МОСКВА
МЭР
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 июня 1997 г. N 483-РМ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ
С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
И МЕРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СТИМУЛИРОВАНИЯ
ИХ ПРОИЗВОДСТВА
В целях дальнейшей
реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от
18.02.97 N 100 "О ходе работ и дальнейших мерах по снижению вредного
воздействия автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения
Москвы":
1.
Москомприроде совместно с Московской транспортной инспекцией обеспечить контроль за поэтапным переходом к реализации на территории
Москвы только моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками,
соответствующих Техническим требованиям к качеству бензинов автомобильных
неэтилированных и дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами
(городским) для реализации в Москве (приложения 1, 2).
2. Утвердить:
2.1. Этапы
перехода к реализации на территории Москвы только моторных топлив с улучшенными
экологическими характеристиками (приложение 3).
2.2. Показатели
качества моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками в местах
их производства, хранения и реализации (приложение 4).
3. Установить, что
после введения в действие указанных в п. 1 Технических требований реализация на
территории Москвы не соответствующих им моторных топлив не допускается.
4. Московской
транспортной инспекции:
4.1. В месячный
срок внести соответствующие изменения в условия лицензирования деятельности по
реализации моторного топлива.
4.2. Обеспечить в
соответствии с установленными п. 2.1 условиями контроль качества моторных
топлив в местах их реализации:
- для
муниципального автотранспорта - с IV квартала 1997 г.;
- для всего
автотранспорта Москвы - с I квартала 1998 г.
5. Пресс-центру
Мэрии и Правительства Москвы, Комитету по телекоммуникациям и средствам
массовой информации обеспечить информирование населения об условиях и порядке
реализации в Москве моторных топлив с улучшенными экологическими
характеристиками.
6. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы и
Москомприроде в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона города Москвы "О
ставках и льготах по налогу на прибыль" в месячный срок в установленном
порядке обеспечить распространение на ОАО "Московский НПЗ" льгот при
исчислении налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет Москвы, в пределах
фактически произведенных затрат, включая затраты на приобретение единовременных
загрузок катализаторов гидроочистки, связанных с производством автомобильных
бензинов и дизельных топлив с содержанием серы менее 0,05% и их реализацией по
ценам, не превышающим установленные на бензины и дизельные топлива с обычными
характеристиками.
7. Москомприроде в
двухнедельный срок представить проекты обращений:
7.1. В
Администрацию Московской области с предложением об установлении на территории
всего Московского региона единых согласованных условий производства, хранения и
реализации моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками.
7.2. В Госстандарт
РФ с предложением рассмотреть вопрос о введении федерального государственного
стандарта на автомобильные бензины и дизельные топлива с улучшенными
экологическими характеристиками.
8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
министра Правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты
окружающей среды Бочина Л.А.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение 1
к распоряжению Мэра
Москвы
от 20 июня 1997 г.
N 483-РМ
Согласовано
Начальник Московской
транспортной
инспекции
Н.С. Кушелев
21 мая 1997 года
Утверждаю
Председатель
экспертного Совета
по улучшению
экологических характеристик
моторных топлив,
масел и присадок к ним,
председатель
Москомприроды
А.Г. Ишков
29 апреля 1997 года
ТЕХНИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
К КАЧЕСТВУ БЕНЗИНОВ
АВТОМОБИЛЬНЫХ НЕЭТИЛИРОВАННЫХ
С УЛУЧШЕННЫМИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ (ГОРОДСКИЕ)
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ В
МОСКВЕ
Настоящие
Технические требования распространяются на бензины автомобильные
неэтилированные с улучшенными экологическими свойствами (городские) (далее по
тексту - автомобильные бензины), используемые в качестве топлива для
карбюраторных двигателей и двигателей с непосредственным впрыском, а также для
двигателей другого назначения.
Автомобильные
бензины должны быть изготовлены в соответствии с настоящими Техническими
требованиями по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении
партий, прошедших квалификационные испытания и допущенных к применению в
установленном порядке, и иметь сертификат соответствия. Требования,
предъявляемые при сертификации на соответствие бензинов автомобильных,
приведены в таблице 2.
1. Марки
1.1.
Устанавливаются следующие марки автомобильных бензинов с улучшенными
экологическими свойствами (городские):
- АИ-80 ЭК с октановым числом по исследовательскому методу не менее
80;
- АИ-92 ЭК с октановым числом по исследовательскому методу не менее
92;
- АИ-95 ЭК с октановым числом по исследовательскому методу не менее
95;
- АИ-98 ЭК с октановым числом по исследовательскому методу не менее
98;
- АИ-80 ЭКп с
октановым числом по исследовательскому методу не менее 80 с присадкой;
- АИ-92 ЭКп с
октановым числом по исследовательскому методу не менее 92 с присадкой;
- АИ-95 ЭКп с
октановым числом по исследовательскому методу не менее 95 с присадкой;
- АИ-98 ЭКп с
октановым числом по исследовательскому методу не менее 98 с присадкой.
1.2. Коды ОКП
автомобильных бензинов с улучшенными экологическими свойствами (городские)
приведены в таблице 1.
Таблица 1
┌──────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│
Бензины │ Код ОКП │
├──────────────────────────┴─────────────────────────────────┤
│
АИ-80 ЭК 02 5112 3601 │
│
АИ-92 ЭК 02 5112 3602 │
│
АИ-95 ЭК 02 5112 3603 │
│
АИ-98 ЭК 02 5112 3604 │
│
АИ-80 ЭКп
02 5112 3605 │
│
АИ-92 ЭКп
02 5112 3606 │
│
АИ-95 ЭКп
02 5112 3607 │
│
АИ-98 ЭКп
02 5112 3608 │
└────────────────────────────────────────────────────────────┘
Пример обозначения
продукции при заказе и в технической документации:
"Бензин
автомобильный с улучшенными экологическими свойствами (городской) АИ-80 ЭК ТУ 38.401-58-171-96".
