ОТРАСЛЕВОЕ (ТАРИФНОЕ) СОГЛАШЕНИЕ
от 6 февраля 1996 года
МЕЖДУ ПРОФСОЮЗОМ РАБОТНИКОВ
СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОФСОЮЗОМ ТРУДЯЩИХСЯ
ВОЕННЫХ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РОССИЙСКИМ СОЮЗОМ СТРОИТЕЛЕЙ,
МИНИСТЕРСТВОМ СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1996 ГОД
1. Настоящее
Соглашение заключено в соответствии с Законом Российской Федерации "О
коллективных договорах и соглашениях", действующим законодательством
Российской Федерации, Генеральным соглашением между общероссийскими
объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и
Правительством Российской Федерации на 1996 - 1997 годы.
Сторонами
соглашения являются:
от работников
- Профсоюз
работников строительства и промышленности строительных материалов Российской
Федерации; Профсоюз трудящихся военных и специализированных строительных
организаций Российской Федерации;
от работодателей
- Российский Союз
строителей;
от федеральных
органов исполнительной власти
- Министерство
строительства Российской Федерации; Министерство труда и социального развития
Российской Федерации.
(в ред. Решения, принятого Письмом
Минстроя РФ от 05.02.1997 N ВБ-12-34/7)
2. Полномочность
Сторон подтверждена их уставными документами. Положения Соглашения являются
обязательными для организаций, которые входят в Российский союз строителей,
подведомственны либо подчинены Минстрою России, и должны быть учтены при
заключении коллективных договоров на 1996 год.
Соглашение
распространяется на работников, принятых на условиях найма, а также на выборных
профсоюзных работников организаций.
3. Стороны
признали, что Соглашение устанавливает обязательные для применения за счет
средств организаций минимальные трудовые и социальные гарантии работников
отрасли и не ограничивает их права в расширении этих гарантий.
4. Соглашение
заключено на 1996 год, вступает в силу с момента подписания. Решение о
продлении срока действия или о принятии нового соглашения принимается сторонами
за 3 месяца до окончания действия настоящего Соглашения.
5. Для ведения
переговоров, заключения соглашения, рассмотрения и разрешения разногласий,
возникающих в ходе переговоров, Стороны определили состав отраслевой комиссии
(прилагается) <*>.
--------------------------------
<*> Не
приводится.
6. Изменения и
дополнения Соглашения производятся по взаимному согласию Сторон отраслевой
комиссией. Стороны представляют друг другу необходимую информацию по вопросам
данного Соглашения.
7. Ни одна из
Сторон, заключивших Соглашение, не может в течение установленного срока его
действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя
обязательств.
8. Министерство
строительства, Российский союз строителей и профсоюзы доводят Соглашение до
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных
министерств, акционерных обществ и других объединений организаций, профсоюзных
органов, публикуют текст Соглашения в отраслевой печати.
I.
Обязательства Сторон
1.1. Минстрой
России в целях повышения эффективности работы строительного комплекса,
инвестиционной активности, обеспечения занятости и улучшения использования
трудовых ресурсов предусматривает:
- ежеквартально
проводить анализ деятельности строительного комплекса и докладывать
Правительству Российской Федерации о состоянии дел в отрасли и мерах по его
улучшению;
- подготовить
предложения к проекту Закона Российской Федерации "О внесении изменений и
дополнений в Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР";
- постоянно
проводить организационную работу с отраслевыми акционерными обществами,
корпорациями, другими объединениями организаций, с Минфином России и
Минэкономики России по нормализации расчетов и ликвидации задолженности (в том
числе по заработной плате) за выполненные работы по стройкам и объектам,
финансируемым из федерального бюджета, и по обеспечению непрерывности их
финансирования;
- проводить
организационную работу по реализации федеральной программы государственной
поддержки малого предпринимательства в строительном комплексе на 1996 - 1997
годы;
- ежеквартально
анализировать финансовое состояние подведомственных министерству организаций,
представлять в Федеральное управление по делам о несостоятельности
(банкротстве) предложения по поддержке перспективных и выводу из числа
действующих неэффективных производств;
- обеспечить в
пределах компетенции министерства реализацию нового этапа Государственной
целевой программы "Жилище", распространение передового отечественного
и зарубежного опыта по использованию внебюджетных форм финансирования в
жилищной сфере. Подготовить предложения к проектам Указа Президента Российской
