Утверждаю
Заместитель
Министра связи СССР
Д.И.МАНГЕЛЬДИН
27 сентября 1976 г.
N 15312
Согласовано
Начальник Главного
управления
вагонного хозяйства
МПС
Л.В.ШОВСКИЙ
22 сентября 1976
года
ИНСТРУКЦИЯ
ПРОВОДНИКУ-ЭЛЕКТРОМОНТЕРУ ПОЧТОВЫХ ВАГОНОВ
ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1. На должность
проводника-электромонтера назначаются лица, сдавшие экзамены в установленном
порядке, имеющие удостоверение об окончании курсов и удостоверение по технике
безопасности с указанием группы электробезопасности (не ниже второй) за
подписью главного инженера или начальника прижелезнодорожного
предприятия связи.
2.
Проводник-электромонтер подчиняется непосредственно начальнику почтового
вагона, а при следовании в почтово-багажном поезде без разъездной бригады -
начальнику состава почтовых вагонов.
3.
Проводник-электромонтер в своей работе руководствуется: Правилами
технической эксплуатации железных дорог СССР, Инструкцией по сигнализации на
железных дорогах СССР, Правилами по технике безопасности при работах на
предприятиях почтовой связи и Союзпечати в части выполняемых обязанностей,
Правилами перевозки почты и эксплуатации почтовых вагонов на железных дорогах
СССР, настоящей Инструкцией, Инструкцией по подготовке почтового вагона в рейс
и содержанию его в пути следования, Инструкцией об организации перевозки почты
в почтовых вагонах, и ведет журнал технического состояния и санитарного
содержания вагона.
4.
Проводник-электромонтер обеспечивает нормальные условия для труда и отдыха
разъездной бригады, сохранность внутреннего оборудования и инвентаря вагона,
осуществляет его техническое обслуживание, контролирует равномерность и
предельную загруженность кладовых вагона.
5.
Проводник-электромонтер присутствует при осмотре и ремонте вагона
представителями железной дороги, проверяет качество ремонта; готовит вагон к
сдаче в заводской или деповский ремонт, участвует в приемке вагона из ремонта и
оформлении приемо-сдаточного акта; проводит подготовку закрепленного вагона к
летним и зимним перевозкам.
ПОДГОТОВКА
В РЕЙС
6. Перед
отправлением в рейс проводник-электромонтер должен получить удостоверение формы
N 1, маршрут и иметь при себе удостоверение по технике безопасности.
7. При приемке
вагона необходимо проверить:
а)
санитарное состояние, исправность ручного тормоза, дверей, дверных запоров,
замков, фиксаторов и окон; электроосветительных приборов и предохранительных
пробок, наличие в запасе электроламп и калиброванных вставок для
предохранителей и пломб на стоп-кранах;
б) крепление
осевого и машинного шкивов, подвесок генератора, исправность наружного и внутреннего
звонка, хвостовых сигнальных фонарей, светильников подножек, подвагонной
магистрали, сигнализаций нагрева букс и замыкания на корпус;
в) напряжение,
плотность и уровень электролита аккумуляторных батарей, наличие и правильность
натяжения приводных ремней подвагонного генератора или исправность карданного
привода;
г) исправность
приборов принудительной вентиляции, наличие запасных фильтров, исправность
пылеочистительного стола;
д) наличие и
исправность огнетушителей;
е) наличие воды в
котле и водяных баках.
Наличие съемного
инвентаря и внутреннего оборудования проверяется по "Описи инвентаря и
оборудования для почтового вагона".
8. К моменту
прихода членов бригады необходимо хорошо проветрить вагон; застелить постели,
залить водяной бак, поставить на место самовар, плитку, сургучницу;
в туалете положить хозяйственное и туалетное мыло, повесить полотенце, залить
озонатор жидкостью; включить холодильник (за три часа до прихода бригады).