2.
Технические требования
2.1. Автомобильные
бензины должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Таблица 2
┌──────────────────────┬───────────────────────────────┬──────────────────┐
│ Наименование │ Значение для марки │ Метод │
│ показателя
├───────┬───────┬───────┬───────┤ испытания │
│
│АИ-80ЭК│АИ-92ЭК│АИ-95ЭК│АИ-98ЭК│ │
├──────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────────────────┤
│ 1 │ 2
│ 3 │
4 │ 5
│ 6 │
├──────────────────────┼───────┴───────┴───────┴───────┴──────────────────┤
│1.
Детонационная │
│
│ стойкость │
│
│ октановое число, │
│
│ не менее: │
│
│ по моторному │
│
│ методу │ 76,0 83,0
85,0 88,0 по ГОСТ 511 │
│ │ или ISO
5163 │
│ │ или ASTMД 2700 │
│ по
исследователь- │
│
│ скому методу │
80,0 92,0 95,0
98,0 по ГОСТ 8226 │
│ │ или ISO
5164 │
│ │ или ASTMД 2699 │
│ │ │
│2.
Массовая концентра-│
│
│ ция свинца, г на │
│
│ 1 куб. дм бензина, │ │
│ не более │ 0,010
0,010 0,010 0,010 по ГОСТ 28828 │
│ │ или EN237
или │
│ │ ASTMД 3237 │
│ │
│
│3.
Фракционный состав:│
│
│ объем испарившегося│ по ГОСТ
2177 │
│ бензина при темпе-
│ или ISO 3405 │
│ ратуре 70 С, % │ или ASTMД
86 │
│ мин. │ 10
15 15 15 │
│ 70 │
│
│ макс. │ 50
50 50 50 │
│ │
│
│ объем испарившегося
│
│
│ бензина при темпе- │
│
│ ратуре 100 С, % │
│
│ мин. │ 35
40 40 40 │
│ 100 │ │
│ макс. │ 70
70 70 70 │
│ │
│
│ объем испарившегося
│
│
│ бензина при темпе- │
│
│ ратуре 180 С, % │
│
│ 180 мин. │
85 85 85
85 │
│ │ │
│ конец кипения бен- │
│
│ зина, С, не выше │ 215 215
215 215 │
│ │ │
│ остаток в колбе, │
│
│ % об., не более │
2,0 2,0 2,0
2,0 │
│ │
│
│4.
Давление насыщенных│ по ГОСТ
1756 │
│ паров бензина, кПа: │ или ГОСТ
28781 │
│ в летний период с │ или ASTMД
4953 │
│ 1 апреля по 1 октя-
│ или ASTMД 323 │
│ бря │ или EN 12 │
│ мин. │ 35
35 35 35 │
│ макс. │ 70
70 70 70 │
│ │
│
│
в зимний период с
│
│
│
1 октября по 1 апреля│
│
│ мин. │ 65
65 65 65 │
│ макс. │ 100 100
100 100 │
│ │
│
│5.
Индекс паровой про-│ │
│ бки (10ДНП+7V70), │
│
│ не более: │
│
│ летний │ 950 950
950 950 │
│ зимний │1250 1250
1250 1250 │
│ │
│
│6.
Концентрация факти-│
│
│ ческих смол в мг на│ │
│ 100 куб. см бензина│
│
│ на месте производ- │
│
│ ства, не более: │ │
│ до введения присадки│ 5,0
5,0 5,0 5,0
по ГОСТ 1567 │
│ │ или ASTMД 381 │
│ │ или EN 5
или │
│ │ по
приложе- │
│ │ нию А │
│ после введения │
│
│ присадки │ 5,0
5,0 5,0 5,0
по ГОСТ 1567 │
│ │ ASTMД 381 │
│ │ EN 5 │
│
на месте потребле- │ │
│
ния │ 10,0
10,0 10,0 10,0 │
│ │
│
│7. Индукционный период│
│
│ бензина на месте │
│
│ производства, мин, │
│
│ не менее │ 360 360
360 360 по ГОСТ 4039 │
│ │ или ASTMД 525 │
│ │ или ISO
7536 │
│ │
│
│8.
Массовая доля серы,│ │
│ %, не более │ 0,05
0,05 0,05 0,05
по ГОСТ 19121 │
│ │ или ГОСТ
Р50442 │
│ │ или ASTMД 1266 │
│ │ или ASTMД 2622 │
│ │ или ASTMД 4294 │
│ │ или ISO
8754 │
│ │ │
│9.
Объемная доля бен- │
│
│ зола, %, не более │
3 3 5
5 по ГОСТ 29040 │
│ │ или ASTMД 4420 │
│ │ или EN
238 │
│ │ или ASTMД 4053 │
│ │
│
│10.
Испытание на мед- │
│
│ ной пластине │
Выдерживает
по ГОСТ 6321 │
│ │ или ISO
2160 │
│ │ или ASTMД
130 │
│ │
│
│11.
Содержание водо- │
│
│ растворимых кис- │
│
│ лот и
щелочей │ Отсутствие по ГОСТ 6307 │
│ │
│
│12.
