24 мая 2000 года N 13
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О КАЧЕСТВЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
Настоящий Закон
регулирует отношения в области обеспечения качества и безопасности для жизни и
здоровья людей пищевых продуктов, изготавливаемых и находящихся в обороте на
территории города Москвы.
Статья 1.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе
используются следующие основные понятия:
- пищевые продукты
и иные продукты, обычно употребляемые человеком в пищу, - продукты в
натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том
числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная
питьевая вода, алкогольная продукция, пиво, безалкогольные напитки, жевательная
резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически
активные добавки;
- продукты детского
питания - специализированные пищевые продукты, отвечающие физиологическим
особенностям детского организма;
- продукты
диетического питания - специализированные пищевые продукты, предназначенные для
целей профилактического и лечебного питания;
- продовольственное
сырье - сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и
искусственного происхождения и вода, используемые для производства пищевых
продуктов;
- пищевые добавки -
природные или искусственные вещества, соединения, преднамеренно вводимые в
пищевые продукты с целью их сохранения и (или) придания им заданных свойств;
- биологически
активные добавки - концентраты природных (идентичные природным)
биологически активных веществ, предназначенные для непосредственного приема с
пищей или введения в состав пищевых продуктов;
- качество пищевых
продуктов - совокупность свойств и характеристик пищевых продуктов, способных
удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности;
- безопасность
пищевых продуктов - состояние, при котором риск вреда или ущерба потребителю
ограничен допустимым уровнем;
- пищевая ценность
пищевого продукта - комплекс свойств пищевых продуктов, обеспечивающих
физиологические потребности человека в энергии и основных пищевых веществах;
- удостоверение
качества и безопасности пищевых продуктов - документ, в котором изготовитель
пищевых продуктов удостоверяет соответствие качества и безопасности партии
пищевых продуктов требованиям нормативной, технической документации и
требованиям действующего законодательства;
- нормативная
документация - государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и
нормы, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их
изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования, утилизации или
уничтожению некачественных и опасных пищевых продуктов;
- техническая
документация - документы, в соответствии с которыми осуществляются
изготовление, хранение, перевозки и реализация пищевых продуктов (технические
условия, технологические инструкции, рецептуры и другие);
- оборот пищевых
продуктов - движение пищевых продуктов в результате сделок гражданско -
правового характера (в том числе купля - продажа, включая экспорт и импорт, и
иные способы передачи пищевых продуктов, оказание услуг в сфере розничной
торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, далее -
реализация), а также хранение, перевозки пищевых продуктов;
-
фальсифицированные пищевые продукты - пищевые продукты, умышленно измененные
(поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых
является заведомо неполной или недостоверной;
- утилизация
пищевых продуктов - использование некачественных и опасных пищевых продуктов в
целях, отличных от тех, для которых пищевые продукты предназначены и в которых
обычно используются;
- продукция
животноводства - мясо и другие пищевые продукты, полученные в результате убоя
животных, молоко, яйца, рыба, мед, используемые в пищу, а также
продовольственное сырье животного происхождения;
- срок годности -
период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для
использования по назначению;
- техническая
экспертиза - проверка соблюдения правил построения, изложения и оформления
технической документации на новые виды пищевых продуктов и соответствия их
опытных образцов требованиям и нормам, определяющим показатели качества и
потребительские характеристики продукции;
- контроль
(инспектирование) качества и безопасности пищевых продуктов - проверка
соответствия количественных и качественных характеристик продукции и процесса
производства, от которых зависит качество продукции, установленным техническим
требованиям, а также получение информации о состоянии объекта контроля и
сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями,
зафиксированными в нормативной и технической документации и в соответствующих
законодательных актах Российской Федерации и города Москвы.
Статья 2.
Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности
пищевых продуктов
Отношения в области
обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, изготавливаемых и
находящихся в обороте на территории города Москвы, регулируются федеральными
законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим
Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 3.
Требования к пищевым продуктам, находящимся в обороте
1. В обороте могут
находиться пищевые продукты, соответствующие требованиям нормативной и
технической документации к их качеству и безопасности и прошедшие
государственную регистрацию в соответствии с действующим законодательством.
2. Не могут
находиться в обороте пищевые продукты, которые:
- не имеют
документов, подтверждающих качество и безопасность пищевых продуктов
и их происхождение;
- не имеют
установленных сроков годности (пищевые продукты, в отношении которых
установление сроков годности является обязательным) или сроки
годности которых истекли;
- не имеют
маркировки, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации;
- не соответствуют
другим условиям оборота, определенным действующим законодательством.
Статья 4.
