Утверждена
Постановлением
Госстроя России
от 22 ноября 1993
г. N 18-48
Согласовано
письмом ЦК
профсоюза работников
строительства и
промышленности
строительных
материалов России
от 2 сентября 1993
г. N 309-4
Дата введения 1
января 1994 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ БУЛЬДОЗЕРОВ
ТОИ Р-66-12-93
(в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением
Госстроя РФ
от 13.03.1995 N 18-22)
Разработана
ЦНИИОМТП (канд. техн. наук В.А. Алексеев, Н.Д.
Левинсон, И.С. Санин) с участием специализированных организаций строительных
акционерных обществ, концернов, корпораций с учетом Основ законодательства
Российской Федерации об охране труда и нормативных документов в строительстве
взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных министерствами и
ведомствами. Типовая инструкция
является нормативным документом для работников строительных профессий.
Утверждена Постановлением Госстроя России от 22 ноября 1993 г. N 18-48.
Машинисты
бульдозеров (далее - машинисты) при производстве работ согласно имеющейся
квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в Типовой
инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой
инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, а также требования инструкций заводов - изготовителей по
эксплуатации управляемых ими машин.
Требования
безопасности перед началом работы
1. Перед началом
работы машинист обязан:
а) предъявить
руководителю удостоверение на право управления бульдозером и пройти инструктаж
на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;
б) надеть
спецодежду, спецобувь установленного образца;
в) получить задание
у бригадира или руководителя работ.
2. После получения
задания на выполнение работы машинист обязан:
а) осмотреть с
руководителем место расположения подземных сооружений и коммуникаций, которые
должны быть обозначены флажками или вешками;
б) уточнить
последовательность выполнения работы и меры по обеспечению безопасности;
в) произвести
ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации
бульдозера;
г) предупредить о
запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее
работы, и убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном
положении;
д) произвести
запуск двигателя (при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих
обратный ход вращаемых элементов - вне кабины);
е) после запуска
двигателя проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу
работу тормозов.
3. Машинист обязан
не приступать к работе в случае следующих нарушений требований безопасности:
а) при
неисправностях или дефектах, указанных в инструкции завода - изготовителя, при
которых не допускается его эксплуатация;
б) при обнаружении
подземных коммуникаций, не указанных руководителем работ, при выполнении работ
по срезке или планировке грунта;
в) при уклоне
местности, превышающем указанный в паспорте завода -
изготовителя.
Обнаруженные
нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при
невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и
лицу по надзору за безопасной эксплуатацией машины.
Требования
безопасности во время работы
4. Перед началом
движения машины машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне движения и
подать звуковой сигнал.
5. При работе на
пересеченной местности машинист обязан:
выключить первую
скорость при движении машины под уклон;
затормозить машину
при остановке ее на уклоне.
6. При засыпке
выемок в грунте машинист обязан убедиться в отсутствии в них людей,
оборудования, инструмента и строительных материалов и не допускать выход отвала
бульдозера за край откоса. Запрещается передвижение бульдозера в пределах
призмы обрушения откосов.
7. Работа
бульдозера в опасной зоне работающего экскаватора не допускается. Производство
работ бульдозером в зоне действия экскаватора разрешается только при остановке
экскаватора и нахождении ковша на земле.
8. Одновременная
работа двух бульдозеров с прицепными скреперами допускается при расстоянии
между ними не менее 20 м. Интервал между работающими бульдозерами без скреперов
должен быть не менее 10 м.
9. При работе бульдозера
в местах проведения взрывных работ перед каждым взрывом грунта бульдозер
следует удалить на безопасное расстояние, указанное руководителем. Возвращение
бульдозера к месту производства работ после взрыва разрешается только после
соответствующего сигнала.
10. При
необходимости очистки отвала бульдозера машинист обязан опустить отвал на землю
и выключить двигатель.
11. При
транспортировании машины своим ходом с одного места работы на другое машинист
обязан:
а) поднять отвал
бульдозера на ограниченную высоту, обеспечивающую необходимую видимость
машинисту по ходу движения;
б) следить за тем,
чтобы нож отвала не врезался и не задевал встречающиеся на пути предметы;
в) соблюдать
правила дорожного движения;
г) пересекать
железнодорожный путь только на действующем переезде, руководствуясь
соответствующими сигналами;
д) устанавливать
сигнальные красные фонари в случае вынужденной остановки бульдозера на дороге в
ночное время.
12. Буксировать или
вытаскивать бульдозером застрявшую машину допускается с применением жесткого
буксира, без сильных рывков. Применение для этих целей стального каната
разрешается только при защищенности стекол кабины машиниста решеткой или
проволочной сеткой.
13. При выполнении
сцепки машинист обязан:
осуществлять
маневрирование на первой передаче и внимательно следить за работником,
выполняющим сцепку машины;
избегать резких
рывков;
по первому сигналу
быть готовым затормозить машину;
осуществлять сцепку
только после остановки машины.
14. Перед погрузкой
бульдозера на трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер устойчив и
заторможен. После погрузки бульдозера следует опустить его отвал и закрепить
бульдозер. Во время перевозки бульдозера машинисту не разрешается находиться в
кабине.
15. Машинисту в
процессе работы не разрешается:
а) передавать
управление машиной лицам, не имеющим на это прав;
б) оставлять машину
с работающим двигателем;
в) перевозить в
кабине посторонних лиц;
г) выходить из
кабины и входить в нее на ходу.
16. При техническом
обслуживании бульдозера машинист обязан остановить двигатель и снять давление в
гидросистеме.
17. Во время
заправки бульдозера горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не
разрешается курить и пользоваться огнем. После заправки машину необходимо
вытереть от подтеков топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить
в металлический закрывающийся ящик. Разведение огня на расстоянии менее 50 м от
места работы или стоянки машины не допускается.
18. При
необходимости ремонта или профилактического осмотра бульдозера отвал следует
заблокировать в поднятом состоянии страховочными цепями или опустить на прочную
и устойчивую опору. При промывке деталей пользоваться этилированным спиртом не
допускается.
19. При обнаружении
на участке выполнения земляных работ, не указанных при получении задания,
подземных коммуникаций и сооружений, машинист обязан немедленно приостановить
работу и сообщить об этом руководителю.
20. При работе на
косогорах машинисту не следует:
а) делать резких
поворотов машины;
б) поворачивать
машину с заглубленным рабочим органом;
в) передвигать
машину поперек склонов, угол которых превышает указанный в паспорте машины.
21. При
передвижении машины по льду водоема машинисту следует:
а) трогать машину с
места плавно на пониженной скорости без пробуксовки;
б) осуществлять
повороты осторожно и на сниженной скорости;
в) держать двери
кабины открытыми.
Требования
безопасности по окончании работы
22. По окончании
работы машинист обязан;
а) поставить машину
на стоянку;
б) поставить рычаг
переключения скорости в нейтральное положение и включить тормоз;
в) выключить
двигатель;
г) закрыть кабину
на замок;
д) сообщить
руководителю работ или ответственному за исправное состояние машины обо всех
неполадках, возникших во время работы.