ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2000 - 2001 ГОДЫ
I. Общие
положения
1.1. Настоящее
Отраслевое тарифное соглашение (далее - Соглашение) заключено на основании
Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях"
и Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов,
общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской
Федерации на 2000 - 2001 годы.
1.2. Сторонами
Соглашения являются:
- от работников -
Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов
Российской Федерации и Профсоюз трудящихся военных и специализированных
строительных организаций Российской Федерации, уполномоченные на
представительство в соответствии с уставом;
- от работодателей
- Российский Союз строителей, Союз предприятий малого строительного бизнеса,
полномочные организации объединений работодателей;
- Государственный
комитет Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному
комплексу - как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на
коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование
деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной
политики, жилищно - коммунального комплекса и его реформирования во
взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
1.3. Соглашение
является правовым актом и регулирует социально - трудовые отношения между
работниками и работодателями в строительстве и промышленности строительных
материалов Российской Федерации.
1.4. Действие
Соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили
соответствующие Стороны разработать и заключить его от их имени.
1.5. Соглашение
устанавливает обязательные для применения минимальные экономические и
социальные гарантии работников отрасли и не ограничивает права работодателей в
расширении этих гарантий при наличии соответствующего ресурсного обеспечения.
Установленные в нем
нормы должны учитываться при заключении коллективных договоров.
Затраты, связанные
с удовлетворением этих гарантий, включаются в договорные цены и сметы на
строительство.
1.6. Соглашение
вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до заключения
нового соглашения. Срок действия Соглашения не может превышать трех лет.
1.7. Ни одна из
Сторон не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке
изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств. В случае
реорганизации представителя Стороны (Сторон) его права и обязанности по
Соглашению переходят к его правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до
заключения нового соглашения или внесения изменений и дополнений в Соглашение.
1.8. В Соглашение
по взаимному согласию Сторон могут быть внесены изменения и дополнения.
Изменения и дополнения в Соглашение вносятся в порядке, установленном Законом
"О коллективных договорах и соглашениях" для его заключения.
Изменения и
дополнения оформляются приложением к Соглашению, являются его неотъемлемой
частью.
1.9. Соглашение
открыто для присоединения к нему организаций и предприятий строительства и
промышленности строительных материалов, не делегировавших ранее полномочий на
его заключение и заявивших представителям Сторон Соглашения о своем согласии
распространить на них его действие (в этих случаях заявления подаются и от
стороны работников, и от стороны работодателя).
1.10. Для ведения
переговоров при разработке и заключения Соглашения Стороны определили комиссию
из наделенных необходимыми полномочиями ее представителей (прилагается)
<*>.
--------------------------------
<*> Не
приводится.
1.11. Стороны
договорились:
1.11.1. Участвовать
в установленном порядке в разработке и принятии проектов законодательных и
нормативно - правовых актов, затрагивающих социально - трудовые права
работников.
1.11.2. Об участии
представителей Российского Союза строителей и профсоюзов в заседаниях
Межведомственного совета по вопросам архитектуры, строительства и жилищно -
коммунального хозяйства, коллегий Госстроя России.
1.11.3.
Рассматривать положение дел с выплатой заработной платы в строительстве и
промышленности строительных материалов и принимать решения о совместных
действиях и первоочередных мерах по усилению этой работы.
1.11.4. Проводить
Всероссийские конкурсы на лучшую строительную организацию, предприятие
строительных материалов и стройиндустрии.
1.11.5. Отмечать
профессиональный праздник "День строителя".
1.11.6. Довести
Соглашение до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
заинтересованных министерств, отраслевых акционерных обществ, профсоюзных
органов, опубликовать текст Соглашения в отраслевой печати.
II. Оплата
труда
2.1. Стороны пришли
к соглашению - устанавливать месячные тарифные ставки рабочих I разряда при
работе в нормальных условиях труда в размере, достигнутом на момент заключения
коллективного договора в организации и обеспечивающем общий месячный уровень
заработной платы не ниже прожиточного минимума в соответствующем регионе
Российской Федерации.
С учетом указанных
условий минимальные тарифные ставки рабочих I разряда при работе в нормальных
условиях устанавливаются не ниже размеров, указанных в таблице 1.
