ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 1925 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
ПРОЕКТОВ ПО ПРОМЫШЛЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ В ЧАСТИ,
ОТНОСЯЩЕЙСЯ К ОХРАНЕ ТРУДА
На основании ст. 5
Постановления Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 24 апреля 1924 года о
порядке утверждения проектов по промышленному строительству в части,
относящейся к охране труда (Собр. Узак., 1924, N 49, ст. 463), Экономическое
Совещание Р.С.Ф.С.Р. постановляет:
Утвердить
прилагаемую Инструкцию по применению означенного Постановления.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
Р.С.Ф.С.Р. ОТ 24 АПРЕЛЯ 1924 ГОДА О ПОРЯДКЕ
УТВЕРЖДЕНИЯ
ПРОЕКТОВ ПО ПРОМЫШЛЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ В ЧАСТИ,
ОТНОСЯЩЕЙСЯ К ОХРАНЕ ТРУДА
I. Общие
положения
1. Устанавливаемый
настоящей Инструкцией порядок распространяется на постройку, переустройство и
переоборудование промышленных заведений с числом наемных рабочих не менее пяти
человек и на все расположенные на территории таковых
вспомогательные учреждения для рабочих, за исключением случаев, указанных в
примечании к ст. 12 настоящей Инструкции.
2. При постройке, переустройстве и переоборудовании промышленных
заведений, не имеющих наемных рабочих или имеющих общее число наемных рабочих
менее пяти человек, а также при устройстве подсобных заведений в существующих
строениях проекты на новое строительство и капитальное переустройство
утверждаются в порядке, предусмотренном утвержденной Экономическим Совещанием
Р.С.Ф.С.Р. 30 июля 1924 года Инструкцией по применению Положения об управлении
губернских инженеров (Собр. Узак., 1924, N 67, ст.
667), а наблюдение за исполнением правил и требований в части, относящейся к
охране труда, осуществляется соответствующими органами охраны труда в порядке
надзора.
3. В автономных республиках и областях допускаются в соответствии с
местными условиями, по соглашению с Народным Комиссариатом Труда Р.С.Ф.С.Р.
отдельные изменения настоящей Инструкции в части, касающейся охраны труда, в
смысле тех или иных дополнений, изъятий или технических облегчений, но без
нарушения общих устанавливаемых Инструкцией принципов и не иначе, как по
постановлениям соответствующих центральных или областных исполнительных
комитетов.
Примечание. В
дальнейшем изложении в целях сокращения указываются только названия управления
губернских инженеров и губернского отдела труда губернского исполнительного
комитета; все относящееся к ним распространяется в равной мере на
соответствующие органы и учреждения автономных республик и областей.
II.
Промышленное строительство местного значения
4. Проекты по промышленному строительству местного значения
представляются при соответствующем заявлении строящим учреждением,
объединением, предприятием или лицом в управление губернского инженера в двух
экземплярах, причем один экземпляр чертежей выполняется на плотной бумаге в
форматах тридцать три сантиметра на двадцать сантиметров, а другой - на
полотняной кальке, или же оба экземпляра исполняются на полотняной кальке.
5. Проект
нового строительства, понимая под таковым сооружение новых промышленных
заведений и сооружение новых зданий в существующих промышленных предприятиях
(за исключением случаев, указанных в ст. 11), должен состоять из:
а) плана
прилегающей к территории предприятия местности на расстояние, определенное в
зависимости от сферы влияния вредности данного производства для окружающего
населения и прилегающей местности, а также в зависимости от сферы влияния
вредности прилегающей местности и окружающих промышленных заведений на
проектируемое промышленное заведение;
б) плана территории
предприятия;
в) чертежей (планы,
разрезы, фасады, детали) промышленных зданий и зданий вспомогательных
учреждений для рабочих (жилые помещения, бани, ясли и проч.);
г) подробных
проектов отопительных, вентиляционных и иных специальных установок;
д) пояснительной
записки.
6. На плане
местности должны быть обозначены: территория предприятия, страны света,
направление господствующих ветров, водоемы, места забора питьевой воды и спуска
сточных вод, зеленые насаждения, населенные места, промышленные заведения, пути
сообщения и прочие характерные для данной местности устройства.
