Утверждаю
Первый заместитель
генерального
директора
Федерального
дорожного
департамента
Минтранса РФ
О.В.СКВОРЦОВ
11 марта 1993 года
Согласовано
Заместитель
председателя
ЦК профсоюза
работников
автомобильного
транспорта
и дорожного
хозяйства
Н.Д.СИЛКИН
18 января 1993 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ N 14
ПО ОХРАНЕ ТРУДА МАШИНИСТА АВТОГУДРОНАТОРА
Инструкция содержит
основные требования по охране труда дорожных рабочих массовых профессий перед
началом работ, в процессе их выполнения и по окончании работ.
Инструкция
составлена Центроргтрудом при участии ЦК профсоюза
работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Предназначена для
руководителей и специалистов дорожных организаций с целью использования ее при
разработке инструкций по охране труда согласно статье 145 КЗоТ РФ с учетом
специфики местных условий.
Общие
требования
1. К самостоятельной
работе машиниста автогудронатора допускаются водители, достигшие 18 лет,
признанные годными к данной работе медицинской комиссией, прошедшие обучение
безопасным приемам и методам работы и инструктажи по безопасности труда и
имеющие квалификационное удостоверение на право работы в качестве машиниста
автогудронатора.
2. Поступающий на
работу машинист автогудронатора должен пройти вводный инструктаж по
безопасности труда, производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи,
пожарной безопасности, экологическим требованиям, условиям работы и первичный
инструктаж на рабочем месте, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих
журналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
3. Машинист
автогудронатора должен знать инструкцию по эксплуатации автогудронатора.
4. Каждый
автогудронатор должен быть закреплен приказом (распоряжением) за определенным
машинистом.
Запрещается
приступать к работе на незакрепленной машине или машине, закрепленной за другим
машинистом.
Требования
перед началом и во время работы
5. Для
предохранения рук от воздействия гудрона машинист должен перед началом работ
(за 5 - 10 мин.) смазать руки тонким слоем пастами ХИОТ-6, ШАПИРО, а также
мазью Селисского.
6. При
распределении автогудронаторами жидких вяжущих материалов (битумов, эмульсий,
дегтей), при устройстве или ремонте дорожных одежд методом смешения, пропитки
или поверхностных обработках, а также для устройства дорожных оснований и
нижнего слоя асфальтобетонного покрытия необходимо соблюдать следующие требования:
- проверить перед
началом работы системы битумопроводов, кранов и
распределителей;
- опробовать насос;
- осмотреть сопла
распределителей и прочистить их;
- проверить наличие
и исправность электроосвещения и звуковой сигнализации, аварийных знаков;
- проверить наличие
и пригодность огнетушителей;
- на горизонтальной
площадке затормозить и проверить наборный шланг и надежность присоединения его
к всасывающему патрубку, проверить, не засорен ли фильтр в приемной трубке;
- наполнять
цистерну только через фильтр при малых и средних оборотах насоса.
7. Запрещается
наливать в цистерну горячий материал при наличии в ней жидкости (воды,
растворителя и др.), разжижать вяжущий материал в цистерне, а также находиться
под наполненной цистерной или вблизи нее;
- перед выездом к
месту работы проверить надежность распределительных труб и ручного
распределителя.
8. Перед зажиганием
форсунки проверить надежность присоединения топливопровода,
исправность подачи топлива и давления в топливном бачке, а также отсутствие в
топке битумных капель, подтеков и пятен.
При их наличии
счистить и протереть эти места.
9. При зажигании
форсунки топливо подавать сначала слабой струей, постепенно увеличивая его
подачу до нормальной. Зажигать форсунку только при
помощи факела (запальника) с длинной ручкой (1,5 - 2,0 м), при этом розжиг и
регулировку форсунки производят, находясь сбоку.
10. Запрещается
оставлять без надзора работающую систему подогрева.
11. До начала
розлива вяжущего материала погасить форсунки и закрыть вентили трубопровода
подачи топлива.
12. При розливе
битума из распределительного шланга запрещается кому-либо, кроме машиниста,
находиться ближе 10 м от места розлива.
13. При перерывах в
работе сопло распределительной трубы должно быть опущено вниз.
14. Во избежание ожогов
запрещается прикасаться руками без рукавиц к крышкам гудронатора и битумного
котла, к ручкам распределительной трубы и другим горячим металлическим деталям
системы.
15. В случае если
битум переливается через верх битумного котла, необходимо погасить горелку или
залить водой топку котла (при разогреве твердым топливом).
16. При подогреве
вяжущего материала в цистерне автогудронатора запрещается:
- производить
подогрев при оголенных жаровых трубах;
- разжигать
горелки, если жидкость покрывает жаровые трубы слоем менее 20 см (на стояке);
- разжигать
горелки, если цистерна залита полностью и нет свободного объема для расширения
вяжущих материалов при нагреве;
- нагревать в
цистерне обводненное вяжущее;
- заправлять
топливный бак форсунок бензином (или лигроином) вместо керосина.
17. Машинист
автогудронатора должен иметь набор медикаментов, необходимых для оказания
первой помощи.
18. При ожоге
горячим битумом необходимо охладить и смыть битум керосином, затем водой с
мылом и перевязать поврежденное место сухой стерильной повязкой, а затем
обратиться к врачу.
Требования
после окончания работы
19. После окончания
работы машинист автогудронатора должен слить остатки жидких
вяжущих; очистить рабочие органы от вяжущих, поставить автогудронатор в
отведенное место, подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки),
осмотреть автогудронатор и о состоянии автогудронатора доложить мастеру
(прорабу).
20. Проверить
состояние рабочей одежды и обуви; в случае неисправности - произвести ремонт
или ее замену.
21. Смыть с рук
теплой водой мазь и пасту, принять душ и переодеться.
Список
использованной литературы
1. ЕТКС работ и
профессий рабочих, вып. 3. Строительные, монтажные и
ремонтно-строительные работы. М., Стройиздат, 1988 г.
2. СНиП 3.06.03-85.
Автомобильные дороги. М., Госстрой СССР, 1986 г.
3. Правила техники
безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. М.,
Транспорт, 1979 г.
4. Сборник типовых
инструкций по охране труда для основных профессий и видов работ в
автотранспортных предприятиях. М., НИАТ, 1990 г.
5. Рекомендации по
обучению рабочих основных профессий безопасным приемам труда. М., НИАТ, 1990 г.
6. Правила техники
безопасности при эксплуатации электроустановок. М., Энергоатомиздат,
1987 г.
7. Правила по
технике безопасности и производственной санитарии при строительстве и ремонте
городских дорог, работе на асфальтобетонных заводах и производственных базах
дорожных организаций. М., Стройиздат, 1980 г.
8. Сборник типовых
инструкций по охране труда в строительстве. К., "Будивельник",
1983 г.
9. Справочник
строителя. Погрузочно-разгрузочные работы. М., Стройиздат,
1988 г.
10. Типовая
инструкция по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах. Минавтодор РСФСР. М., Транспорт, 1979 г.
11. Рекомендации по
средствам индивидуальной защиты. Минавтодор РСФСР,
13.03.79 N ОТ-5/22.