Утвержден и введен в действие
Постановлением
Госстандарта СССР
от 29 апреля 1974
г. N 1036
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ В КОНТЕЙНЕРАХ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Transportation
of explosive materials in containers.
General requirements
ГОСТ 19747-74*
Группа Д08
Срок введения
с 1 июля 1975 года
Настоящий стандарт
устанавливает общие требования к транспортированию в контейнерах промышленных
взрывчатых веществ и средств взрывания (инициирования)
(далее - ВМ), за исключением взрывчатых веществ с содержанием нитроэфиров свыше 15%.
(Измененная
редакция, Изм. N
3.)
1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. При
транспортировании ВМ в контейнерах должны соблюдаться требования ГОСТ
12.3.009-76, ГОСТ 12.3.010-82, правил перевозок опасных или разрядных грузов,
действующих на транспорте соответствующего вида, правил и норм, утвержденных
Госгортехнадзором СССР, Регистром СССР, Речным регистром РСФСР, Госавиарегистром СССР, Главным управлением пожарной охраны
МВД.
(Измененная
редакция, Изм. N
2.)
1.2. При транспортировании
ВМ должны применяться только предназначенные для этой цели контейнеры, в том
числе специализированные типа СКК-3 по ГОСТ 26380-84, типа СК-3ВМ по ГОСТ
30302-95 и контейнеры по ГОСТ 18477-79, принадлежащие отправителю (получателю)
этих грузов.
В стандартах или
технических условиях на конкретные виды ВМ должна устанавливаться возможность
транспортирования данного вида ВМ в контейнерах, а также вид применяемой при
этом тары и упаковки.
(Измененная
редакция, Изм. N
3, 4.)
1.3. В каждом
конкретном случае грузоотправитель должен согласовать с грузополучателем
возможность транспортирования ВМ в контейнерах.
(Измененная
редакция, Изм. N
2.)
2.
ТРЕБОВАНИЯ К КОНТЕЙНЕРАМ
2.1. Для
транспортирования ВМ должны применяться контейнеры, изготовленные по технической
документации, утвержденной в установленном порядке, номинальной массой брутто
не более 30,0 т и внутренним объемом не менее 5,0 м3, обеспечивающие полную
сохранность груза и безопасность при транспортировании.
Контейнер должен
быть изготовлен из материала химически нейтрального по отношению к ВМ.
(Измененная
редакция, Изм. N
2.)
2.2. Основные
параметры и размеры контейнеров должны соответствовать ГОСТ 18477-79 или ГОСТ
26380-84 и обеспечивать полное использование их вместимости (грузоподъемности)
при транспортировании ВМ. Параметры и конструкция контейнеров должны быть
согласованы в установленном порядке.
(Измененная
редакция, Изм. N
1, 2, 3.)
2.3. Прочность
контейнера должна удовлетворять требованиям Регистра СССР.
2.4. Конструкция
контейнера должна обеспечивать:
штабелирование загруженных контейнеров массой брутто менее 10 т в 3 яруса, от 10 т и
выше - в 6 ярусов;
подъем и
перемещение контейнеров кранами и вилочными погрузчиками;
устойчивость к
воздействиям инерционных сил в процессе перевозок на всех видах транспорта, при
выполнении погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ;
отсутствие
остаточных деформаций при установке контейнера на неровную поверхность;
защиту груза от
воздействий внешней среды;
возможность его
промывки и химической обработки;
устойчивость при
перевозке на всех видах транспорта;
безопасность при
выполнении маневровой работы с установленными скоростями и возможность спуска с
сортировочных горок на железнодорожном транспорте.
2.5. Конструкция
контейнера должна исключать:
попадание в
контейнер искр или других источников огня, способных вызвать возгорание
упаковки и груза;
проникновение ВМ во
внешнюю среду при транспортировании.
(Измененная
редакция, Изм. N
2.)
2.6. Контейнер
должен быть оборудован:
подъемными
устройствами, прочность которых должна обеспечивать безопасное выполнение
погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ при загрузке
контейнера, равной его двойной номинальной грузоподъемности;
дверьми (люками и
дверными (люковыми) затворами, выдерживающими давление груза без повреждений и
исключающими самопроизвольное открытие дверей (люков) в процессе перевозки и
выполнения погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ;
устройством для
пломбирования дверей (люков) одной пломбой;
предохранительным
приспособлением от самопроизвольного открытия дверных створок (крышек люков);
устройствами,
обеспечивающими надежное крепление контейнеров на транспортных средствах и друг
с другом при транспортировании;
устройством для
размещения (крепления) упаковочного ярлыка.
