Поиск по базе документов:

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 

ПРИКАЗ

от 29 апреля 2010 г. N 693

 

О СОГЛАШЕНИИ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТОМ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ И ПРОФСОЮЗОМ РАБОТНИКОВ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 2010-2012 ГОДЫ

 

В целях обеспечения социально-экономической и правовой защиты работников системы Департамента здравоохранения города Москвы, а также стабильного функционирования городского здравоохранения приказываю:

1. Объявить Соглашение между Правительством Москвы, Департаментом здравоохранения города Москвы и профсоюзом работников здравоохранения г. Москвы на 2010-2012 годы (прилагается).

2. Начальникам управлений здравоохранения административных округов, руководителям учреждений, предприятий и организаций системы Департамента здравоохранения города Москвы принять данное Соглашение к неукоснительному исполнению.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента С.В. Полякова.

Основание: Соглашение между Правительством Москвы, Департаментом здравоохранения города Москвы и профсоюзом работников здравоохранения г. Москвы на 2010-2012 годы.

 

Руководитель Департамента

А.П. Сельцовский

 

 

 

 

 

СОГЛАШЕНИЕ

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТОМ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ И ПРОФСОЮЗОМ РАБОТНИКОВ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 2010-2012 ГОДЫ

 

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящее Отраслевое соглашение (далее - Соглашение) заключено на основании Трудового кодекса РФ, Закона города Москвы "О социальном партнерстве" и других нормативных правовых актов.

1.2. Настоящее Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в учреждениях, предприятиях и организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы.

1.3. Сторонами Соглашения являются:

- работники учреждений, предприятий, организаций здравоохранения, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы, в лице их представителя - профсоюза работников здравоохранения г. Москвы (далее - Профсоюз);

- работодатели в лице их представителя - Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Департамент);

- региональный орган исполнительной власти - Правительство Москвы (далее - Правительство).

1.4. Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях, в учреждениях, предприятиях, организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы.

1.5. Соглашение служит основой для заключения территориальных отраслевых соглашений, коллективных договоров учреждений, предприятий, организаций здравоохранения.

1.6. Соглашение не ограничивает права учреждений, предприятий, организаций здравоохранения в расширении социальных гарантий и льгот для работников.

1.7. Стороны признают, что на переговорах по заключению коллективных договоров интересы работников организаций, учреждений, предприятий здравоохранения представляют и защищают первичные профсоюзные организации, а по заключении отраслевых территориальных соглашений - территориальные организации профсоюза работников здравоохранения г. Москвы.

1.8. Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, профсоюз работников здравоохранения г. Москвы заключили настоящее Соглашение с целью установления взаимных обязательств и регулирования отношений Сторон в сфере труда по следующим вопросам:

- оплата труда;

- условия и охрана труда;

- режимы труда и отдыха;

- социальные вопросы;

- развитие социального партнерства.

1.9. Ни одна из Сторон, заключивших Соглашение, не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств. Изменения и дополнения в действующее Соглашение вносятся по соглашению Сторон. В случае реорганизации представителя Стороны Соглашения его права и обязанности переходят к его правопреемнику и сохраняются до заключения нового Соглашения.

1.10. Правительство, Департамент, Профсоюз вправе в срок за один календарный месяц до окончания времени действия Соглашения или в других случаях (пересмотр, внесение изменений, дополнительное соглашение и др.) внести официальное уведомление о начале переговоров другим Сторонам. В этом случае другие Стороны в недельный срок должны начать переговоры.

1.11. Департамент и Профсоюз договорились в десятидневный срок со дня подписания направить Соглашение в адрес управлений здравоохранения административных округов, в учреждения, предприятия, организации здравоохранения и их выборные профсоюзные органы.

1.12. После подписания Соглашения в течение месячного срока Стороны разрабатывают комплекс мероприятий по реализации принятых обязательств.

1.13. Стороны, подписавшие настоящее Соглашение в объеме своих полномочий, принимают на себя обязательства, закрепленные в Московском трехстороннем соглашении между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей на 2010 год и последующие годы и Соглашении о минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год и последующие годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.