Таблица N 1
Рабочие I разряда, занятые:
|
Минимальный
размер
месячной
тарифной
ставки
(руб.)
|
на
строительно - монтажных и ремонтно - строительных
работах
|
620
|
обслуживанием
агрегатов в основных производственных
цехах цементных заводов
|
721
|
в
основных производственных цехах цементных заводов
и основных цехах предприятий по производству
асбестоцементных изделий
|
649
|
в
организации по добыче и переработке нерудных
строительных материалов:
|
|
на подземных работах
|
931
|
на открытых горных работах, работах
на
поверхности действующих и строящихся
шахт,
карьеров, рудников, на переработке
нерудных
материалов
|
721
|
в
организациях по добыче и обогащению асбеста
и графита:
|
|
на подземных работах
|
1100
|
на открытых горных работах
|
823
|
на работах на поверхности действующих и
строя-
щихся шахт, карьеров, рудников, на
обогащении
|
721
|
в организациях других отраслей
промышленности
строительных материалов, по
производству мягкой
кровли, стекольной и фарфоро - фаянсовой
промышленности
|
552
|
2.2. Минимальные
размеры месячных тарифных ставок ежеквартально индексируются в меру роста
величины прожиточного минимума по Российской Федерации на основании данных
Госкомстата России.
2.3. Тарифные
ставки рабочих последующих разрядов и оклады работников других профессионально
- квалификационных групп устанавливаются в коллективных договорах
на основании действующих в организациях межразрядных тарифных коэффициентов и
соотношений между категориями работников.
2.4. В
организациях, применяющих тарифные ставки других отраслей, минимальная месячная
тарифная ставка рабочего I разряда устанавливается в следующем порядке:
определяется отношение месячной минимальной тарифной ставки, предусмотренной
схемой тарифных ставок в соответствии с Постановлением от 17 сентября 1986 г. N
1115, к месячной минимальной тарифной ставке рабочего, занятого на строительно - монтажных и ремонтно - строительных работах.
Полученное соотношение умножается на минимальный размер заработной платы,
определенный настоящим Соглашением.
2.5. В соответствии
с Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1, глава 27, статья 424) и
данным Соглашением подрядчик и заказчик вправе самостоятельно определять размер
средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в
договорных ценах на строительную продукцию (работы, услуги) в любых
согласованных размерах, но не ниже предусмотренных в Соглашении.
Аналогично
определяется размер средств на оплату труда в ценах на продукцию (услуги)
производственно - технического назначения промышленных предприятий.
2.6. Тарификация
работ и присвоение квалификационных разрядов рабочим производится по Единому
тарифно - квалификационному справочнику работ и профессий.
2.7. Оплата труда
руководителей, специалистов и служащих осуществляется по должностным окладам,
устанавливаемым организациями и предприятиями исходя из имеющихся средств на
эти цели.
2.8. Должностной оклад руководителя организации устанавливается в
зависимости от величины тарифной ставки I разряда рабочего основной профессии,
определенной коллективным договором в данной организации, и не должен превышать
4-кратного размера тарифной ставки I разряда основной профессии при численности
работников до 100 человек, увеличиваясь соответственно до 6, 8, 10, 12, 14, 16
раз при увеличении численности от 100 до 200, от 200 до 500, от 500 до
1000, от 1000 до 1500, от 1500 до 10000 и свыше 10000 человек.
Должностной оклад
руководителя организации повышается одновременно с увеличением тарифных ставок
рабочих данной организации.
2.9. Заработная
плата руководителю организации выплачивается одновременно с ее выплатой всем
работникам данной организации.
2.10. При назначении работника на конкретную должность и установлении ему
должностного оклада необходимо руководствоваться Квалификационным справочником
должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Постановлением
Минтруда России от 21.08.98 N 37, а также дополнениями к общеотраслевому
квалификационному справочнику - Квалификационными характеристиками должностей
руководителей, специалистов и служащих строительных организаций, утвержденными
Постановлениями Госстроя СССР от 03.07.87 N 131 и от 16.09.87 N 210 с учетом
изменений, обусловленных переходом на рыночные
отношения.
2.11. К тарифным
ставкам и должностным окладам устанавливаются по действующим нормам надбавки и
доплаты:
- за тяжелые и
вредные условия труда - до 12 процентов и за особо тяжелые и особо вредные
условия труда - до 24 процентов;
- за
профессиональное мастерство для рабочих III разряда - до 12 процентов, IV
разряда - до 16 процентов, V разряда - до 20 процентов, VI и более высоких
разрядов - до 24 процентов;
- за подвижной и
разъездной характер работ (30 - 40 процентов и 15 - 20 процентов);
- при выполнении
работ вахтовым методом - 75 процентов;
- за работу в
многосменном режиме (вечернее время - 20 процентов, ночное время - 40
процентов);
- за работу в
выходные и праздничные дни, в сверхурочное время, районные коэффициенты,
северные надбавки и т.д. - в размерах, предусмотренных действующим
законодательством.