Содержание меха- │
│
│ нических примесей │ │
│ и воды │ Отсутствие по п. 5.2 │
│ │ наст. ТУ
или │
│ │ ГОСТ 2084 │
│ │
│
│13.
Плотность при
│
│
│ 20 С, │
│
│ кг/куб. м, не
более│ 780 780 780
780 по ГОСТ 3900 │
│ │ или ISO
3675 │
│ │ или ISO
3838 │
│ │ или ASTMД
1298 │
│ │
│
│14.
Содержание моющей │
│
│ присадки, %, не │ │
│ менее │ 0,035
0,035 0,035 0,035 метод разра- │
│ │
батывается │
│ │
│
│15.
Моющие свойства*: │
│
│ - чистота карбюра- │
│
│ тора, баллы, не │
│
│ менее │ 7
7 7 7
квалификаци- │
│ │ онный
метод │
│ │ оценки
бензи- │
│ │ нов с
присад- │
│ │ ками │
│ - отложения на │
│
│ впускном клапане,
│
│
│ мг/час, испытаний │ │
│ не более │ 5
5 5 5 │
│ │
│
│ - компонентный │уточняется для обеспечения перспективных │
│ состав │норм по выбросам вредных
веществ с отработавшими │
│ │газами
│
├──────────────────────┴──────────────────────────────────────────────────┤
│ * Определяются при постановке на
производство, оформлении
│
│ сертификата соответствия или по требованию
органов экологического │
│ контроля.
│
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Примечание.
Допускается до 01.01.98 концентрацию фактических смол определять только до
введения моющих присадок.
2.2. В
автомобильные бензины, содержащие продукт каталитического крекинга, висбрекинга
и пиролиза, при изготовлении допускается добавлять антиокислитель в следующем
процентном отношении к указанным выше продуктам вторичных процессов: не более
0,10% антиокислителя "Агидол-1" (ионола), или не более 0,15%
антиокислителя "Агидол-12" для обеспечения нормы по показателю
"Индукционный период".
2.3. При
производстве автомобильных бензинов разрешается применение кислородсодержащих
компонентов и других высокооктановых добавок, допущенных к применению в
установленном порядке.
2.4. При
производстве автомобильных бензинов разрешается добавлять моющие присадки,
допущенные к применению в установленном порядке.
При изготовлении
бензина с моющей присадкой изготовитель указывает в паспорте наименование и
содержание присадки.
Содержание моющей
присадки, вводимой в бензин, изготовитель гарантирует технологией производства.
Качество
автомобильных бензинов с присадкой АИ-80 ЭКп, АИ-92 ЭКп, АИ-95 ЭКп и АИ-98 ЭКп
должно полностью отвечать требованиям по качеству, изложенным в таблице 2
соответственно для автомобильных бензинов АИ-80 ЭК,
АИ-92 ЭК, АИ-95 ЭК и АИ-98 ЭК.
2.5. Упаковка,
маркировка бензинов автомобильных с улучшенными экологическими свойствами (городские) - по ГОСТ 3112.
Маркировка,
характеризующая транспортную опасность бензинов автомобильных с улучшенными
экологическими свойствами (городские) - по ГОСТ 19433:
класс - 3; подкласс
- 3.1; знак опасности - по черт.
3; классификационный шифр - 3111; номер ОНН - неэтилированный 1203.
3.
Требования безопасности
3.1. Автомобильные
бензины являются малоопасными продуктами и по степени воздействия на организм
человека относятся к 4 классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
3.2. Контакт с
бензинами не ведет к поражению центральной нервной системы, сердечно-сосудистой
системы, кроветворных органов, нарушению обменных процессов, не вызывает
усиленного роста тканей.
Автомобильные
бензины раздражают слизистую оболочку глаз и носоглотки, вызывают раздражение
кожных покровов.
3.3. Предельно
допустимая концентрация паров углеводородов, входящих в состав бензина, в
воздухе производственных помещений составляет 100 мг/куб. м в соответствии с
ГОСТ 12.1.005.
Автомобильные
бензины в воде не растворяются, в химические реакции с водой с образованием
вредных веществ не вступают. Бензины не обладают способностью образовывать
токсичные соединения в воздушной среде и сточных водах в присутствии других
веществ и факторов.
Содержание бензина
в питьевой воде недопустимо и визуально определяется наличием масляной пленки
на поверхности воды.
3.4. Автомобильные
бензины в соответствии с ГОСТ 12.1.044 представляют собой бесцветную
легковоспламеняющуюся горючую жидкость, взрывоопасная концентрация его паров в
смеси с воздухом составляет 1-6%.
3.5. Температура
самовоспламенения автомобильных бензинов (255-370) С, температура вспышки -
минус 25 - минус 39 С, область воспламенения -
0,76-5,16% по объему, температурные пределы воспламенения: нижний - минус 27 -
минус 39 С; верхний - минус 8 - минус 27 С.
3.6. В помещениях
для хранения и эксплуатации автомобильных бензинов запрещается обращение с
открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено во
взрывобезопасном исполнении. При работе с бензином не допускается использовать
инструменты, дающие при ударе искру. Бензиновые емкости должны быть защищены от
статического электричества.
3.7. Автомобильные
бензины не обладают способностью к кумуляции, проникновению через
неповрежденные кожные покровы, не вызывают повышенной чувствительности
организма.
3.8. При разливе
бензина его необходимо собрать в отдельную тару, место разлива протереть сухой
тряпкой, при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с
последующим его удалением.
При загорании
топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена; при
объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, 3,5 и перегретый пар.