Информация о качестве и безопасности пищевых продуктов
1. Индивидуальные
предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению
и обороту пищевых продуктов, обязаны представлять потребителям, а также органам
государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве
и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативной и
технической документации при изготовлении и обороте пищевых продуктов.
2. Уполномоченные органы государственного надзора и контроля
обеспечивают в соответствии с их компетенцией органы государственной власти,
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о
качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативной
документации при их изготовлении и обороте, их обязательной сертификации и
мерах по предотвращению реализации некачественных и опасных пищевых продуктов
на потребительском рынке.
Статья 5.
Организация надзора и контроля за качеством и
безопасностью пищевых продуктов, изготавливаемых и находящихся в обороте на
территории города Москвы
1.
Государственный надзор и контроль за качеством и
безопасностью пищевых продуктов осуществляются специально уполномоченными
федеральными и городскими органами в соответствии с их компетенцией.
2. Координация
деятельности органов государственного надзора и контроля за
качеством и безопасностью пищевых продуктов на территории города Москвы
осуществляется коллегиальным межведомственным координирующим советом,
действующим в соответствии с Положением, утвержденным Правительством Москвы.
3. Качество и
безопасность пищевых продуктов должны определяться по методикам, утвержденным
Госстандартом России.
Статья 6.
Оценка и подтверждение соответствия требованиям нормативной и технической
документации пищевых продуктов
1. Предназначенные
для реализации определенные виды пищевых продуктов подлежат оценке и
подтверждению соответствия требованиям нормативной и технической документации.
2. Подтверждение
соответствия пищевых продуктов требованиям нормативной и технической
документации осуществляется изготовителем в установленном законодательством
порядке.
3. Отдельные виды
пищевых продуктов, перечень которых определяется Правительством Российской
Федерации, подлежат обязательной сертификации.
Обязательная
сертификация и гигиеническая оценка пищевых продуктов, закупаемых на средства
города и изготавливаемых в Москве, проводятся по согласованию с коллегиальным
межведомственным координирующим советом города Москвы в органах, уполномоченных
для этих целей Госстандартом России и Минздравом России.
Организация и
проведение обязательной сертификации осуществляются в соответствии с
требованиями федерального законодательства.
4. В случае, если изготовитель сертифицированных пищевых продуктов
нарушает установленные нормативной документацией требования, орган, выдавший
соответствующий сертификат, приостанавливает действие сертификата на период
устранения выявленных нарушений, а при невозможности устранить нарушения
аннулирует сертификат.
5. Орган,
осуществляющий экспертизу качества и безопасности пищевых продуктов, несет
ответственность за качество проведения экспертизы.
Статья 7.
Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
деятельность в области изготовления пищевых продуктов в городе Москве
1. В целях
обеспечения полной и достоверной информации о производителях пищевых продуктов
специально уполномоченный орган городской администрации ведет реестр
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность
в области изготовления пищевых продуктов. Порядок ведения реестра определяется
Правительством Москвы. Плата за внесение юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей в реестр не взимается.
2. Специально
уполномоченный орган городской администрации для получения необходимых данных
по ведению реестра пользуется на льготных условиях Единым общегородским
реестром предприятий, держателем которого является Московская регистрационная
палата.
3. Московская
регистрационная палата обеспечивает передачу специальному уполномоченному
органу городской администрации необходимой информации в 10-дневный срок.
Статья 8.
Требования к обеспечению качества и безопасности новых видов пищевых продуктов
при их разработке и постановке на производство
1. При разработке новых видов пищевых продуктов производитель обязан
устанавливать и обосновывать в технической документации показатели качества и
безопасности, сроки годности, условия и режим хранения, требования к их упаковке,
маркировке, информации о таких пищевых продуктах, условиям изготовления и
оборота новых видов пищевых продуктов в соответствии с методиками испытаний, а
также выполнение других условий, определенных действующим законодательством.
Производитель новых
видов пищевых продуктов разрабатывает программы производственного контроля за качеством и безопасностью новых видов пищевых
продуктов.
Показатели качества
и безопасности пищевых продуктов устанавливаются не ниже требований нормативной
документации для соответствующих видов пищевых продуктов.
Обоснование сроков
годности проводится на основании исследований органов здравоохранения
Российской Федерации.
2. Проекты
технической документации и опытные образцы новых видов пищевых продуктов
подлежат санитарно - эпидемиологической экспертизе в органах по санитарно -
эпидемиологическому надзору, ветеринарно - санитарной экспертизе - в органах
ветеринарной службы, технической экспертизе - в уполномоченном органе по
качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и могут быть
утверждены организацией - заказчиком при получении положительных заключений.