Указанные надбавки
и доплаты, а также премии, носящие систематический характер, включаются в
себестоимость строительно - монтажных работ
(продукции). Их перечень определяется в соответствии с Инструкцией о составе
фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной
Постановлением Госкомстата России от 10.07.95 N 89 и Типовыми методическими
рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ,
утвержденными Минстроем России 04.12.95 N БЕ-11-260/7.
2.12. Оплата труда работников структурных подразделений организаций
строительства и промышленности строительных материалов, относящихся по видам
деятельности к непроизводственным отраслям, осуществляется на основе Единой
тарифной сетки, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации
от 18 марта 1999 г. N 309 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой
тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".
2.13. Доля тарифа
(оклада) в среднемесячной заработной плате работников должна составлять не
менее 55 процентов.
2.14.
Вознаграждение за выслугу лет работникам выплачивается ежеквартально или
ежемесячно в пределах общих годовых средств, направляемых на эти цели.
Размер годового
вознаграждения каждого работника составляет:
при стаже работы от
1 до 3 лет - 0,6 месячной тарифной ставки (должностного оклада);
от 3 до 5 лет -
0,8;
от 5 до 10 лет -
1,0;
от 10 до 15 лет -
1,2;
свыше 15 лет - 1,5
ставки (оклада).
2.15. Размер
средств на премирование работников за ввод в действие объектов, включаемых в договорные
цены, определяется в соответствии с письмами Минтруда России и Госстроя России
от 12.08.92 N 1636-РБ/7-26/149, 15.03.93 N 463-РБ/7-13/32.
2.16. Вид, системы
оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных
выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями
персонала предприятия определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных
договорах.
2.17. Установление
системы оплаты труда и форм материального поощрения, утверждение положений о
премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год производится
администрацией предприятия по согласованию с соответствующим выборным
профсоюзным органом.
2.18. Об изменении
существенных условий труда - систем и размеров оплаты труда, льгот, режима
работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещения
профессий, изменении разрядов и наименования должностей и других - работник
должен быть поставлен в известность не позднее чем за
два месяца.
2.19. Порядок
применения поощрения за успехи в работе администрация осуществляет совместно
или по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия.
2.20. Заработная
плата работникам выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в сроки,
установленные коллективными договорами или иными локальными нормативными актами
организации.
2.21. При
недостатке средств на расчетном счете организации выплата заработной платы
обеспечивается всем работникам в размере не ниже тарифной ставки I разряда с
последующей выплатой оставшейся части заработка. В случае задержки зарплаты в
течение одного и более месяцев в связи с несвоевременной оплатой за выполненные
работы (продукцию, услуги) индексация причитающихся работникам сумм
производится в зависимости от индекса роста потребительских цен за этот период
в порядке, предусмотренном в договоре, заключаемом заказчиком и исполнителем
работ (продукции, услуг).
2.22. При задержке
выплаты заработной платы по вине работодателя индексация заработной платы
производится за счет собственных средств организации в установленном порядке.
2.23. В случае
нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза,
других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в
защиту их трудовых прав в суд для рассмотрения трудового спора.
III.
Обеспечение занятости
Стороны
договорились:
3.1. Содействовать:
- организациям и
предприятиям строительного комплекса при разработке и осуществлении
практических мер по обеспечению занятости работников, сохранению и укреплению
кадрового потенциала;
- отраслевым
акционерным обществам, корпорациям при решении вопросов межрегионального
использования кадров строителей, в том числе занятых в реализации федеральных
целевых программ;
- соответствующим
службам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при
разработке и реализации региональных программ создания рабочих мест и
обеспечения занятости населения;
- территориальным
комитетам профсоюзов при проведении работы по обеспечению социальной защиты и
государственных гарантий работников в соответствии с действующим
законодательством.
3.2. В целях защиты
интересов отечественных организаций и товаропроизводителей:
-
установить, что при подведении итогов подрядных торгов - конкурсов в случае
равного количества баллов, полученных российской и иностранной фирмами,
победителем признается российская подрядная организация;
- определить, что
обязательным требованием к иностранным фирмам - победителям подрядных торгов
является условие по передаче ими российским строительным организациям не менее
60 процентов общей стоимости работ, предусмотренной контрактом;
-
рекомендовать государственным заказчикам и генеральным подрядчикам
предусматривать при заключении и реализации государственных контрактов
максимальное использование производимых в Российской Федерации строительных
материалов, изделий и оборудования, отвечающих установленным требованиям по
качеству, конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынках, за исключением
случаев, когда аналогичные виды продукции в Российской Федерации не
производятся или их применение экономически нецелесообразно.
3.3. Работодатели
обязуются:
3.3.1. Участвовать
в формировании отраслевых и региональных программ содействия занятости, не
допуская при этом создания в организациях рабочих мест с заработной платой ниже
прожиточного минимума в регионе.