1.14. Соглашение вступает в силу со дня его подписания всеми Сторонами и действует до 31 декабря 2012 года.

 

Раздел 2. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗА

 

2.1. Права профессионального союза работников здравоохранения г. Москвы и гарантии его деятельности определяются Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Уставом профсоюза работников здравоохранения г. Москвы и другими правовыми актами.

2.2. Работодатели:

- соблюдают права и гарантии деятельности Профсоюза в соответствии с указанными в п. 2.1 настоящего раздела законодательными и иными правовыми актами, не препятствуют созданию первичных профсоюзных организаций;

- при принятии решений, касающихся социально-трудовых отношений, учитывают мнение профорганов в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ;

- обеспечивают беспрепятственное посещение учреждений, предприятий, организаций системы Департамента здравоохранения представителями Профсоюза для реализации законных прав Профсоюза и представительства интересов работников;

- обеспечивают устранение выявленных нарушений действующего законодательства;

- обеспечивают предоставление необходимых помещений для работы первичных профсоюзных организаций, транспортных средств, средств связи и оргтехники на бесплатной основе;

- признают право избранных членов выборных профсоюзных органов, исполняющих свои обязанности на общественных началах, на участие в работе съездов, конференций, пленумов, советов, президиумов, собраний, семинаров, проводимых Профсоюзом, с сохранением среднего заработка по основному месту работы.

2.3. Работодатели, представители работодателя, виновные в нарушении прав Профсоюза или препятствующие его законной деятельности, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

 

Раздел 3. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

 

3.1. Правительство, Департамент здравоохранения, Профсоюз:

- признают необходимым заключение территориальных соглашений, коллективных договоров в учреждениях, организациях, предприятиях здравоохранения, оказывая им всестороннее содействие;

- принимают на себя обязательства (в объеме своих полномочий), закрепленные в Московском трехстороннем соглашении между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей;

- в целях реализации, дальнейшего совершенствования социально-трудовых отношений, контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений всех уровней обеспечивают работу отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок, условия работы, компетенция комиссии определяются соглашением Сторон;

- информируют работников учреждений, организаций, предприятий, подведомственных Департаменту здравоохранения, о реализации и выполнении настоящего Соглашения;

- в случае возникновения неурегулированных разногласий между работниками и работодателями (коллективный трудовой спор) стороны обращаются за их разрешением в учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и выполняют его решение;

- включают представителей технической инспекции труда Профсоюза в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты и объекты социальной сферы.

3.2. Работодатели, представители работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных соглашениями всех уровней, коллективными договорами, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

 

Раздел 4. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

 

4.1. Правительство обязуется:

4.1.1. При утверждении бюджета города учитывать и максимально обеспечивать финансовые потребности здравоохранения.

4.1.2. Не включать в 2010-2012 годах в программу приватизации медицинские учреждения, а также обслуживающие их хозяйственные и эксплуатационные объекты здравоохранения (предприятия). Не допускать закрытия, перепрофилирования и передачи помещений лечебно-профилактических учреждений, предприятий, организаций под другие цели.

4.1.3. Предусматривать увеличение фонда оплаты труда при повышении заработной платы.

4.1.4. В случаях плановых повышений заработной платы рассматривать вопросы увеличения тарифов на медицинские услуги.

4.1.5. Профинансировать по представлению Департамента и Профсоюза содержание детских оздоровительных лагерей системы Департамента здравоохранения:

- предусмотреть включение мероприятий по надлежащему содержанию и обеспечению безопасной эксплуатации детских оздоровительных лагерей в годовые планы предупредительного ремонта организаций, на балансе которых находятся эти учреждения;

- включать представителей профсоюзных органов, технической инспекции труда Профсоюза в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты и объекты социальной сферы. Приемку детских оздоровительных лагерей осуществлять с участием технической инспекции труда Профсоюза.

4.1.6. Определить соответствующим нормативным правовым актом порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в государственных учреждениях здравоохранения города и государственных унитарных предприятиях.

