Поиск по базе документов:

 

Утверждена

Министерством путей сообщения

Российской Федерации

22 марта 1993 года

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ РЕЛЬСОВ

 

НТД/ЦП-1-93

 

I. НАЗНАЧЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ

 

Классификация дефектов рельсов предназначена для статистического учета, анализа уровня эксплуатационной стойкости и надежности рельсов.

 

II. СТРУКТУРА КОДОВОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЕФЕКТОВ РЕЛЬСОВ

 

2.1. Все дефекты рельсов в классификации кодированы трехзначным числом. Использована следующая структура кодового обозначения:

первая цифра кода определяет вид дефекта рельсов и место его появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва);

вторая цифра определяет разновидность дефекта рельсов с учетом основной причины его зарождения и развития;

третья цифра указывает на место расположения дефекта по длине рельса.

Первые две цифры кода дефектов рельсов отделяются от третьей цифры точкой.

2.2. Вид дефекта и место его появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва) определяются цифрами:

1 - отслоения или выкрашивания металла на поверхности катания головки рельса;

2 - поперечные трещины в головке рельса и изломы из-за них;

3 - продольные горизонтальные и вертикальные трещины в головке рельса;

4 - пластические деформации (смятие), вертикальный, боковой и неравномерный износ головки рельса (длинные волны и рифли);

5 - дефекты и повреждения шейки рельса;

6 - дефекты и повреждения подошвы рельса;

7 - изломы рельса по всему сечению (исключая изломы, учитываемые в структуре кода под цифрой 2);

8 - изгибы рельса в вертикальной и горизонтальной плоскостях;

9 - прочие дефекты и повреждения рельса.

2.3. Разновидность дефекта рельсов, определяемая основной причиной его зарождения и развития (второй знак), обозначается цифрой:

0 - дефекты, связанные с отступлениями от технологии производства рельсов;

1 - дефекты, зависящие от металлургического качества рельсовой стали (местные неметаллические включения, вытянутые вдоль направления прокатки в виде дорожек-строчек) и связанной с этим недостаточной контактно-усталостной прочностью рельсового металла;

2 - дефекты, связанные с некачественной обработкой торцов;

3 - дефекты, связанные с нарушением требований инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, а также с нарушением в технологии обработки болтовых отверстий рельсов металлургическими комбинатами, линейными подразделениями и промышленными предприятиями путевого хозяйства дорог;

4 - дефекты, связанные с усиленным специфическим воздействием подвижного состава на рельсы (боксование, юз, ползуны и др.), в том числе и из-за нарушения режимов вождения поездов или из-за недостатков в содержании экипажной части подвижного состава;

5 - дефекты рельсов, полученные в результате механических воздействий на рельсы (удар инструментом, рельса о рельс и т.п.);

6 - дефекты в зоне сварных стыков, связанные с недостатками и нарушениями технологии сварки рельсов;

7 - дефекты, связанные с недостатками технологии закалки рельсов;

8 - дефекты, связанные с недостатками и нарушениями технологии наплавки рельсов или приварки рельсовых соединителей;

9 - дефекты, вызванные коррозией или другими, не перечисленными выше причинами.

Примечания. 1. Буквы "В" и "Г" после второй цифры означают соответственно "вертикальную" и "горизонтальную" ориентацию дефекта (трещины) в рельсе.

2. Появление дефекта рельса часто бывает следствием нескольких причин. Так, недостатки в содержании пути ускоряют развитие заводских дефектов. В связи с этим при определении разновидности дефекта должна быть выявлена решающая (определяющая) причина, с которой связано его появление и развитие.

 

2.4. Цифровое обозначение места расположения дефекта (третья цифра в номере дефекта) принято следующим:

1 - в стыке (на расстояние до 75 см от торца);

2 - вне стыка;

3 - в зоне контактной стыковой сварки рельсов.

Примечания. 1. Отсутствие третьей цифры в коде классификатора означает, что дефект может быть расположен в любом месте по длине рельса.

2. Зона сварки определяется расстоянием до 10 см симметрично от оси сварного шва (в нее также включается место установки прижимных губок сварочных машин).

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ РЕЛЬСОВ

 

┌───────────────────────────────────────────┬────────────┬───────┬────────┐

  Наименование дефекта и основная причина  Расположение│Кодовое│Схема- 

         его  появления и развития           дефекта   обозна-тическое

                                             по длине  чение  изобра- │

                                             рельсов          жение  

                                                              │дефекта │

├───────────────────────────────────────────┼────────────┼───────┼────────┤

│ Отслоение и выкрашивание металла на       │В стыке     │10.1   │10.1-2 

│поверхности катания головки из-за          │Вне стыка   │10.2   │<*>    

│недостатков технологии изготовления                                  

│рельсов - волосовин, закатов, плен и т.п.                            

Выкрашивание металла на боковой рабочей   │В стыке     │11.1   │11.1-2 

выкружке головки из-за недостаточной       │Вне стыка   │11.2   │<*>    

│контактно-усталостной прочности металла                              

Пробоксовка рельсов колесами локомотивов  │В любом     │14     │14 <*> 

                                           месте                     

│ Отслоение и выкрашивание металла на       │В стыке     │17.1   │17.1-2 

│поверхности катания в закаленном слое      │Вне стыка   │17.2   │<*>    

│головки (при отсутствии наплавки)                                    

Выкрашивание наплавленного слоя на        │В любом     │18     │18 <*> 

│поверхности катания головки рельса         │месте                     

│ Поперечные трещины в головке в виде       │В стыке     │20.1   │20.1-2 

│светлых или темных пятен и изломы из-за    │Вне стыка   │20.2   │<*>    

│них, вызванные внутренними пороками                                  

│(флокенами, газовыми пузырями и др.)                                 

