Утвержден и введен в
действие
Приказом Ростехрегулирования
от 27 декабря 2007
г. N 488-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ПЕРВИЧНЫХ
ЛИТИЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И БАТАРЕЙ, ЛИТИЕВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ
И АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
IEC 62281:2004
Safety of primary and
secondary lithium cells
and batteries during
transport
(IDT)
ГОСТ Р МЭК 62281-2007
Группа Е51
ОКС 29.220.20;
ОКП 34 8290;
34 8300
Дата введения
1 июля 2008 года
Предисловие
Цели и принципы
стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила
применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения".
Сведения о
стандарте
1. Подготовлен Автономной некоммерческой организацией НТЦСЭ
"ИСЭП" на основе собственного аутентичного перевода стандарта,
указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 44
"Аккумуляторы и батареи".
3. Утвержден и
введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 488-ст.
4. Настоящий
стандарт идентичен международному стандарту МЭК 62281:2004 "Безопасность
при транспортировании первичных литиевых элементов и батарей, литиевых
аккумуляторов и аккумуляторных батарей" (IEC 62281:2004 "Safety of primary
and secondary lithium cells and
batteries during transport").
При применении
настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных
стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации,
сведения о которых приведены в дополнительном Приложении А.
5. Введен впервые.
Информация об
изменениях к национальному стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений
и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях
"Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в
ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные
стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются
также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
Первичные литиевые
элементы и батареи начали применяться в военных целях с 70-х годов прошлого
века. В то время коммерческий интерес к ним был небольшой и отсутствовали
индустриальные стандарты. В связи с этим Комитет экспертов по транспортировке
опасных товаров Организации Объединенных Наций (ООН) [1], вводил в обычные
индустриальные стандарты, устанавливающие методы испытаний и критерии приемки
соответствующего вида транспорта, подраздел "Руководство по испытаниям и
критерии приемки первичных литиевых элементов и батарей". Возрастающий
коммерческий интерес к первичным литиевым элементам и литиевым аккумуляторам и
батареям привел к появлению нескольких индустриальных стандартов на эти
изделия. Однако существующие в настоящее время стандарты Международной Электротехнической
Комиссии (МЭК) разнообразны, не полностью гармонизированы, не всегда применимы
при транспортировании вышеуказанных изделий, и не могут быть использованы как
ссылочные документы в [2]. Поэтому был подготовлен новый международный
групповой стандарт безопасности, полностью гармонизированный с требованиями
безопасности и методами испытаний при транспортировании изделий.
Настоящий стандарт
применяется для первичных литиевых элементов и вторичных (перезаряжаемых)
литиевых аккумуляторов и аккумуляторных батарей, содержащих литий в любой
химической форме: литиевый металл, литиевый сплав или литий-ион. Литий-металл и
литиевый сплав первичных электрохимических систем используют металлический
литий и литиевый сплав в качестве отрицательного электрода. Литий-ион вторичных
электрохимических систем использует интерколированную
структуру (интерполированный литий существует в ионной или квазиатомной
форме в пределах решетки материала электрода) в положительном и отрицательном
электродах.
Требования
настоящего стандарта применяются также к литий-полимерным
аккумуляторам и батареям, которые рассматриваются как литий-металлические
первичные элементы и батареи или как вторичные литий-ионные аккумуляторы и
батареи, в зависимости от характера материала, используемого в качестве
отрицательного электрода.
Следует напомнить
историю транспортирования первичных литиевых элементов и вторичных литиевых
аккумуляторов и батарей. Начиная с 70-х годов прошлого века
транспортировалось более десяти миллиардов первичных литиевых элементов
и батарей в год, а с начала 90-х годов - более одного миллиарда вторичных
(перезаряжающихся) литиевых аккумуляторов и батарей литий-ионной системы.
Поскольку число транспортируемых первичных литиевых элементов и вторичных
литиевых аккумуляторов и батарей увеличивается, в настоящий стандарт включены испытания безопасности упаковки, используемой
для транспортирования этих изделий.
Настоящий стандарт
распространяется на безопасность первичных элементов и вторичных литиевых
аккумуляторов и батарей при транспортировании, а также безопасность
используемой упаковки. Ссылки на международные стандарты, относящиеся к
безопасности первичных элементов и вторичных литиевых аккумуляторов и батарей,
приведены в разделе 2 и библиографии настоящего стандарта. Указанные
международные стандарты распространяются на безопасность первичных литиевых
элементов и вторичных литиевых аккумуляторов и батарей при их обработке,
использовании и переработке.
