Утверждаю
Заместитель
Главного
государственного
санитарного врача
СССР
Э.М.СААКЪЯНЦ
25 ноября 1980 г. N
2268-80
Заместитель
Председателя
Государственного
комитета СССР
по
профессионально-техническому
образованию
В.И.ЛЕБЕДЕВ
25 ноября 1980 г. N
08-9
НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЯМ, СВЯЗАННЫМ С
УПРАВЛЕНИЕМ
И ОБСЛУЖИВАНИЕМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, И ТРЕБОВАНИЯ
К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ МАСТЕРСКИХ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
Методические
рекомендации разработаны сотрудниками Московского ордена Трудового Красного
Знамени научно-исследовательского института гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана
кандидатами медицинских наук Г.Г. Ястребовым и Г.И. Куценко, Министерства
здравоохранения СССР - В.В. Стан, Государственного комитета СССР по
профтехобразованию - А.А. Якубовичем.
Ответственный
редактор член-корреспондент АМН СССР профессор А.П. Шицкова.
Рекомендации
предназначены для работников органов и учреждений здравоохранения и
профессионально-технического образования, предприятий, научно-исследовательских
учреждений, проектных организаций, разрабатывающих и изготовляющих строительную
технику и специализированные тренажеры.
Возросшие темпы
строительства, повышение уровня механизации строительных работ требуют массовой
подготовки квалифицированных рабочих кадров по управлению и обслуживанию
строительной техники. Их подготовка в настоящее время в значительной степени
осуществляется в средних профессионально-технических и технических училищах.
В число наиболее
распространенных профессий входят машинисты экскаваторов, бульдозеров, башенных
и автомобильных кранов и др. Для обучения указанным профессиям в ПТУ
принимаются подростки 16 - 17 лет.
Сложность
профессиональной подготовки молодежи на строительной технике обусловливается
тем, что производственное обучение учащихся в ряде училищ за неимением
специализированных учебных мастерских и полигонов нередко ведется на
строительных площадках в условиях воздействия на их организм неблагоприятных
производственных факторов (шум, вибрация, дискомфортный микроклимат,
запыленность, загазованность) и нерациональной организации рабочих мест
(габариты, расположение оборудования, кресел и т.п.) в кабинах строительных
машин.
С целью
снижения отрицательного воздействия факторов производственной среды на растущий
организм подростков и сохранения их здоровья, сосредоточения внимания учащихся
на отработке навыков по управлению строительными машинами, экономии
энергетических ресурсов и сохранности дорогостоящей техники широкое
распространение на начальном этапе профессиональной подготовки в строительных
ПТУ получило внедрение в учебный процесс различного рода технических средств
обучения (ТСО) - специализированных тренажеров, а также учебных полигонов.
Применение
их на начальном этапе профессионального обучения в ПТУ способствует
сосредоточению внимания учащихся на отработке конкретных профессиональных
навыков по управлению строительной техникой, ведет к экономии энергетических
ресурсов и сохранности дорогостоящей техники, дает возможность имитирования при
подготовке на тренажерах сложных рабочих ситуаций, не подвергая в то же время
подростков воздействию комплекса указанных производственных факторов.
В последние годы
Всесоюзным трестом производственных предприятий Госпрофобра СССР разработано и
налажено производство тренажеров экскаватора ТР Э652А,
автотренажера ТР ЗИЛ-130, тренажеров башенного крана и др. В ряде профтехучилищ
сконструированы и используются в учебном процессе самодеятельные тренажеры
автомобильного крана КС-2561 и других строительных машин.
С целью организации
режима подготовки учащихся по профессии "машинист строительных
машин" рекомендуется:
- обратить особое
внимание на освоение основных приемов и навыков выполнения работ по управлению
строительной техникой с использованием специализированных тренажеров;
- проводить
тренажерную подготовку учащихся в начальный период обучения управлению
техникой, а также при прохождении тем и заданий по изучению работы отдельных
узлов строительных машин;
- иметь общий объем
тренажерной подготовки в течение учебного дня не свыше двух часов с
обязательным чередованием занятий на тренажерах с изучением узлов и механизмов
конструкций строительных машин;
- проводить
тренажерную подготовку в учебных мастерских с 10-минутными перерывами через
каждые 50 минут занятий;
- не превышать
занятость подростков во время профессиональной подготовки с использованием
специализированных тренажеров 70 - 75-процентной общей длительности занятий;
- допускать к
обучению на тренажерах учащихся, прошедших инструктаж по безопасности труда и
электробезопасности управления механизмами;
- проводить
подготовку учащихся на тренажерах перед их обучением управлению строительной
техникой.