9. В период
отопительного сезона проверить состояние котла, сети труб отопления, наличие
колосников в топке, исправность насоса и измерительных приборов, паропроводную
магистраль, обеспеченность вагона топливом, а также монтаж нагревательных
высоковольтных элементов и автоматики системы отопления (при их наличии на вагоне).
10. При обнаружении
неисправностей в вагоне и невозможности их устранения своими силами необходимо
заявить об этом техническому контролеру, а при необеспеченности водой и углем -
принять соответствующие меры.
НАХОЖДЕНИЕ
В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ
11. Во время
нахождения в пути следования проводник-электромонтер обязан:
а) следить за
исправным состоянием и работой устройств отопления, освещения, вентиляции,
привода подвагонного генератора. Во время сильных морозов особенно тщательно
наблюдать за системой отопления и не допускать замораживания воды в трубах,
применяя, при необходимости, принудительную циркуляцию воды;
б) содержать вагон
в порядке и чистоте, не допускать хранения пустой мешкотары
в сортировочном зале, продуктов и овощей в клетках, в выдвижных и почтовых
ящиках;
в) не менее трех
раз в сутки производить влажную уборку вагона, протирку полок, столов,
сортировочных клеток, ниш, оконных стекол, систематически производить уборку
туалета;
г) надевать и
снимать ремни привода подвагонного генератора и просушивать их по мере
надобности;
д) включать и
выключать свет в тамбуре и светильники подножек при обмене почтой;
е) включать
концевые сигнальные фонари при следовании почтового вагона в хвосте поезда;
ж) следить за тем,
чтобы окна вагонов при необходимости открывались только с одной стороны (на
двухпутных участках - с полевой стороны);
з) периодически
включать принудительную вентиляцию в зависимости от температуры воздуха внутри
вагона. Включение вентилятора от аккумуляторных батарей разрешается как на
стоянках поезда, так и при замедленном движении (когда не работает генератор),
если напряжение аккумуляторных батарей у свинцовых (кислотных) не ниже 45 вольт
и железоникелевых (щелочных) - не ниже 40 В;
и) обеспечивать
подзарядку аккумуляторной батареи на всем пути следования почтового вагона;
к) выносить шлак,
золу, мусор (только на станциях, имеющих места для сбора мусора);
л) в период
отопительного сезона подавать воздух только в подогретом состоянии и
поддерживать температуру в вагоне не ниже +18 град. C.
12. Возникшие
повреждения необходимо своевременно устранять, при невозможности - отправить
телеграмму через начальника состава почтово-багажного поезда в ближайший ПТО для устранения повреждения по прибытии.
13. В случае утери,
порчи инвентаря или оборудования почтового вагона проводник-электромонтер
составляет акт, который подписывается членами бригады, на предмет списания или
взыскания за причиненный ущерб с виновного. Акт заверяется оттиском
календарного штемпеля.
14. Во время
движения поезда тамбурные двери должны быть закрыты, а проводник-электромонтер
обязан безотлучно находиться в вагоне. При обмене почты на станциях двери
вагона открываются только со стороны обменивающей бригады и по окончании работы
немедленно должны быть закрыты.
Использование
красного сигнала для задержки поезда по причине неокончания
обмена запрещается.
Во время маневров
входные двери тамбура не запираются и находятся под контролем
проводника-электромонтера.
15. При ревизии
почтового вагона проводник-электромонтер (если в вагоне нет ВПНа)
обязан удостовериться в наличии у ревизующего лица документов на право
производства ревизии, после чего допускает его в вагон и оказывает содействие в
производстве ревизии.
При следовании в
почтово-багажном поезде без разъездной бригады проводник-электромонтер может
впустить в вагон другое лицо лишь в присутствии начальника состава почтовых
вагонов.
16. При следовании
в хвосте поезда проводник-электромонтер почтового вагона обеспечивает
исправность, чистоту и непрерывное горение хвостовых сигналов. В случае
вынужденной остановки пассажирского поезда на перегоне ограждение поезда
производится проводником последнего вагона, предназначенного для перевозки
пассажиров.
