ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2007 г. N 1082-ПП
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
В связи с
изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ
"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не
действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых
актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации" в Трудовой кодекс Российской
Федерации, Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект
закона города Москвы "Об охране труда в городе Москве" (приложение).
2. Рекомендовать
Мэру Москвы внести указанный проект закона на рассмотрение в Московскую
городскую Думу в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову
Л.И. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению
Правительства
Москвы
от 18 декабря 2007
г. N 1082-ПП
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В
ГОРОДЕ МОСКВЕ
Настоящий Закон
регулирует отношения в области охраны труда в городе Москве.
Статья 1.
Законодательство города Москвы об охране труда
Законодательство
города Москвы об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации,
общепризнанных принципах и нормах международного права, федеральных законах и
иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе города Москвы и
состоит из настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.
Статья 2.
Требования охраны труда
1. На территории города Москвы действуют государственные нормативные
требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных
правовых актах Российской Федерации, настоящем Законе, других законах и иных
правовых актах города Москвы и устанавливающие правила, процедуры и критерии,
направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой
деятельности.
2. Государственные
нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения при
осуществлении любых видов деятельности, в том числе при проектировании,
строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин,
механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов,
организации производства и труда.
3. Разработка
правовых актов города Москвы об охране труда осуществляется с учетом мнения соответствующих органов социального партнерства города
Москвы.
4. Требования
охраны труда, установленные локальными нормативными актами организаций,
расположенных на территории города Москвы, не должны противоречить федеральным
законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным
правовым актам города Москвы.
Статья 3.
Принципы и основные направления государственной политики в области охраны труда
в городе Москве
1. Государственная
политика города Москвы в области охраны труда основывается на принципах:
1) признания и
обеспечения приоритета безопасности жизни и здоровья работников по отношению к
результатам производственной деятельности;
2) взаимодействия и
сотрудничества органов государственной власти города Москвы с работодателями,
объединениями работодателей, профессиональными союзами, объединениями
профессиональных союзов и иными уполномоченными работниками в установленном
порядке представительными органами.
2. Основными направлениями
государственной политики в области охраны труда в городе Москве являются:
1) принятие законов
и иных правовых актов, способствующих достижению безопасных условий труда и
предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
2) организация и
обеспечение государственного управления охраной труда;
3) принятие и
реализация городских целевых программ улучшения условий и охраны труда с
участием в этой работе профессиональных союзов города Москвы;
4) содействие
общественному контролю за соблюдением прав и законных
интересов работников в области охраны труда;
5) содействие
заключению коллективных договоров, соглашений, содержащих обязательства сторон
социального партнерства по улучшению условий и охраны труда работников;
6) разработка и
осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении
безопасных условий труда;
7) защита прав и
интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или
получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей на основе
обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
8) установление
порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты,
санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими
средствами за счет работодателей;
9) профилактика
несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
10) участие в
финансировании мероприятий по охране труда;
11) организация
работ по проведению государственной экспертизы условий труда работников,
аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации организации работ по
охране труда;
12) обязательное
расследование каждого несчастного случая на производстве и профессионального
заболевания;
13) правовое
просвещение работодателей, работников и жителей города Москвы в сфере охраны
труда;
14) распространение
передового отечественного и зарубежного опыта работы в области охраны труда;
15) организация
профессионального обучения, подготовки и переподготовки специалистов в области
охраны труда.
Статья 4.
Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
Органы
государственной власти города Москвы оказывают содействие в реализации прав
граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, установленных
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, настоящим Законом, иными правовыми актами города Москвы,
коллективным договором, соглашением.
Статья 5.
Государственное управление охраной труда в городе Москве
Государственное
управление охраной труда в городе Москве осуществляют Правительство Москвы,
соответствующий уполномоченный им на осуществление функций в области охраны труда
орган исполнительной власти города Москвы, а также иные отраслевые,
функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы в
пределах своих полномочий.
Статья 6.
Полномочия Правительства Москвы в области охраны труда
1. Правительство
Москвы осуществляет следующие полномочия в области охраны труда:
1) проводит
государственную политику в области охраны труда в городе Москве;
2) осуществляет
государственное управление охраной труда на территории города Москвы;
3) в соответствии с
федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами города Москвы принимает правовые акты об охране труда
города Москвы;
4) утверждает, а в
случаях, предусмотренных законами города Москвы, представляет на рассмотрение Московской
городской Думы городские программы по охране труда;
5) осуществляет
иные не указанные в данной статье полномочия в области охраны труда,
предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города
Москвы.
2. Правительство
Москвы реализует свои полномочия в области охраны труда на принципах
социального партнерства и во взаимодействии с работодателями, профсоюзами и
другими общественными организациями.
Статья 7.
