МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 23 июня 1994 г. N 130
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ РАБОТАЮЩИМ
НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ТРАНСПОРТА,
СВЯЗИ В УСЛОВИЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В настоящее время в
Российской Федерации количество работающих составляет
около 50% от общей численности всего населения. От состояния здоровья и
работоспособности трудящихся в значительной степени зависит
социально-экономическое развитие страны.
Одним из факторов,
оказывающих влияние на состояние здоровья работающих, являются условия труда,
которые на многих предприятиях промышленности и сельского хозяйства не отвечают
санитарно - гигиеническим нормам и требованиям.
Средства индивидуальной
защиты используются не всегда.
В 1993 году на
работах с вредными и неблагоприятными условиями труда во всех отраслях
промышленности и сельского хозяйства работало около 4,9 млн. человек, в том
числе 1,6 млн. женщин. Из них в условиях повышенного шума - около 2 млн.
человек, повышенных уровней вибраций - 0,4 млн. человек, повышенной
запыленности и загазованности - 2,4 млн. человек. Кроме того, в условиях
тяжелого физического труда работало около 0,7 млн. человек.
В результате
воздействия вредных и неблагоприятных условий труда в 1991 - 1993 г.г. вновь
выявлено соответственно 12219, 10624 и 10069 случаев острых и хронических
профессиональных заболеваний и отравлений.
В настоящее время
на предприятиях промышленности и в сельском хозяйстве большая часть
эксплуатируемого оборудования изношена и морально устарела, а значительная доля
вновь выпускаемого оборудования не соответствует нормам и требованиям по охране
труда. Количество работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям
безопасности, - свыше 0,3 млн. человек, в том числе более 94 тыс. женщин.
Вследствие этого ежегодно в России регистрируется около 400 тыс. случаев
производственного травматизма, из них около 8 тыс. со смертельным исходом. Доля
производственного травматизма в структуре травм и отравлений составляет около
23%. Травмы, полученные на производстве, занимают первое место среди травм со
смертельным исходом.
Наиболее высоки
показатели профессиональной заболеваемости и травматизма на предприятиях
угольной, авиационной, легкой промышленности, металлургии, Главалмаззолото,
автосельскохозяйственного и общего машиностроения, энергетики.
Средний возраст,
при котором выявляются профессиональные заболевания, 40 - 45 лет, а при
некоторых заболеваниях и меньше. В связи с чем
накопленный контингент составляет за 20 лет ориентировочно 180 - 200 тыс.
больных профессиональными заболеваниями.
Вместе с тем,
уровни профессиональной заболеваемости в России не отражают истинной ситуации.
Неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией
обусловлены несовершенством законодательства по охране труда, отсутствием
правовых и экономических санкций за сокрытие профессиональной заболеваемости,
недостатками организации и качества проведения профилактических осмотров
работающих.
Вследствие того,
что организационно-правовые основы выявления, учета, регистрации и
расследования профессиональных заболеваний и отравлений в России существенно
отличаются от принятых ВОЗ, рассчитываемые показатели
не сопоставимы с мировыми.
При достаточно
устойчивых показателях общей заболеваемости безусловным последствием
воздействия неблагоприятных условий труда является также рост ряда общих
заболеваний, в том числе бронхо - легочных, неврологических, онкологических,
болезней крови и кроветворных органов, иммунной и опорно-двигательной систем, а
также травм и отравлений.
С 1989 г. в России
отмечается ежегодный рост показателя средней длительности заболеваний с
временной утратой трудоспособности, что связано с увеличением доли и частоты
хронических заболеваний в общей структуре заболеваний с временной утратой
трудоспособности. При этом от 20 до 40% трудопотерь по болезни связано с
условиями труда.
Отмечается также
рост показателя первичного выхода на инвалидность среди трудоспособного
населения. В 1992 г. каждый пятый (20%) среди впервые признанных инвалидами
утратил трудоспособность в возрасте моложе 45 лет (женщины) и 50 лет (мужчины).
Показатель первичной инвалидности в сельской местности выше и составляет 66,1
на 10 тыс. трудоспособного населения, что на 17,1 больше, чем в городах.
С 1992 г. в России
наблюдается естественная убыль населения. В 1993 г. превышение смертности над
рождаемостью наблюдалось в 62 территориях страны, при этом смертность населения
в трудоспособном возрасте растет опережающими темпами. В 1992 г. от различных
заболеваний, травм и отравлений скончалось более 457 тыс. человек
трудоспособного возраста, что составило 27% всех умерших. Потери
трудоспособного населения в результате смертности возросли на 13% по сравнению
с 1991 годом и на 33% по сравнению с 1987 годом. Самое неблагоприятное
воздействие на формирование и состав трудовых ресурсов оказывает выше
отмеченный опережающий рост травм и отравлений, являющихся причиной смерти
каждого третьего умершего в трудоспособном возрасте.