Федерации "О совершенствовании системы безвозмездных субсидий на
строительство и приобретение жилья" и Постановления Правительства
Российской Федерации "Об усилении социальной защиты граждан при переходе
на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг";
-
осуществить комплекс мер по проведению строительно-восстановительных работ в
Чеченской Республике, в Северной Осетии, по строительству объектов,
предусмотренных Государственными программами "Чернобыль",
"Маяк", "Семипалатинск", "Каспий", а также по
ликвидации последствий стихийных бедствий в Сахалинской области и в других
зонах чрезвычайных ситуаций;
- продолжить работу
по демонополизации, развитию конкурентной среды, договорных отношений и
подрядных торгов в строительном комплексе;
- осуществить в
увязке с потребностями строительства комплекс мер по структурной перестройке и
развитию промышленности строительных материалов и строительной индустрии;
- соблюдать
предусмотренный настоящим Соглашением (п. 3.9) порядок установления и
дифференциации должностных окладов руководителям организаций при заключении и
пересмотре контрактов с ними;
- продолжить совместно
с отраслевыми ЦК профсоюзов работу по улучшению условий и охраны труда в
организациях, в том числе по реализации отраслевой программы первоочередных
мероприятий по улучшению условий и охраны труда в строительстве и
промышленности строительных материалов на 1996 - 1997 годы.
1.2. Профсоюзы:
- способствуют в
реализации Соглашения, снижению социальной напряженности в организациях,
укреплению трудовой дисциплины, обеспечению прибыльной работы организаций,
строят свои взаимоотношения с работодателями на принципах социального
партнерства;
- проводят
в соответствии с уставами профсоюзов работу по защите прав и интересов членов
профсоюза и работников организаций;
- осуществляют контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами
законодательства о трудовом договоре (контракте), рабочем времени и времени
отдыха, оплате труда, гарантиях и компенсациях, льготах и преимуществах, а
также по другим вопросам в области трудовых отношений в организациях, на
которых работают члены профсоюзов;
- осуществляют контроль за состоянием охраны труда через свои органы,
уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции,
действующие на основании положений, утвержденных профсоюзами;
- осуществляют
защиту законных прав и интересов членов профсоюзов в судебных и
правоохранительных органах;
- вносят в
федеральные органы государственной власти предложения по социально-трудовым
вопросам, а также другим вопросам, направленным на повышение эффективности
работы строительного комплекса;
- участвуют в
разработке отраслевых нормативных актов по охране труда, анализируют причины
производственного травматизма и профессиональных заболеваний, совместно с
Минстроем России (объединениями работодателей) принимают меры по их
профилактике;
- обеспечивают
территориальные организации профсоюзов методическими разработками по вопросам
защиты социально-трудовых интересов членов профсоюзов;
- обобщают и
распространяют практику работы территориальных организаций профсоюзов в
условиях экономической реформы;
- содействуют
изданию отраслевой газеты "Российский строитель". Организуют на ее
страницах публикации по вопросам социальной защиты работников, занятости,
оплаты труда, разрешения трудовых споров, охраны труда и здоровья работников
отрасли.
Профсоюз работников
строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации:
- учреждает премии
для награждения работников, принимающих активное участие в укреплении
отраслевого профсоюза, и за высокие достижения в труде. Лицам, получившим
премию отраслевого профсоюза, присваивается звание "Лауреат премии ЦК
профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов
Российской Федерации", вручаются диплом, почетный знак и денежная премия.
1.3. Стороны
договорились:
в целях повышения престижности профессий работников отрасли отмечать
профессиональный праздник "День строителя" в торжественной обстановке
во 2 воскресенье августа.
Взаимодействовать в
вопросах представления работников, особо отличившихся в области строительства,
архитектуры и градостроительства к награждению государственными наградами и
присвоению почетных званий Российской Федерации, награждения Почетными
грамотами Минстроя России, ЦК профсоюза.
(абзац введен Решением, принятым Письмом
Минстроя РФ от 05.02.1997 N ВБ-12-34/7)
О проведении Всероссийских
конкурсов на лучшую строительную организацию, предприятие строительных
материалов и стройиндустрии, наиболее эффективно действующих в новых
экономических условиях с подведением итогов и награждением победителей к Дню строителя.
