Введен в действие
Постановлением
Госстандарта СССР
от 11 декабря 1978
г. N 3286
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Occupational
safety standards system.
Fire
engineering. Safety requirements
ГОСТ 12.2.037-78*
Группа Т58
Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 11 декабря 1978 г. N 3286 срок
введения установлен с 01.01.1980.
Проверен в 1984 г.
Постановлением Госстандарта от 10.10.1984 N 3553 срок действия продлен до 01.01.1990.
Переиздание (март
1986 г.) с Изменением N 1, утвержденным в октябре 1984 г. (ИУС 1-85).
Настоящий стандарт
распространяется на пожарную технику и устанавливает требования безопасности к
ней и к контролю их выполнения.
Стандарт не
распространяется на:
установки
пожаротушения и средства пожарной и охранно-пожарной сигнализации и связи;
средства
индивидуальной защиты;
пожарные поезда,
суда, вертолеты и самолеты.
1.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Общие
требования
1.1.1. Пожарная
техника должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-74, ГОСТ 12.4.009-83 и
настоящего стандарта.
1.1.2. Требования
безопасности к пожарной технике конкретного вида должны быть установлены в
стандартах или технических условиях, а также в инструкциях по эксплуатации на
эти виды пожарной техники.
(Измененная
редакция, Изм. N 1).
1.1.3. (Исключен, Изм. N 1).
1.1.4. Соответствие
пожарной техники требованиям безопасности следует проверять при приемочных и
квалификационных испытаниях по ГОСТ 15.001-88.
1.1.5. Методы
испытаний - по стандартам или техническим условиям на пожарную технику
конкретного вида.
1.1.6. В местах
проведения испытаний должны быть установлены предупреждающие знаки
"Осторожно! Прочие опасности" по ГОСТ 12.4.026-76 и поясняющая
надпись "Идут испытания", а на рабочих местах испытателей - вывешены
инструкции и правила безопасности.
1.1.5, 1.1.6. (Измененная редакция, Изм. N 1).
1.2. Требования
безопасности к пожарным машинам
1.2.1. Конструкция
и компоновка пожарных машин, монтируемых на колесном или гусеничном шасси, не
должна снижать показателей безопасности базовой машины.
1.2.2. Устройство
пожарных машин (размещение агрегатов, систем управления, пожарно-технического
вооружения, боевого расчета и др.) должно обеспечивать безопасность выполнения
тактических задач при тушении пожара, а также безопасность во время движения,
при техническом обслуживании и ремонте. Схема размещения и узлы крепления
пожарно-технического вооружения должны обеспечивать надежность его фиксации,
оперативность боевого развертывания, удобство и безопасность при съеме и
установке.
1.2.3. Число
внешних световых приборов общего назначения пожарных автомобилей, тракторов и
прицепов, цвет и расположение - по ГОСТ 8769-75.
Число и цвет
проблесковых маячков пожарных автомобилей - по ГОСТ 21392-75.
Внешние специальные
осветительные фонари - по стандартам или техническим условиям на пожарные
машины конкретных типов.
1.2.4.
Сигнально-информативная окраска пожарных автомобилей, тракторов и прицепов
должна соответствовать требованиям ГОСТ 21392-75 со следующим дополнением:
выступающие и перемещающиеся части, представляющие опасность при обслуживании,
должны быть окрашены полосами чередующихся красного и белого цветов с
соотношением ширины 1:1 и в соответствии с нормативно-технической документацией
на цветографические схемы.
Наружная окраска
защитных кожухов агрегатов должна соответствовать цвету интерьера мест их
установки. Внутренняя окраска кожухов должна иметь сигнальный цвет по ГОСТ
12.4.026-76.
1.2.5. Специальный
звуковой сигнал пожарных автомобилей - по ГОСТ 21392-75.
1.2.6. Конструкция
кабины водителя и салона боевого расчета должна обеспечивать поддержание
температуры воздуха внутри кабины и в салоне на уровне требований
нормативно-технической документации на конкретные типы пожарных машин.
1.2.7. Кабина
водителя пожарных автомобилей, монтируемых на базе грузовых автомобилей, - по
ГОСТ 12.2.023-76.
1.2.8. Содержание
вредных примесей в кабине водителя и салоне боевого расчета не должно превышать
предельно допустимых концентраций, установленных ГОСТ 12.1.005-76.
Примечание.
Указанное требование должно выполняться при условии, что содержание вредных
примесей в окружающей среде не превышает предельно допустимых концентраций.
1.2.9. Выхлоп
отработанных газов не должен быть направлен в сторону расположения органов
управления насосом, автолестницей и др.
1.2.10.
Конкретные числовые значения уровней звукового давления в октавных полосах
частот на рабочем месте водителя и в салоне боевого расчета пожарного
автомобиля или уровней звуковой мощности в октавных полосах частот, создаваемых
другой пожарной техникой, должны устанавливаться в стандартах или технических
условиях на пожарную технику конкретного вида.