3.3.2.
Содействовать в обеспечении региональной программы реального финансирования и
осуществлении контроля за эффективным использованием
средств фонда занятости.
3.3.3. При
заключении коллективных договоров предусматривать обязательства по обеспечению
подготовки рабочих мест, фронта работ и занятости работников, организации
профессиональной подготовки и переподготовки высвобождаемых работников до
наступления срока расторжения трудового договора, создание страховых фондов на
случай безработицы.
3.3.4.
Организовывать на договорных началах в учебных заведениях постоянную подготовку
кадров, обучение вторым и смежным профессиям рабочих и специалистов, повышение
их квалификации. Конкретное число работников, подлежащих обучению и повышению
квалификации, предусматривается в коллективном договоре.
3.3.5.
Своевременно, не менее чем за три месяца, представлять в органы государственной
службы занятости населения и в соответствующие профсоюзные органы информацию о
возможных массовых увольнениях работников, в том числе не позднее
чем за два месяца - сведения о предстоящем высвобождении каждого конкретного
работника. Информация представляется согласно приложениям N 1 и N 2 к Положению
об организации работы по содействию занятости в условиях массового
высвобождения, утвержденному Постановлением Совета Министров Российской
Федерации от 05.02.93 N 99.
3.3.6. Проводить с
профсоюзными органами взаимные консультации по проблемам занятости
высвобождаемых работников, предоставления им социальных гарантий и источников
их финансирования.
3.3.7. Производить
по согласованию с соответствующими профсоюзными органами прием иностранных
рабочих и специалистов при наличии свободных рабочих мест в организации.
Конкретные условия использования иностранной рабочей силы регулируются
коллективными договорами.
3.3.8. Обеспечивать
обязательное трудоустройство при ликвидации организаций (подразделений)
следующих категорий лиц:
- беременных
женщин;
- женщин, имеющих
детей в возрасте до 3-х лет;
- работников,
имеющих детей - инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста
восемнадцати лет;
- одинокой матери
или одинокого отца, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет.
3.3.9. Не допускать
увольнения работников предпенсионного возраста (58 лет - мужчине, 53 года -
женщине). Работникам, уволенным по сокращению численности или штата за два года
до назначения пенсии и стоящих на учете в службе занятости, производить за счет
средств организации ежемесячно выплату пособия в размере разницы между пособием
по безработице и средним заработком работника.
3.3.10.
Предоставлять отпуска без сохранения заработной платы только по просьбе
работников по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам (ст. 76
КЗоТ Российской Федерации). "Вынужденные" отпуска без сохранения
заработной платы по инициативе работодателя не допускаются. В случае если
работники не по своей вине не могут выполнять обязанности, предусмотренные
заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами), то работодатель
оплачивает время простоя в соответствии со ст. 94 КЗоТ Российской Федерации в
размере не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада).
Если оплата времени
простоя не по вине работников работодателем не производится, то работники
вправе обжаловать действия работодателя в комиссии по трудовым спорам или в
суде.
3.3.11. Уведомлять (не менее чем за три месяца) соответствующие профсоюзы и
проводить с ними переговоры о соблюдении прав и интересов членов профсоюзов при
ликвидации организации, ее подразделений, изменении формы собственности или
организационно - правовой формы организации, полном или частичном
приостановлении производства (работы), влекущих за собой сокращение количества
рабочих мест или ухудшение условий труда.
3.3.12. Гарантировать в соответствии с коллективными договорами работникам,
высвобождаемым из организаций и предприятий в связи с сокращением численности
или штата, после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшения
жилищных условий) по прежнему месту работы, право пользоваться лечебными
учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях
с работающими в данной организации.
3.3.13.
Удовлетворять в соответствии со ст. 64 Гражданского кодекса Российской
Федерации претензии работников по коллективному договору из имущества
ликвидируемой организации до расчетов с бюджетом, банками и другими
кредиторами. Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий
работников, определяется и распределяется среди работников ликвидационной
комиссией по согласованию с профсоюзным или иным представительным органом
работников, подписавшим коллективный договор.
IV. Охрана
труда
Стороны
договорились:
4.1. Осуществлять
политику, направленную на создание условий труда, соответствующих требованиям
сохранения жизни и здоровья работников строительного комплекса в процессе
трудовой деятельности.
4.2. Принимать
участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения
условий и охраны труда.
4.3. Разрабатывать
и обеспечивать выполнение в пределах компетенции Отраслевую целевую программу
улучшения условий и охраны труда.
4.4. Организовывать
научные исследования в области охраны труда.