4.1.7. Предусмотреть выделение средств на:

- обеспечение страхования медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения согласно Перечню должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников, в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан;

- финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных Московским трехсторонним соглашением, для реализации их в учреждениях здравоохранения.

4.1.8. Сохранить централизованное выделение Департаменту здравоохранения города Москвы в 2010-2012 гг. жилой площади для обеспечения медицинских работников и работников других специальностей, работающих в лечебно-профилактических учреждениях подчинения Департаменту здравоохранения города Москвы, а также окружным управлениям здравоохранения, проживающих в г. Москве и вставших на учет по улучшению жилищных условий до 01.03.2005 по месту жительства и месту работы:

- по договорам социального найма с соблюдением права медицинских работников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, на первоочередное обеспечение жилыми помещениями;

- по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа.

4.1.9. Выделять жилую площадь из лимита Департамента здравоохранения города Москвы в 2010-2012 гг. для обеспечения кадровых медицинских работников и кадровых работников других специальностей, работающих в лечебно-профилактических учреждениях подчинения Департаменту здравоохранения города Москвы, а также окружным управлениям здравоохранения, проживающих в г. Москве и вставших на учет по улучшению жилищных условий до 01.03.2005 по месту работы:

- по договорам социального найма с соблюдением права медицинских работников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, на первоочередное обеспечение жилыми помещениями;

- по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа.

4.1.10. Выделять жилую площадь из лимита Департамента здравоохранения города Москвы в 2010-2012 гг. в Московской области для обеспечения кадровых медицинских работников, кадровых работников других специальностей, работающих в лечебно-профилактических учреждениях подчинения Департаменту здравоохранения города Москвы, а также управлениям здравоохранения административных округов, проживающих в Московской области и состоящих на учете по улучшению жилищных условий до 01.03.2005 по месту работы:

- по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа, сроком на 10 лет.

4.1.11. Объемы жилой площади определять ежегодно городской жилищной программой Правительства Москвы.

4.1.12. Высвобождаемую работниками здравоохранения жилую площадь (отдельные квартиры) направлять для улучшения жилищных условий работников здравоохранения учреждений, предприятий, организаций подчинения Департаменту здравоохранения, а в административных округах окружным управлениям здравоохранения независимо от места расположения высвобождаемого жилья.

4.1.13. Предусматривать выделение жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по 3,0 тыс. кв. м ежегодно для предоставления в установленном порядке медицинским работникам по договорам найма служебного жилого помещения на время трудовых отношений в целях:

- укомплектования медицинскими кадрами поликлиник-новостроек, строящихся в районах массового жилищного строительства, в размере до 10% от штатного расписания медицинских работников;

- укомплектования вновь строящихся хосписов;

- укомплектования медицинскими кадрами фтизиатрической службы;

- укомплектования медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения города Москвы в соответствии с распорядительными документами Департамента здравоохранения города Москвы.

4.1.14. Предусматривать по заявкам Департамента здравоохранения города Москвы выделение жилой площади в рамках Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2010-2012 годы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2009 г. N 76-ПП "О третьем этапе Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2011 гг. и заданиях до 2015 г." для предоставления по договорам найма специализированного жилого помещения медицинским работникам, относящимся к категории молодых специалистов.

4.1.15. Выделять работникам здравоохранения земельный фонд для огородов и дачного коллективного садоводства.

4.2. Департамент здравоохранения обязуется:

4.2.1. Обеспечивать соблюдение законодательства РФ, г. Москвы о занятости, принимать соответствующие меры по предотвращению массовых увольнений, а также социальной защите высвобождаемых работников:

- при проведении мероприятий, связанных с расторжением трудовых отношений по инициативе работодателей, обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций работникам. Не допускать нарушения сроков в случае введения новых условий труда и уведомления высвобождаемых работников;

- при подготовке распорядительных документов, касающихся социально-трудовых отношений (оплата труда, режим труда и отдыха и т.д.), предусматривать их согласование с профорганом.

4.2.2. Обеспечить выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, в размере не ниже размера минимальной заработной платы, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей на соответствующий год.