(абзац введен Решением, принятым Письмом
Минстроя РФ от 05.02.1997 N ВБ-12-34/7)
II.
Обеспечение занятости
2.1. Минстрой
России, Российский союз строителей, профсоюзы:
- систематически
анализируют положение с обеспечением занятости работников в отдельных регионах
со сложной ситуацией на рынке труда и совместно с заинтересованными
министерствами, ведомствами, акционерными обществами и другими объединениями
организаций принимают меры по предупреждению массового высвобождения работников
строительного комплекса;
- В I квартале 1997
года разрабатывают Программу создания и сохранения рабочих мест и обеспечения
занятости работников строительства и промстройматериалов на 1997 - 2000 годы;
(в ред. Решения, принятого Письмом
Минстроя РФ от 05.02.1997 N ВБ-12-34/7)
- осуществляют
контроль и координацию работы по обеспечению строительства и ускорению ввода в
действие объектов, предусмотренных Государственными федеральными программами "Жилище",
"Чернобыль", "Возрождение, строительство, реконструкция и
реставрация исторических малых и других городов России" и др.;
- принимают меры по
повышению активности инвестиционной деятельности путем вовлечения в нее
денежных средств населения и финансовых ресурсов коммерческих структур, прежде
всего для финансирования строительства жилья, дальнейшего развития подрядных
торгов, конкурентности, и снижению стоимости строительства;
- подготавливают
предложения по поддержке и оздоровлению несостоятельных организаций
строительства, промышленности строительных материалов;
- организуют
подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для нужд строительства, промышленности строительных материалов.
Стороны
договорились:
2.2. Использовать
на строительстве объектов, в том числе на вновь начинаемых стройках, прежде
всего работников строительных организаций своего региона.
2.3. Привлечение
иностранной рабочей силы осуществляется с учетом мнения профсоюзов и их
территориальных органов.
2.4. В случаях
привлечения по результатам подрядных торгов к строительству объектов,
осуществляемому за счет государственных валютных средств и государственных
инвестиционных кредитов, иностранных фирм предусматривать максимальное
использование изготовляемых в России оборудования и материалов, а также
выполнение российскими организациями не менее 50 процентов объема работ и услуг
от общего объема строительства.
2.5. Содействовать
развитию малого предпринимательства в строительном комплексе.
Работодатели
обязуются:
2.6. При заключении
коллективных договоров предусматривать обязательства по обеспечению подготовки
рабочих мест, фронта работ и занятости работников; организации профессиональной
подготовки и переподготовки высвобождаемых работников до наступления срока
расторжения трудового договора; создание страховых фондов на случай
безработицы.
2.7. Организовать
на договорных началах в учебных заведениях постоянную подготовку кадров,
обучение вторым и смежным профессиям рабочих и специалистов, повышение их
квалификации.
Конкретное количество
работников, подлежащих обучению и повышению квалификации, предусматривается в
коллективном договоре.
2.8. Своевременно,
но не менее чем за три месяца, представлять соответствующим профсоюзным органам
информацию о возможных массовых увольнениях (более 10 процентов списочного
состава организации).
2.9. Проводить с
профсоюзными органами организаций взаимные консультации по проблемам занятости
высвобождаемых работников, предоставления им социальных гарантий и источников
их финансирования.
2.10. При наличии
свободных рабочих мест в организации прием иностранных рабочих и специалистов
производить по согласованию с профсоюзным органом организации. Конкретные
условия использования иностранной рабочей силы регулируются коллективными
договорами.
2.11.
Воздерживаться при массовом сокращении работников от увольнения следующих
категорий лиц, гарантии которым закрепляются в коллективных договорах:
а) женщин, имеющих
детей в возрасте до 8 лет;
б) работников,
имеющих 3 и более детей;
в) работников, воспитывающих
детей-инвалидов;
г) одиноких
работников, воспитывающих детей в возрасте до 16 лет.