4.5. Изучать и
обобщать передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда,
организовывать проведение выставок - ярмарок, принимать участие в их работе.
4.6. Оказывать
содействие организациям стройкомплекса в создании комитетов (комиссий) по
охране труда.
4.7. Принимать
участие в расследовании групповых несчастных случаев со смертельным исходом,
анализировать причины производственного травматизма, профзаболеваний и
принимать меры к их устранению и профилактике.
Работодатели
обеспечивают:
4.8. Приоритет
жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной
деятельности.
4.9. Создание
службы охраны труда в организации.
4.10. Безопасность
работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении
технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и
материалов.
4.11. Применение
средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
4.12.
Соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
4.13. Режим труда и
отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
4.14. Приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной
одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и
обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам,
занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах,
выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
4.15. Обучение
безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда,
стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны
труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанное
обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
4.16. Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а
также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и
коллективной защиты.
4.17.
Профессиональную переподготовку работников в случае ликвидации рабочего места
вследствие нарушения требований охраны труда.
4.18. Сохранение
места работы (должности) и среднего заработка за работником на время
приостановления работ органами государственного надзора и контроля
за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований
охраны труда не по вине работника.
4.19. Проведение
аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по
охране труда в организации.
4.20. Проведение за
счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на
работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров
(обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований)
работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с
сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время
прохождения указанных медицинских осмотров.
4.21. Недопущение
работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных
медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.
4.22.
Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о
существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и
средствах индивидуальной защиты.
4.23.
Предоставление органам государственного управления охраной труда, органам
государственного надзора и контроля за соблюдением
требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления
ими своих полномочий.
4.24. Принятие мер
по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников
при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой
помощи.
4.25. Расследование
в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний.
4.26. Санитарно -
бытовое и лечебно - профилактическое обслуживание работников в соответствии с
требованиями охраны труда.
4.27.
Беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления
охраной труда, органов государственного надзора и контроля за
соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования
Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в
целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.28. В случае
использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных или опасных
веществ, разработать и согласовать с соответствующими органами государственного
надзора и контроля за соблюдением требований охраны
труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.
4.29. Соблюдение
трудовых прав женщин и подростков.
4.30. Выполнения
предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и
рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные
законодательством сроки.
4.31. Обязательное
социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
4.32. Ознакомление
работников с требованиями охраны труда.
4.33.
Предоставление уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюза для
выполнения ими своих обязанностей 5 часов рабочего времени в неделю с
сохранением среднего заработка. Обеспечивают их правилами, инструкциями,
другими нормативными и справочными материалами по охране труда.
4.34. Создание
необходимых условий для работы членам комитета (комиссии) по охране труда, а
также освобождение их от работы с сохранением среднего заработка на время
обучения.
4.35. Выделение на
выполнение мероприятий по охране труда средств из расчета не менее 2 процентов от величины накладных расходов в соответствии с Методическими
рекомендациями по расчету величины накладных расходов при определении
стоимости строительной продукции, введенными в действие письмом Минстроя России
от 30.10.92 N БФ-907/12.
Госстрой России:
- участвует в
определении основных направлений и проведении единой государственной политики в
области охраны труда;
- организует
разработку и утверждает отраслевые нормативные акты, содержащие требования по
охране и безопасности труда;
- организует
проведение обучения и проверку знаний по охране труда руководящих работников и
специалистов отрасли;
- осуществляет
методическое руководство службами охраны труда в организациях строительного
комплекса.
V.
Социальные гарантии
5.1. Нормальная
продолжительность рабочего времени работников в организациях не может превышать
40 часов в неделю.
5.2. Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда,
устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36
часов в неделю (Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными
условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность
рабочего времени, утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и президиума ВЦСПС
от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 с последующими дополнениями и изменениями).
5.3. При
пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями продолжительность ежедневной
работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или
графиками сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с профсоюзным
органом организации с учетом специфики работы, мнения трудового коллектива и
соблюдением установленной продолжительности рабочей недели.
Графики сменности
доводятся до сведения работников, как правило, не позже чем за один месяц до их
введения в действие.
5.4. К работе в
ночное время не допускаются: беременные женщины и женщины, имеющие детей в
возрасте до трех лет; работники моложе восемнадцати лет; другие категории
работников в соответствии с законодательством. Инвалиды могут привлекаться к
работе в ночное время только с их согласия и при условии, если такая работа не
запрещена им медицинскими рекомендациями.
5.5. По соглашению
между работником и работодателем может устанавливаться как при приеме на
работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя.