Вредные условия
труда существенно влияют на состояние здоровья работающих женщин, что
отрицательно сказывается на их детородной функции.
Высокая частота
нарушений течения беременности и родов является негативным медицинским и
социальным последствием вредного воздействия профессиональных факторов на
организм женщины. Особую опасность представляет опосредованное воздействие
профессиональных вредностей через материнский организм на плод.
Происходящий в
настоящее время процесс перехода на новые формы собственности и хозяйствования,
а также реорганизация ряда предприятий и производств, по прогнозам, еще более
обострят имеющиеся проблемы и окажут негативное влияние на санитарно -
гигиенические условия труда работающих, замедлят реконструкцию производства и
приведение рабочих мест в соответствие с гигиеническими нормами и требованиями.
Все это требует
усиления медицинского контроля за состоянием здоровья
работающих, адаптации учреждений здравоохранения к новым задачам и
экономической ситуации.
В настоящее время
медицинская помощь работающим оказывается специалистами 757 медико-санитарных частей,
791 врачебных и около 17 тыс. фельдшерских здравпунктов. Всего в промышленном
здравоохранении занято около 70 тыс. врачей, из них около 9,5 тыс. врачей -
терапевтов участковых цеховых врачебных участков.
Подготовка
и переход к медицинскому страхованию населения и к системе оказания первичной
медицинской помощи единым лечащим врачом, исключение дублированного
финансирования медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности,
строительства, транспорта, связи, а также изменение форм собственности
промпредприятий (организаций) неизбежно приводят к структурной и функциональной
реорганизации лечебно-профилактических учреждений и медицинских служб,
оказывающих медицинскую помощь трудящимся.
За последние два
года количество медико-санитарных частей уменьшилось на 162, в большинстве
случаев вследствие реорганизации в территориальные лечебно-профилактические
учреждения.
Ряд
медико-санитарных частей в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации N 8 от 10.01.93 акционирован в составе промышленных предприятий с
негосударственными организационно-правовыми формами собственности.
Более чем на 3 тыс.
сократилось количество цеховых врачебных участков, имеется тенденция к
сокращению сети врачебных и фельдшерских здравпунктов (за два года более чем на
7 тыс.).
Вместе с тем
приведение сети указанных учреждений в соответствие с требованиями не должно
снизить объем и ухудшить качество оказания медицинской помощи работающим.
В целях повышения
медицинского контроля за состоянием здоровья
трудящихся и обеспечения целенаправленной деятельности лечебно -
профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь работающим на
предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи:
Утверждаю:
1. Положение о
медико-санитарной части (Приложение 1).
2. Положение о
враче - терапевте участковом цехового врачебного участка (Приложение 2).
3. Положение о
врачебном здравпункте (Приложение 3).
4. Положение о
враче здравпункта (Приложение 4).
5. Положение о
фельдшерском здравпункте (Приложение 5).
6. Положение о фельдшере
здравпункта (Приложение 6).
7. Рекомендуемые
штатные нормативы медицинского персонала врачебных и фельдшерских здравпунктов
(Приложение 7).
8. Дополнение
номенклатуры врачебных специальностей и врачебных должностей в учреждениях
здравоохранения (Приложение 8).
9. Положение о
враче - профпатологе (Приложение 9).
10.
Квалификационную характеристику врача - профпатолога (Приложение 10).
11.
Инструктивно-методические указания по аттестации на квалификационную категорию
врача - профпатолога (Приложение 11).
12. Положение о
центре профпатологии (Приложение 12).
13. Положение о
Федеральном центре профпатологии (Приложение 13).
Приказываю:
1. Руководителям
органов управления здравоохранением республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
начальнику Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем
(Рева В.Д.), начиная с 1994 года:
1.1. Совместно с заинтересованными ведомствами (центрами санэпиднадзора,
медицинскими и научно-исследовательскими институтами, управлениями статистики и
др.) ежегодно проводить анализ состояния здоровья работающих (в том числе женщин
и подростков), трудопотерь по болезни, инвалидности, профессиональной
заболеваемости на предприятиях промышленности (строительства, транспорта,
связи) с различными организационно - правовыми формами собственности и
осуществлять целевые меры по охране здоровья трудящихся.