3.9. Помещения для
работы с автомобильными бензинами должны быть оборудованы приточно-вытяжной
вентиляцией. При работе с бензином применяют индивидуальные средства защиты
согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке, кроме
того, необходимо соблюдать правила личной гигиены.
При попадании
бензина на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу
теплой водой с мылом; при попадании на слизистую оболочку глаз - обильно промыть
глаза теплой водой.
4. Правила
приемки
4.1. Автомобильные
бензины принимаются партиями. Партией считается любое количество бензина,
изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса по утвержденной
технологии, однородного по компонентному составу и показателям качества,
сопровождаемого одним документом о качестве, выданным при приемке на основании
испытаний объединенной пробы.
4.2. При получении
неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей
проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из той же выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
4.3. Показатель по
п. 7 "Индукционный период" изготовитель проверяет периодически не
реже одного раза в квартал.
При получении
неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит
испытания по данному показателю в категорию приемо-сдаточных до получения
положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.
5. Методы
испытаний
5.1. Отбор проб
бензина автомобильного неэтилированного производят по ГОСТ 2517. Объем
объединенной пробы - 4 куб. дм для каждой марки.
5.2. Определение
содержания механических примесей. Бензин, налитый в стеклянный цилиндр
диаметром 40-50 мм, должен быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших
на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе воды.
5.3. Если в таблице
Технических требований предусмотрены два метода определения показателя, то при
возникновении разногласий в оценке качества испытания проводят по первому
методу.
6.
Транспортировка и хранение
6.1.
Транспортировка и хранение автомобильных бензинов - по ГОСТ 1510.
7. Гарантии
изготовителя
7.1. Изготовитель
гарантирует соответствие качества автомобильных бензинов требованиям настоящих
технических условий при соблюдении потребителем требований транспортировки и
хранения, установленных техническими условиями.
7.2. Гарантийный
срок хранения бензина устанавливается 1 год со дня изготовления.
Приложение А
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ФАКТИЧЕСКИХ СМОЛ
Сущность метода
заключается в выпаривании испытуемого бензина под струей водяного пара в
условиях испытания и служит для условной оценки склонности испытуемого продукта
к смолообразованию при его применении в двигателе.
1.
Аппаратура, материалы и реактивы
Прибор типа ПОС в комплекте.
Воронка В-36-80ХС,
В-56-80ХС по ГОСТ 25336.
Эксикатор 2 по ГОСТ
25336.
Пипетки 1-1-10,
1-1-20, 2-1-10, 2-1-20, 1-1-25, 2-1-25 по ГОСТ 29169.
Цилиндры 1-25,
1-50, 1-100, 2-25, 2-50, 2-100 по ГОСТ 1770.
Толуол по ГОСТ 9880
или по ГОСТ 14710.
Ацетон по ГОСТ 2603
или по ГОСТ 2768.
Спирт этиловый
ректификационный технический по ГОСТ 18300.
Натрий сернокислый
по ГОСТ 4166, свежепрокаленный.
Вода дистиллированная по ГОСТ 6709.
Бумага
фильтровальная по ГОСТ 12026.
Весы лабораторные с
погрешностью взвешивания не более 0,0002 г.
Термометры ТЛ-2 по
ТУ 25-2021.003.
2.
Подготовка к испытанию
2.1. Прибор типа ПОС собирают и подготавливают в соответствии с инструкцией
по эксплуатации.
2.2. Устанавливают
температуру испытания бензина (160 3) С.
2.3.
Стаканы для определения фактических смол, нижние концы трубок, расположенных на
крышках и подающих в стаканы пар, тщательно промывают растворителем (толуолом,
ацетоном или спиртотолуольной смесью 1:4) как снаружи, так и внутри.
2.4. Подготовленные
по п. 2.3 стаканы ставят в карманы прибора, нагретого до температуры испытания,
плотно закрывают крышками и выдерживают 20 мин., после чего снимают крышки и
через 2 мин. стаканы вынимают щипцами из карманов, охлаждают 40 мин. в
эксикаторе и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г.
2.5. Подлежащий
испытанию бензин фильтруют через бумажный фильтр. При наличии явных следов воды
испытуемый бензин взбалтывают со свежепрокаленным сернокислым натрием в течение
10-15 мин. и фильтруют.
3.
Проведение испытаний
3.1. В стаканы для
воды наливают с помощью измерительного цилиндра дистиллированную воду в количестве
25 куб. см.
3.2. Измерительным
цилиндром или пипеткой отмеряют в два стакана 25 куб. см испытуемого бензина.
3.3. Стаканы с
испытуемым бензином помещают в гнезда прибора, нагретого до температуры (160 3)
С. Гнезда осторожно и плотно закрывают крышками так, чтобы ниппели вошли в
каналы на крышке, а пришлифованные плоскости крышек и карманов герметически
соприкасались, не пропуская пары испытуемого бензина.
3.4. Немедленно
после этой операции два стакана с водой ставят в гнезда и также плотно
закрывают крышками. Спустя 60 мин. после того, как были поставлены стаканы с
водой, открывают крышки гнезд и через 2 мин. щипцами вынимают стаканы из гнезд.
3.5. Стаканы со
смолами помещают в эксикатор, охлаждают 40 мин. и взвешивают с погрешностью не
более 0,0002 г.
4.
Обработка результатов
4.1. Концентрацию
фактических смол (Х) в миллиграммах на 100 куб. см испытуемого продукта в
каждом стакане вычисляют по формуле:
(m1 - m ) 100
Х =
──────────────── ,
V
где: m1 -
масса стакана со смолами, мг;
m - масса чистого сухого стакана,
мг;
V -
объем испытуемого продукта, налитого в стакан
для испытания, куб. см.