2.7. Дверной
(люковый) затвор и устройство для пломбирования должны иметь конструкцию,
исключающую их повреждение при погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и
складских работах.
Двустворчатые двери
контейнеров типа СКК-3 по ГОСТ 26380-84 и среднетоннажных
контейнеров по ГОСТ 18477-79 должны быть оборудованы эластичным уплотнением или
двумя лабиринтами для отвода атмосферных осадков по согласованию между
отправителем и получателем груза. Пол должен быть деревянным.
(Измененная
редакция, Изм. N
3.)
2.8. Контейнер не
должен иметь:
щелей и углублений,
в которых могут скапливаться остатки груза;
выступающих частей
на внутренней поверхности, которые могли бы повредить упаковку ВМ в процессе транспортирования;
выступающих частей
на наружной поверхности, которые могли бы повредить рядом стоящие контейнеры в
процессе перевозки, выполнения погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и
складских работ и привести к травматизму обслуживающего персонала;
крупных дефектов в
несущих конструкциях и их элементах, таких как верхние и нижние продольные и
торцовые балки, угловые стойки и фитинги, сквозные отверстия в обшивке,
нарушения общей конфигурации конструкции, препятствующих нормальному применению
погрузочно-разгрузочных механизмов при подъеме и установке на транспортные
средства.
(Измененная
редакция, Изм. N
2, 3.)
2.9. На контейнере
должны быть нанесены следующие маркировочные надписи и знаки:
страна, эмблема и
сокращенное наименование организации-владельца;
номер контейнера на
всех станках и крыше с высотой цифр не менее 80 мм;
месяц и год
выполнения годового и капитального ремонта;
сокращенное
наименование организаций, выполнявших ремонт;
сокращенное
наименование изготовителя, месяц, год изготовления;
масса контейнера
(брутто, нетто), внутренний объем;
знак опасности - по
ГОСТ 19433-88, класс 1.
Маркировочные
надписи и знаки, кроме знаков опасности по ГОСТ 19433-88, должны быть нанесены
белой несмываемой краской.
(Измененная
редакция, Изм. N 1, 3).
3. ЗАГРУЗКА
ВМ В КОНТЕЙНЕРЫ
3.1. Загрузка ВМ в
контейнеры должна производиться на предприятиях-изготовителях или базах
грузовладельцев.
3.2. Перед
загрузкой контейнеры должны быть осмотрены грузоотправителем.
При осмотре
проверяется:
исправность
контейнера, его соответствие требованиям настоящего стандарта и технической
документации;
наличие в
контейнере остатков груза и мусора, следов щелочей, кислот, масел, извести и
других веществ, вступающих во взаимодействие с ВМ.
К загрузке
допускаются исправные контейнеры, отвечающие требованиям настоящего стандарта и
технической документации, утвержденной в установленном порядке, полностью
очищенные от остатков груза и мусора.
При обнаружении следов
щелочей, кислот, масел, извести и других веществ, вступающих во взаимодействие
с ВМ, контейнеры должны быть тщательно промыты, просушены и проветрены, а в
необходимых случаях химически обработаны.
3.1, 3.2. (Измененная редакция, Изм. N 2.)
3.3. Масса нетто
одного места груза, вид тары и упаковки, а также маркировка отдельных мест
груза при транспортировании промышленных взрывчатых веществ в контейнерах
устанавливают по ГОСТ 14839.20-77.
При
транспортировании в контейнерах детонирующих шнур разрешается упаковывать в
мешки-вкладыши, изготовленные из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-82
(номинальная толщина пленки - 0,1 мм), которые предварительно вкладывают в
картонные ящики по ГОСТ 9142-90.
(Измененная
редакция, Изм. N
2, 3.)
3.4. Контейнер
должен быть загружен ВМ одного вида и одной партии, следующей в адрес одного
получателя.
Масса груза в
контейнере не должна превышать его номинальной грузоподъемности.
3.5. Мешки или
ящики с ВМ должны располагаться равномерно по всему полу
контейнера. Смещение центра тяжести груза в горизонтальной плоскости от
геометрического центра контейнера не допускается. При укладке их в несколько
ярусов не допускается ходить по нижележащим рядам.
3.6. Способы
размещения и крепления ВМ в контейнере должны исключать повреждение тары и
упаковки и перемещение груза внутри контейнера в процессе транспортирования.
Схемы размещения и
крепления ВМ в контейнере должны устанавливаться технической документацией,
утвержденной в установленном порядке.
3.7. Контейнер
разрешается загружать как ручным, так и механизированным способом с
использованием электропогрузчиков, штабелеров и
других подобных механизмов во взрывобезопасном исполнении, при этом должна быть
исключена возможность повреждения корпуса контейнера и груза вилами погрузчика.