│ Поперечные трещины в головке в виде       │В стыке     │21.1   │21.1-2 

│светлых или темных пятен и изломы из-за них│Вне стыка   │21.2   │<*>    

│вследствие недостаточной контактно-                                  

│усталостной прочности металла                                        

│ Поперечные трещины в головке и изломы     │В любом     │24     │24 <*> 

│из-за них вследствие боксования, юза,      месте                     

│прохода колес с ползунами или выбоинами                              

│ Поперечные трещины в головке и изломы     │В любом     │25     │25 <*> 

│из-за них вследствие ударов по рельсу      месте                     

│(инструментом, рельсом о рельс) и других                             

│механических повреждений                                             

│ Поперечные трещины в головке из-за        │В месте     │26.3   │26.3 <*>│

│нарушений технологии сварки рельсов        │контактной                 

                                           │стыковой                  

                                           │сварки                    

│ Закалочные трещины в закаленном слое      │В стыке     │27.1   │27.1-2 

│металла головки                            │Вне стыка   │27.2   │<*>    

│ Вертикальное расслоение головки из-за     │В стыке     │30В.1  │30В.1-2 │

│остатков усадочной раковины                │Вне стыка   │30В.2  │<*>    

│ Горизонтальное расслоение головки из-за   │В стыке     │30Г.1  │30Г.1-2 │

│наличия скоплений неметаллических включений│Вне стыка   │30Г.2  │<*>    

│ Трещины в головке в месте приварки        │В стыке     │38.1   │38.1 <*>│

│рельсовых соединителей                                               

│ Волнообразная деформация головки рельса   │По всей     │40     │40 <*> 

│(длинные волны)                            │длине                     

│ Смятие и вертикальный износ головки из-за │В стыке     │41.1   │41.1-2 

│недостаточной прочности металла            │Вне стыка   │41.2   │<*>    

│ Смятие головки внутреннего рельса в кривой│В любом     │43     │43 <*> 

│из-за его перегруза                        месте                     

│ Боковой износ головки рельсов сверх       │По всей     │44     │44 <*> 

│допускаемых норм                           │длине                     

│ Смятие головки из-за неравномерности      │В месте     │46.3   │46.3 <*>│

│механических свойств металла в месте       контактной                

│сварного стыка                             стыковой                  

                                           │сварки                    

│ Смятие головки в виде седловины в зоне    │В стыке     │47.1   │47.1 <*>│

│болтового стыка                                                      

│ Короткие (3 - 12 см) волнообразные        │По всей     │49     │49 <*> 

│неровности на головке рельсов - рифли      │длине                     

│ Расслоение шейки вследствие дефектов      │В стыке     │50.1   │50.1-2 

│технологии изготовления рельсов            │Вне стыка   │50.2   │<*>    

│ Продольные трещины и выколы из-за них     │В стыке     │52.1   │52.1-2 

│в местах перехода головки в шейку          │Вне стыка   │52.2   │<*>    

│ Трещины в шейке от болтовых и других      │В стыке     │53.1   │53.1-2 

│отверстий в рельсах                        │Вне стыка   │53.2   │<*>    

│ Трещины в шейке от маркировочных знаков,  │В любом     │55     │55 <*> 

│ударов по шейке и других механических      │месте                     

│повреждений и выколы из-за них                                       

│ Трещины в шейке в месте сварного шва      │В месте     │56.3   │56.3 <*>│

│вследствие дефектов сварки и обработки     │контактной                

│сварного шва                               стыковой                  

                                           │сварки                    

│ Коррозия шейки рельсов                    │В любом     │59     │59 <*> 

                                           месте                     

│ Волосовины в подошве, трещины, выколы     │В стыке     │60.1   │60.1-2 

│части подошвы и изломы из-за этих дефектов │Вне стыка   │60.2   │<*>    

Выколы в подошве без видимых дефектов в   │В стыке     │62.1   │62.1-2 

│изломе из-за некачественной ее обработки   │Вне стыка   │62.2   │<*>    

│ Трещины и выколы подошвы из-за ударов и   │В любом     │65     │65 <*> 

│других механических повреждений            │месте                     

│ Трещины в подошве из-за нарушений         │В месте     │66.3   │66.3 <*>│

│технологии сварки рельсов                  │контактной                

                                           │стыковой                  

                                           │сварки                    

│ Коррозия подошвы рельсов и                │В любом     │69     │69 <*> 

│коррозионно-усталостные трещины            месте                     

│ Поперечные изломы рельсов из-за шлаковых  │В стыке     │70.1   │70.1-2 

│включений и других дефектов макроструктуры │Вне стыка   │70.2   │<*>    

│ Поперечные изломы рельсов вследствие      │В любом     │74     │74 <*> 

│прохода колес с большими ползунами или     месте                     

│выбоинами                                                            

│ Поперечные изломы рельсов без видимых     │В любом     │79     │79 <*> 

│пороков в изломе                           │месте                     

│ Изгибы рельсов при выгрузке с подвижного  │В любом     │85     │85 <*> 

│состава, ударах по рельсу и т.п.           │месте                     

│ Нарушение прямолинейности рельсов,        │В месте     │86.3   │86.3 <*>│

допущенное при сварке                      │контактной                 

                                           │стыковой                  

                                           │сварки                    

│ Другие, кроме перечисленных выше, дефекты │В стыке     │99.1   │99.1-2-3│

│и повреждения рельсов                      │Вне стыка   │99.2   │<*>    

                                           │В сварном   │99.3          

                                           стыке                     

└───────────────────────────────────────────┴────────────┴───────┴────────┘

 

--------------------------------

<*> Рисунок не приводится.

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024