Осуществлять привлечение работников учреждений здравоохранения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в случаях, предусмотренных законодательством, только по согласованию с Профсоюзом. Согласование осуществлять не позднее чем за один месяц до введения в действие соответствующего распорядительного документа.

4.2.3. Рассматривать вопросы премирования руководителей учреждений, предприятий, организаций городского подчинения по согласованию с Профсоюзом, а премирование руководителей подчинения окружным управлениям здравоохранения по согласованию с окружными структурами Профсоюза путем введения их полномочных представителей в комиссии по премированию.

4.2.4. Определять порядок расходования финансовых средств, поступающих в учреждения, предприятия, организации здравоохранения от деятельности по договорам обязательного и добровольного медицинского страхования, оказания платных медицинских услуг и согласовывать с соответствующим выборным профсоюзным органом.

4.2.5. Сохранить бесплатный проезд на городском транспорте участковым врачам-терапевтам, педиатрам и фтизиатрам, участковым медицинским сестрам амбулаторно-поликлинических учреждений г. Москвы, непосредственно оказывающим медицинскую помощь на дому взрослому и детскому населению.

4.2.6. Осуществлять контроль режима рабочего времени и времени отдыха в соответствии с действующим трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами исходя из того, что:

- для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 39 часов в неделю.

4.2.7. Осуществлять финансирование мероприятий по охране труда, включаемых в соглашения по охране труда, разрабатываемые в учреждениях здравоохранения с учетом рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 27.02.1995 N 11 "Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда". При этом размер выделяемых средств в расчете на каждого работника должен быть не ниже размера минимальной заработной платы, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.

4.2.8. Проводить выплаты денежной компенсации за вред, причиненный жизни и здоровью работника в результате тяжелого несчастного случая на производстве, в соответствии с установленным порядком. Направить соответствующее информационное письмо в учреждения здравоохранения.

4.2.9. Возложить обязанности по непосредственной организации работ по охране труда в управлениях здравоохранения административных округов на должностных лиц управлений здравоохранения с соответствующим оформлением трудовых отношений с ними.

4.2.10. Информировать Профсоюз в течение суток о групповых и тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом, происшедших на производстве, а также об экологических происшествиях, повлекших нанесение ущерба окружающей среде.

4.2.11. В 2010 году разработать и утвердить в Правительстве города Москвы Перечень должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников.

4.2.12. Обеспечить в соответствии с действующими нормами соответствующей спецодеждой и спецобувью врачей и средний медицинский персонал ЛПУ при выездах и выходах на участки и линии: санитарной обувью - работников стационаров, в том числе профилактической обувью медсестер хирургического профиля.

4.2.13. Обеспечить взимание членских профсоюзных взносов через централизованные бухгалтерии управлений здравоохранения административных округов и бухгалтерий учреждений, предприятий и организаций в безналичном порядке.

4.3. Обязательства Профсоюза:

4.3.1. Профсоюз обязуется представлять и защищать интересы работников здравоохранения по вопросам регулирования индивидуальных и коллективных трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений и осуществления всех форм социального партнерства, в том числе:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, отраслевых нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров;

- принимать участие в формировании социальных программ и разработке мер по социальной защите работников отрасли, а также осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере;

- принимать участие в урегулировании коллективных трудовых споров;

- участвовать в работе комиссий по приемке законченных строительством объектов здравоохранения и детских загородных оздоровительных лагерей;

- осуществлять контроль за реализацией мероприятий по обеспечению безопасного отдыха детей в оздоровительных организациях;

- обеспечить защиту прав работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве;

- оказывать материальную помощь:

членам профсоюза, признанным в установленном законом порядке безработными;

членам профсоюза, получившим тяжелые травмы на производстве;

семьям членов профсоюза, погибших в результате несчастного случая на производстве;

- оказывать методическую помощь профсоюзным комитетам учреждений, предприятий, организаций отрасли при разработке проектов коллективных договоров;

- осуществлять контроль за использованием средств социального страхования в целях улучшения условий труда и санаторно-курортного лечения работников здравоохранения;

- в пределах своей компетенции реализовывать социальные программы, принимаемые Правительством Москвы.