Требования
утвержденной технической документации являются обязательными для индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению
и обороту конкретных видов пищевых продуктов.
3. Новые виды
пищевых продуктов допускаются к изготовлению после государственной регистрации
в соответствии с действующим законодательством.
Статья 9.
Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их
изготовлении
1. Изготовление
пищевых продуктов осуществляется только в соответствии с нормативной и
технической документацией.
2. Для изготовления
пищевых продуктов применяется продовольственное сырье, качество и безопасность
которого соответствует требованиям нормативной документации.
При изготовлении
продовольственного сырья допускается использование только тех кормовых добавок,
стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов, лекарственных
средств), пестицидов, агрохимикатов, которые прошли санитарно - гигиеническую
экспертизу и государственную регистрацию в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Продовольственное
сырье животного происхождения допускается для изготовления пищевых продуктов
только после проведения ветеринарно - санитарной экспертизы и получения
изготовителем заключения органов ветеринарной службы, удостоверяющего
соответствие продовольственного сырья животного происхождения требованиям
ветеринарных правил и норм.
3. При изготовлении
продуктов детского питания и продуктов диетического питания не допускается
использование продовольственного сырья, изготовленного с использованием
кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов,
отдельных видов лекарственных средств), пестицидов, агрохимикатов и других
опасных для здоровья человека веществ и соединений.
4. Пищевые добавки,
используемые при изготовлении пищевых продуктов, и биологически активные
добавки не должны причинять вред жизни и здоровью человека.
При изготовлении
пищевых продуктов, а также для употребления в пищу могут быть использованы
только те пищевые добавки и биологически активные добавки, которые прошли
государственную регистрацию в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
5. Используемые в
процессе изготовления пищевых продуктов материалы и изделия должны
соответствовать требованиям нормативной документации к качеству и безопасности
таких материалов и изделий.
6. Изготовитель
обязан проверить и подтвердить качество и безопасность пищевых продуктов и
передать покупателю вместе с пищевыми продуктами документ, удостоверяющий их
качество и безопасность.
7. Изготовитель
пищевых продуктов обязан немедленно приостановить производство некачественных и
опасных пищевых продуктов на срок, необходимый для устранения причин, повлекших
за собой изготовление таких пищевых продуктов. В случае,
если устранить такие причины невозможно, изготовитель обязан прекратить
производство некачественных и опасных пищевых продуктов, изъять их из оборота,
обеспечив возврат, организовать в установленном порядке проведение их
экспертизы, утилизацию или уничтожение.
Статья 10.
Требования по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их
расфасовке, упаковке и маркировке
1. Пищевые продукты
должны быть расфасованы и упакованы в соответствии с требованиями нормативной и
технической документации такими способами, которые позволяют обеспечить
сохранение качества и безопасности при их хранении, перевозках и реализации.
2. Индивидуальные
предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку
пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования нормативной и технической
документации к расфасовке и упаковке пищевых продуктов, их маркировке, а также
к используемым для упаковки и маркировки пищевых продуктов материалам.
3. Маркировка
пищевых продуктов осуществляется ее изготовителем (упаковщиком) и должна
соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Статья 11.
Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их
хранении и перевозках
1. Хранение и
перевозки пищевых продуктов должны осуществляться в условиях, обеспечивающих
сохранение их качества и безопасности.
2. Индивидуальные
предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых
продуктов, обязаны соблюдать требования нормативной документации к условиям
хранения и перевозки пищевых продуктов.
3. Для перевозки
пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или
специально оборудованные для таких целей транспортные средства, имеющие
оформленные в установленном порядке санитарные паспорта.
4. Хранение пищевых
продуктов допускается в специально оборудованных помещениях, сооружениях,
которые должны соответствовать требованиям строительных, санитарных и
ветеринарных правил и норм.
5. В случае, если при хранении, перевозках пищевых продуктов допущены
нарушения, приведшие к утрате пищевыми продуктами соответствующего качества и
приобретению ими опасных свойств, индивидуальные предприниматели и юридические
лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, обязаны
информировать об этом владельцев и получателей пищевых продуктов.
Такие пищевые
продукты не подлежат реализации и направляются на экспертизу, по результатам
которой утилизируются или уничтожаются.
Статья 12.
Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их
реализации
1. При реализации
пищевых продуктов индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны
соблюдать требования нормативной документации.
2. Реализация
владельцем на рынках продукции животноводства и растениеводства непромышленного
изготовления, предназначенной для использования в пищу, допускается только
после проведения ветеринарно - санитарной экспертизы и получения продавцами
заключений государственной ветеринарной службы, удостоверяющих соответствие
такой продукции требованиям ветеринарных правил и норм.
