Утверждена
Постановлением
Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
N 18-22
Согласована
Постановлением
Президиума
ЦК профсоюза
работников
строительства и
промышленности
строительных
материалов России
от 15 декабря 1994
г. N 19-70
Дата введения 1
июля 1995 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
ПЕРЕДВИЖНЫХ
ТОИ Р-66-48-95
Разработана АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК
"Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС
России (В.В. Подойма) и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций
и объединений.
Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами.
Типовая инструкция
разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства.
Подготовлена
к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев,
инж. В.К. Ягодин).
Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22.
Машинисты
электростанций передвижных (далее - машинисты) при производстве работ согласно
имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в
Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой
инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок
потребителей, а также требования инструкций заводов - изготовителей по
эксплуатации электростанции
передвижной (далее - электростанции).
Требования
безопасности перед началом работы
1. Перед началом
работы машинист обязан:
а) предъявить
руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и пройти
инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть
спецодежду, спецобувь и каску установленного образца;
в) произвести
осмотр и прием электростанции от машиниста предшествующей смены и получить
задание у руководителя работ.
2. После получения
задания машинист обязан:
а) проверить
наличие надежных ограждений всех элементов электроаппаратуры пульта управления,
наличие и исправность ограждений вращающихся частей электростанции, заземление
электростанции, правильность и надежность крепления электрических проводов и целостность их изоляции, соответствие плавких
вставок номинальной мощности генератора, затяжку болтовых соединений и
надежность крепления двигателя и генератора электростанции, целостность и
натяжение ремней клиноременной передачи, заправку систем питания, смазки и
охлаждения;
б) проверить
наличие и исправность необходимых для работы инструментов и средств защиты:
контрольной лампы или указателя напряжения, диэлектрических перчаток, галош или
бот, ковриков и изолирующих подставок, изолирующих клещей, инструмента с
изолированными рукоятками;
в) удостовериться в
наличии средств пожаротушения.
3. Машинисту
запрещается начинать работу в случае:
а) неисправности
или неполного количества крепежных деталей и ограждений;
б) наличия видимых
повреждений изоляции электрических кабелей или проводов;
в) отсутствия или
неисправности защитного заземления;
г) обнаружения течи
масла или горючего в маслотопливопроводах соответствующих систем;
д) отсутствия
защитных средств, инструмента и средств пожаротушения;
е) нахождения
электростанции в опасной зоне от действующих механизмов и строящихся зданий.
Обнаруженные
нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при
невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и
лицу, ответственному за содержание электростанции в исправном состоянии.
Требования безопасности
во время работы
4. При осмотре
топливной системы, узлов и механизмов электростанции, а также при заправке
горючим в темное время суток следует пользоваться переносной электрической
лампой.
5. При пуске
электростанции машинист обязан:
а) проверить перед
пуском двигателя положение переключателей пульта управления и убедиться, что
они находятся в нейтральном положении;
б) производить пуск
двигателя стартером (или рукояткой):
в) после
достаточного прогрева двигателя плавным поворотом рукоятки реостата довести
напряжение до номинального, дать сигнал о включении внешней сети и постепенно
ввести нагрузку;
г) после включения
нагрузки проверить работу всех агрегатов и параметры электротока в сети;
д) при появлении
стуков и других посторонних шумов остановить двигатель и устранить
неисправность.
6. Во время работы
электростанции машинист обязан:
а) вести наблюдение
за работой автоматического регулятора числа оборотов двигателя, а также за
показаниями приборов на пульте управления: контролировать изменения давления и
температуры масла, температуры генератора;
б) следить за
соединениями топливопроводов, герметичностью стыка головки и блока цилиндров,
не допуская утечки горючего и пробоя выхлопных газов;
в) не допускать
ослабления крепления двигателя или генератора к раме, при необходимости
остановить двигатель и произвести подтяжку болтов крепления;
г) производить
осмотр электрооборудования и токоведущих частей, не проникая за сетки, дверцы и
другие ограждения электростанции;
д) пользоваться при
включении или отключении внешних электросетей электрорубильником,
диэлектрическими перчатками, диэлектрической подставкой или ковриком;
е) открывать пробку
радиатора при перегретом двигателе в рукавице, отвернув лицо от заливочного
патрубка.
7. Машинисту
запрещается:
а) заливать бензин
во впускной патрубок при запуске двигателя;
б) брать рукоятку
пальцами в обхват во избежание обратного удара рукояткой при пуске перегретого
двигателя;
в) использовать при
пуске двигателя кислород вместо сжатого воздуха или азота;
г) пользоваться
открытым огнем при заправке горючим топливного бака, а также при осмотре
топливной системы и для прогрева топливо- и маслопроводов;
д) ударять
стальными (или другими, способными вызвать искрообразование) предметами по
пробкам топливных баков электростанции и бочек с горючим при их открывании;
е) измерять уровень
масла случайными предметами;
ж) превышать
указанные в паспорте машины номинальные нагрузки генератора.
8. При каждом
включении электростанции после отключения напряжения во внешней сети машинист
обязан дать предупреждающий сигнал о возобновлении подачи электроэнергии.
9. При
необходимости установки электростанции в помещении машинист обязан проверить
проветриваемость помещения и не допускать установки электростанции для работы в
помещении объемом менее 20-кратного объема электростанции.
10. При
перебазировании электростанции на другой объект машинисту следует:
а) слить горючее из
баков в бочки;
б) отсоединить
электрокабели, свернуть их в бухты и уложить в ящики;
в) закрыть
электрические разъемы крышками;
г) демонтировать
заземляющий контур;
д) произвести
закрепление узлов, агрегатов и инструмента;
е) осмотреть
ходовую часть электростанции;
ж) проверить исправность
прицепного устройства.
Требования
безопасности в аварийных ситуациях
11. В случае
воспламенения топлива на электростанции машинист обязан прекратить допуск
топлива к очагам огня. Гасить пламя следует с помощью огнетушителя, песком,
землей, накрыв войлоком, брезентом. Запрещается заливать водой горящее топливо,
электрооборудование и электропровода, находящиеся под напряжением.
12. В случае
появления искрения щеток при работающем генераторе необходимо остановить
двигатель, выяснить причину и устранить неисправность.
13. При сообщении
об аварии на электролинии или электростанции машинист обязан немедленно
отключить электрогенератор.
Требования
безопасности по окончании работы
14. По окончании
работы машинист обязан:
а) отключить
внешние линии электропередачи;
б) остановить
двигатель;
в) провести
контрольный осмотр электростанции и очистить агрегаты от пыли и грязи;
г) проверить
затяжку контактов на токоведущих частях генератора, подгоревшие контакты
зачистить до металлического блеска;
д) привести в
порядок рабочее место, промасленную ветошь собрать и уложить в специальный
металлический ящик;
е) привести в
порядок и сложить в отведенное место инструмент и приспособления;
ж) сообщить
руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном
состоянии о всех неполадках, возникших во время
работы.