По просьбе беременной женщины, работника, имеющего ребенка в возрасте до
четырнадцати лет (ребенка - инвалида или инвалида с детства до достижения им
возраста восемнадцати лет), или работника, осуществляющего уход за больным
членом семьи в соответствии с медицинским заключением, работодатель обязан
устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.
Оплата труда в этих
случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от
выработки.
5.6. Минимальная
продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска регулируется
законодательством и составляет 24 рабочих дня в расчете на шестидневную рабочую
неделю. Дополнительные ежегодные отпуска в соответствии с законодательством
предоставляются:
- работникам,
занятым на работах с вредными условиями труда;
- работникам с
ненормированным рабочим днем;
- работникам,
работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Порядок
суммирования дополнительных отпусков, предусмотренных ст. 68 КЗоТ РФ, с
ежегодным основным отпуском определяется коллективным договором.
5.7. Очередность
предоставления отпусков устанавливается администрацией по согласованию с
соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия и оформляется в виде
графиков отпусков.
5.8. Введение
суммированного учета рабочего времени, привлечение к сверхурочным работам
осуществляется по согласованию с соответствующим профсоюзным органом
организации.
5.9. Основание и
порядок предоставления дополнительных отпусков в случаях, не предусмотренных
законодательством, организация устанавливает самостоятельно в коллективных
договорах, иных локальных нормативных актах.
5.10. При
заключении коллективных договоров по решению Сторон могут устанавливаться за
счет собственных средств следующие дополнительные по
сравнению с законодательством льготы и социальные гарантии:
5.10.1. Увеличение
размеров возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением
здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей работникам, получившим
увечье (профзаболевание) в период их работы в данной организации, при каждом
повышении базовых тарифных ставок и окладов.
5.10.2. В случае
гибели работника на производстве его семье:
- оплачиваются
расходы, связанные с погребением;
- выплачивается
единовременное пособие в размере не менее его трехкратного среднемесячного
заработка;
- выплачивается
каждому члену семьи погибшего, находившегося на его иждивении, единовременное
пособие в размере годового заработка.
5.10.3. В случае
смерти работника, не связанной с исполнением трудовых обязанностей, семье
умершего, проживающей с ним, выплачивается единовременное пособие в размере
среднемесячного заработка умершего.
5.10.4. Для женщин,
имеющих двух и более детей, устанавливается 36-часовая рабочая неделя с
сохранением при этом всех льгот и оплаты труда за полную рабочую смену.
5.10.5. Для
работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо
вредными условиями труда, наряду с денежными доплатами, предусматривать
бесплатное питание, сокращенную продолжительность рабочего дня, увеличение
продолжительности отпуска, бесплатные оздоровительные мероприятия.
5.10.6. Для
работников, занятых на рабочих местах, по результатам
аттестации которых имеется заключение о превышении предельно допустимых норм
содержания вредных и опасных для здоровья факторов (веществ), нормальная
продолжительность рабочей смены сокращается на один час с сохранением при этом
всех льгот и оплаты труда за полную рабочую смену или оплатой этого часа в
двукратном размере.
5.10.7. Различные
виды социальной помощи работникам (надбавки к пенсиям, единовременная помощь,
бесплатное обеспечение топливом, выделение бесплатных путевок для санаторно -
курортного лечения и т.д.).
5.10.8. Выплата
единовременной материальной помощи работникам при увольнении впервые в связи с уходом на пенсию за многолетний добросовестный труд в
следующих размерах при стаже работы в отрасли:
10 лет - месячный
заработок;
с 10 до 15 -
2-месячный заработок;
с 15 до 20 -
3-месячный заработок;
с 20 до 25 -
4-месячный заработок;
с 25 до 30 -
5-месячный заработок;
свыше 30 лет -
6-месячный заработок.
5.10.9.
Предоставление (помимо предусмотренных законодательством случаев) по желанию
работника кратковременного отпуска без сохранения заработной платы в случаях:
- свадьбы
работника;
- свадьбы детей;
- рождения детей;
- смерти
одного из супругов, члена семьи (дети, родители, родные братья (сестры), дед,
бабка).
5.10.10.
Компенсация расходов на лечение, протезирование (за исключением протезирования
зубов из драгоценных металлов и керамики) и другие виды помощи, оказание
материальной помощи неработающим пенсионерам - ветеранам отрасли.
5.10.11. Постановка
на учет и предоставление жилой площади в организациях осуществляется на
основании действующего законодательства и коллективных договоров.
5.10.12. Различные
виды материальной помощи (кредиты, средства на безвозмездные субсидии, снижение
оплаты жилья и коммунальных услуг и др.) работникам, нуждающимся в улучшении
жилищных условий.
VI.