4.2. Расхождения
между результатами двух параллельных определений концентраций фактических смол
не должны превышать 2 мг на 100 куб. см.
Концентрация
фактических смол до 2 мг на 100 куб. см испытуемого продукта оценивается как их
отсутствие.
4.3. Результаты
отдельных испытаний одного и того же бензина сравнимы между собой только в том
случае, если между испытаниями прошло не более 5 суток.
4.4. За результат
испытаний принимают среднеарифметическое двух
параллельных определений. Результат испытания округляют до целых единиц.
Приложение 2
к распоряжению Мэра
Москвы
от 20 июня 1997 г.
N 483-РМ
Согласовано
Начальник Московской
транспортной
инспекции
Н.С. Кушелев
21 мая 1997 года
Утверждаю
Председатель
экспертного Совета
по улучшению
экологических характеристик
моторных топлив,
масел и присадок к ним,
председатель
Москомприроды
А.Г. Ишков
29 апреля 1997 года
ТЕХНИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
К КАЧЕСТВУ
ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ
СВОЙСТВАМИ
(ГОРОДСКИЕ) ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ В МОСКВЕ
Настоящие
Технические требования распространяются на топливо дизельное с улучшенными
экологическими свойствами (городское) из продуктов переработки нефти (далее по
тексту - топливо дизельное).
Топливо дизельное
предназначено для быстроходных дизелей и газотурбинных двигателей наземной и
судовой техники.
Топливо дизельное
должно изготовляться в соответствии с требованиями настоящих Технических
требований по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении
партий, прошедших квалификационные испытания и допущенных к применению в
установленном порядке.
При производстве
топлива дизельного разрешается использовать антидымные, депрессорные присадки,
допущенные к применению в установленном порядке при наличии гигиенического
сертификата. Топливо дизельное должно иметь сертификат соответствия.
Требования,
предъявляемые при сертификации на соответствие дизельного топлива, приведены в
таблице 2.
1. Марки
1.1.
Устанавливаются следующие марки топлива дизельного с улучшенными экологическими
свойствами (городское):
- ДЭК-Л - летнее,
рекомендуемое для применения при температуре окружающего воздуха минус 5 С и выше;
- ДЭК-З - зимнее,
рекомендуемое для применения при температуре окружающего воздуха минус 25 С и выше;
- ДЭКп-Л - летнее с
присадкой, рекомендуемое для применения при температуре окружающего воздуха
минус 5 С и выше;
- ДЭКп-З минус 15 С - зимнее с присадкой, рекомендуемое для применения при
температуре окружающего воздуха минус 15 С и выше;
- ДЭКп-З минус 25 С - зимнее с присадкой, рекомендуемое для применения при
температуре окружающего воздуха минус 25 С и выше.
1.2. Коды ОКП
топлива дизельного приведены в таблице 1.
Таблица 1
┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│ Марка топлива │ Код ОКП │
├──────────────────────────────┴─────────────────────────────────┤
│ ДЭК-Л 02 5131 1800 │
│ ДЭК-Л - 0,05-40 02 5131 1801 │
│ ДЭК-Л - 0,05-62 02 5131 1803 │
│
│
│ ДЭК-З 02 5132 1300 │
│ ДЭК-З - 0,05 02 5132 1301 │
│
│
│ ДЭКп-Л 02 5131 1900 │
│ ДЭКп-Л - 0,05-40 02 5131 1901 │
│ │
│ ДЭКп-Л - 0,05-62 02 5131 1903 │
│
│
│ ДЭКп-З, минус 15 С 02 5132 1400 │
│ ДЭКп-З, минус 15 С
- 0,05 02 5132 1401 │
│
│
│ ДЭКп-З, минус 25 С 02 5132 1500 │
│ ДЭКп-З, минус 25 С
- 0,05 02 5132 1501 │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
1.3. В условное
обозначение топлива дизельного летнего должны входить массовая доля серы и
температура вспышки; для топлива дизельного зимнего без присадки - массовая
доля серы; для топлива дизельного зимнего с присадкой - температура
фильтруемости и массовая доля серы.
Примеры условного
обозначения
Топливо дизельное с
улучшенными экологическими свойствами (городское) летнее с массовой долей серы
до 0,05% и температурой вспышки 40 С:
"Топливо
дизельное ДЭК-Л-0,05-40, ТУ 38.401-58-170-96".
Топливо дизельное с
улучшенными экологическими свойствами (городское) летнее с присадкой с массовой
долей серы до 0,10% и температурой вспышки 40 С:
"Топливо
дизельное ДЭКп-Л-0,05-40, ТУ 38.401-58-170-96".
Топливо дизельное с
улучшенными экологическими свойствами (городское) зимнее с массовой долей серы
до 0,05%:
"Топливо
дизельное ДЭК-З-0,05, ТУ 38.401-58-170-96".
Топливо дизельное с
улучшенными экологическими свойствами (городское) зимнее с присадкой с предельной
температурой фильтруемости минус 15 С и массовой долей
серы до 0,05%:
"Топливо
дизельное ДЭКп-З, минус 15 С-0,05, ТУ 38.401-58-170-96".
2.
Технические требования
2.1. Топливо
дизельное должно соответствовать требованиям и нормам настоящих Технических
требований, указанных в таблице 2.
2.2. Упаковка,
маркировка топлива дизельного - по ГОСТ 1510. Маркировка, характеризующая
транспортную опасность топлива дизельного, - по ГОСТ 19433: класс - 3; подкласс
- 3.3; знак опасности - 3313; номер ОНН - 1202.
