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
|
|
|
2.
Анализ выполнения задач
физической защиты для
обеспечения
защищенности критических элементов объекта
N
п/п
|
Наименование
критического
элемента
объекта
|
Организация
охраны
наблюдения
|
Рубежи
обнаружения
|
Рубежи
задержания
|
Условия
доступа
|
Оценка
выполнения
задачи
физической
защиты
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Оценка эффективности физической защиты
критических элементов объекта
N
п/п
|
Наименование
критического
элемента
объекта
|
Способ
предотвращения
террористического
акта
|
Модель
наруши-
теля
|
Оценка
времени
действий
охраны,
мин
|
Оценка
времени
действий
нарушителя,
мин
|
Вывод
о
выполнении
задачи по
пресечению
террорис-
тического
акта
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Оценка достаточности мероприятий по защите
критических элементов объекта
N
п/п
|
Наименование
критического
элемента
объекта
|
Выполнение
установленных
требований
|
Выполнение
задачи по
физической
защите
|
Выполнение
задачи по
предотвращению
террористичес-
кого акта
|
Вывод о
достаточности
мероприятий
по защите
|
Компенса-
ционные
мероприя-
тия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Другие сведения
___________________________________________________________________________
(пояснения и другие сведения, не вошедшие в перечень вопросов
паспорта,
___________________________________________________________________________
в том
числе количество размещенных на объекте других предприятий,
организаций, размеры занимаемых ими площадей, основание их размещения
на
объекте, наличие у них самостоятельной охранной структуры,
ее
принадлежность, вид, численность, вооруженность, техническая
оснащенность, состояние пропускного режима и прочее, порядок
взаимодействия с подразделением охраны на территории объекта)
10. Выводы
1. Объект находится в ведении (сфере деятельности)
___________________________________________________________________________
(федеральный орган исполнительной власти)
2. Объект по отраслевому признаку и виду деятельности
относится к категории
___________________________________________________________________________
(по гражданской обороне, по режиму, по химической опасности и (или)
пожаро- и взрывоопасности)
3.
Объекту по совокупности
максимального ущерба, который
может быть
нанесен в
результате террористического акта, и по степени потенциальной
опасности присваивается категория
___________________________________________________________________________
(категория)
4. Выполнение требований охраны объекта и защиты его
элементов
___________________________________________________________________________
5. Наличие критических элементов объекта, их
взаимовлияние и соответствие
требуемому уровню защищенности
___________________________________________________________________________
6. Достаточность сил и средств для выполнения
мероприятий по физической
защите и антитеррористической защищенности объекта
___________________________________________________________________________
7.
Необходимые дополнительные мероприятия по
совершенствованию
физической
защиты и антитеррористической
защищенности объекта с указанием
срока их выполнения
___________________________________________________________________________
8. Вывод о системе охраны объекта (организации)
___________________________________________________________________________
Приложения к
паспорту:
1.
Ситуационный план объекта с обозначением
его критических элементов
(коммуникации, планы
и экспликации отдельных зданий и сооружений или их
частей), содержащий все изменения его строительной
части.
2. План и
схема охраны объекта
с указанием контрольно-пропускных
пунктов, постов охраны, инженерно-технических
средств и уязвимых мест.
Члены межведомственной комиссии: ________________________________
(Ф.И.О., подпись)
________________________________
(Ф.И.О., подпись)
________________________________
(Ф.И.О., подпись)
Составлен "__" _________ 20__ г.
Актуализирован "__" _________ 20__ г.