1.2. Разработать и
реализовать совместно с медицинскими службами министерств и ведомств
региональные и отраслевые программы организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства,
транспорта, связи, включив в них:
1.2.1. Мероприятия
по упорядочению деятельности медико - санитарных частей с определением
перспективы развития, формы собственности, порядка финансирования и
функционирования каждой медико-санитарной части с учетом предлагаемых
вариантов:
- медико-санитарные
части федерального или ведомственного подчинения, являющиеся государственной
(федеральной) собственностью, находящиеся на балансе промышленных предприятий,
не подлежащие акционированию и приватизации и финансируемые из средств
государственного бюджета, территориальных фондов обязательного медицинского
страхования и средств предприятий;
- медико-санитарные
части открытого типа, реорганизуемые в территориальные лечебно-профилактические
учреждения, являющиеся государственной (муниципальной) собственностью,
находящиеся на балансе территориальных (местных) органов управления и
финансируемые из средств бюджета и территориального фонда обязательного
медицинского страхования;
- медико-санитарные
части открытого типа, являющиеся муниципальной собственностью, находящиеся на
балансе предприятий, не подлежащие акционированию и приватизации и
финансируемые из средств местного бюджета, территориального фонда обязательного
медицинского страхования и предприятий;
- медико-санитарные
части закрытого типа, подлежащие акционированию и приватизации, являющиеся
структурным подразделением (дочерним предприятием) предприятий с
негосударственными организационно-правовыми формами собственности и
финансируемые из средств предприятий сверх отчислений
от заработной платы работающих в фонд обязательного медицинского страхования.
1.2.2. Мероприятия
по упорядочению функционирования цеховой службы с учетом предлагаемых
вариантов:
- сохранение
цеховых врачебных участков в медико-санитарных частях федерального или
ведомственного подчинения;
- сохранение
цеховых врачебных участков в государственных (муниципальных) учреждениях
здравоохранения на договорной основе за счет средств предприятий,
учреждений, организаций;
- поэтапная
реорганизация цеховой службы, находящейся на бюджетном финансировании, в общую
врачебную практику, либо в участковую территориальную службу с
перераспределением контингентов обслуживания.
1.2.3. Меры по
сохранению и упорядочению работы врачебных и фельдшерских здравпунктов,
организованных в соответствии с рекомендованными штатными нормативами на
предприятиях (объектах капитального строительства, в учебных заведениях) с
различными организационно-правовыми формами собственности, обеспечив
финансирование указанных здравпунктов из средств бюджета. А также меры по
упорядочению функционирования врачебных и фельдшерских здравпунктов,
организованных на предприятиях (в учреждениях, организациях) в индивидуальном
порядке, с финансированием их из средств предприятий.
1.2.4. Организацию
центров профпатологии, обеспечив их работу в соответствии с утвержденным
Положением.
1.2.5. Подготовку
врачей профпатологов и специализацию врачей - терапевтов участковых по
соответствующим программам по профпатологии, а также подготовку и
переподготовку врачей и фельдшеров здравпунктов по программам общей практики
или по профпатологии с выдачей соответствующих сертификатов.
1.3. Обеспечить
контроль за реализацией программ организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства,
транспорта, связи.
1.4. Обеспечить в
пределах компетенции управление, организацию, реорганизацию, а также
методическое руководство и статистический учет деятельности учреждений
здравоохранения, осуществляющих медицинское обслуживание работающих на
предприятиях промышленности (строительства, транспорта, связи) с различными
организационно-правовыми формами собственности.
1.5. По
согласованию с комиссиями по лицензированию и аккредитации медицинской и
фармацевтической деятельности обеспечить:
1.5.1.
Лицензирование и аккредитацию деятельности учреждений здравоохранения всех форм
собственности, оказывающих медицинскую помощь работающим
на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи.
1.5.2. Контроль за соблюдением лицензионных условий в указанных
учреждениях.
1.6. Совместно с центрами
санэпиднадзора и территориальными фондами обязательного медицинского
страхования обеспечить:
1.6.1. Проведение в
соответствии с утвержденными нормативами предварительных, при поступлении на
работу, и периодических медицинских осмотров всех работающих, занятых на
работах с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами.
1.6.2. Меры по повышению ответственности врачей общей лечебной сети за
полноту и качество проведения предварительных и периодических медицинских
осмотров, своевременность выявления и извещения об острых и хронических
профессиональных заболеваниях и отравлениях, за проведение в полном объеме
необходимых лечебных и оздоровительных мероприятий больным, инвалидам
вследствие профзаболеваний и лицам из групп риска по развитию профессиональных
заболеваний.
2. Управлению
организации медицинской помощи населению (Деменков А.Н.) оказать практическую
методическую помощь и обеспечить контроль за реализацией программ организации
медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности,
строительства, транспорта, связи в субъектах Федерации.
3. Управлению
организации медицинской помощи населению (Деменков А.Н.) по согласованию с
заинтересованными министерствами и ведомствами разработать порядок организации
медицинской помощи работникам водного транспорта в условиях обязательного
медицинского страхования населения.
4. Управлению по
медико-санитарному обеспечению работников нефтегазового комплекса (Хорошев В.А.) обеспечить организацию оказания медицинской
помощи работникам РАО "Нефтегазстрой" в соответствии с утвержденными
положениями и "Ориентировочными нормативами медицинского персонала
врачебных и фельдшерских здравпунктов медико-санитарных частей Санитарного
управления Минздрава России при Миннефтегазстрое" <*>.
--------------------------------
<*> Утверждены Минздравом России 14.05.90.
