Утверждена
Постановлением
Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
N 18-22
Согласована
Постановлением
Президиума
ЦК профсоюза
работников
строительства и
промышленности
строительных
материалов России
от 15 декабря 1994
г. N 19-70
Дата введения 1
июля 1995 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ АСФАЛЬТОБЕТОНЩИКОВ
ТОИ Р-66-23-95
Разработана АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК
"Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС
России (В.В. Подойма) и других организаций, акционерных обществ, концернов,
корпораций и объединений.
Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами.
Типовая инструкция
разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства.
Подготовлена
к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев,
инж. В.К. Ягодин).
Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22.
Асфальтобетонщики
при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять
требования безопасности, изложенные в Типовой инструкции по охране труда для
работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно -
коммунального хозяйства, настоящей Типовой инструкции, разработанной с учетом
строительных норм и правил Российской Федерации, а также требования инструкций
заводов - изготовителей по эксплуатации применяемого оборудования и
технологической оснастки.
Требования
безопасности перед началом работы
1. Перед началом
работы асфальтобетонщики обязаны:
а) предъявить
руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ;
б) надеть
спецодежду, спецобувь, сигнальный жилет и каску установленного образца;
в) получить задание
у бригадира или руководителя и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике
выполняемых работ;
г) определить места
установки дорожных знаков и ограждений.
2. После получения
задания у бригадира или руководителя работ асфальтобетонщики обязаны:
а) проверить
рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности,
наличие ограждений и предупредительных знаков;
б) подобрать
технологическую оснастку и инструмент, необходимые для выполнения работы,
проверить их на соответствие требованиям безопасности.
3.
Асфальтобетонщики не должны приступать к выполнению работы при следующих
нарушениях требований безопасности:
а) неисправностях технологической оснастки, оборудования, средств
защиты работающих и инструмента, указанных в инструкциях заводов -
изготовителей, при которых не допускается их применение;
б) отсутствии ограждений места производства работ и
предупредительных знаков;
в) загроможденности
или недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему.
Обнаруженные
нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а
при невозможности сделать это асфальтобетонщики обязаны сообщить о них
бригадиру или руководителю работ.
Требования
безопасности во время работы
4. Во время работы
асфальтобетонщики обязаны:
а) соблюдать
порядок на рабочем месте, не допускать его загромождения отходами производства,
материалами, различными предметами;
б) ограждать
рабочее место и обозначать соответствующими дорожными знаками: запрещающими -
"Въезд запрещен", "Ограничение максимальной скорости";
предупреждающими - "Дорожные работы". Включать сигнальное освещение в
темное время суток;
в) включать
светильники для освещения рабочих мест в темное время суток. Светильники должны
быть расположены так, чтобы исключалось слепящее действие светового потока.
5. При нахождении
строительных материалов и отходов в местах выполнения работы асфальтобетонщики
обязаны размещать их на обочине или обрезе дороги, прилегающих к ремонтируемой
или строящейся ее части. При складировании материалов и отходов на обочине
дороги перед ними на расстоянии 5 - 10 м по ходу движения транспорта должен
быть установлен барьер с предупреждающим знаком, освещаемым в темное время
суток. Размещать материалы на обрезе дороги, проходящей по насыпи, допускается
не ближе 1 м от бровки насыпи. Песок, складируемый в штабелях, должен иметь
откосы крутизной, соответствующей углу естественного откоса для данного вида
материала.
6. При применении
отбойного молотка необходимо выполнять следующие требования:
а) перед началом
работы проверить исправность молотка, исправность шлангов, подающих к нему
сжатый воздух, а также узлов их соединения;
б) подключать шланги
к воздуховодам сжатого воздуха следует только через вентили, установленные на
воздухораспределительных коробках или отводах от магистрали. Подключать или
отсоединять шланги допускается только после выключения подачи воздуха;
в) работать в
небьющихся защитных очках или защитном щитке.
7. При вырубке
дефектных мест в дорожном покрытии необходимо следить за тем, чтобы в зоне
разлетающихся осколков не находились другие рабочие.
8. При приемке
доставленной автосамосвалом асфальтобетонной смеси в бункер асфальтобетоноукладчика
или на подготовленное основание асфальтобетонщики обязаны выполнять следующие
требования:
а) находиться во
время подъезда автосамосвала на обочине дороги в поле зрения водителя;
б) подходить к
автосамосвалу для его разгрузки только после его остановки и поднятия кузова;
в) очищать кузов
автосамосвала от асфальтобетонной смеси следует скребком или лопатой с
удлиненной рукояткой в положении стоя на земле;
г) загружать смесь
в бункер асфальтобетоноукладчика, выпавшую при разгрузке автосамосвала, следует
после полной разгрузки автосамосвала.
9. При укладке
асфальтобетонной смеси не допускается:
а) становиться на
свежеуложенное горячее дорожное покрытие;
б) прикасаться к
кожуху выравнивающей плиты асфальтобетоноукладчика;
в) находиться перед
движущимся катком.
10. При укладке
асфальтобетонной смеси вручную следует выполнять следующие требования:
а) подносить
горячую смесь совковыми лопатами допускается на расстояние не более 8 м;
б) перемещать
горячую смесь на расстояние свыше 8 м следует на носилках, огражденных бортами
с трех сторон, или тачками с разгрузкой опрокидыванием вперед;
в) подавать горячую
смесь к месту укладки переброской не допускается.
11. При устройстве
дорожного полотна из материалов, обрабатываемых черными вяжущими веществами,
следует выполнять следующие требования:
а) проверять
уровень уложенного дорожного покрытия, отсыпать или снимать лишний объем
материалов после окончания механизированной укладки материалов на данном
участке или после остановки работы машины;
б) при заливке
дорожного покрытия черными вяжущими веществами не допускается нахождение
посторонних лиц на расстоянии ближе 10 м от места заливки. Площадки заливки
должны быть ограждены.
Требования
безопасности в аварийных ситуациях
12. Работы должны
быть приостановлены:
а) при грозе,
дожде, а также тумане и снегопаде, исключающих видимость в пределах фронта
работ;
б) при
неисправности асфальтобетоноукладчика или ручного инструмента;
в) при утечке
битума из автогудронатора;
г) при
опрокидывании или повреждении транспортными средствами дорожных знаков и
ограждений места производства работ;
д) при дорожно - транспортном происшествии, связанном с заездом
транспортных средств на место работ.
Требования
безопасности по окончании работы
13. По окончании
работы асфальтобетонщики обязаны:
а) отключить от
сети механизированный инструмент;
б) инструмент и
технологическую оснастку, применяемые во время работы, перенести в места,
отведенные для их хранения;
в) навести порядок
на рабочем месте;
г) сообщить
бригадиру или руководителю работ о всех неполадках,
возникших во время работы.