Маркировку
дизельного топлива, получившего сертификат соответствия, - по ГОСТ Р-50460.
Место нанесения
знака указывается в сертификате соответствия.
Таблица 2
┌───────────────┬───────────────────────────────────────┬───────────────┐
│ │ Значения для марок │ │
│Наименование
├───────┬───────┬───────┬───────┬───────┤ Метод
│
│показателя │ ДЭК-Л │ ДЭК-З │ДЭКп-Л
│ДЭКп-З │ДЭКп-З │
испытания │
│ │ │ │ │минус │минус │ │
│ │ │ │ │15 С │25 С
│ │
├───────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────────────┤
│ 1
│ 2 │
3 │ 4
│ 5 │
6 │ 7
│
├───────────────┼───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────────────┤
│1.
Цетановое │
│
│число, │
│
│не
менее │ 49 45
49 45
45 по ГОСТ 3122 │
│ │ или по
п. 5.2 │
│ │ настоящих ТУ │
│ │
│
│2.
Фракционный │
│
│состав: │
│
│ 50% перегоня-│
│
│ется
при тем-
│ │
│пературе,
С, │
│
│не
выше │280 280
280 280 280
по ГОСТ 2177 │
│ 96% перегоня-│ или
ASTMД 86 │
│ется
при тем-
│
│
│пературе (ко-
│
│
│нец
перегон- │
│
│ки), С,
│ │
│не
выше │360 340
360 360 360 │
│ │
│
│3.
Кинематиче- │ │
│ская
вязкость │
│
│при
20 С, мм/с │3,0-6,0 1,8-5,0 3,0-6,0 1,8-6,0
1,8-6,0 по ГОСТ 33 │
│ │ или ISO
3104 │
│ │ или ASTMД 445 │
│ │
│
│4.
Температура │
│
│застывания,
С, │минус минус минус
минус минус по ГОСТ 20287 │
│не
выше │ 10 35
10 25 35
с дополнением │
│ │ по п.
5.3 нас- │
│ │ тоящих
ТУ или │
│ │ ASTMД 97 │
│ │
│
│5.
Предельная │
│
│температура │ │
│фильтруемости,
│минус минус минус
минус минус по ГОСТ 22254 │
│С,
не выше │ 5
25 5 15
25 или EN 116 │
│ │
│
│6.
Температура │
│
│вспышки, │
│
│определяемая │
│
│в
закрытом │ │
│тигле,
С,
│
│
│не
ниже: │
│
│ для
тепловоз-│
│
│ных
дизелей и │
│
│газовых
турбин │ 62 40 62
40 40 по ГОСТ 6356 │
│ для дизелей
│ или ISO
2719 │
│общего │ или ASTMД
93 │
│назначения │ 40 35
40 35 35 │
│ │
│
│7.
Массовая │
│
│доля
серы, %, │
│
│не
более, в │
│
│топливе
│ 0,05 0,05
0,05 0,05 0,05 по ГОСТ 19121 │
│ │ или ГОСТ Р50442
│
│ │ или ASTMД 4294 │
│ │ или ASTMД 1266 │
│ │ │
│8. Массовая
│
│
│доля
меркап- │
│
│тановой
серы, │
│
│%,
не более │ 0,01
0,01 0,01 0,01
0,01 по ГОСТ 17323 │
│ │ или ASTMД 3227 │
│ │
│
│9. Содержание
│ │
│сероводорода │отсутствие отсутствие отсутствие
по ГОСТ 17323 │
│ │
│
│10. Испытание
│ │
│на
медной │
│
│пластинке │выдерживает выдерживает
выдерживает по ГОСТ 6321 │
│ │
│
│11. Содержание │
│
│водораствори- │
│
│мых
кислот и │
│
│щелочей │отсутствие отсутствие отсутствие
по ГОСТ 6307 │
│ │
│
│12. Кислот-
│
│
│ность,
мг КОН │ │
│на
100 куб. см │
│
│топлива, │
│
│не
более │ 5,0
5,0 5,0 5,0
5,0 по ГОСТ 5985 │
│ │ │
│13. Йодное
│
│
│число,
г йода
│
│
│на
100 г │ │
│топлива, │
│
│не
более │ 5,0
5,0 5,0 5,0
5,0 по ГОСТ 2070 │
│ │
│
│14.
Зольность, │
│
│%, не более
│ 0,01 0,01
0,01 0,01 0,01 по ГОСТ 1461 │
│ │ или ГОСТ
28583 │
│ │ или ISO 6245 │
│ │ или ASTMД 482 │
│ │
│
│15. Коксуе-
│ │
│мость
10%-ного │
│
│остатка,
%, │
│
│не
более │ 0,3
0,3 0,3 0,3
0,3 по ГОСТ 19932 │
│ │ или ISO
6615 │
│ │ или ASTMД 189 │
│ │
│
│16. Коэффициент│ │
│фильтруемости │
│
│(до введения
│
│
│присадки
в
│
│
│топливо), │
│
│не
более │ 2
2 2 2
2 по ГОСТ 19006 │
│ │
│
│17. Содержание │ │
│механических │
│
│примесей │отсутствие отсутствие отсутствие
по ГОСТ 6370 │
│ │ │
│18. Содержание │
│
│воды │отсутствие отсутствие отсутствие
по ГОСТ 2477 │
│ │ или ISO
3733 │
│ │
│
│19.
Цвет в
│
│
│единицах ЦНТ,
│
│
│не
более │ 2,0
2,0 2,0 2,0
2,0 по ГОСТ 20284 │
│ │ или ГОСТ
28582 │
│ │
│
│20.