5. Управлению
профилактической медицины (Халитов Р.И.), отделу медицинской статистики
(Погорелова Э.И.) принять участие в подготовке совместно с
Госкомсанэпиднадзором России (Беляев Е.Н.) и НИИ медицины труда РАМН (Измеров
Н.Ф.) межведомственной Инструкции о порядке извещения, расследования,
регистрации, учета и анализа профессиональных заболеваний и отравлений.
6. Управлению
учебных заведений (Володин Н.Н.) до 01.10.94 разработать типовой учебный план и
программу подготовки специалиста врача - профпатолога.
7. Управлению
учебных заведений (Володин Н.Н.) обеспечить ежегодное удовлетворение заявок
органов здравоохранения на специализацию и усовершенствование врачей -
профпатологов.
8. Российской
медицинской академии последипломного образования (Гаврюшов В.В.), ректорам
медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей обеспечить
подготовку и переподготовку врачей - профпатологов с 1995 года по заявкам
территорий.
9. По согласованию
с Российской академией медицинских наук:
9.1. Возложить
функции Федерального центра профпатологии на клинический отдел
Научно-исследовательского института медицины труда РАМН (Измеров Н.Ф.).
9.2. Директору НИИ
медицины труда РАМН (Измеров Н.Ф.) организовать работу Федерального центра
профпатологии в соответствии с утвержденным Положением.
10. Считать
недействующими на территории Российской Федерации:
- Приказ Минздрава
СССР от 03.01.78 N 12 "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению
медицинской помощи трудящимся промышленности, строительства и транспорта";
- Приказ Минздрава
СССР от 24.06.85 N 846 "Об утверждении Положения о медсанчасти и
терапевтическом отделении поликлиники по оказанию медицинской помощи
трудящимся".
11. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя
министра Царегородцева А.Д.
Разрешается
размножить Приказ в необходимом количестве.
Министр
здравоохранения и медицинской
промышленности
России
Э.А.НЕЧАЕВ
Приложение
N 1
к Приказу
Минздравмедпрома
России
от 23 июня 1994 г.
N 130
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ЧАСТИ
1. Общие положения
1.1.
Медико-санитарная часть (МСЧ) - лечебно-профилактическое учреждение,
оказывающее медицинскую помощь в основном работникам предприятий (организаций)
промышленности, строительства, транспорта, связи с различными формами
собственности.
1.2. МСЧ является
государственным (федеральным, ведомственным, муниципальным) учреждением
здравоохранения или структурным подразделением (дочерним предприятием)
предприятия с негосударственной организационно-правовой формой собственности.
1.3. Учредителями государственных (федеральных, ведомственных, муниципальных)
МСЧ являются: Минздравмедпром России, другие министерства и ведомства,
территориальные органы управления здравоохранением и Госкомимущество России
(территориальные комитеты по управлению имуществом).
Учредителями МСЧ с
негосударственными формами собственности являются предприятия (организации) с
негосударственными организационно-правовыми формами собственности и
Госкомимущество России (территориальные комитеты по управлению имуществом).
1.4.
Государственная МСЧ является хозяйствующим субъектом с правом юридического
лица, имеет регистрационный номер, самостоятельный баланс, расчетный и иные
счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки и другие
реквизиты, необходимые для ее деятельности.
При вхождении МСЧ в
предприятие с негосударственной организационно-правовой формой собственности
юридический статус и реквизиты МСЧ определяются уставом предприятия.
1.5. Деятельность
МСЧ независимо от формы собственности регламентируется законодательными и
нормативными документами по вопросам охраны здоровья населения, уставом
учреждения (предприятия, организации) и настоящим Положением.
1.6. По
согласованию с учредителем на базе МСЧ могут быть размещены клинические
подразделения медицинских, научно - исследовательских институтов, факультетов
усовершенствования врачей, а также региональные специализированные медицинские
центры.
Условия
взаимодействия и взаиморасчеты между учреждением и указанными подразделениями
определяются в соответствии с порядком, утвержденным Минздравмедпромом России
на договорной основе.
1.7. МСЧ
осуществляет свою деятельность в соответствии с полученными
лицензией и сертификатом. Лицензирование медицинской деятельности и контроль за соблюдением лицензионных условий осуществляются
в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.
1.8. МСЧ несет
ответственность по своим обязательствам в установленном порядке, выступает
истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской
Федерации (при вхождении в предприятие с негосударственной организационно -
правовой формой собственности на правах структурного подразделения юридическую
ответственность несет учредитель).
1.9. МСЧ независимо
от формы собственности ведет учет и представляет отчеты о своей деятельности по
формам и в сроки, установленные Минздравмедпромом России.
2. Задачи и функции
медико-санитарной части
2.1. Основными
задачами МСЧ являются:
2.1.1. Оказание
квалифицированной специализированной медицинской помощи прикрепленному
контингенту с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости,
производственного травматизма, трудопотерь по болезни и инвалидности,
выполнение программ обязательного медицинского страхования.