17.
Проводник-электромонтер обязан принимать меры, обеспечивающие безопасность
следования поезда, сохранность почты и готовность к действию средств
пожаротушения.
Проводник-электромонтер
немедленно должен остановить поезд, выставить красный сигнал и сообщить по
цепочке механику-бригадиру (начальнику) поезда о случившемся при возникновении
следующих аварийных ситуаций:
а) в случае падения
из вагона людей или почтовых отправлений. Принимаемые меры: оказать помощь
пострадавшему и сообщить о случившемся на ближайшую станцию; при выпадении
почты - собрать ее и проверить надежность запоров дверей кладовых;
б) при заклинивании
колесных пар (это явление сопровождается резкими толчками во время движения) и
срабатывании сигнализации контроля нагрева букс. Принимаемые меры: помочь
бригадиру-механику (начальнику) поезда выявить неисправность и действовать по
его указанию;
в) при пожаре в
вагоне (необходимо иметь в виду, что останавливать поезд на мосту, в тоннеле и
других местах, препятствующих организации тушения пожара и эвакуации людей, запрещается).
Принимаемые меры: немедленно выключить систему электропитания; приступить к
тушению пожара имеющимися средствами, обеспечивая при этом сохранность почтовых
отправлений; оказать первую медицинскую помощь членам бригады. Составить акт о
повреждении вагона.
При срабатывании
сигнализации замыкания цепей электрооборудования на корпус вагона необходимо
выключить систему электропитания, отключить генератор, нажав аварийную кнопку
или сняв предохранитель, и сообщить на ближайшей остановке о неисправности
механику-бригадиру (начальнику) поезда, дальше действовать в рейсе по его
указанию.
18.
Проводник-электромонтер принимает участие в обработке и обмене почты:
штемпелевании корреспонденции, поименной проверке, вскрытии и заделке страховых
мешков, приеме и выдаче почты, а также выполняет работу по поручению начальника
почтового вагона.
ПРИБЫТИЕ В
ПУНКТ ОБОРОТА
19. По прибытии
поезда в пункт оборота проводник-электромонтер должен:
а) принять участие
в сдаче почты;
б)
внимательно осмотреть весь вагон - не оставлены ли почтовые отправления и
документы за рейс, и при обнаружении таковых передать их начальнику почтового
вагона или администрации ОПП, ПЖДП с соответствующим оформлением;
в) осмотреть
внутреннее оборудование вагона, аккумуляторные батареи и в случае обнаружения
каких-либо недостатков или неисправностей заявить об этом дежурному
техническому контролеру. После окончания ремонта проверить качество выполненной
работы;
г) отключить
систему электропитания, произвести тщательную влажную уборку вагона и
проветрить его;
д) обеспечить вагон
углем и водой.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
В ПУНКТ ФОРМИРОВАНИЯ
20. По прибытии
почтового вагона в пункт формирования проводник-электромонтер должен:
а) отключить
систему электропитания, произвести тщательную влажную уборку вагона;
б) в отопительный
сезон вычистить арматуру котла, очистить топку и зольник от золы и шлака и
содержать котел в рабочем состоянии;
в) очистить
аккумуляторную батарею от пыли и грязи. Если на металлических соединениях есть
окись, то снять ее, а соединение тщательно смазать. Замерить уровень
электролита и его плотность, при необходимости дать заявку на доливку или
выравнивание плотности электролита в батарее;
г) проверить
наличие инвентаря и оборудования по описи, привести его в порядок и приготовить
к сдаче. Недостающее или вышедшее из строя оборудование и инвентарь пополнить
со склада. Не разрешается передавать принимающему вагон: акты, расписки и
другие документы на недостающий инвентарь или оборудование;
д) сдать вагон в
присутствии дежурного технического контролера другому проводнику-электромонтеру
или межрейсовому проводнику. После сдачи вагона
отчитаться перед начальником линейного цеха-участка о результатах поездки,
закрыть маршрут и сдать документы.