План местности
должен быть составлен в масштабе 1/10000 или в масштабе имеющихся в
соответствующих учреждениях или в продаже географических карт или планов
населенных мест.
7. На плане
территории должны быть показаны:
а) граница участка
земли, предназначенного для строительства, и прилегающая к таковым местность на
расстоянии около пятидесяти метров;
б) все
проектируемые и существующие постройки с обозначением рода материалов и
назначения построек;
в) свободные
площади и зеленые насаждения;
г) схема
расположения водоемов, плотин, водопроводов, канализаций, выгребных ям, устройств для отвода и очистки отработанных производственных вод;
д) схема
расположения проездов, проходов, подъездных путей, туннелей, транспортных и
погрузочных устройств;
е) расположение
открытых мест для складов и работ как в границах
используемого участка, так и в непосредственном соседстве с ним.
План территории предприятия
должен быть составлен в масштабе 1/400 или 1/1000 в зависимости от размера
участка.
8. На чертежах зданий промышленного заведения должны быть схематически
показаны: размещение паровых и силовых установок, расположение в
производственных помещениях подъемных устройств, производственных машин,
станков, приборов, аппаратов и разного рода приспособлений для производства,
противопожарный водопровод, отопительные, вентиляционные и иные специальные
устройства, помещения для санитарно-технического обслуживания трудящихся
(умывальные, раздевальные, души и т.д.).
Чертежи
проектируемых промышленных зданий и зданий вспомогательных учреждений для
рабочих должны быть составлены в масштабе:
а) планы - 1/100,
б) разрезы - 1/50, в) фасады - 1/100 или 1/50 в зависимости от размеров зданий
и сложности фасада, г) детали - в произвольном, более крупном масштабе.
9. Подробные проекты отопительных и вентиляционных устройств в
производственных помещениях, а также иных специальных установок должны быть представлены
в виде особых чертежей, независимо от указанных в ст. 5 чертежей зданий, причем
одновременное представление на рассмотрение и утверждение чертежей, указанных в
настоящей статье, и чертежей, указанных в ст. ст. 5 - 8, обязательно лишь в
случаях значительной вредности производства или значительности размеров
промышленного заведения; во всех прочих случаях непредставление
чертежей, указанных в настоящей статье, не может служить препятствием к
рассмотрению и утверждению чертежей зданий (ст. 8) с тем, что проекты
отопительных, вентиляционных и иных специальных установок должны быть
представлены на утверждение дополнительно и в определенные сроки.
10. В пояснительной
записке, кроме общего пояснения конструкций, должны быть указаны:
а) общая
характеристика территории предприятия и прилегающей местности с точки зрения
рельефа, почвы, грунтовых вод и т.д.;
б) описание рода
производства с указанием сырых материалов и особо опасных, вредных и ядовитых
веществ, употребляемых в производстве; общее описание продуктов производства;
в) кубатура
отдельных помещений и наибольшее число людей, которые будут находиться в каждом
помещении;
г) материал, из
которого будут сделаны стены, перекрытия, двери, лестницы, покрытия;
д) системы, способы
и нормы естественного и искусственного освещения;
е) система и нормы
вентиляции и отопления;
ж) перечень
противопожарных устройств и средств (пожарная организация, пожарный водопровод
и напор его, приборы и машины для тушения пожаров, спринклеры и проч.) и данные
для суждения об их достаточности и соответствии с размерами помещения;
з) способы удаления
и очистки сточных вод, удаления твердых и жидких отбросов производства, а также
нечистот;
к) число и система
паровых котлов;
л) число, род и
система машин-двигателей, мощность их;
м) главнейшие
производственные машины, станки, аппараты, приборы;
н) сигнализационные
устройства для предупреждения несчастных случаев;
о) способы
внутреннего передвижения материалов и товаров;
п) другие пояснения
к проекту, какие найдет нужным дать составитель его.
Примечание. В
случае необходимости губернский отдел труда имеет право требовать представления
технических расчетов к проекту оборудования и к пояснительной записке.