2.1.2. разработка и
осуществление совместно с администрацией предприятия (организации) и по
согласованию с органами санэпиднадзора мероприятий по оздоровлению работающих.
2.1.3.
Осуществление контроля за соответствием состояния здоровья работающих
условиям труда.
3. Структура
медико-санитарной части
3.1. МСЧ в зависимости
от численности обслуживаемого контингента и по согласованию с учредителем может
иметь следующие структурные подразделения: поликлинику, стационар, отделение
неотложной медицинской помощи, врачебные и фельдшерские здравпункты и иные
подразделения.
Взаимоотношения МСЧ
с указанными подразделениями регламентируются уставом.
3.2. Штаты МСЧ
устанавливаются главным врачом по согласованию с учредителем.
4. Организация
деятельности
4.1. МСЧ
осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность в пределах, установленных
уставом. Имущественные и иные права и обязанности также закрепляются уставом
учреждения (предприятия, организации).
4.2. Деятельность
МСЧ строится на основе договоров об оказании медицинской помощи с учредителем,
территориальным фондом обязательного медицинского страхования (или страховыми
медицинскими организациями), органами управления здравоохранением.
4.3. МСЧ использует
в своей деятельности принципы хозяйственного расчета.
4.4. Взаиморасчеты
за оказание медицинской помощи осуществляются в порядке, утвержденном
Минздравмедпромом России по согласованию с Минфином России и Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования.
5. Финансирование
медико-санитарной части
5.1. Финансирование
МСЧ осуществляется:
5.1.1. Из средств
предприятия - учредителя (после отчисления им налога в территориальный фонд
обязательного медицинского страхования) на:
- капитальное
строительство;
- содержание
помещений МЧС (охрана, уборка, оплата коммунальных услуг, ремонт);
- оснащение и
эксплуатацию медицинского, технологического, вспомогательного оборудования,
автотранспорта;
- содержание
медицинского персонала цеховых врачебных участков;
- содержание
врачебных и фельдшерских здравпунктов, организованных в индивидуальном порядке
сверх рекомендованных штатных нормативов.
5.1.2. Из средств
государственного (федерального, отраслевого, местного) бюджета:
- отчисления на
реализацию целевых территориальных и федеральных программ;
- отчисления на
содержание врачебных и фельдшерских здравпунктов, организованных в пределах
рекомендованных штатных нормативов.
5.1.3. Из средств,
направляемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования или
страховыми медицинскими организациями в соответствии с территориальной
программой обязательного медицинского страхования.
5.1.4. Из средств,
полученных от реализации договоров по добровольному медицинскому страхованию.
5.1.5. Из средств,
полученных при оказании платных медицинских услуг населению.
5.1.6. Из иных
источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
6. Управление
медико-санитарной частью
6.1. Управление МСЧ
осуществляется руководителем, назначаемым и освобождаемым учредителем в
соответствии с действующим законодательством.
6.2. Руководитель
осуществляет управление в пределах своей компетенции, определенной уставом
учреждения (предприятия, организации).
6.3. Решение о
закрытии и реорганизации МСЧ принимает учредитель в соответствии с уставом.
6.4. Контроль за
производственной, финансово-хозяйственной деятельностью, реорганизацию и
ликвидацию МСЧ осуществляют в пределах своей компетенции учредитель, органы
управления здравоохранением, лицензионно-аккредитационные комиссии,
территориальный фонд обязательного медицинского страхования (или страховые
медицинские организации), налоговая инспекция и другие органы в соответствии с
действующим законодательством и уставом.
Начальник
Управления
организации
медицинской
помощи населению
А.Н.ДЕМЕНКОВ
Приложение
N 2
к Приказу
Минздравмедпрома
России
от 23 июня 1994 г.
N 130
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВРАЧЕ - ТЕРАПЕВТЕ УЧАСТКОВОМ ЦЕХОВОГО
ВРАЧЕБНОГО УЧАСТКА
I. Общие положения
1.1. На должность
врача - терапевта участкового цехового врачебного участка (цехового врача)
назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности
"Лечебное дело" и подготовку по терапии и профессиональной патологии
и получивший сертификат.
1.2. Цеховой врач
осуществляет свою деятельность в соответствии с условиями контракта,
заключенного с администрацией предприятия промышленности, строительства,
транспорта, связи.
1.3. Цеховой врач
оказывает медицинскую помощь трудящимся в условиях лечебно-профилактического
учреждения (медико-санитарной части, территориальной поликлиники), а также
непосредственно по месту работы.
1.4. Указанный
специалист проводит свою работу совместно с врачами других специальностей
данного лечебно-профилактического учреждения, администрацией предприятия и
органами санэпиднадзора.
1.5. При наличии
условий (преимущественно в компактно расположенных населенных пунктах, рабочих
поселках и рабочих районах) цеховой врач по согласованию с органами
здравоохранения и по договору с территориальным фондом обязательного
медицинского страхования оказывает первичную медико-санитарную помощь
прикрепленному контингенту, в том числе и на дому, по цехово - территориальному
принципу.