Организация
производственного обучения учащихся на строительных машинах на объектах строек
должна предусматривать:
- проведение его
под руководством мастеров производственного обучения;
- закрепление
учащихся за опытными машинистами - наставниками в период производственной
практики на объектах строек;
- соблюдение
длительности рабочей смены для учащихся 18-летнего возраста, установленной
действующим законодательством на предприятии для рабочих соответствующих
профессий и возрастов;
- проведение
производственного обучения для лиц, не достигших 18-летнего возраста,
непосредственно на строительной технике не более четырех часов (Постановление
Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам N 283/П-9 от 10 сентября 1980
г.);
- организацию
отдыха и питания учащихся вне кабин в бытовых помещениях строительных площадок,
оборудованных в соответствии с санитарными требованиями.
Профессиональное
обучение будущих машинистов строительных машин должно проводиться на
современных тренажерах и строительной технике, отвечающих гигиеническим и
эргономическим требованиям. Ответственность за его проведение в условиях
профтехучилищ возлагается на администрацию ПТУ; на строительных площадках и
технике - на базовые предприятия, обеспечивающие соответствующие
санитарно-гигиенические требования к условиям труда учащихся.
Важное место в
системе мероприятий по снижению действия производственных вредностей, охране и
укреплению здоровья учащихся-строителей принадлежит организации их медицинского
обслуживания, включающего:
- тщательное
проведение предварительных медицинских осмотров в соответствии с перечнем
медицинских показаний и противопоказаний к работе и производственному обучению
учащихся строительным профессиям;
- ежегодное
проведение периодических медицинских осмотров с целью принятия своевременных
мер по предупреждению заболеваний.
С целью улучшения
использования в учебно-производственном процессе профессионально-технических
училищ специализированных тренажеров рекомендуется проведение следующих
организационных и эргономических мероприятий:
- создание в
строительных ПТУ, ведущих подготовку машинистов строительных машин,
специализированных тренажерных кабинетов (мастерских, лабораторий),
оборудованных в соответствии с требованиями гигиены и эргономики необходимой
учебной аппаратурой;
- размещение
тренажеров в учебных помещениях профтехучилищ под углом в 45° по отношению к
источникам естественного освещения на расстоянии друг от друга, достаточном для
прохода учащихся и возможности безопасного проведения одновременной подготовки
на всех тренажерах;
- разработка
специальных конструкций кресел тренажеров, обеспечивающих регулировку по высоте
и углу наклона с наличием полужесткого сиденья, спинки и подлокотников.
Сиденье тренажера
должно обеспечивать достаточную площадь опоры и иметь следующие размеры: ширину
не менее 550 мм, глубину сиденья не менее 400 мм; высоту сиденья, регулируемую
в пределах 420 - 470 мм; регулировку сиденья "вперед-назад" +/- 150
мм с надежной фиксацией положения; угол наклона сиденья спереди-назад не более
3 - 5°.
Высота спинки
сиденья тренажера должна составлять не менее 500 мм, угол наклона спинки по
вертикали в пределах 5 - 15°, пределы перемещения спинки по высоте (от нижнего
края сиденья) должны составлять 100 - 255 мм.
Рычаги управления
рабочими органами тренажеров и щитки приборов контроля должны соответствовать
их расположению на реальной строительной технике и находиться в оптимальной
рабочей зоне сидящего подростка.