Обязательства профсоюзов
Профсоюзы:
6.1. Строят свои
отношения с работодателями, их объединениями, органами государственной власти,
местного самоуправления в соответствии с законодательством, уставом профсоюза,
на основе социального партнерства, систем колдоговоров и Соглашения.
6.2. Способствуют
реализации Соглашения, снижению социальной напряженности в организациях,
укреплению трудовой дисциплины, обеспечению прибыльной работы организаций.
6.3. Проводят в
соответствии с уставом профсоюза работу по защите трудовых прав и интересов
членов профсоюза и работников организаций.
6.4. Участвуют в
разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны
труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.
6.5. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением работодателями,
должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового
договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий
и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально - трудовым
вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза и имеют
право требовать устранения выявленных нарушений в установленные законом сроки.
6.6. Участвуют в
урегулировании коллективных трудовых споров, от имени работников предъявляют
работодателю требования, организуют и проводят в соответствии с федеральными
законами забастовки, собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации,
пикетирование и другие коллективные действия, используя их как средство защиты
социально - трудовых прав и интересов работников.
6.7. Вносят на
рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков
или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым
высвобождением работников.
6.8. На паритетных
началах участвуют в управлении государственными фондами социального
страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионного и другими
фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также осуществляют контроль за их выполнением.
6.9. В случае
нарушения законодательства о труде, по просьбе членов профсоюза, а также по
своей инициативе обращаются с заявлениями в защиту их трудовых прав в КТС,
прокуратуру, Рострудинспекцию и др.
6.10. Осуществляют
организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и
их семей. Размер средств на эти цели определяется органами управления
(правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по
представлению соответствующих профорганов.
6.11. Осуществляют
взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления по
развитию санаторно - курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, физической
культуры и спорта.
6.12. Обеспечивают
территориальные организации профсоюзов методическими разработками по вопросам
защиты социально - трудовых прав и интересов работников.
6.13. Организуют
подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров.
6.14. Обобщают и
распространяют практику работы территориальных организаций профсоюзов в
условиях экономической реформы.
6.15. Осуществляют
контроль за соблюдением жилищно - бытового
обслуживания работников.
6.16. Предоставляют
членам профсоюза бесплатную консультацию и юридическую помощь по всем социально
- правовым вопросам, адвокатскую помощь в случаях рассмотрения трудовых споров
в суде.
6.17. Оказывают
материальную помощь членам профсоюза в случаях стихийных бедствий и других
чрезвычайных обстоятельствах.
6.18. Содействуют
изданию профсоюзной отраслевой газеты "Российский строитель".
Организуют на ее страницах публикации по вопросам социальной защиты работников,
занятости, оплаты труда, разрешения трудовых споров, охраны труда и здоровья
работников отрасли.
6.19. Учреждает
премию для награждения работников, принимающих активное участие в укреплении
отраслевого профсоюза и за высокие достижения в труде. Лицам, получившим премию
отраслевого профсоюза, присваивается звание "Лауреат премии ЦК профсоюза
работников строительства и промышленности строительных материалов Российской
Федерации", вручается диплом, почетный Знак и денежная премия.
VII.
Гарантии профсоюзной деятельности
Работодатели, их
объединения, независимо от форм собственности, обязуются:
7.1. Содействовать
деятельности профсоюзных комитетов в организациях любой организационно -
правовой формы.
7.2. Предоставлять
профсоюзным комитетам в бесплатное пользование помещения, транспорт, мебель,
телефонную связь. Обеспечивать печатание, размножение информационных
материалов, необходимых для работы профкома в соответствии с коллективным
договором.
7.3. Распространять
на профсоюзных работников, работников объектов соцкультбыта (клуб, стадион,
профилакторий, лыжная база, спорткомплекс и др.), финансируемых полностью или
частично за счет профсоюзного бюджета и бюджета государственного социального
страхования, социально - бытовые и трудовые льготы, все виды материального
стимулирования труда соответствующего трудового коллектива.
7.4. Обеспечивать
трудовые права и гарантии выборных профсоюзных работников в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
7.5. Представлять
профсоюзным органам необходимую информацию о ходе выполнения соглашений и
коллективных договоров.
7.6. Обеспечивать
участие представителей профсоюзов в коллегиальных органах управления
предприятия (советов директоров, правлении и т.д.).
7.7. В случае
банкротства организации производить перечисление членских профсоюзных взносов
на счета профсоюзной организации одновременно с расчетами по выплате заработной
платы работникам предприятия.
7.8. Обеспечивать
полное финансирование расходов по содержанию и эксплуатации оздоровительно -
профилактических, культурно - спортивных учреждений, находящихся на балансе
организаций, включая содержание штатного персонала.