1.6. Численность и
состав прикрепленного контингента определяются условиями контракта с
администрацией предприятия и территориальными органами здравоохранения.
1.7. Режим работы
цехового врача устанавливается по согласованию с администрацией предприятия.
1.8. В своей работе
врач - терапевт участковый цехового врачебного участка руководствуется
законодательными нормативными актами Российской Федерации по вопросам охраны
здоровья населения, уставом учреждения, положениями о медико-санитарной части
или городской поликлинике и настоящим Положением.
1.9. Врач -
терапевт участковый цехового врачебного участка подчиняется руководителю
учреждения здравоохранения и администрации предприятия, содержащего должность
указанного специалиста.
1.10. Назначение и
увольнение цехового врача осуществляется в соответствии с действующим
законодательством.
1.11. Распоряжения
цехового врача являются обязательными для закрепленного за ним среднего и
младшего медицинского персонала.
1.12.Контроль за деятельностью цехового врача осуществляется в
установленном порядке.
II. Задачи и функции
врача - терапевта участкового
цехового врачебного
участка
2.1. Основными
задачами цехового врача являются оказание рабочим и служащим участка
квалифицированной терапевтической помощи, участие в организации и проведении
мер по снижению общей и профессиональной заболеваемости, трудопотерь по болезни
и инвалидности, а также мер по улучшению санитарно-гигиенических условий труда
работающих на производстве.
2.2. В соответствии
с задачами и полученным сертификатом цеховой врач осуществляет:
- оказание первой
врачебной помощи при травмах, острых отравлениях и заболеваниях;
- проведение
амбулаторного приема, лечение и реабилитацию больных и инвалидов;
- организацию
транспортировки и, при необходимости, сопровождение больных в соответствующие
лечебно-профилактические учреждения;
- организацию
своевременной консультации специалистов и госпитализации в профильные отделения
стационаров для оказания больным специализированной медицинской помощи;
- динамическое
наблюдение за состоянием здоровья работающих, профилактику и своевременное
выявление общих и профессиональных заболеваний;
- динамическое
наблюдение хронических больных, проведение комплекса лечебно-оздоровительных
мероприятий (отбор на санаторно-курортное лечение в санатории - профилактории,
на диетпитание);
-
координацию и проведение предварительных, при поступлении на работу, и
периодических медицинских осмотров, направление на необходимое дообследование и
консультацию специалистов, оформление по результатам осмотров заключений о
профессиональной пригодности или об изменении трудовой деятельности (временном
или постоянном переводе на другую работу);
- совместно с
администрацией предприятия и по согласованию с органами санэпиднадзора
разработку и проведение оздоровительных и противоэпидемических мероприятий;
- в установленном
порядке экспертизу временной нетрудоспособности.
III. Обязанности
врача - терапевта участкового
цехового врачебного
участка
Цеховой врач
обязан:
3.1. Проводить
анализ общей и профессиональной заболеваемости и производственного травматизма,
доводить полученные данные до сведения администрации предприятия и участвовать
в разработке мероприятий по их снижению.
3.2. Проводить
санитарно-просветительную работу, пропаганду здорового образа жизни.
3.3. Вести
учетно-отчетную документацию утвержденного образца и представлять ее в
установленном порядке главному врачу учреждения здравоохранения.
3.4. Систематически
повышать свою квалификацию, осваивать новые методы диагностики и лечения.
IV. Права врача -
терапевта участкового
цехового врачебного
участка
Цеховой врач имеет
право:
4.1. Контролировать
работу подчиненного ему среднего медицинского персонала.
4.2. Повышать
квалификацию с отрывом от основного места работы не реже 1 раза в 5 лет за счет
средств предприятия или собственных средств.
4.3. Привлекаться
для работы в составе экспертных комиссий медицинских страховых компаний.
4.4. По
согласованию с руководителем учреждения здравоохранения и администрацией
предприятия заключать в установленном порядке договора по добровольному
медицинскому страхованию и получать плату за оказание дополнительных
медицинских услуг.
4.5. Вносить предложения
администрации предприятия по вопросам улучшения охраны труда и медицинской
помощи работающим.
4.6. Проходить
аттестацию на врачебную категорию в соответствии с установленными сроками.
4.7. В спорных и
конфликтных ситуациях обращаться в вышестоящие органы здравоохранения,
лицензионно-аккредитационную комиссию, независимую экспертную комиссию,
медицинские ассоциации, заявлять исковые требования в суде и арбитраже и
отвечать по ним.
V. Ответственность
врача - терапевта участкового
цехового врачебного
участка
Цеховой врач несет
ответственность в пределах своих обязанностей за самостоятельно принимаемые
решения.
За противоправные
действия или бездействие, повлекшие за собой ущерб здоровью или смерть
пациента, несет ответственность в установленном законом порядке.