11. Проекты на новое строительство промышленных заведений с числом
наемных рабочих от пяти до двадцати пяти человек, производство в коих не может
вызывать загрязнения наружного воздуха пылью, вредными газами и парами, а также
проекты расположенных на территории таковых вспомогательных учреждений для
рабочих представляются применительно к порядку, указанному в ст. ст. 5 - 10
настоящей Инструкции, но представления плана местности не требуется;
равным образом, не требуется представления особого проекта отопительных и
вентиляционных устройств (ст. 9 настоящей Инструкции) в тех случаях, когда
производство не сопровождается загрязнением воздуха в рабочих помещениях пылью,
вредными газами и парами.
12. Подлежащие утверждению управления губернского инженера проекты
капитального переустройства существующих промышленных заведений (связанного с
переоборудованием или не связанного с таковыми) и расположенных на территории
заведений вспомогательных учреждений для рабочих представляются применительно к
порядку, указанному в ст. ст. 5 - 10, а также соответственно с правилами ст. 11
настоящей Инструкции, но с нижеследующими исключениями:
а) план местности
представляется лишь в случаях изменения рода производства;
б) план территории
заведения или выкопировка из такового представляется лишь в тех случаях, когда
переустройство или переоборудование промышленного заведения или
вспомогательного учреждения для рабочих связано с расширением существующих
зданий, и при условии, что в делах управления губернского инженера имеется
полный план территории предприятия; в противном случае план всей территории
представляется при проекте капитального переустройства независимо от того,
связано ли таковое с расширением существующих зданий или нет;
в) чертежи
существующих зданий и пояснительная записка к ним могут быть ограничены лишь
переоборудываемыми и переустраиваемыми зданиями или необходимыми частями
таковых.
Примечание. а) При капитальном внутреннем переоборудовании, не связанном
с капитальным переустройством или расширением существующих зданий, а также при
устройстве промышленных заведений или расширении производства в существующих
зданиях без капитального переустройства последних проекты представляются
применительно к порядку, указанному в ст. 4 и в настоящей статье, на
утверждение в губернский отдел труда и утверждению управления губернского
инженера не подлежат.
б) При
незначительном переустройстве и переоборудовании промышленных заведений и
вспомогательных учреждений для рабочих представления проекта не требуется и
наблюдение за исполнением правил и требований в части, относящейся к охране
труда, осуществляется в порядке надзора соответствующими органами охраны труда.
13. Чертежи должны
быть отлюминованы общепринятыми красками; все помещения на плане должны быть
снабжены названиями и всеми необходимыми размерами. Чертежи и пояснительная
записка должны быть подписаны их составителем с указанием даты.
14. По
получении проекта управление губернского инженера незамедлительно направляет
копию чертежей на кальке и пояснительную записку губернскому отделу труда на
заключение в части, относящейся к специальным требованиям данного производства
в области гигиены труда, техники безопасности и противопожарных мероприятий.
15.
Рассмотрение проектов, за исключением случаев, оговоренных в примечании к ст.
12, происходит в техническом совещании при управлении губернского инженера, в
каковом губернский отдел труда дает заключение по проекту, согласованное с
органами здравоохранения в части санитарной охраны населенных мест. Означенное
заключение должно быть губернским отделом труда дано через своего докладчика в
следующие сроки со дня получения проекта:
а) по проекту
строительства в пределах территории губернского или областного города - в
двухнедельный срок;
б) по проекту
строительства вне пределов указанной территории в случае необходимости выезда
на место - не позднее чем в трехнедельный срок, а в случае отсутствия
необходимости выезда - в двухнедельный срок.
Примечание. Эти
сроки устанавливаются также для рассмотрения и утверждения проектов в случаях,
оговоренных в п. "а" примечания к ст. 12.
16. При сложности проекта или значительных размерах проектируемого
сооружения губернскому отделу труда предоставляется право не позднее, как в
недельный срок по получении от управления губернских инженеров копии проекта,
затребовать от подателя проекта представления дополнительных, не указанных в
ст. ст. 5 - 10 данных, необходимых для полного суждения о проекте в части,
относящейся к охране труда, с немедленным уведомлением об этом управления
губернского инженера; равным образом губернскому
отделу труда предоставляется право в недельный срок по получении от управления
губернского инженера копии проекта затребовать недостающие данные при
несоблюдении требований ст. ст. 5 - 10 настоящей Инструкции; в этих случаях
губернский отдел труда дает заключение в недельный срок со дня получения им
означенных дополнительных или недостающих данных.
