ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 января 2001 г. N 14-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ Г. МОСКВЫ
В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613
"О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов" Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить
прилагаемые Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов для организаций г. Москвы,
осуществляющих переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов
(приложение).
2. Руководителям
организаций города Москвы, осуществляющих переработку, транспортировку и
хранение нефти и нефтепродуктов, независимо от их организационно-правовых форм
при разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов руководствоваться требованиями, утвержденными настоящим
постановлением.
3. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям г. Москвы совместно с Московским городским управлением
Госгортехнадзора России по согласованию с Департаментом природопользования и
охраны окружающей среды Правительства Москвы разработать в 3-месячный срок
мероприятия, направленные на предупреждение аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов и поддержание в состоянии постоянной готовности к ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов организаций города Москвы независимо
от их организационно-правовых форм, осуществляющих переработку,
транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, и внести предложения по
вопросам, требующим решения Правительства Москвы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.
И.о. Премьера Правительства Москвы
В.П. Шанцев
Приложение
к постановлению
Правительства
Москвы
от 9 января 2001 г.
N 14-ПП
ТРЕБОВАНИЯ
К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Г. МОСКВЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПЕРЕРАБОТКУ, ТРАНСПОРТИРОВКУ
И ХРАНЕНИЕ НЕФТИ И
НЕФТЕПРОДУКТОВ
1. Настоящие
требования определяют принципы формирования планов по предупреждению и
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы), которые
относятся к чрезвычайным ситуациям, а также организации взаимодействия сил и
средств, привлекаемых для их ликвидации, в пределах города Москвы.
2. Планы
разрабатываются в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами с
учетом максимально возможного объема разлившихся
нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:
- нефтеналивное
судно (танкер) - 100% объема трюма;
- нефтеналивная
баржа - 50% от ее общей грузоподъемности;
- судно для сбора и
транспортировки нефтесодержащих вод - 2 танка;
- автоцистерна -
100% объема;
- железнодорожный
состав - 50% общего объема цистерн в железнодорожном составе;
- трубопровод при
прорыве - 25% максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти
между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
- трубопровод при
проколе - 2% максимального объема прокачки в течение 14 дней;
- автозаправочная
станция - 100% объема резервуара;
-
нефтеперерабатывающая организация - 100% объема резервуара;
- нефтебаза - 100%
объема резервуара;
- стационарные
объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100% объема максимальной емкости
одного объекта хранения.
3. В зависимости от
объема разлившихся нефти и нефтепродуктов и площади
разлива выделяются чрезвычайные ситуации:
- локального
значения - 10 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов
в пределах территории объекта города Москвы;
- местного значения
- 50 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов в
пределах территории административного округа (района) города Москвы;
- территориального
значения - 100 тонн разлившихся нефти и
нефтепродуктов в пределах территории города Москвы.
4. Планом должны
предусматриваться:
а) прогнозирование
возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
б) количество сил и
средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом
нефти и нефтепродуктов (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на
объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения
профессиональных аварийно-спасательных формирований;
в) организация
взаимодействия сил и средств;
г) состав и
дислокация сил и средств;
д) организация
управления, связи и оповещения;
е) порядок
обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций,
которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени
готовности;
ж) система
взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации
разлива нефти и нефтепродуктов;
з) первоочередные
действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;
и) географические,
навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности
района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и
проведении операции по ликвидации чрезвычайной ситуации;
к) обеспечение
безопасности населения и оказание медицинской помощи;
л) график
проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
м) организация
материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
5. При расчете
необходимого количества сил и средств должны учитываться:
а) максимально
возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;
б) площадь разлива,
а также конфигурация и направление разлива с учетом рельефа местности или
вертикальных отметок территории;
в) год ввода в
действие и год последнего капитального ремонта объекта;
г) максимальный
объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
д)
физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
е) влияние места
расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с
учетом возможности их попадания в речные акватории и внутренние водоемы;
ж)
гидрометеорологические, гидрологические и другие условия в месте расположения
объекта;
з) возможности
имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных
аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их
письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
и) наличие
специально оборудованных мест для утилизации и переработки нефтяных отходов;
к) транспортная
инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
л) время доставки
сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
м) время
локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать четырех
часов при разливе в водной акватории и шести часов при разливе на почве.
6. Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов в пределах границ города Москвы разрабатываются организациями,
осуществляющими транспортировку, переработку и хранение нефти и нефтепродуктов,
по согласованию с Управлением по обеспечению мероприятий гражданской защиты
города Москвы, Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по городу Москве, Департаментом
природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и утверждаются
руководителями организаций и Главным управлением МЧС России по г.
Москве.
Планы по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на речных
акваториях и внутренних водоемах города Москвы разрабатываются организациями,
осуществляющими транспортировку, переработку и хранение нефти и нефтепродуктов,
совместно с организациями, в ведении которых находятся соответствующие речные
акватории и внутренние водоемы, по согласованию с Управлением по обеспечению
мероприятий гражданской защиты города Москвы, Управлением по технологическому и
экологическому надзору Ростехнадзора по городу Москве и утверждаются руководителями организаций и Главным
управлением МЧС России по г. Москве.
Для согласования
планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора
по городу Москве представляются заключения экспертизы промышленной безопасности
зданий, а также оформленные в установленном порядке результаты проведения
диагностики, испытаний, освидетельствования сооружений и технических устройств,
применяемых на опасном производственном объекте.
7. Отчет о
проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать
следующие сведения:
- причина и
обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;
- описание и оценка
действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и
ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;
- оценка
эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ
по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- затраты на
проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы
на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую
реабилитацию территории;
- расходы на
возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;
- уровень остаточного
загрязнения территорий (акваторий) после выполнения работ по ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов;
- состояние
технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных
органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и
правил промышленной безопасности;
- предложения по
дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и
профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).
Указанный отчет с
приложением к нему необходимых карт (планов), расчетов, графиков, других
справочных материалов хранится в соответствующих комиссиях по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности не менее
пяти лет.
8. В целях
отработки планов, проверки готовности сил и средств, привлекаемых для
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в пределах границ города
Москвы, должны проводиться комплексные учения или командно-штабные тренировки.
Порядок и
периодичность комплексных учений и командно-штабных тренировок определяются
Главным управлением МЧС России по г. Москве.