Начальник
Управления
организации
медицинской
помощи населению
А.Н.ДЕМЕНКОВ
Приложение
N 3
к Приказу
Минздравмедпрома
России
от 23 июня 1994 г.
N 130
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВРАЧЕБНОМ ЗДРАВПУНКТЕ
I. Общие положения
1.1. Врачебный
здравпункт - структурное подразделение учреждения здравоохранения или
предприятия промышленности, строительства, транспорта, связи, предназначенное
для оказания первичной медицинской помощи трудящимся, служащим и учащимся
учебных заведений.
1.2. Врачебный
здравпункт может быть организован:
1.2.1. В пределах
действующих рекомендательных штатных нормативов на предприятиях с различными
формами собственности, в учебных заведениях, является структурным
подразделением государственного территориального лечебно-профилактического
учреждения или медико-санитарной части и финансируется на средства бюджета.
1.2.2. В
индивидуальном порядке (сверх действующих штатных нормативов) на предприятиях,
в учреждениях, организациях, является структурным подразделением МСЧ или
предприятия (учреждения, организации) и финансируется полностью за счет средств
учредителя.
1.3. Врачебный
здравпункт подлежит лицензированию и аккредитации на общих основаниях и в
установленном порядке.
1.4. Врачебный
здравпункт имеет угловой штамп с указанием наименования учреждения
(предприятия), в состав которого он входит, печать "для справок",
"б/листков" и "рецептов".
1.5. Деятельность
врачебного здравпункта регламентируется Законодательством Российской Федерации,
нормативными актами Минздравмедпрома России, уставом учреждения (предприятия),
чьим структурным подразделением он является, и настоящим Положением.
1.6. Врачебный
здравпункт независимо от формы собственности ведет учетно-отчетную документацию
и в установленном порядке представляет ее руководителю учреждения
здравоохранения или органа управления здравоохранением.
II. Задачи и
функции врачебного здравпункта
2.1. Основной
задачей врачебного здравпункта является проведение мероприятий по
предупреждению и снижению заболеваемости, в том числе с временной утратой
трудоспособности, инвалидности трудящихся и учащихся, улучшению санитарно -
гигиенических условий их труда.
2.2. В соответствии
с целями и задачами врачебный здравпункт обеспечивает:
- оказание первой
врачебной помощи при внезапных заболеваниях, травмах и острых отравлениях;
- проведение
лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с требованиями
территориальных медико-экономических стандартов и полученным сертификатом, при
необходимости направление пациентов на консультацию и госпитализацию;
- проведение
экспертизы временной нетрудоспособности в установленном порядке;
- участие в
разработке и проведении комплекса профилактических и оздоровительных
мероприятий на предприятии (в учебном заведении);
- анализ общей и
профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, инвалидности,
доведение полученных данных до сведения администрации предприятия и участие в
разработке мероприятий по их снижению.
III. Организация
деятельности врачебного здравпункта
3.1. Врачебный
здравпункт размещается в помещении, предоставленном предприятием (учебным
заведением) промышленности, строительства, транспорта, связи. Независимо от форм
собственности содержание помещения обеспечивает предприятие (учебное
заведение).
3.2. Здравпункт
возглавляет врач, которому непосредственно подчиняется средний медицинский
персонал.
3.3. Режим работы
врачебного здравпункта устанавливается по согласованию с администрацией
предприятия (учебного заведения), при котором он организован.
3.4. Контроль за
производственной, финансово-хозяйственной деятельностью, созданием,
реорганизацией и ликвидацией врачебного здравпункта осуществляется в
соответствии с Законодательством Российской Федерации и закрепляется уставом
учреждения (предприятия).
Начальник
Управления
организации
медицинской
помощи населению
А.Н.ДЕМЕНКОВ
Приложение
N 4
к Приказу
Минздравмедпрома
России
от 23 июня 1994 г.
N 130
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВРАЧЕ ЗДРАВПУНКТА
I. Общие положения
1.1. На должность
врача здравпункта назначается специалист, имеющий высшее медицинское
образование по специальности "Лечебное дело", освоивший программу
подготовки по общей врачебной практике, либо по терапии и профессиональной
патологии и получивший сертификат.
1.2. Врач
здравпункта оказывает медицинскую помощь трудящимся и учащимся непосредственно
по месту работы или учебы, принимает участие в организации и проведении мер по
профилактике и снижению общей и профессиональной заболеваемости, трудопотерь по
болезни и инвалидности, контроле за соответствием
состояния здоровья трудящихся условиям труда.
1.3. В своей работе
врач здравпункта руководствуется законодательными и нормативными документами
Российской Федерации по вопросам охраны здоровья населения, уставом учреждения
(предприятия), в структуру которого входит здравпункт, Положением о здравпункте
и настоящим Положением.
1.4. Врач
здравпункта подчиняется руководителю учреждения здравоохранения, в структуру
которого входит здравпункт, либо администрации предприятия - учредителя.
1.5. Распоряжения
врача здравпункта являются обязательными для среднего и младшего медицинского
персонала здравпункта.