4.4. Совместные обязательства Департамента и Профсоюза:

4.4.1. Проводить согласованную политику по вопросам развития и совершенствования социального партнерства на всех уровнях.

4.4.2. Принимать участие в разработке правовых актов, регламентирующих порядок оплаты труда, режима труда и отдыха работников учреждений, организаций и предприятий системы Департамента здравоохранения города Москвы.

4.4.3. Осуществлять в установленном законом порядке инициативы в Правительство Москвы по всем вопросам социально-экономической защиты работников отрасли и добиваться их реализации.

4.4.4. Проводить совместную работу и рекомендовать включать в коллективные договоры лечебно-профилактических учреждений, предприятий, организаций независимо от организационно-правовой формы:

- вопросы режима труда и отдыха;

- порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности из средств работодателя в размере среднемесячного заработка за первые два дня нетрудоспособности работника в связи с заболеванием или травмой, за исключением несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

- предоставление работнику, предупрежденному о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата, времени в течение рабочего дня для поиска работы;

- вопросы осуществления молодежной политики в учреждениях здравоохранения, используя программный метод, содержащий мероприятия, направленные на:

укрепление здоровья молодежи, формирование здорового образа жизни;

социальную защиту;

укрепление молодой семьи, содействие в решении ее жизненных проблем;

правовое и нравственное воспитание, формирование гражданской ответственности молодых работников отрасли;

- создание необходимых условий для организации и эффективной деятельности членов комиссий (комитетов) по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц первичных профсоюзных организаций;

- предоставление оплачиваемого времени, не менее 1,5 часов в неделю, уполномоченным профсоюзных комитетов и членам комиссий для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием условий и охраны труда;

- разработку соглашения по охране труда на следующий год осуществлять до утверждения бюджета с целью включения предполагаемых затрат на мероприятия по охране труда в консолидированную смету расходов учреждения;

- организацию горячего питания работникам лечебно-профилактических учреждений, организаций, предприятий, в том числе льготного и бесплатного.

4.4.5. Вести профилактическую работу по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

4.4.6. Предусматривать в коллективных договорах мероприятия, направленные на повышение квалификации кадров, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством, в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

4.4.7. Обеспечить условия для осуществления общественного контроля за соблюдением трудового законодательства, в том числе нормативных правовых актов по вопросам охраны труда, а также экологической безопасности.

Развивать взаимодействие с органами государственного надзора при осуществлении контроля за выполнением трудового законодательства и законодательства по охране труда.

4.4.8. В целях повышения престижа профессии медицинской сестры, совершенствования качества оказания медицинской помощи проводить профессиональные смотры-конкурсы "Лучшая медицинская сестра года ЛПУ г. Москвы", "Лучший фельдшер скорой и неотложной помощи года", "Лучший фармацевт года", "Сестринское дело" (для выпускников средних медицинских учебных заведений) в рамках проведения городского конкурса "Московские мастера".

4.4.9. В целях улучшения условий труда для работающих женщин, имеющих детей, содействия их профессиональному росту продолжить практику проведения городского конкурса "Лучшее предприятие для работающих мам".

4.4.10. Продолжить практику совместного изучения вопросов правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, в том числе заключения коллективных договоров и соглашений.

 

Раздел 5. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ

 

Постоянный контроль за исполнением настоящего Соглашения осуществляется отраслевой комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Выполнение обязательств Сторон настоящего Соглашения ежегодно рассматривается на совместных заседаниях.

 

От Правительства г. Москвы

Первый заместитель Мэра Москвы

в Правительстве Москвы,

руководитель Комплекса

социальной сферы города Москвы

Л.И. Швецова

 

От Департамента здравоохранения

города Москвы

Руководитель Департамента

А.П. Сельцовский

 

От профсоюза работников

здравоохранения г. Москвы

Председатель профсоюза

С.П. Макаркина

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024