Специфические
требования безопасности при загрузке ВМ в контейнеры на промышленных
предприятиях должны устанавливаться технической документацией, утвержденной в
установленном порядке.
3.8. В загруженный
контейнер должен быть вложен упаковочный лист с отметкой об исправности
контейнера, с указанием номера укладчика, количества (числа мест), общей массы
(нетто) груза и надписью "О всех недостатках,
обнаруженных при осмотре груза, немедленно сообщить предприятию-поставщику, приложив
акт и данный упаковочный лист".
3.4 - 3.8. (Измененная редакция, Изм. N 2.)
3.9. Перед
отправкой контейнер должен быть закрыт на все замки и опломбирован
грузоотправителем одной пломбой.
3.10. При перевозке
контейнеров открытым железнодорожным транспортом транспортную маркировку не
наносят.
(Введен
дополнительно, Изм. N
2.)
4. ПОГРУЗКА
И ВЫГРУЗКА КОНТЕЙНЕРОВ С ВМ
4.1. Погрузку и
выгрузку контейнеров с ВМ разрешается производить погрузочно-разгрузочными
механизмами, грузоподъемность которых должна быть не менее
номинальной массы брутто контейнера. При этом лебедки подъема груза
грузоподъемных машин, а у стреловых кранов и лебедки подъема стрелы должны быть
оборудованы двумя тормозами.
(Измененная
редакция, Изм. N
2.)
4.2.
Погрузочно-разгрузочные механизмы грузовладельцев должны быть рассчитаны на
работу при температуре окружающего воздуха от минус 50
до плюс 50 °С.
4.3. Техническое
состояние погрузочно-разгрузочных механизмов и грузозахватных приспособлений,
предназначенных для погрузки и выгрузки контейнеров с ВМ, перед началом работ
должно быть проверено, о чем в путевом листе или наряде должна быть сделана
соответствующая запись.
4.4. Водители
погрузочно-разгрузочных механизмов и рабочие, выполняющие работы по погрузке и
выгрузке контейнеров с ВМ, должны быть проинструктированы о порядке
производства этих работ, о чем в путевом листе или наряде должна быть сделана
соответствующая запись.
4.5. Погрузка и
выгрузка контейнеров с ВМ из транспортных средств должна производиться на
специализированных речных причалах, участках или районах морских портов,
подъездных путях предприятий, организаций и учреждений грузоотправителей или
грузополучателей.
4.6. Места
погрузки и выгрузки контейнеров с ВМ должны выбираться на безопасном расстоянии
от жилых и производственных строений, товарных складов, общих мест погрузки и
хранения грузов, стоянки судов и местонахождения загорающихся,
легковоспламеняющихся грузов и кислот.
Порядок выбора мест
погрузки и выгрузки и безопасные расстояния устанавливаются в соответствии с
правилами перевозок взрывчатых веществ, действующих на соответствующем виде
транспорта, и "Едиными правилами безопасности при взрывных работах".
4.7. При погрузке и
выгрузке контейнеры с ВМ не допускается подвергать ударам и толчкам, бросать, волочить,
кантовать.
4.5 - 4.7. (Измененная редакция, Изм. N 2.)
5.
ПЕРЕВОЗКА КОНТЕЙНЕРОВ С ВМ
5.1. Контейнеры с
ВМ разрешается перевозить:
железнодорожным
транспортом - только повагонными комплектами с полным
использованием вместимости подвижного состава в адрес одного получателя
как целыми поездами, так и отдельными вагонами или группами вагонов;
водным транспортом
- в трюмах и на палубах грузовых судов с установкой их на палубе в один ярус, а
на специализированных судах - контейнеровозах в трюмах ячеистой конструкции -
до 6 ярусов;
автомобильным
транспортом - грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами;
воздушным
транспортом - грузовыми самолетами и вертолетами, оборудованными для
контейнерных перевозок.
(Измененная
редакция, Изм. N
2, 3.)
5.2. В одном
железнодорожном вагоне (судне, самолете, вертолете) допускается перевозить в
адрес одного получателя контейнеры с ВМ, на которые распространяется настоящий
стандарт, но одинаковой группы совместимости (опасности).
(Измененная
редакция, Изм. N
3.)
5.3. Суммарная
масса контейнеров с ВМ не должна превышать грузоподъемности транспортного
средства.
(Измененная
редакция, Изм. N
2.)
5.4. Контейнеры с
ВМ должны размещаться и крепиться на транспортных средствах в соответствии с
нормами, правилами и техническими условиями на погрузку и крепления грузов,
действующими на соответствующем виде транспорта.