ОТЦЕПКА
ПОЧТОВОГО ВАГОНА В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ
21. При отцепке
вагона в пути следования проводник-электромонтер должен:
а) остаться при
вагоне и принять участие в составлении акта о причинах отцепки. Акт
составляется совместно с начальником станции, один экземпляр акта остается у
проводника;
б) принять меры к
срочной подаче вагона в ремонт, обеспечивать вагон водой и топливом,
поддерживать в нем необходимую температуру, не допускать разряда аккумуляторной
батареи;
в) через каждые 1 -
2 суток сообщать телеграммами через начальников почтовых вагонов проходящих поездов
или местные предприятия связи о своем местонахождении в ПЖДП, ОПП приписки
вагона;
г) принимать все
меры для продвижения вагона к месту назначения или приписки;
д) в случае аварии
или повреждения, при котором вагон не может следовать дальше, оформить акт по
форме ВУ-25. Сдать по отдельному акту представителю железной дороги или
ближайшего предприятия связи внутреннее оборудование и инвентарь вагона на
хранение и возвратиться к месту своей постоянной работы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПОЕЗДКАХ
НА МЕЖДУНАРОДНЫХ
ЛИНИЯХ
22.
Проводник-электромонтер почтового вагона международного сообщения обязан знать:
а) транспортную
географию страны, в которую следует поезд, и стран маршрута следования;
б) пограничные
железнодорожные соглашения и правила пользования вагона в международном
сообщении (ППВ);
в) поездные и
маневровые сигналы, применяемые на железных дорогах страны, куда следует поезд,
и на дорогах стран маршрута следования.
23.
Проводник-электромонтер обязан:
а) перед выездом в
рейс получить заграничный паспорт и валюту;
б) строго соблюдать
правила техники безопасности при перестановке вагона на пограничной станции с
одной колеи на другую и не допускать повреждения оборудования вагона
(паропроводных рукавов, электросоединений);
в) при повреждении
вагона на иностранных железных дорогах проследить за оформлением акта на
пограничной станции в соответствии с установленными правилами (ППВ).
24. Категорически
запрещается принимать почту, какие-либо предметы или вещи от частных лиц для
провоза через границу.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОДНОВРЕМЕННОМ
ОБСЛУЖИВАНИИ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ДВУХ ПОЧТОВЫХ ВАГОНОВ
25. При отправке
вагона с почтой без обмена в пути следования или с редкими обменами, а также
при следовании вагона резервом (если у него не кислотная аккумуляторная
батарея) обслуживание его может возлагаться на проводника-электромонтера
другого почтового вагона, следующего с разъездной бригадой тем же маршрутом.
В этом случае
проводник-электромонтер обязан:
а) принять второй
вагон в соответствии с настоящей Инструкцией. Принять с начальником основного
вагона после загрузки его почтой опечатанные кладовые, сейф и нишу
холодильника;
б) следовать в
период рейса во втором вагоне, при уходе в основной почтовый вагон для его
обслуживания или участия в подготовке и обмене почты снять нагрузку на
генератор и обесточить все электроцепи вагона;
в) находиться во
втором вагоне в случае его отцепки от поезда, получить под расписку от
начальника почтового вагона ключи и сопровождать вагон в пункт ремонта.
26. В случае перевозки
почты в контейнерах проводник-электромонтер обязан действовать согласно
настоящей Инструкции и кроме того:
иметь удостоверение
на право работы с грузоподъемными кранами;
проверить
исправность грузоподъемного крана и опробовать его.
Инструкцию
проводнику почтового вагона, утвержденную ГУПС Министерства связи СССР 13
апреля 1959 года, считать утратившей силу.