7.9. Предоставлять
профсоюзным органам установленную статистическую
отчетность, в том числе данные о размерах прибыли, рентабельности, количестве
работающих, средней зарплате за отчетный период по категориям работающих, а
также любую другую информацию, затрагивающую интересы работников по социально -
экономическим вопросам.
7.10. Перечислять
на счет профсоюза денежные средства (профсоюзные взносы) из заработной платы
работников, являющихся членами профсоюза, при наличии от них письменных
заявлений, в соответствии с уведомлением стандартной формы, представленной
профорганом.
Перечисление
денежных средств (профсоюзных взносов) на счета профсоюзных органов
производится одновременно с перечислением денежных средств для
расчетов по оплате труда. Работодатель не вправе задерживать перечисление
денежных средств (профсоюзных взносов).
7.11. Перечислять
по решению трудового коллектива на расчетные счета профсоюзных комитетов
предприятий средства для организации оздоровительной, культурно -
просветительной работы в организации в размере не менее 0,3% фонда оплаты
труда.
7.12. Предусматривать участие представителей профсоюзных органов в работе
общих собраний (конференций) трудового коллектива, по вопросам экономического и
социального развития, выполнения условий коллективных договоров, в работе
трудовых арбитражей, при разрешении трудовых споров, конфликтов, возможность их
доступа ко всем рабочим местам, на которых работают члены профсоюза, для
реализации уставных задач и предоставленных законом прав.
7.13. Члены
профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее
для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами,
а также для участия в работе их выборных органов. Условия освобождения от
работы и порядок оплаты времени их участия в указанных мероприятиях
определяются коллективным договором.
7.14. При смене
собственника организации, а равно ее реорганизации (слиянии, присоединении,
разделении, преобразовании), профсоюзный орган продолжает осуществление своих
полномочий до переизбрания, продолжение полномочий подтверждается протоколом
собрания (конференции).
VIII.
Ответственность Сторон за выполнение принятых
обязательств
8.1. Отношения
Сторон в процессе реализации настоящего Соглашения регламентируются Законом
Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".
8.2. Стороны
договорились:
8.2.1. Выполнение условий Отраслевого тарифного соглашения рассматривать
на совместном заседании Профсоюза работников строительства и промышленности
строительных материалов Российской Федерации, Профсоюза трудящихся военных и
специализированных строительных организаций Российской Федерации, Российского
Союза строителей, Союза предприятий малого строительного бизнеса с участием
Государственного комитета Российской Федерации по строительному и жилищно -
коммунальному комплексу совместно с заинтересованными организациями за
полугодие и год.
8.2.2. Контроль за выполнением настоящего Соглашения на всех
уровнях осуществляется Сторонами и уполномоченными ими представителями на
местах, а также соответствующими органами по труду.
8.2.3. По всем
вопросам, связанным с выполнением условий Соглашения, работодатели организаций
и соответствующие комитеты профсоюза вправе обратиться в адрес Отраслевой
комиссии по заключению Соглашения.
8.2.4. При
выявлении нарушений выполнения настоящего Соглашения комиссия в письменной форме
делает представление лицам, подписавшим данное Соглашение. Стороны обязаны, не
позднее чем в двухнедельный срок, провести взаимные консультации по существу
представления комиссии и принять решение в письменном виде.
При условии
выполнения обязательств и положений настоящего Соглашения ЦК Профсоюза
работников строительства и промышленности строительных материалов Российской
Федерации и ЦК профсоюза трудящихся военных и специализированных строительных
организаций Российской Федерации обязуются воздерживаться от объявления
забастовок и вовлечения в них членов профсоюза.
Председатель
Государственного
комитета
по строительству и
жилищно -
коммунальному
комплексу
Российской
Федерации
А.Ш.ШАМУЗАФАРОВ
11 февраля 2000
года
Председатель
профсоюза
работников
строительства и
промышленности
строительных
материалов
Российской
Федерации
Б.А.СОШЕНКО
11 февраля 2000
года
Председатель ЦК
профсоюза
трудящихся, военных
и
специализированных
строительных
организаций
Российской
Федерации
А.В.ФИЛИППОВ
11 февраля 2000
года
Президент Российского
Союза строителей
В.Н.ЗАБЕЛИН
11 февраля 2000
года
Президент
Российского Союза
малого
строительного бизнеса
Ю.Н.КИСЕЛЕВ
11 февраля 2000
года
Соглашение не
противоречит законодательству о труде Российской Федерации и зарегистрировано.
Регистрационный N 1470-ВЯ.
Заместитель
Министра труда
и социального
развития
Российской
Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
3 марта 2000 года