Полномочия органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего функции
в области охраны труда
Орган
исполнительной власти города Москвы, осуществляющий функции в области охраны
труда, осуществляет следующие полномочия:
1) организует
реализацию государственной политики в области охраны труда в городе Москве;
2) обеспечивает
взаимодействие органов государственной власти города Москвы и органов местного
самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также
профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками
представительных органов в реализации государственной политики в области охраны
труда в городе Москве;
3) разрабатывает
правовые акты города Москвы об охране труда;
4) организует
обеспечение работодателей города Москвы средствами индивидуальной и
коллективной защиты и средствами контроля производственной среды;
5) организует
систему обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов
организаций независимо от организационно-правовых форм и выдает учебным центрам
разрешения на право обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и
специалистов;
6) организует и
осуществляет государственную экспертизу условий труда работников;
7) организует
участие в установленном порядке представителей органов
исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев
на производстве;
8) осуществляет
иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами, иными правовыми актами города
Москвы.
Статья 8.
Полномочия отраслевых органов исполнительной власти города Москвы в области
охраны труда
Отраслевые органы
исполнительной власти города Москвы осуществляют следующие полномочия в области
охраны труда:
1) проводят
государственную политику в области охраны труда в отрасли;
2) разрабатывают и
реализуют предупредительные и профилактические меры, направленные на улучшение
условий труда и санитарно-бытового обслуживания, снижение производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях отрасли;
3) участвуют в
разработке и реализации правовых актов по охране труда;
4) принимают
участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев на
производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на
производстве со смертельным исходом;
5) создают
отраслевые комиссии по охране труда и организуют их работу;
6) осуществляют
иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города
Москвы.
Статья 9. Полномочия
функциональных органов исполнительной власти города Москвы в области охраны
труда
Функциональные
органы исполнительной власти города Москвы осуществляют следующие полномочия в
области охраны труда:
1) участвуют в
проведении государственной политики в области охраны труда в городе Москве;
2) участвуют в
разработке и реализации нормативных правовых актов по охране труда;
3) принимают
участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев на
производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на
производстве со смертельным исходом в подведомственных организациях;
4) разрабатывают и
реализуют меры, направленные на улучшение условий труда и санитарно-бытового
обслуживания, снижение производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости в подведомственных организациях;
5) осуществляют
иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города
Москвы.
Статья 10.
Полномочия территориальных органов исполнительной власти города Москвы в
области охраны труда
Территориальные
органы исполнительной власти города Москвы в пределах своей компетенции:
1) осуществляют
координацию деятельности организаций и общественных объединений по охране
труда;
2) разрабатывают и
реализуют меры, направленные на улучшение условий труда и санитарно-бытового
обслуживания, снижение производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости;
3) принимают
участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев на
производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на
производстве со смертельным исходом;
4) создают
межведомственные комиссии по охране труда и организуют их работу;
5) участвуют в
разработке и реализации городских программ по охране труда;
6) осуществляют
иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города
Москвы.
Статья 11.
Обеспечение охраны труда в городе Москве
1. Обеспечение
охраны труда в городе Москве осуществляется в соответствии с требованием
Трудового кодекса Российской Федерации.
2. Необоснованные
ликвидация службы охраны труда либо сокращение численности ее работников не
допускаются.
3. Для
сотрудничества работодателей и работников в решении вопросов охраны труда в
организациях создаются и действуют в порядке, установленном федеральным
законодательством и законодательством города Москвы, комитеты (комиссии) по
охране труда.
4. Организации и
специалисты, оказывающие услуги в сфере охраны труда на территории города
Москвы, проходят добровольную уведомительную регистрацию в порядке,
установленном Правительством Москвы.
Статья 12.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в городе Москве
1. Финансирование
мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств
бюджета города Москвы, внебюджетных источников в порядке, установленном
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы.
2. Финансирование
мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за
счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
3. Финансирование
мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется работодателями в
соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в
организациях в расчете на одного работника осуществляется в размерах,
устанавливаемых в Московском трехстороннем соглашении, отраслевых городских
соглашениях и коллективных договорах, но не ниже предусмотренных Генеральным
соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими
объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации,
межрегиональными соглашениями с участием города Москвы, федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. В городе Москве
могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
правовыми актами города Москвы.
Статья 13.
Государственный надзор и контроль за соблюдением
государственных нормативных требований охраны труда
Государственный
надзор и контроль за соблюдением государственных
нормативных требований охраны труда в городе Москве осуществляется в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Статья 14.
Государственная экспертиза условий труда
1. Государственная
экспертиза условий труда в городе Москве осуществляется в порядке,
установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
2. Лица,
осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право
беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для
осуществления экспертизы любых работодателей, запрашивать и безвозмездно
получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы,
а также обладают иными правами, предусмотренными федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 15.
Общественный контроль за соблюдением требований охраны
труда
1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников
в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные
уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в
этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных)
лиц по охране труда профессиональных союзов или трудовых коллективов.
2. Лица, уполномоченные
на проведение общественного контроля за соблюдением
требований охраны труда, действуют в соответствии с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
правовыми актами города Москвы.
3. В городе Москве
профессиональные союзы в лице их соответствующих органов имеют право направлять
работодателям представления об устранении выявленных нарушений требований
охраны труда, обязательные для рассмотрения.
Статья 16.
Ответственность за нарушение требований охраны труда
Лица, виновные в
нарушении требований охраны труда, несут ответственность в соответствии с
федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Статья 17.
Вступление настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон
вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Признать
утратившим силу Закон города Москвы от 14 марта 2001 г. N 7 "Об охране
труда в городе Москве".