2.12. При
высвобождении работника предпенсионного возраста (58 лет - мужчине, 53 года -
женщине) по договоренности с ним применять одну из следующих мер социальной
защиты, предусматриваемой коллективными договорами:
а) выплата за счет
средств организации ежемесячного пособия в размере пенсии по старости до
достижения неработающим работником пенсионного возраста, установленного
законом;
б) оплата за счет
средств организации разницы между пособием по безработице и средним заработком
работника до достижения им пенсионного возраста, установленного законом.
2.13. Выплачивать
ежемесячные компенсации:
- работникам,
вынужденным работать неполный рабочий день (не менее 4 часов) или неполную
рабочую неделю (не менее 20 часов), сверх заработной платы при работе в данном
режиме более 2 месяцев, но не свыше 6 месяцев;
-
работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы,
но не свыше 4 месяцев (подряд либо в сумме календарных месяцев) в течение
календарного года, в размере минимальной оплаты труда, установленной Отраслевым
(тарифным) соглашением, при заключении договора со службой занятости на
возвратной основе либо в размере минимальной оплаты труда, установленной
действующим законодательством, при заключении договора на безвозвратной основе.
III. Оплата труда
3.1. Стороны
исходят из того, что в соответствии с действующим законодательством
установление размеров тарифных ставок и окладов, форм и систем оплаты труда
является правом организаций и закрепляется в коллективных договорах с учетом
норм, установленных для государственных организаций.
3.2. Стороны пришли
к соглашению устанавливать месячные тарифные ставки рабочих 1 разряда при
работе в нормальных условиях в размере, достигнутом на момент заключения
коллективного договора в организации, но не ниже минимального размера тарифной
ставки основной категории работников, предусмотренных Отраслевым (тарифным)
соглашением.
┌────────────────────────────────────────────────────┬───────────┐
│ Рабочие 1 разряда, занятые: │Минимальный│
│
│ размер │
│
│ тарифной │
│ │ ставки
│
│
│(тыс. руб.)│
├────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│-
на строительно-монтажных и ремонтно-строительных │
253,0 │
│работах │ │
│
│ │
│-
обслуживанием агрегатов в основных │ 294,0
│
│производственных
цехах цементных заводов │ │
│
│ │
│-
в основных производственных цехах цементных │
265,0 │
│заводов
и основных цехах предприятий по
производству│ │
│асбестоцементных
изделий │ │
│
│ │
│-
в организациях по добыче и переработке нерудных │ │
│строительных
материалов:
│ │
│ │ │
│-
на подземных работах │ 380,0
│
│
│ │
│-
на открытых горных работах, работах на поверхности│ 294,0
│
│действующих
и строящихся шахт, карьеров, рудников,
│ │
│на
переработке нерудных материалов
│ │
│
│ │
│-
в организациях по добыче и обогащению асбеста и │ │
│графита: │ │
│
│ │
│-
на подземных работах │ 450,0
│
│
│ │
│-
на открытых горных работах │ 336,0
│
│
│ │
│-
на работах на поверхности действующих и строящихся│ 294,0
│
│шахт,
карьеров, рудников, на обогащении
│ │
│
│ │
│-
в организациях других отраслей промышленности │
225,0 │
│строительных
материалов, по производству мягкой │ │
│кровли,
стекольной и фарфоро-фаянсовой │ │
│промышленности
│ │
└────────────────────────────────────────────────────┴───────────┘
(в ред. Решения, принятого Письмом
Минстроя РФ от 05.02.1997 N ВБ-12-34/7)
3.3. Тарифные
ставки рабочих последующих разрядов и оклады работников других
профессионально-квалификационных групп устанавливаются в коллективных договорах на основании действующих в организациях
межразрядных тарифных коэффициентов и соотношений между категориями работников.
3.4. В минимальный
размер тарифной ставки не включаются доплаты и надбавки, а также премии и
другие поощрительные выплаты.
Минимальный размер
тарифной ставки ежеквартально индексируется исходя из
фактического роста потребительских цен в Российской Федерации за этот период с
корректировкой соответствующего индекса на коэффициент 0,8.
3.5. В соответствии со статьей 7 Закона РСФСР "Об инвестиционной
деятельности в РСФСР" подрядчик и заказчик вправе самостоятельно
определять размер средств на оплату труда работников, занятых в основной
деятельности, в свободных (договорных) ценах на строительную продукцию (работы,
услуги) в любых согласованных размерах, но не ниже исчисленных исходя из
тарифных ставок и окладов, предусмотренных Отраслевым (тарифным) соглашением.
