ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
К УСТРОЙСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЕТРОЗАЩИТНЫХ
СИСТЕМ МОСТОВЫХ И КОЗЛОВЫХ КРАНОВ
РД 24.090.102-01
Разработаны и
утверждены ОАО "ВНИИПТМАШ".
Согласованы с Госгортехнадзором России Письмом от 21.03.2001 N 12-07/293.
Руководящий
документ (РД) содержит требования к устройству, эксплуатации, испытаниям и
модернизации ветрозащитных систем, которыми должен быть оборудован каждый
электрический мостовой и козловой кран на рельсоколесном ходу, установленный на
открытых площадке или на сооружении (в том числе на крановой эстакаде),
размещенных в I - VII районах по ГОСТ 1451. Он разработан в развитие и в дополнение к соответствующим статьям
Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также ГОСТ
27584 и включает комплекс требований, направленных на предотвращение угона
кранов при действии ветра как рабочего, так и
нерабочего состояния.
1. ТЕРМИНЫ
И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Приведенные ниже
термины и определения используются в дополнение к указанным в Правилах
устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00).
Ветер нерабочего состояния
- ветер с динамическим давлением (скоростью) предельной величины, допускаемой
для выведенного из эксплуатации крана и указанной в паспорте крана.
Ветер рабочего
состояния - ветер с динамическим давлением (скоростью) предельной величины,
допускаемой при эксплуатации крана в конкретных условиях его использования и не
превышающей значение, указанное в паспорте крана.
Ветрозащитная
система - комплекс устройств и конструктивных элементов, обеспечивающих защиту
крана от угона ветром.
Опасные
вещества - материалы, отходы производства и иной деятельности, которые в силу
присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов при
производстве погрузоразгрузочных работ могут нанести вред окружающей природной
среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств,
устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления,
ожогов или заболевания людей.
Останов -
противоугонное устройство, действующее за счет сил трения, создаваемых массой
крана, при взаимодействии элементов останова с крановым рельсом.
Противоугонное
устройство - устанавливаемое на кран устройство, специально предназначенное для
удерживания крана при ветре, превышающем по силе (скорости) ветер рабочего
состояния в произвольном месте крановых путей.
Противоугонное
устройство ручное - устройство, действующее от ручного привода.
Противоугонное
устройство с дистанционным управлением - устройство, приводящееся в действие по
команде, поступающей от крановщика или системы автоматического управления.
Противоугонное
устройство приводное - устройство, принудительно замыкающееся при действии
приводного механизма.
Противоугонное
устройство автоматическое - устройство, автоматически приводящееся в действие
за счет энергии, запасенной в аккумулирующем устройстве (пружина, груз,
аккумуляторная батарея и др.), или кинетической энергии движущегося крана.
Противоугонное
устройство самозатягивающееся - устройство, в котором необходимая величина
угонного усилия обеспечивается за счет самоторможения взаимодействующих с
рельсом его элементов при перемещении крана по рельсам.
Противоугонный
захват - противоугонное устройство, взаимодействующее с крановыми рельсами для
фиксации крана в любом месте последних за счет сил трения, возникающих между
рельсом и охватывающими его элементами захвата.
Противоугонный
захват клещевой - захват, основным элементом которого являются клещи, губки
которых взаимодействуют с обеими сторонами головки кранового рельса.
Противоугонный
захват ручной накидной - ручной клещевой захват, содержащий два снабженных взаимодействующими с головкой рельса и стягиваемых винтом
рычага, разводимых для накидывания на головку рельса.
Система тормозная -
сочетание тормоза (тормозов) и устройств управления им, а также в случае
наличия и устройства электрического торможения.
Стопор - устройство
или элемент, обеспечивающие жесткую кинематическую фиксацию крана на
определенных местах кранового пути.
Тормоз -
фрикционное устройство, воздействующее на один из валов механизма передвижения
крана в целях замедления и последующей остановки этого механизма.
Торможение
служебное - торможение в нормальных условиях эксплуатации с замедлением, не
создающим препятствий и неудобств при работе крана.
Торможение
экстренное - торможение в экстремальных условиях, вызванное необходимостью
немедленной остановки крана при срабатывании приборов безопасности, внезапном
возникновении препятствий передвижению крана и других подобных случаях.
Тормозное усилие -
усилие создаваемого тормозом или действующим в режиме электрического торможения
двигателем, приведенное к ободу ходового колеса.
Удерживающее усилие
- наибольшее расчетное усилие, которое может передаваться от конструкции крана
на закрепленный на рельсе захват или другое фиксирующее устройство.
Устройство
электрического торможения - сочетание электрических устройств и аппаратов,
обеспечивающих замедление, а также и остановку механизма передвижения крана за
счет электрического торможения приводного двигателя (двигателей) механизма.
Устройство для
замера силы ветра - устройство, содержащее датчик (ветроприемник), замеряющий
скорость или давление ветра, а также контрольный блок, подсоединяемый к
аппаратам сигнализации и управления приводом механизма передвижения крана.
2. ОСНОВНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ВЕТРОЗАЩИТНЫМ СИСТЕМАМ
2.1. Ветрозащитные
системы должны:
надежно удерживать
краны на месте при действии ветра как рабочего, так и
нерабочего состояния;
не создавать
каких-либо препятствий или помех нормальной эксплуатации крана;
быть доступными и
удобными при эксплуатации и ремонте крана.
2.2. В состав
ветрозащитной системы в общем случае входят следующие составные части:
противоугонные
устройства (противоугонные захваты, остановы или стопоры) с устройством
(приспособлением) для приведения их в действие;
тормозная система
механизма передвижения крана;
устройство для
замера силы ветра.
Дополнительные
указания по составу ветрозащитных систем приводятся ниже, в соответствующих
разделах РД.
2.3. Для
обеспечения удерживания крана должны быть выдержаны следующие условия:
а) при действии
ветра рабочего состояния