Плотность │
│
│при
20 С,
│
│
│кг/куб. м,
│
│
│не
более │860 860
860 860 860
по ГОСТ 3900 │
│ │ или ISO 3675 │
│ │
│
│ │
│
│21.
Дымность │
│
│отработавших │
│
│газов
для
│
│
│топлив
с анти- │
│
│дымной
присад- │ │
│кой,
ед. БОШ, │
│
│не
более │- -
2,5 2,5 2,5
РД 37.001.698-96│
│ │ │
│22.
Содержание │
│
│антидымной │
│
│присадки,
% │- -
0,1-0,2 0,1-0,2 0,1-0,2 метод
разраба- │
│ │ тывается │
│ │
│
│23.
Компонент- │уточняется для обеспечения
перспективных норм │
│ный
состав │по выбросам вредных
веществ с отработавшими │
│ │газами
│
└───────────────┴───────────────────────────────────────────────────────┘
Примечания:
1. При изготовлении
дизельного топлива с присадками изготовитель указывает в паспорте наименование
и содержание вводимых в топливо присадок. Содержание присадок гарантируется
технологией.
2. Допускается
выработка и применение топлива марки "летнее" с температурой
застывания не выше 0 С (без определения температуры
фильтруемости) и содержанием воды не более "следы" с 1 апреля по 1
октября.
3. При изготовлении
дизельных топлив марки "зимнее" с депрессорной присадкой нормируется
температура помутнения по ГОСТ 5066 (метод Б, пп.
3.3.4 или ASTM Д 2500) для марки ДЭКп-З, минус 15 С - не выше минус 5 С; для
марки ДЭКп-З, минус 25 С - не выше минус 15 С.
4. При постановке
топлива с присадкой на производство и при сертификации проводят испытания и по
показателю "Дымность отработавших газов" (с нормой не более 2,5 ед.
БОШ), определяемому по приложению А настоящих
Технических требований.
5. Допускается
изготовление и применение при температуре окружающего воздуха минус 15 С и выше дизельного топлива марки ДЭКп-З минус 15 С без
депрессорной присадки с маркировкой ДЭК-З минус 15 С.
3.
Требования безопасности
3.1. Топливо
дизельное является малоопасным продуктом и по степени воздействия на организм
человека относится к 4 классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
3.2. Предельно
допустимая концентрация паров в воздухе рабочей зоны - 300 мг/куб. м в
соответствии с ГОСТ 12.1.005. ПДК в воздухе рабочей зоны определяется
хроматографическим методом или другим метрологически аттестованным методом. Для
контроля концентрации паров углеводородов в воздухе рабочей зоны допускается
использовать универсальный газоанализатор УГ-2 или другой прибор аналогичного
назначения.
Предельно
допустимая концентрация максимально разовая (ПДК м.р.) для газов топлива в
атмосферном воздухе населенной местности - 1,0 мг/куб. м согласно списку N
3086-84.
Охрана атмосферы
воздуха осуществляется в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.
Содержание топлива
дизельного в питьевой воде недопустимо и определяется наличием масляной пленки
на поверхности воды.
3.3. Топливо
дизельное раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и
возникновение кожных заболеваний.
3.4. При длительном
контакте с дизельным топливом оно вызывает изменения функций центральной
нервной системы, повышенную заболеваемость органов дыхания у человека.
3.5. Топливо
дизельное не обладает способностью образовывать токсичные соединения в
воздушной среде и сточных водах в присутствии других веществ или факторов при
температуре окружающей среды.
3.6. В соответствии
с ГОСТ 12.1.044 топливо дизельное представляет собой легковоспламеняющуюся
жидкость с температурами вспышек:
- для топлив
тепловозных дизелей и газовых турбин марок: "летнее" - выше 62 С; "зимнее" - выше 40 С;
- для топлив
дизелей общего назначения марок: "летнее" - выше 40
С; "зимнее" - выше 35 С.
Температура
самовоспламенения топлива дизельного марок: "летнее" - 300 С; "зимнее" - 310 С.
Температурные
пределы распространения пламени для марок: "летнее" - нижний 69 С, верхний 119 С; "зимнее" - нижний 62 С, верхний
105 С.
Взрывоопасная
концентрация паров топлива в смеси с воздухом составляет 2-3% (по объему).
3.7. При загорании
топлива дизельного применяют следующие средства пожаротушения: углекислый газ,
химическая пена, перегретый пар, распыленная вода, порошок ПСБ-3; в помещениях
- объемное тушение.
3.8. В помещениях
для хранения и эксплуатации топлива дизельного запрещается обращение с открытым
огнем; электрооборудование, электрические сети и арматура искусственного
освещения должны быть выполнены во взрывобезопасном исполнении.
При работе с
топливом дизельным не допускается использовать инструменты, дающие при ударе
искру.
Емкости, в которых
хранится и транспортируется топливо дизельное, должны быть защищены от
статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.
3.9. Помещения, в
которых проводят работы с топливом дизельным, должны быть снабжены общеобменной
приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей
требованиям ГОСТ 12.4.021.
В местах возможного
выделения химических веществ в воздухе рабочей зоны должны быть оборудованы
местные вытяжные устройства.
В помещениях для
хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие
окислители.
3.10. При разливе
дизельного топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива
промыть мыльным раствором, затем промыть горячей водой и протереть сухой
тканью.
При разливе на
открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и
обезвреживанием в соответствии с СанПиН N 3183-84.
