Вправе ли
организация уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму расходов,
связанных с проведением медицинских осмотров работников, на лечение заболеваний
общего профиля, а также на профилактические и реабилитационные медицинские услуги?
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 16 августа 2006 г. N 20-12/72394
Согласно пункту 1
статьи 252 НК РФ налогоплательщик в целях исчисления налога на прибыль
уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением
расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные
налогоплательщиком. Причем под обоснованными расходами понимаются экономически
оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
На
основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с
производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных
условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством
РФ, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством РФ, а
также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на
работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов,
находящихся непосредственно на территории организации.
В статье 212 ТК РФ
определено, что в обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и
охраны труда входит:
- в
случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами,
организация проведения за счет собственных средств обязательных предварительных
(при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности)
медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских
осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским
заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка
на время прохождения указанных
медицинских осмотров (обследований);
- санитарно-бытовое
и лечебно-профилактическое обслуживание работников согласно требованиям охраны
труда.
В соответствии с
пунктом 5.2.25 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004
N 321, к полномочиям Минздравсоцразвития России
относится определение порядка проведения обязательных медицинских осмотров.
Перечни вредных и
(или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых
проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования),
и порядок проведения таких медосмотров (далее - порядок) утверждены приказом
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004 N 83.
На
основании пункта 3.3 порядка частота проведения периодических медицинских
осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и
эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры
(обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.
Периодические
медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими
организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности (п. 5 порядка).
Согласно
пунктам 6 и 7 порядка работникам, занятым на вредных работах и на работах с
вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более
лет, периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих
лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с
профессией, один раз в пять лет.
При этом
работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих
периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков,
цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных
факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с
территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека направляет его за два месяца до начала
осмотра в медицинскую организацию, с которой
заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров
(обследований).
Таким образом,
затраты на проведение медицинских осмотров тех работников, для которых согласно
законодательству они являются обязательными и осуществляемыми в соответствии с
порядком, при их надлежащем документальном оформлении и удовлетворении
требованиям статьи 252 НК РФ относятся к прочим расходам, учитываемым согласно
подпункту 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Расходы на
проведение медосмотров иных работников организации, для которых такие
медосмотры не являются обязательными, не признаются обоснованными и, как следствие,
не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Расходы организации
на лечение заболеваний работников общего профиля, на профилактические и
реабилитационные медицинские услуги, направленные на сохранение здоровья и
восстановление трудоспособности работников, в целях налогообложения прибыли не
учитываются на основании пункта 29 статьи 270 НК РФ.
Вместе с
тем в соответствии с пунктом 16 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда в
целях налогообложения прибыли относятся, в частности, суммы платежей (взносов)
работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей
(взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в
пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в
соответствии с законодательством РФ, на ведение страховой деятельности в РФ.
В случаях
добровольного страхования указанные суммы относятся к расходам на оплату труда
по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок
не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских
расходов застрахованных работников, а также добровольного личного страхования,
заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или
утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых
обязанностей.
Заместитель
руководителя
Управления
советник налоговой
службы I ранга
А.Г. Луканина