(Измененная
редакция, Изм. N
2, 3.)
5.5. Контейнеры,
загруженные ВМ, ремонтировать не допускается.
При
значительных повреждениях стенок, крыши, пола, дверей (люков), которые могут
привести к потере или порче груза, повреждениях подъемных устройств контейнера,
которые могут привести к невозможности его механизированной перегрузки,
повреждениях дверных или люковых затворов, которые могут привести к
самопроизвольному открыванию створок двери (крышек люков), - груз из контейнера
должен быть выгружен при соблюдении требований п. 4.6, контейнер отремонтирован,
загружен ВМ и отправлен в пункт
назначения.
Если поврежденный
контейнер отремонтирован быть не может, то груз из такого контейнера может быть
перегружен в универсальный контейнер, принадлежащий транспортной организации и
отвечающий требованиям п. 3.2. В пункте назначения груз из этого контейнера
должен быть вновь перегружен в контейнер, принадлежащий отправителю
(получателю) груза, а порожний контейнер возвращен владельцу в установленном
порядке.
(Измененная
редакция, Изм. N
1, 2.)
5.6. Допускается
перегрузка контейнеров с ВМ с одного вагона на другой в пути следования при
соблюдении п. 4.6.
(Измененная
редакция, Изм. N
3.)
6. ХРАНЕНИЕ
ВМ В КОНТЕЙНЕРАХ
6.1. Хранение ВМ
может производиться в тех же контейнерах, в которых они транспортировались, с
тем же количеством рядов укладки груза внутри контейнера.
Хранение ВМ в
поврежденном контейнере не допускается.
(Измененная
редакция, Изм. N
2.)
6.2. Не допускается
хранение ВМ в контейнерах на контейнерных площадках и других складах общего
пользования. Хранение ВМ в контейнерах должно проводиться на специальных
открытых площадках, оборудованных по проектам согласно требованиям к складам
ВМ. Число ярусов штабелирования должно определяться
проектом и не создавать опасных условий при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
6.3. Расположение
контейнеров с ВМ на складе должно обеспечивать свободный доступ к двери
контейнера при выгрузке ВМ из контейнера.
6.2, 6.3. (Измененная редакция, Изм. N 2, 3.)
6.4. Хранение ВМ в
аэропортах отправления и назначения запрещается. Грузовладелец должен завозить
контейнеры с ВМ по согласованию с аэропортом к моменту загрузки самолета
(вертолета) и вывозить контейнеры с ВМ из аэропорта назначения сразу после
выгрузки из самолета (вертолета) без заезда на грузовой склад.
(Измененная
редакция, Изм. N
2.)
6.5. Контейнерная
площадка должна иметь:
железнодорожные или
автомобильные подъездные пути, а в пунктах примыкания к водным путям - причалы;
устройства,
обеспечивающие отвод грунтовой, талой и дождевой воды;
устройства для
сбора воды, загрязненной ВМ в результате аварии;
электрическое
освещение с арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении;
противопожарные
средства, расположение, номенклатуру и количество которых устанавливают местные
органы пожарной охраны;
систему молниезащиты, отвечающую требованиям "Единых правил
безопасности при разрывных работах", за исключением защиты от вторичных
воздействий молнии.
6.6. Предельная
емкость контейнерных площадок на складах ВМ, на речных и морских причалах
грузовладельцев устанавливается технической документацией, согласованной и
утвержденной в установленном порядке, и не должна превышать норм, установленных
"Едиными правилами безопасности при взрывных работах".
6.7. Безопасные
расстояния между контейнерными площадками, а также между контейнерными
площадками и хранилищами ВМ должны определяться в соответствии с требованиями
"Единых правил безопасности при взрывных работах".
6.8. Требования к
транспортированию, хранению и учету взрывчатых материалов в контейнерах,
размещаемых на площадках, должны определяться ведомственными инструкциями,
утвержденными в установленном порядке.
6.6 - 6.8. (Измененная редакция, Изм. N 3)
6.9. Контейнеры с
ВМ допускается хранить до выгрузки ВМ из контейнера на местах выполнения
взрывных работ в размере суточной потребности вне опасной зоны и сменной
потребности в пределах опасной зоны.
6.10. При проверке
правильности учета, хранения и наличия ВМ в складах контейнеры с ВМ с пломбой
предприятия-изготовителя не вскрывают.
6.11. Контейнерные
площадки, в которых производят хранение ВМ, должны охраняться.
6.9 - 6.11. (Измененная редакция, Изм. N 2.)