Аналогично определяется размер средств на оплату труда в ценах на продукцию
(услуги) производственно-технического назначения.
3.6. В
организациях, применяющих тарифные ставки других отраслей, минимальная месячная
тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается в следующем порядке:
определяется отношение месячной минимальной ставки, предусмотренной схемой
тарифных ставок в соответствии с Постановлением от 17 сентября 1986 г. N 1115,
к месячной минимальной тарифной ставке рабочего, занятого на строительно-монтажных
и ремонтно-строительных работах. Полученное соотношение умножается на
минимальный размер заработной платы, определенной настоящим Соглашением.
3.7. Тарификация
работ и присвоение разрядов рабочим осуществляются в соответствии с
требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий
рабочих.
3.8. Оплата труда
работников непроизводственной сферы организаций, находящейся на их балансе
(учреждений культуры, спорта, образования и здравоохранения), может
осуществляться на основе Единой тарифной сетки, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 24.08.95 N 823.
3.9. Абзац
исключен. - Решение, принятое Минстроем РФ от 05.02.1997 N ВБ-12-34/7.
Стороны
рекомендуют, что размер должностного оклада руководителя не должен превышать
при численности работников до 200 человек 6-кратного размера тарифной ставки
рабочего 1 разряда основной профессии и увеличивается соответственно до 8, 10,
12, 14 и 16 раз при численности от 200 до 500, от 500 до 1000, от 1000 до 1500,
от 1500 до 10000 и свыше 10000 человек.
3.10. Темпы роста
заработной платы и социальных выплат руководителей,
специалистов и служащих увеличиваются пропорционально темпам роста зарплаты и
социальных выплат рабочих. Соотношение темпов по кварталам года (другим учетным
периодам) оговаривается коллективным договором.
3.11. Руководители
организаций сохраняют место работы и среднюю заработную плату за работниками на
время приостановки работы организации для устранения нарушений, связанных с
угрозой здоровью и жизни работающих, за счет средств организаций.
В других случаях
оплата простоя не по вине работающих, в том числе и при снижении объемов
производства, работ и услуг гарантируется не ниже минимального размера месячной
тарифной ставки (согласно присвоенного разряда) или
оклада, установленного соглашением.
3.12. При
отсутствии по объективным причинам необходимых средств на расчетных счетах
организаций выплата заработной платы должна быть в обязательном порядке
обеспечена работодателем в размере не ниже минимальной тарифной ставки
(оклада), предусмотренной Отраслевым (тарифным) соглашением, с учетом районных
коэффициентов и северных надбавок.
3.13. В случае
задержки заработной платы в течение одного и более месяцев причитающаяся
работникам сумма выплачивается исходя из тарифных ставок и окладов, действующих
на момент выплаты.
В случае задержки
выплаты заработной платы руководитель организации принимает необходимые меры
воздействия к виновным лицам, а также обеспечивает компенсацию потерь
работникам с учетом инфляционных процессов.
3.14. Работникам,
занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и особо тяжелыми и
особо вредными условиями труда, производятся доплаты к тарифной ставке (окладу)
в следующих размерах:
- на работах с
тяжелыми и вредными условиями труда - не менее 12 процентов;
- на работах с
особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - не менее 24 процентов.
Перечень конкретных работ, рабочих мест и размеры доплат за неблагоприятные
условия труда включаются в коллективные договоры.
3.15. Система
оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов),
других поощрительных выплат работникам, а также нормы труда устанавливаются
руководителем организации по согласованию с профсоюзным органом организации.
3.16. Работникам,
получившим предупреждение руководителя организации о предстоящем их
высвобождении в связи с сокращением численности (штата), выплачивается
заработная плата исходя из действующих условий оплаты труда в этот период до
момента увольнения.
3.17. Выплата
компенсационных надбавок за подвижной и разъездной характер работ, при вахтовом
методе организации работ производится в процентах к действующим ставкам
(окладам), но не более суточных при командировках.
3.18.
Дополнительные расходы, связанные с командировкой (кроме расходов по проезду к
месту командировки и обратно), возмещаются работникам организаций в
соответствии с устанавливаемыми в законодательном порядке нормами.
