Утвержден и введен в
действие
Приказом Ростехрегулирования
от 17 декабря 2008
г. N 427-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН
РАЗМЕРЫ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
ЧАСТЬ 1
ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ПРОЕМОВ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛНЫЙ ДОСТУП ЧЕЛОВЕКА К МАШИНЕ
Safety
of machinery. Human body measurements. Part
1.
Principles for determining the
dimensions required
for openings for whole
body access into machinery
ГОСТ Р ЕН 547-1-2008
Группа Г07
ОКС 13.110
13.180
ОКСТУ 0012
Дата введения
1 января 2010 года
Предисловие
Цели и принципы
стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила
применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации.
Основные положения".
Сведения о
стандарте
1. Подготовлен
Открытым акционерным обществом "Экспериментальный научно-исследовательский
институт металлорежущих станков" (ОАО "ЭНИМС") на основе
собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 70
"Станки".
3. Утвержден и
введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 427-ст.
4.
Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту ЕН 547-1:1996
"Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 1. Принципы определения размеров проемов, обеспечивающих полный доступ человека к машине" ("Safety of
machinery - Human body measurements - Part 1: Principles for determining the dimensions
required for openings for whole body access into machinery").
При применении
настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских
стандартов соответствующие национальные стандарты Российской Федерации,
приведенные в дополнительном Приложении С.
5. Введен впервые.
Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений
и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях
"Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в
ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные
стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются
также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
Настоящий стандарт
разработан как гармонизированный с европейским стандартом ЕН 547-1:1996 и
соответствует основным требованиям безопасности Директив Европейского Союза и
связанным с ними нормами EFTA.
Настоящий стандарт
является стандартом типа В в
соответствии с ЕН 292-1:1991 и ЕН 1070:1998.
Основополагающим
стандартом, устанавливающим принципы, которыми должен руководствоваться
конструктор машины для учета эргономических факторов, является ЕН 614-1
"Безопасность оборудования. Эргономические принципы конструирования. Часть
1. Термины, определения и общие принципы".
Настоящий стандарт
- один из эргономических стандартов по безопасности машин устанавливает, как
эти принципы следует применять при конструировании проемов для прохода человека
всем телом.
Настоящий стандарт
содержит информацию, которую изготовитель должен предоставить в распоряжение
пользователя.
1. Область
применения
Настоящий стандарт
устанавливает размеры проемов для доступа человека к рабочим местам у машин с
соблюдением требований безопасности, указанных в ЕН 292-1. Основой при расчете
размеров проемов являются значения антропометрических данных, содержащиеся в ЕН
547-3, которые получены в результате статических измерений неодетых людей и не
учитывают движения человека, одежду, снаряжение, специфические условия для
машины, условия окружающей среды и т.п. Для обеспечения безопасности с учетом
требований эргономики и вышеуказанных факторов в Приложении А
даны поправки, увеличивающие высоту и ширину проемов. Настоящий стандарт
показывает, как антропометрические данные следует дополнять соответствующими
поправками.
Настоящий стандарт
разработан, в первую очередь, для рабочих мест стационарных машин, для
подвижных машин могут быть установлены дополнительные требования.
Антропометрические
данные определены из расчета 95% или 99% ожидаемого контингента пользователей.
Данные из расчета 99% следует применять для аварийных выходов.
Ситуации, в которых
необходимо преграждать людям доступ к опасным местам, рассмотрены в ЕН 294.
Настоящий стандарт
применяется к машинам, изготовленным после даты его введения.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на международные
(региональные) стандарты. При датированных ссылках последующие редакции
международных (региональных) стандартов или изменения к ним действительны для
настоящего стандарта только введением изменений к настоящему стандарту или
путем подготовки новой редакции настоящего стандарта. При недатированных
ссылках действительно последнее издание приведенного стандарта (включая
изменения).
ЕН 292-1.
Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1.
Основная терминология, методология
ЕН 294.
Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей
от попадания в опасную зону
ЕН 547-3.
Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 3. Антропометрические данные
ЕН 614-1.
Безопасность оборудования. Эргономические принципы конструирования. Часть 1.
Термины, определения и общие принципы
3. Общие
требования
Настоящий стандарт
устанавливает размеры проемов, соответствующие различным положениям тела
человека.
Чтобы получить эти
размеры, необходимо к основным параметрам тела человека (антропометрическим
данным) прибавить поправки, обеспечивающие человеку незатрудненный и безопасный
полный доступ к машине. Следует учитывать также аспекты, специфические для
оператора и условий работы.
При этом особое
значение имеют следующие критерии:
a) возможность
свободного прохода человека в зависимости от:
- вида одежды,
например, легкая или тяжелая одежда;
- ношения
инструмента, например, с целью обслуживания или ремонта;
- ношения
дополнительного оснащения такого, как защитная одежда, средства индивидуальной
защиты или переносные источники света;
- требований,
связанных с деятельностью, например, поза, вид или скорость передвижения,
условия видимости, применение силы;
- частоты и
длительности деятельности;
- длины проходов,
например, проходов в виде туннелей или переходов через относительно тонкие
стенки (стенки емкостей) с пространством для передвижения на выходе;
- наличия
пространства для передвижения, позволяющего быстрый уход из опасной зоны;
- расположения и
величины приспособлений для поддержки тела человека, например, ступенек,
поручней;
b) окружающие
условия (например, темнота, жара, шум, влажность);
c) степень
опасности во время работы.
Поправки, которые
требуются для учета этих факторов, зависят от вида машины и способа ее
применения.
Приложение А содержит информацию для практического применения положений
настоящего стандарта.
Приложение В содержит информацию о буквенных обозначениях размеров
проемов и параметров тела человека, примененных в настоящем стандарте.
4. Проемы
для прохода
Проем для прохода -
отверстие, которое делает возможным передвижение или вход человека всем телом
для выполнения мероприятий по повсеместному обслуживанию, наблюдению за ходом
процесса и контролю результатов.
Настоящий стандарт
устанавливает минимальные, а не оптимальные размеры проемов. При малейшей
возможности эти размеры следует увеличивать из соображений безопасности.
Проемы для прохода
должны также быть достаточно большими, чтобы обеспечивать быстрый выход в
случае опасности.
Поправки x и y для
пунктов 4.1 - 4.5 таблицы 1 приведены в Приложении А. Значения размеров