Для первичных
литиевых элементов и батарей аспекты безопасности установлены в МЭК 60086-4, а
для вторичных литиевых аккумуляторов и батарей - в МЭК 62133. Данные стандарты
содержат также и некоторые методы испытаний и критерии
приемки, применяемые при транспортировании. В будущем возможна гармонизация
этих стандартов с настоящим стандартом.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
устанавливает основные технические требования и методы испытаний для первичных
литиевых элементов и батарей и литиевых аккумуляторов и аккумуляторных батарей,
обеспечивающих их безопасность при транспортировании, а также при переработке и
утилизации.
Требования,
устанавливаемые настоящим стандартом, не применяются в случаях, указанных в
7.3.
2. Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
МЭК 60086-4:2000.
Первичные батареи. Часть 4. Безопасность литиевых батарей
МЭК 61960:2003. Аккумуляторы и батареи, содержащие щелочной и другие некислотные
электролиты. Литиевые аккумуляторы и батареи для портативного применения
МЭК 62133:2002. Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной и другие
некислотные электролиты. Требования безопасности для портативных
герметичных аккумуляторов и батарей из них, при портативном применении
МЭК Руководство
104:1997. Подготовка публикаций по безопасности. Использование базовых и
групповых публикаций по безопасности.
3. Термины
и определения
В настоящем
стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1. Совокупное
содержание лития (aggregate lithium
content): общее количество лития или его эквивалента,
содержащегося в первичных элементах или аккумуляторах, составляющих батарею.
3.2. Батарея (battery): один или несколько первичных элементов или
аккумуляторов, соединенных электрически постоянными средствами, собранных в
корпусе, имеющем выводы, маркировку, защитное устройство и т.п., в зависимости
от необходимости.
3.3. Дисковый
элемент (монетный элемент) (button cell, coin cell):
элемент, цилиндрической формы, общая высота которого меньше, чем его диаметр,
например, в форме кнопки или монеты.
Примечание. На
практике термин "монетный" используется в основном для литиевых
элементов с неводным электролитом.
3.4. Элемент (cell): основная функциональная
единица (ячейка), состоящая из электродов, электролита, корпуса, выводов и
(обычно) сепараторов, являющаяся источником электрической энергии, полученной
прямым преобразованием химической энергии.
3.5. Составной
элемент (component cell):
элемент, входящий в состав батареи.
3.6. Цикл (cycle): последовательность действий (для аккумуляторов или
аккумуляторных батарей), проводимая с аккумулятором или батареей и повторяемая
регулярно в той же последовательности.
Примечание. Данная
последовательность действий может состоять из последовательности разряда,
следующего за зарядом, или заряда, следующего за разрядом в определенных
условиях. Эта последовательность может также включать в себя периоды покоя.
3.7. Цилиндрический
элемент (cylindrical cell):
элемент цилиндрической формы, общая высота которого равна или превышает его
диаметр.
3.8. Глубина
разряда DOD (depth of discharge DOD): процент номинальной емкости, снятой при
разряде батареи.
3.9. Первый цикл (first cycle): начальный цикл для
аккумуляторов или аккумуляторных батарей, следующий после полного завершения
изготовления, формирования и проверки качества.
3.10. Полностью заряженный (fully charged): состояние заряженности аккумулятора или
аккумуляторной батареи, соответствующее глубине разряда 0%.
3.11. Полностью разряженный (fully discharge): состояние заряженности аккумулятора или
аккумуляторной батареи, соответствующее глубине разряда 100%.
3.12. Большая
батарея (large battery):
батарея, в которой совокупное содержание лития более 500 г.
3.13. Большой
элемент (large cell):
элемент, в котором совокупное содержание лития или его эквивалента более 12 г.
3.14. Литиевый элемент [первичный или вторичный (перезаряжаемый)] [lithium cell [primary
or secondary (rechargeable)]: элемент, содержащий неводный электролит,
отрицательным электродом которого является литий или литийсодержащий материал.
Примечание. В
зависимости от конструкции, литиевый элемент может быть как первичным, так и
вторичным (перезаряжаемым).
3.15. Содержание
лития (lithium content):
масса лития в отрицательном электроде из металлического лития или литиевого
сплава, в составе элемента или батареи в частично или полностью заряженном
состоянии.
3.16. Содержание
эквивалента лития (lithium equivalent
content): масса эквивалента лития, содержащегося в
литий-ионном аккумуляторе или батарее.
Примечание.
Содержание эквивалента лития в литий-ионном аккумуляторе