Работникам
организаций, направленным в Брянскую область из других регионов и
осуществляющим работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС,
выплата суточных производится в размере, превышающем в 2 раза существующую
норму, а в Чеченской Республике - в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 1994 г. N 1440 "Об условиях оплаты
труда и предоставлении дополнительных льгот работникам, находящимся в Чеченской Республике" и Постановлением Минтруда России от 14 февраля 1995
г. N 10 "Об утверждении Порядка предоставления и финансирования
дополнительных выплат лицам, находящимся в Чеченской Республике".
Дополнительные затраты, направляемые на эти цели, включаются в сметы на
строительство объектов.
3.19. Руководители
организаций по согласованию с профсоюзными органами организаций могут разрешать
производить выплаты сверх указанных норм за счет прибыли, остающейся после уплаты
установленных действующим законодательством налогов и прочих обязательных
платежей.
3.20.
Вознаграждение за выслугу лет выплачивается всем категориям работников, занятым
в строительстве и промышленности строительных материалов. Средства,
предназначенные для выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет,
подвижной и разъездной характер работ, средства, связанные с возмещением
командировочных расходов, включаются в свободные и декларированные цены на
продукцию.
3.21. Размер
средств на премирование работников за ввод в действие объектов, включаемых в
свободные (договорные) цены, определяется в соответствии с письмами Минтруда
России и Госстроя России от 12.08.92 N 1636-РБ/7-26/149, 15.03.93 N
463-РБ/7-13/32.
IV.
Трудовые отношения, режим труда и отдыха
4.1. Отказ
работодателя от переговоров по заключению колдоговора и его неисполнение влечет
ответственность в соответствии с законодательством.
4.2. Работодатели
обеспечивают возможность принимаемым на работу лицам ознакомиться с текстом
коллективного договора. Работодатель тиражирует текст коллективного договора в
количествах, обеспечивающих со стороны соответствующих должностных лиц его
реализацию и контроль, а также информирование работников.
4.3. Нормальная
продолжительность рабочего времени работников в организациях не может превышать
40 часов в неделю.
4.4. Для лиц,
занятых на рабочих местах, по результатам аттестации
которых имеется заключение о повышении уровня вредных или опасных
производственных факторов, нормальная продолжительность рабочей смены может
сокращаться на один час с сохранением заработной платы или оплатой этого часа в
повышенном размере, но не менее чем в двойном.
4.5. Для женщин,
имеющих 2 и более детей дошкольного возраста, может устанавливаться 36-часовая
рабочая неделя.
4.6. Для работников
устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. При
пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены)
определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками
сменности, утверждаемыми руководителем организации по согласованию с
профсоюзным органом организации с учетом специфики работы, мнения работников
организации и с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели.
4.7. Сверхурочные
работы могут производиться лишь с разрешения профсоюзного органа организации, в
соответствии с действующим законодательством.
4.8.
Продолжительность ежегодных отпусков устанавливается в соответствии с
действующим законодательством, но не менее 24 рабочих дней. Организации, исходя
из своих производственных и финансовых возможностей, могут предоставлять
работникам более продолжительные отпуска. Предоставление дополнительных
отпусков, сверх отпуска продолжительностью 24 рабочих дня для отдельных
категорий работников за вредные и тяжелые условия труда и другим основаниям,
регулируются в коллективном договоре.
Отпуск
предоставляется по утвержденному руководителем организации графику,
согласованному с профсоюзным органом организации.
В организациях
отрасли, приостановка работы которых невозможна по производственно-техническим
условиям, а также в организациях с непрерывным производством выходные дни
предоставляются в различные дни недели. Порядок предоставления выходных дней
предусматривается в коллективном договоре.
V. Охрана
труда и здоровья
5.1. Минстрой
России, Российский союз строителей с участием ЦК профсоюзов:
- осуществляют
техническую политику, направленную на обеспечение здоровых и безопасных условий
труда;
- организуют научные
исследования в области охраны труда;
- разрабатывают
отраслевые нормативные акты по охране труда;
- принимают участие
в расследовании групповых несчастных случаев со смертельным исходом;
- анализируют
причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний, принимают
меры к их устранению и профилактике;
- осуществляют
методическое руководство службами охраны труда в строительстве и промышленности
строительных материалов;
- изучают и
обобщают передовой опыт работы в области охраны труда;
- продолжают работу
по решению вопросов льготного пенсионного обеспечения отдельных категорий
работающих в отрасли (штукатуры, распиловщики камня, граверы стекла и др.).