3.11. Основными
средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий топлива дизельного
является использование в технологических процессах и операциях, связанных с
производством, транспортировкой и хранением данного продукта, герметичного
оборудования.
При производстве,
хранении и применении топлива дизельного должны быть предусмотрены меры,
исключающие попадание топлива в системы бытовой и ливневой канализации, а также
в открытые водоемы.
3.12. Необходимыми
мерами предосторожности при работе с дизельным топливом является применение
средств индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011 и ГОСТ 12.4.103.
В местах с
концентрацией паров топлива, превышающей ПДК, применяют противогазы марок А, БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные в
соответствии с ГОСТ 12.4.034.
При попадании
топлива дизельного на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно
промыть кожу водой с мылом; при попадании на слизистую оболочку глаз обильно
промыть теплой водой.
Для защиты кожи рук
применять рукавицы, мази и пасты в соответствии с ГОСТ 12.4.068.
3.13. Все
работающие с топливом дизельным должны проходить периодические и
предварительные при приеме на работу медицинские осмотры согласно приказу МЗ и
МП и ГКСН 280/88 и приказу МЗ N 90-96.
К работе по
производству топлива дизельного не должны допускаться лица моложе 18 лет.
4. Правила
приемки
4.1. Топливо
дизельное принимают партиями.
Партией считается
любое количество топлива дизельного, изготовленного в ходе технологического
цикла по утвержденной технологии, однородного по показателям качества,
сопровождаемого одним документом о качестве, выданным при приемке на основании
испытания объединенной пробы.
4.2. Показатели по
п. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18 гарантируются технологией производства
и определяются периодически, но не реже одного раза в квартал.
4.3. При получении
неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по
нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же
выборки.
4.4. При получении
неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит
испытания по данному показателю в категорию приемо-сдаточных до получения
положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.
5. Методы
испытаний
5.1. Пробы топлива
дизельного отбирают по ГОСТ 2517.
Объем объединенной
пробы - не менее 2 куб. дм топлива каждой марки.
5.2. Цетановое
число (цетановый индекс) для топлива дизельного, получаемого из продуктов
прямой перегонки нефти, допускается определять расчетным методом по ГОСТ 27768.
5.3. Показатель
"Температура застывания" топлива дизельного определяют по ГОСТ 20287
без предварительного и последующего подогрева топлива до 50 С.
5.4. Если в таблице
Технических требований предусмотрены два метода определения показателя, то при
возникновении разногласий в оценке качества испытания проводят по первому
методу. При оценке содержания серы - метод ASTM Д
4294.
6.
Транспортировка и хранение
6.1.
Транспортировка и хранение топлива дизельного по ГОСТ 1510.
7. Гарантии
изготовителя
7.1. Изготовитель
гарантирует соответствие топлива дизельного требованиям настоящих Технических
требований при соблюдении условий транспортировки и хранения.
7.2. Гарантийный
срок хранения топлива дизельного - один год со дня изготовления.
Приложение 3
к распоряжению Мэра
Москвы
от 20 июня 1997 г.
N 483-РМ
ЭТАПЫ
ПЕРЕХОДА К
РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ
ТОЛЬКО МОТОРНЫХ
ТОПЛИВ С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ
ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
┌───────────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│Этапы
и перечень работ
│Сроки │
│
│внедрения │
├───────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ Первый этап │ │
│Осуществление
Московской транспортной │III квартал │
│инспекцией
контроля за качеством бензинов │1997 г. │
│и
дизельных топлив без присадок по │ │
│введенным
требованиям.
│ │
│Проведение
поставщиками и потребителями
│ │
│топлив
мероприятий по подготовке к реа-
│ │
│лизации
и применению бензинов и дизельных
│ │
│топлив
с присадками, улучшающими экологи-
│ │
│ческие
показатели
│ │
│ │ │
│ Второй этап │ │
│Переход
на реализацию в Москве и применение│ │
│бензинов
и дизельных топлив с присадками,
│ │
│улучшающими экологические показатели: │ │
│а)
на муниципальном транспорте
│IV квартал │
│
│1997 г. │
│б)
на остальном транспорте
│I квартал │
│
│1998 г. │
│
│ │
│ Третий этап │ │
│Реализация
бензинов и дизельных топлив │1999
- │
│с
перспективным составом, способствующим
│2000 гг. │
│обеспечению
перспективных норм по выбро-
│ │
│сам
вредных веществ с отработавшими газами │ │
│автомобилей │ │
└───────────────────────────────────────────┴────────────────────┘
Приложение 4
к распоряжению Мэра
Москвы
от 20 июня 1997 г.
N 483-РМ
ПОКАЗАТЕЛИ
КАЧЕСТВА МОТОРНЫХ
ТОПЛИВ С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ
ХАРАКТЕРИСТИКАМИ В
МЕСТАХ ИХ ПРОИЗВОДСТВА, ХРАНЕНИЯ
И РЕАЛИЗАЦИИ
Для автомобильных
бензинов:
- массовая
концентрация свинца - 0,013 г Pb/1 дм куб. бензина;
- массовая доля
серы - не более 0,05%;
- объемная доля
бензола - не более 5%;
- октановое число -
по нормам пункта 1 приложения 1.
Для дизельных
топлив:
- массовая доля
серы - не более 0,05%;
- коэффициент
фильтруемости - не более 3;
- температура
помутнения и предельная температура фильтруемости определяется в период с 1
октября по 1 апреля по нормам приложения 2.
Контроль других
показателей качества топлив по перечню приложений 1 и 2 устанавливается
решением Московской транспортной инспекции.