17. При
непредставлении губернским отделом труда в техническое совещание при управлении
губернского инженера своего заключения в установленный срок (ст. ст. 15 и 16
настоящей Инструкции) проект считается согласованным в части, относящейся к
охране труда (ст. 14 настоящей Инструкции).
18. При
неблагоприятном заключении губернского отдела труда и при расхождении мнения
такового с мнением большинства членов технического совещания при управлении
губернского инженера губернский инженер докладывает губернскому исполнительному
комитету оба мнения со своим заключением для соответствующего распоряжения.
В случае несогласия
губернского исполнительного комитета с заключением губернского отдела труда
губернским исполнительным комитетом передается заключение губернского отдела
труда на отзыв Народного Комиссариата Труда Р.С.Ф.С.Р., которому для
рассмотрения и согласования проекта предоставляется срок не свыше двух недель.
Если
неблагоприятное заключение губернского отдела труда касается не всего проекта в
целом, а лишь отдельных, самостоятельных элементов такового или таких элементов
проекта, согласование по которым может быть произведено в процессе постройки
сооружения, то неблагоприятный отзыв не останавливает утверждения проекта и
осуществления постройки в той части, которая не находится в зависимости от предъявленных
губернским отделом труда, но не согласованных с ним требований.
III.
Промышленное строительство общереспубликанского
значения и
относящиеся к нему типовые сооружения
19. Проекты по промышленному строительству общереспубликанского значения,
проекты типовых промышленных сооружений, а равно проекты по работам, совершенно
изъятым из пределов компетенции управления губернского инженера (§ 4 Инструкции
от 30 июля 1924 г.), представляются при соответствующем заявлении строящим
народным комиссариатом или учреждением для согласования в части, относящейся к
охране труда, в Народный Комиссариат Труда Р.С.Ф.С.Р. в двух экземплярах, из
коих один экземпляр выполняется на плотной бумаге в форматах тридцать три на
двадцать сантиметров, а другой - на полотняной кальке, или же оба экземпляра
выполняются на полотняной кальке.
20. Представляемые
в Народный Комиссариат Труда Р.С.Ф.С.Р. проекты должны по своему содержанию
отвечать требованиям ст. ст. 5 - 10 настоящей Инструкции.
21. Для рассмотрения и согласования проекта Народному Комиссариату
Труда Р.С.Ф.С.Р. предоставляется срок не свыше четырех недель, причем Народный
Комиссариат Труда имеет право в недельный срок со дня поступления к нему
проекта затребовать от подателя проекта представления дополнительных, не
указанных в ст. ст. 5 - 10 данных, необходимых для полного суждения о проекте в
части, относящейся к охране труда; равным образом
Народный Комиссариат Труда Р.С.Ф.С.Р. имеет право в недельный срок затребовать
при несоблюдении требований ст. ст. 5 - 10 настоящей Инструкции недостающие
данные; в этих случаях для рассмотрения проекта и согласования устанавливается
срок не свыше трех недель со дня получения Народным Комиссариатом Труда
Р.С.Ф.С.Р. означенных дополнительных или недостающих данных. В части,
касающейся санитарной охраны населенных мест, Народный Комиссариат Труда
Р.С.Ф.С.Р. должен согласовать проект с Народным Комиссариатом Здравоохранения в
течение указанных в настоящей Инструкции сроков.
22. Отказ Народного
Комиссариата Труда Р.С.Ф.С.Р. в согласовании проекта в части, относящейся к
охране труда, может быть обжалован строящим народным комиссариатом или
учреждением в Экономическое Совещание Р.С.Ф.С.Р. в двухнедельный срок со дня
получения отказа.
23. О состоявшемся
согласовании проектов по промышленному строительству и относящихся к нему
типовых сооружений (ст. 19 настоящей Инструкции) Народный Комиссариат Труда
Р.С.Ф.С.Р. уведомляет соответствующий народный комиссариат или учреждение, а
также соответствующий губернский исполнительный комитет.
За Председателя
Экономического
Совещания
ШВЕРНИК
Управляющий Делами
Экономического
Совещания
В.СМОЛЬЯНИНОВ