Поиск по базе документов:

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

К УСТРОЙСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЕТРОЗАЩИТНЫХ

СИСТЕМ МОСТОВЫХ И КОЗЛОВЫХ КРАНОВ

 

РД 24.090.102-01

 

Разработаны и утверждены ОАО "ВНИИПТМАШ".

Согласованы с Госгортехнадзором России Письмом от 21.03.2001 N 12-07/293.

 

Руководящий документ (РД) содержит требования к устройству, эксплуатации, испытаниям и модернизации ветрозащитных систем, которыми должен быть оборудован каждый электрический мостовой и козловой кран на рельсоколесном ходу, установленный на открытых площадке или на сооружении (в том числе на крановой эстакаде), размещенных в I - VII районах по ГОСТ 1451. Он разработан в развитие и в дополнение к соответствующим статьям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также ГОСТ 27584 и включает комплекс требований, направленных на предотвращение угона кранов при действии ветра как рабочего, так и нерабочего состояния.

 

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Приведенные ниже термины и определения используются в дополнение к указанным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00).

Ветер нерабочего состояния - ветер с динамическим давлением (скоростью) предельной величины, допускаемой для выведенного из эксплуатации крана и указанной в паспорте крана.

Ветер рабочего состояния - ветер с динамическим давлением (скоростью) предельной величины, допускаемой при эксплуатации крана в конкретных условиях его использования и не превышающей значение, указанное в паспорте крана.

Ветрозащитная система - комплекс устройств и конструктивных элементов, обеспечивающих защиту крана от угона ветром.

Опасные вещества - материалы, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов при производстве погрузоразгрузочных работ могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей.

Останов - противоугонное устройство, действующее за счет сил трения, создаваемых массой крана, при взаимодействии элементов останова с крановым рельсом.

Противоугонное устройство - устанавливаемое на кран устройство, специально предназначенное для удерживания крана при ветре, превышающем по силе (скорости) ветер рабочего состояния в произвольном месте крановых путей.

Противоугонное устройство ручное - устройство, действующее от ручного привода.

Противоугонное устройство с дистанционным управлением - устройство, приводящееся в действие по команде, поступающей от крановщика или системы автоматического управления.

Противоугонное устройство приводное - устройство, принудительно замыкающееся при действии приводного механизма.

Противоугонное устройство автоматическое - устройство, автоматически приводящееся в действие за счет энергии, запасенной в аккумулирующем устройстве (пружина, груз, аккумуляторная батарея и др.), или кинетической энергии движущегося крана.

Противоугонное устройство самозатягивающееся - устройство, в котором необходимая величина угонного усилия обеспечивается за счет самоторможения взаимодействующих с рельсом его элементов при перемещении крана по рельсам.

Противоугонный захват - противоугонное устройство, взаимодействующее с крановыми рельсами для фиксации крана в любом месте последних за счет сил трения, возникающих между рельсом и охватывающими его элементами захвата.

Противоугонный захват клещевой - захват, основным элементом которого являются клещи, губки которых взаимодействуют с обеими сторонами головки кранового рельса.

Противоугонный захват ручной накидной - ручной клещевой захват, содержащий два снабженных взаимодействующими с головкой рельса и стягиваемых винтом рычага, разводимых для накидывания на головку рельса.

Система тормозная - сочетание тормоза (тормозов) и устройств управления им, а также в случае наличия и устройства электрического торможения.

Стопор - устройство или элемент, обеспечивающие жесткую кинематическую фиксацию крана на определенных местах кранового пути.

Тормоз - фрикционное устройство, воздействующее на один из валов механизма передвижения крана в целях замедления и последующей остановки этого механизма.

Торможение служебное - торможение в нормальных условиях эксплуатации с замедлением, не создающим препятствий и неудобств при работе крана.

Торможение экстренное - торможение в экстремальных условиях, вызванное необходимостью немедленной остановки крана при срабатывании приборов безопасности, внезапном возникновении препятствий передвижению крана и других подобных случаях.

Тормозное усилие - усилие создаваемого тормозом или действующим в режиме электрического торможения двигателем, приведенное к ободу ходового колеса.

Удерживающее усилие - наибольшее расчетное усилие, которое может передаваться от конструкции крана на закрепленный на рельсе захват или другое фиксирующее устройство.

Устройство электрического торможения - сочетание электрических устройств и аппаратов, обеспечивающих замедление, а также и остановку механизма передвижения крана за счет электрического торможения приводного двигателя (двигателей) механизма.

Устройство для замера силы ветра - устройство, содержащее датчик (ветроприемник), замеряющий скорость или давление ветра, а также контрольный блок, подсоединяемый к аппаратам сигнализации и управления приводом механизма передвижения крана.

 

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕТРОЗАЩИТНЫМ СИСТЕМАМ

 

2.1. Ветрозащитные системы должны:

надежно удерживать краны на месте при действии ветра как рабочего, так и нерабочего состояния;

не создавать каких-либо препятствий или помех нормальной эксплуатации крана;

быть доступными и удобными при эксплуатации и ремонте крана.

2.2. В состав ветрозащитной системы в общем случае входят следующие составные части:

противоугонные устройства (противоугонные захваты, остановы или стопоры) с устройством (приспособлением) для приведения их в действие;

тормозная система механизма передвижения крана;

устройство для замера силы ветра.

Дополнительные указания по составу ветрозащитных систем приводятся ниже, в соответствующих разделах РД.

2.3. Для обеспечения удерживания крана должны быть выдержаны следующие условия:

а) при действии ветра рабочего состояния

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024