5.2. Работодатели:
- обеспечивают
безопасные условия труда. Выделяют на эти цели конкретные суммы средств,
обеспечивают работающих спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной
защиты, санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с установленными нормами;
- создают службы по
охране труда;
- обеспечивают
проведение обучения, инструктажа, проверки знаний работниками норм, правил и
инструкций по охране труда и технике безопасности, профилактических мероприятий
по предупреждению травматизма и профессиональной заболеваемости на
производстве;
- проводят
аттестацию рабочих мест;
- проводят обязательные
при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры;
- создают
необходимые условия для работы уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по
охране труда, обеспечивают их правилами, инструкциями, другими нормативными и
справочными материалами по охране труда;
- предоставляют
уполномоченным и членам комитета (комиссии) по охране труда возможность
выполнения общественных обязанностей в рабочее время, а также освобождают их от
работы с сохранением среднего заработка на время обучения;
- предоставляют
уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюза для выполнения
своих обязанностей 5 часов рабочего времени в неделю с сохранением среднего
заработка;
- организуют обучение уполномоченных по охране труда по 40-часовой
программе;
- устанавливают
дополнительные социальные гарантии уполномоченным на условиях, определяемых
коллективным договором;
- проводят
страхование работников от несчастных случаев на производстве
с отнесением затрат по страхованию на себестоимость продукции (работ,
услуг) в установленном законодательством порядке;
- оказывают
различные виды социальной помощи участникам войны, семьям погибших на
производстве, инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям (надбавки к пенсии,
единовременную помощь, выделение бесплатных путевок на санаторно-курортное
лечение и т.п.);
- решают вопросы о
назначении досрочных пенсий за счет средств организаций работникам, занятым на
работах с особыми условиями труда, чьи профессии и должности не вошли в списки
на льготные пенсии. Перечень должностей и профессий, по которым назначаются
досрочные пенсии, включается в коллективный договор.
5.3. Профсоюзы
осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны
труда через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а
также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании
положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют
право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и
подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены
данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на
производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам
условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда,
причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим
вопросам охраны труда в соответствии с федеральным законодательством.
5.4. При заключении
коллективных договоров по решению сторон могут устанавливаться следующие
обязательства по предоставлению работникам дополнительных льгот и социальных
гарантий:
-
производится перерасчет размера возмещения ущерба при каждом повышении базовых
тарифных ставок и окладов в организации;
-
производится при установлении работнику группы инвалидности вследствие
несчастного случая на производстве выплата за счет средств организации разовой
материальной помощи, исчисляемой в соответствии со степенью утраты
профессиональной трудоспособности исходя из установленного (на день выплаты)
настоящим Соглашением минимального размера оплаты труда за три года;
- в случае гибели
(смерти) работника на производстве, работодатель выплачивает семье погибшего
единовременное пособие исходя из установленной (на день выплаты) настоящим
Соглашением минимальной оплаты труда за пять лет;
- при временной
утрате трудоспособности лечение работников осуществлять за счет средств
организации;
- предусматриваются
наряду с денежными доплатами за условия труда другие виды компенсаций:
бесплатное питание, сокращенная продолжительность рабочего дня, увеличение продолжительности
отпуска, бесплатные оздоровительные мероприятия;
- в целях
социальной защиты работников отрасли и их семей в условиях страховой медицины
не допускается снижение существующего объема медицинского обслуживания;
- при увольнении в
связи с уходом на пенсию осуществляется выплата материальной помощи за
многолетний труд в следующих размерах при стаже работы в отрасли:
10
лет - месячный оклад
(тарифная ставка);
от 10 до
20 лет - 2 оклада (тарифных ставки);
от 20 до
25 лет - 3 оклада -"-
от 25 до
30 лет - 4 оклада -"-
от 30 до
35 лет - 5 окладов -"-
свыше 35
лет - 6 окладов -"-.
VI.