Форма и
размеры рукояток рычагов управления должны соответствовать таковым на реальной
строительной технике; усилия на ручных рычагах управления должны составлять не
более 3 кГс, на ножных рычагах управления (педалях) - не более 7 - 8 кГс;
рабочий ход рычагов не должен превышать 300 мм; самопроизвольное перемещение
рычагов должно быть исключено благодаря наличию надежной фиксации; тренажеры должны быть снабжены специальными табличками с несмываемыми
надписями, указывающими схему их переключения и назначение.
Внедрение комплекса
вышеперечисленных мероприятий при профессиональной подготовке учащихся -
машинистов строительных машин - позволит сохранить и укрепить здоровье
молодежи, повысить качество подготовки рабочих кадров для данной отрасли
строительного производства.
СПИСОК
МАТЕРИАЛОВ,
КОТОРЫМИ НАДЛЕЖИТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА РЕЖИМОМ И УСЛОВИЯМИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБУЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
ПОДРОСТКОВ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПТУ ПРОФЕССИИ - МАШИНИСТЫ
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
1. Список
производств, профессий, специальностей и работ, на которых запрещается
применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста (Постановление
Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам N 283/П-9 от 10
сентября 1980 г.).
2. СНиП II-66-78
"Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения.
Нормы проектирования". М., Стройиздат, 1978.
3. Методические
рекомендации по совершенствованию условий обучения и воспитания учащихся
средних профессионально-технических училищ. М., 1978.
4. Санитарные
правила по устройству и содержанию учебных помещений системы
профтехобразования. М., 1980.
5. СНиП II-Г.7-62
"Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Нормы
проектирования".
6. СНиП II-4-79
"Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования". М.,
Стройиздат, 1980.
7. ГОСТ 12.1.003-76
"Шум. Общие требования безопасности".
8. ГОСТ 12.1.005-76
"Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования".
9. ГОСТ 12.1.007-76
"Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности".
10. ГОСТ
12.1.012-78 "Вибрация. Общие требования безопасности".
11. Санитарные
нормы и правила по ограничению шума и вибрации на рабочих местах машинистов
тракторов, сельскохозяйственных, мелиоративных, строительно-дорожных машин и
грузового автотранспорта. N 1102-73. М., 1973.
12. Санитарные
правила по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов. N 1204-74. М.,
1975.
13. Методические
рекомендации по профилактике неблагоприятного действия производственного шума
на организм подростков. М., 1978.
14. Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному
обучению подростков профессиям и специальностям строительства, промышленности
строительных материалов, легкой, деревообрабатывающей, мебельной, спичечной и
целлюлозно-бумажной промышленности (сборник N 4. М.,
1965).
15.
Инструктивно-методические указания по проведению врачебно-профессиональной
консультации подростков. N 10-61/14-129 и N 567-65. М., 1965.
16.
Инструктивно-методические указания по проведению предварительных и
периодических медицинских осмотров подростков. N 06-14/15. М., 1967.
17. Методические
рекомендации по оптимизации производственного обучения подростков на
строительной технике. М., 1978.
18. Рационализация
профессиональной подготовки учащихся ПТУ на специализированных строительных
тренажерах. М., 1980.
19. Санитарные
правила для временных (стационарных) и передвижных пунктов питания строительных
рабочих. Утверждены МЗ СССР от 10.02.69.
20. ГОСТ
12.2.033-78 "Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические
требования".
21. ГОСТ
12.2.032-78 "Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические
требования".
22. СНиП
III-А.11-70 "Техника безопасности в строительстве". М., Стройиздат,
1970.
23. Сборник
изменений и дополнений главы СНиП III-А.11-70 "Техника безопасности в
строительстве". М., Стройиздат, 1977.
24. О повышении
организационного и методического уровня использования тренажеров в
учебно-воспитательном процессе учебных заведений профтехобразования
(методическое письмо). М., 1980.
25. Положение о
производственной практике учащихся городских профессионально-технических и
технических училищ, подготавливающих квалифицированных рабочих для
промышленности, транспорта, связи, торговли, общественного питания и отраслей,
обслуживающих население. N 4 от 22 января 1975 г. М., 1975.
26. ГОСТ
12.1.013-78 "Строительство. Электробезопасность. Общие требования".
27. Положение о
профессионально-технических учебных заведениях СССР. N 296 от 11 апреля 1980 г.