1.2.11. Конкретные
числовые значения вибрационных характеристик в виде ВХ-1 - для водителя и в
салоне боевого расчета пожарного автомобиля или в виде ВХ-2 - для другой
пожарной техники, не имеющей встроенных рабочих мест, должны устанавливаться в
стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида в
соответствии с ГОСТ 12.1.012-78.
1.2.12. Температура
поверхностей работающих агрегатов (механизмов) внутри кабины водителя и салона
боевого расчета, подверженных нагреву и доступных для прикасания, не должна
превышать 45 °C.
1.2.13. Двери
кабины водителя и салона, а также дверцы отсеков кузова пожарных машин должны
быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы
должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины
водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на
высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.
1.2.14. Доступ к
оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным на крышах кузовов
или платформах пожарных машин, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких
машин должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового
ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.
1.2.15. Пожарные
машины должны быть оборудованы лестницами или подножками, если высота пола
кабины или платформы более 400 мм от земли.
В технически
обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может
достигать 700 мм. На гусеничных машинах наличие лестниц или подножек не
обязательно. Ступени лестниц и подножка должны иметь поверхность,
обеспечивающую устойчивое положение ступни. Ширина ступени должна быть не менее
150, глубина - не менее 125 мм. Расстояние между ступенями должно быть не более
400 мм. При наличии двух и более ступеней следует устанавливать поручни или
скобы.
Пожарные машины,
монтируемые на гусеничном шасси, должны иметь на всю ширину дверных проемов
кабины рифленую площадку, закрывающую гусеницу на всю ее ширину.
1.2.7 - 1.2.15. (Измененная редакция, Изм. N 1).
1.2.16. (Исключен, Изм. N 1).
1.2.17. Органы
управления на рабочем месте необходимо устанавливать так, чтобы их рукоятки при
любом положении рычага находились в пределах зоны досягаемости оператора с
учетом обеспечения его безопасности.
После прекращения
воздействия на органы управления, которые не фиксируются в рабочем положении,
они должны автоматически возвращаться в нейтральное положение.
Органы управления
должны быть скомпонованы с учетом установленного для
пожарных машин конкретного типа порядка ручных операций, исключать лишние
движения оператора. Размеры и форма органов управления, допускаемые усилия
воздействия и размещение их в зоне работы оператора должны удовлетворять
эргономическим требованиям ГОСТ 21752-76 и ГОСТ 21753-76.
(Измененная
редакция, Изм. N 1).
1.2.18. Конструкция
пневмо-
и гидросистем, а также рабочих органов пожарных машин в случае их повреждения
должна быть безопасной при обслуживании. Пневматические приводы - по ГОСТ
12.3.001-73. Гидравлические приводы и другие гидравлические устройства - по
ГОСТ 12.2.040-79.
Сосуды, работающие
под давлением, должны соответствовать "Правилам устройства и безопасной
эксплуатации сосудов, работающих под давлением", утвержденным
Госгортехнадзором СССР. Требования к гидроцилиндрам - по ГОСТ 16514-79.
1.2.19. Устройство
и эксплуатация электрооборудования должны соответствовать "Правилам
устройства электроустановок", "Правилам технической эксплуатации
электроустановок потребителей и правилам техники безопасности при эксплуатации
электроустановок потребителей", утвержденным Госэнергонадзором,
а также "Правилам безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных
автомобилей и прицепов", утвержденным МВД СССР.
Электрооборудование
пожарных машин должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0-75.
(Измененная
редакция, Изм. N 1).
1.2.20. Пожарные
автомобили должны быть снабжены средствами оказания первой медицинской помощи и
обеспечения безопасности в соответствии с "Правилами дорожного
движения", утвержденными МВД СССР, а также средствами индивидуальной
защиты от поражения электрическим током. Пожарные автомобили должны быть
укомплектованы двумя противооткатными упорами (башмаками).
1.2.21. Не
допускается выполнять реконструкцию пожарного автомобиля, предусматривающую
изменение количества, номенклатуры и (или) мест размещения пожарно-технического
вооружения, при отсутствии соответствующей нормативно-технической документации.
1.3. Требования
безопасности к огнетушителям
1.3.1. Ручные и
передвижные огнетушители должны:
обладать, как
правило, внешними признаками, способствующими опознаванию;
обеспечивать
удобство доставки к очагу пожара и быстроту приведения в действие;
обеспечивать
безопасность в режиме ожидания и в режиме пожаротушения;
обеспечивать
возможность автоматизации (механизации) зарядки.
1.3.2. На объектах
класса ЭСИБ безыскровой и слабой электризации, на объектах классов Э1 и Э2 по
ГОСТ 12.1.018-86 не допускается размещать и применять порошковые и