Профсоюзные права и гарантии
6.1. Права
профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного
самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями),
другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности", другими федеральными
законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
6.2. Российский
союз строителей, региональные отделения союза передают территориальным органам
профсоюзов по договоренности в бесплатное пользование помещения для размещения,
функционирования и проведения своих мероприятий.
6.3. Работодатель:
- предоставляет
профсоюзному органу, действующему в организации, в бесплатное пользование
необходимые для их деятельности оборудование, помещение, транспортные средства
и средства связи в соответствии с коллективным договором;
- передает в
бесплатное пользование профсоюзному органу находящиеся на балансе организации
либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы
отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации
отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы
с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт,
отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов
осуществляется организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором;
-
перечисляет профсоюзной организации средства на проведение социально-культурной
и иной работы в организации в размере не менее 0,3 процента от фонда оплаты
труда на условиях, установленных коллективным договором;
- при наличии
письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель
ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские взносы из
заработной платы работников в соответствии с коллективным договором.
Перечисление профсоюзных взносов на счета профсоюзных органов производится
одновременно с перечислением денежных средств для
расчетов по оплате труда. Работодатель не вправе задерживать перечисление
профсоюзных взносов;
(в ред. Решения, принятого Письмом
Минстроя РФ от 05.02.1997 N ВБ-12-34/7)
- предоставляет
освобожденным профсоюзным работникам социально-трудовые льготы, предусмотренные
для работников организации. Создание иных материальных условий для деятельности
профсоюзных органов, действующих в организациях, регулируется коллективным
договором;
- информирует
профсоюзный орган организации по вопросам экономического положения организации,
предполагаемого сокращения рабочих мост, намечаемых мероприятий по улучшению
жилищно-бытовых и социальных условий работников.
6.4. Профсоюзный
орган организации:
- с учетом
экономического положения организации и интересов членов профсоюза определяет
приоритетные направления своей деятельности, сосредоточиваясь в основном на
социально-трудовых вопросах, правовой защищенности членов профсоюза,
предоставлении им дополнительных по сравнению с законодательством и соглашением
льгот и гарантий;
- содействует укреплению
стабильности экономического положения организации, сохранению состава
коллектива и рабочих мест, использует возможности организации для поддержания
роста заработной платы с учетом инфляции;
- осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по
охране труда, контролирует жилищно-бытовое обслуживание работников;
- участвует в
разработке нормативных документов, касающихся регулирования социально-трудовых
отношений в организации;
- оказывает
содействие в выполнении в организации Отраслевого (тарифного)
соглашения, осуществляет контроль за реализацией его положений;
- по решению общего
собрания (конференции) работников организации ведет коллективные переговоры с
работодателем и заключает коллективный договор, осуществляет контроль
за его выполнением.
6.5. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы,
уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых
в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются
от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах
коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы.
Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения
профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются
коллективным договором.
6.6. Члены
профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее
для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами,
а также для участия в работе их выборных органов. Условия их освобождения от
работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются
коллективным договором.
6.7. При смене
собственника организации, а равно его реорганизации (слиянии, присоединении,
разделении, преобразовании) профсоюзный орган продолжает осуществление своих
полномочий до переизбрания (осуществление продолжения полномочий подтверждается
протоколом собрания (конференции)).
VII. Контроль за выполнением Соглашения
7.1. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется Сторонами
и их представителями.
7.2. При выявлении
нарушений выполнения Соглашения Стороны, в соответствии с действующим
законодательством, обязаны провести взаимные консультации по существу и
оформить принятое решение в письменном виде.
7.3. В случае
невыполнения или нарушения коллективного договора, соглашения, уклонения от
участия в переговорах и непредставления информации, необходимой для
коллективных переговоров, виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии
с действующим законодательством.
Председатель
профсоюза работников
строительства и
промышленности
строительных
материалов
Российской
Федерации
Б.А.СОШЕНКО
Председатель ЦК
профсоюза
трудящихся военных
и
специализированных
строительных
организаций
Российской
Федерации
А.В.ФИЛИППОВ
Министр
строительства
Российской
Федерации
Е.В.БАСИН
Президент Российского
союза строителей
В.Н.ЗАБЕЛИН
Первый заместитель
Министра труда
Российской
Федерации
В.К.ВАРОВ