3. В случае, если при реализации пищевых продуктов допущены нарушения,
приведшие к утрате пищевыми продуктами соответствующего качества и (или)
приобретению ими опасных свойств, индивидуальные предприниматели и юридические
лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, обязаны снять такие пищевые
продукты с реализации, направить некачественные и опасные пищевые продукты на
экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение.
Статья 13.
Требования к организации и проведению производственного контроля
за качеством и безопасностью пищевых продуктов
Индивидуальные
предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению
и обороту пищевых продуктов, обязаны организовывать и проводить
производственный контроль за их качеством и
безопасностью, соблюдением требований нормативной и технической документации к
условиям изготовления и оборота пищевых продуктов в соответствии с программой
производственного контроля, разрабатываемой юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями.
Статья 14.
Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, поставляемых в город
Москву
1. Качество и
безопасность поставляемых в город Москву пищевых продуктов должны
соответствовать требованиям нормативной и технической документации, а также
условиям договоров - сделок гражданско - правового характера.
2. Качество и
безопасность пищевых продуктов, поставляемых в город Москву, обеспечиваются:
-
включением в договоры - сделки гражданско - правового характера, связанные с
оборотом пищевых продуктов, обязательств по соблюдению требований нормативной
документации к безопасности и качеству таких пищевых продуктов, информации о
пищевых продуктах, маркировке, упаковке, условиям транспортировки и гарантий их
обеспечения;
- оценкой
соответствия каждой партии пищевых продуктов требованиям нормативной,
технической документации, условиям договоров к качеству и безопасности
(инспектированием) при поступлении, а при необходимости и при отгрузках;
- проведением
контроля качества пищевых продуктов в местах хранения, подготовленных к реализации,
соблюдения условий хранения.
3. Проекты договоров, связанные с оборотом пищевых продуктов в части
их соответствия требованиям нормативной документации к безопасности и качеству,
информации о таких пищевых продуктах, маркировке, упаковке, условиям транспортировки
и гарантиям обеспечения этих требований в случаях, специально предусмотренных
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и
города Москвы, согласовываются с уполномоченным органом городской администрации
по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а
также с органами ветеринарной службы и санитарно - эпидемиологического надзора,
органами контроля за качеством зерна и продуктов его
переработки.
4. Инспектирование качества пищевых продуктов при поступлении,
контроль качества и безопасности таких пищевых продуктов на стадии хранения,
подготовленных к реализации, и контроль за соблюдением условий хранения
осуществляются владельцем (получателем) продукции с привлечением при необходимости
уполномоченного органа городской администрации по качеству сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия, органов ветеринарной службы и санитарно -
эпидемиологического надзора, контроля за качеством зерна и продуктов его
переработки.
5. В целях ускорения доставок грузов потребителям вопросы, связанные с
получением, определением качества и безопасности пищевых продуктов, поступающих
из-за рубежа с гуманитарной целью, решаются совместно с получателями грузов
таможенными органами, органами санитарно - эпидемиологического надзора и
органами ветеринарной службы в соответствии с их компетенцией и экспертиза
таких пищевых продуктов проводится в первоочередном порядке.
Допускается ввоз
пищевых продуктов:
- на которые
имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность к гуманитарной
помощи и выдаваемые в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации;
- на которые имеется гигиенический сертификат, выдаваемый
органами санитарно - эпидемиологического надзора до ввоза продуктов из-за
рубежа;
- отвечающих требованиям безопасности и гигиены, установленным
Санитарными правилами и нормами, а также иными нормативными документами
Российской Федерации.
На впервые ввозимые
продукты должны иметься документы, подтверждающие безопасность, установленную
для таких продуктов в стране их происхождения.
Мероприятия,
связанные с ввозом однотипных, готовых к употреблению пищевых продуктов,
регулярно поступающих из стран (организаций) - благотворителей, органы
санитарно - эпидемиологического надзора и ветеринарной службы проводят по
упрощенной схеме, определенной действующим законодательством.
Статья 15.
Разрешение разногласий в оценке качества пищевых продуктов
В целях разрешения
разногласий между участниками правоотношений в оценке соответствия пищевых
продуктов требованиям нормативной и технической документации, а также условиям
договоров экспертиза качества такой продукции проводится уполномоченными
органами: по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; качеству зерна и
продуктов его переработки в соответствии со своими полномочиями, а при
необходимости с участием органов санитарно - эпидемиологического надзора и
ветеринарной службы.
Статья 16.
Требования к работникам, осуществляющим деятельность по изготовлению и обороту
пищевых продуктов
1. Работники,
занятые на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых
продуктов и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты
работников с пищевыми продуктами, проходят обязательные предварительные (при
поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, а также
гигиеническое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации
и города Москвы.
2. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие
заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями,
лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний и
представляющие в связи с особенностями изготовления и оборота пищевых продуктов
опасность распространения таких заболеваний, а также работники, не прошедшие
гигиенический осмотр, не допускаются к работам, при выполнении которых
осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами.
Статья 17.
Порядок изъятия из оборота непригодных к обороту пищевых продуктов, их
утилизации и уничтожения
1. Непригодные к
обороту пищевые продукты подлежат изъятию из оборота. Владелец непригодных к
обороту пищевых продуктов обязан изъять их из оборота самостоятельно или на
основании предписания органов государственного надзора и контроля.
2. Изъятые из
оборота непригодные к обороту пищевые продукты подлежат соответствующей
экспертизе (санитарно - эпидемиологической, ветеринарно - санитарной,
товароведческой и другой), проводимой органами государственного надзора и
контроля в соответствии со своей компетенцией в целях определения необходимости
переработки, утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов.
3. Непригодные к
обороту пищевые продукты в течение времени, необходимого для проведения их
экспертизы, хранятся по месту изъятия с соблюдением условий, исключающих
возможность доступа к таким пищевым продуктам, либо в других местах, специально
отведенных для этих целей, и подлежат строгому учету.
Ответственность за
сохранность таких пищевых продуктов по месту изъятия несет их владелец.
4. На основании
результатов экспертизы непригодных к обороту пищевых продуктов соответствующий
орган государственного надзора и контроля принимает постановление об их
утилизации или уничтожении.
Владелец
непригодных к обороту пищевых продуктов осуществляет выбор способов и условий
их утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативной
документации и по согласованию с органом государственного надзора и контроля,
принявшим постановление об утилизации или уничтожении таких пищевых продуктов.
Возможность
использования непригодных к обороту пищевых продуктов на корм животным
согласовывается с органом государственной ветеринарной службы.
5. Пищевые продукты, признанные не пригодными к обороту по причине
несоответствия представленной информации, отсутствия маркировки, содержащей
сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, не
подвергнутые в установленных случаях государственной экспертизе, при условии
устранения нарушений требований к информации и маркировке и признания их по
результатам экспертизы соответствующими требованиям нормативной документации
могут быть использованы по назначению на основании разрешения соответствующего
органа государственного надзора и контроля.
6. Расходы на
экспертизу, хранение, перевозки, утилизацию или уничтожение непригодных к
обороту пищевых продуктов оплачиваются их владельцем.
7. Владелец
непригодных к обороту пищевых продуктов обязан представить в орган государственного
надзора и контроля, принявший постановление об их утилизации или уничтожении,
документ или его заверенную в установленном порядке копию, подтверждающие факт
переработки, утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов.
Органы
государственного надзора и контроля, принявшие постановление об утилизации или
уничтожении непригодных к обороту пищевых продуктов, обязаны осуществлять
контроль за их утилизацией или уничтожением в связи с опасностью возникновения
и распространения заболеваний и отравлений людей и животных, а также
загрязнения окружающей среды.
8. В случае, если собственник (владелец) непригодных к обороту пищевых
продуктов неизвестен или отказывается от права собственности (владения),
решение об утилизации или уничтожении таких пищевых продуктов принимается
уполномоченным органом администрации города на основании заключения органов
государственного надзора и контроля, выявивших такие пищевые продукты.
Перевозка,
утилизация или уничтожение таких пищевых продуктов производятся уполномоченными
предприятиями на договорных условиях. Возмещение расходов на экспертизу,
хранение, перевозку, утилизацию или уничтожение производится за счет доходов,
получаемых от утилизации.
9. Постановление об
утилизации или уничтожении пищевых продуктов, не пригодных к обороту, не
определенных настоящим Законом, принимается в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
Статья 18.
Ответственность за нарушения настоящего Закона
1. Нарушение
требований настоящего Закона влечет за собой административную, уголовную и
гражданско - правовую ответственность, установленную законодательством
Российской Федерации и города Москвы.
2. Меры
административного взыскания за нарушения настоящего Закона применяются
специально уполномоченными органами государственного надзора и контроля в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также в
соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Закона.
3. Должностные лица
органов государственного надзора и контроля за ненадлежащее исполнение своих
обязанностей, а также за сокрытие фактов, создающих угрозу жизни и здоровью
человека, несут ответственность в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Статья 19.
Вступление настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон
вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения абзаца
2 части 3 статьи 6 настоящего Закона вступают в силу с момента утверждения
Правительством Москвы Положения о коллегиальном межведомственном координирующем
совете.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
24 мая 2000 года
N 13