1.6. Назначение и
увольнение врача здравпункта осуществляется в соответствии с действующим
законодательством руководителем учреждения здравоохранения, в структуру
которого входит здравпункт, либо администрацией предприятия - учредителя.
II. Функции врача здравпункта
В соответствии с
задачами здравпункта и полученным сертификатом врач осуществляет:
2.1. Оказание
первой врачебной помощи при травмах, острых отравлениях и заболеваниях,
аварийных ситуациях.
2.2. Проведение
амбулаторного приема, лечение и реабилитацию больных и инвалидов.
2.3. Организацию
транспортировки и, при необходимости, сопровождение больных в соответствующие
лечебно-профилактические учреждения.
2.4. Организацию
своевременной консультации специалистов и госпитализации в профильные отделения
стационаров для оказания больным специализированной медицинской помощи.
2.5. Динамическое
наблюдение за состоянием здоровья лиц, работающих в условиях профессиональных
вредностей и неблагоприятных условий труда, профилактику и своевременное
выявление общих и профессиональных заболеваний.
2.6. Динамическое
наблюдение хронических больных, проведение комплекса лечебно-оздоровительных
мероприятий (отбор на санаторно-курортное лечение, в санатории - профилактории,
на диетпитание).
2.7. Координацию и проведение в соответствии с полученным сертификатом
периодических медицинских осмотров, направление на необходимое дообследование и
консультацию специалистов, оформление по результатам осмотров заключений о
профессиональной пригодности или об изменении трудовой деятельности (временном
или постоянном переводе на другую работу).
2.8. Совместно с
администрацией предприятия (учебного заведения) и органами санэпиднадзора
разработку и проведение оздоровительных и противоэпидемических мероприятий.
2.9. В
установленном порядке экспертизу временной нетрудоспособности.
III. Обязанности
врача здравпункта
Врач здравпункта
обязан:
3.1. Проводить
анализ общей и профессиональной заболеваемости и производственного травматизма,
доводить полученные данные до сведения администрации предприятия (учебного
заведения) и участвовать в разработке мероприятий по их снижению.
3.2. Проводить
санитарно-просветительную работу, пропаганду здорового образа жизни, обучение работающих методам само- и взаимопомощи.
3.3. Вести
учетно-отчетную документацию утвержденного образца и представлять ее в
установленном порядке главному врачу учреждения здравоохранения или органам
управления здравоохранением.
3.4. Систематически
повышать свою квалификацию, осваивать новые методы диагностики и лечения.
IV. Права врача
здравпункта
Врач здравпункта
имеет право:
4.1. Контролировать
работу подчиненного ему среднего медицинского персонала.
4.2. Повышать
квалификацию с отрывом от основного места работы не реже 1 раза в 5 лет за счет
средств учредителя или собственных средств.
4.3. Привлекаться
для работы в составе экспертных комиссий медицинских страховых компаний.
4.4. По
согласованию с руководителем учреждения здравоохранения или учредителем
заключать в установленном порядке договора по добровольному медицинскому
страхованию и получать плату за оказание дополнительных медицинских услуг.
4.5. Вносить
предложения администрации предприятий (учебных заведений) по вопросам улучшения
охраны труда и медицинской помощи работающим (учащимся).
4.6. Проходить
аттестацию на врачебную категорию в соответствии с установленными сроками.
4.7. В спорных и
конфликтных ситуациях обращаться в вышестоящие органы здравоохранения,
лицензионно-аккредитационную комиссию, независимую экспертную комиссию,
медицинские ассоциации, заявлять исковые требования в суде и арбитраже и
отвечать по ним.
V. Ответственность
врача здравпункта
Врач здравпункта
несет ответственность в пределах своих обязанностей за самостоятельно
принимаемые решения.
За противоправные
действия или бездействия, повлекшие за собой ущерб здоровью или смерть
пациента, несет ответственность в установленном законом порядке.
Начальник
Управления
организации
медицинской
помощи населению
А.Н.ДЕМЕНКОВ
Приложение
N 5
к Приказу
Минздравмедпрома
России
от 23 июня 1994 г.
N 130
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕЛЬДШЕРСКОМ ЗДРАВПУНКТЕ
I. Общие положения
1.1. Фельдшерский
здравпункт - структурное подразделение учреждения здравоохранения или
предприятия промышленности, строительства, транспорта, связи, предназначенное
для оказания первичной медицинской помощи трудящимся и учащимся учебных
заведений.
1.2. Фельдшерский
здравпункт может быть организован:
1.2.1. В пределах
действующих рекомендательных штатных нормативов на предприятиях с различными
формами собственности, в учебных заведениях, является структурным
подразделением государственного территориального лечебно-профилактического
учреждения или медико-санитарной части и финансируется из средств бюджета.
1.2.2. В
индивидуальном порядке (сверх действующих штатных нормативов) на предприятиях
(в учреждениях, организациях) является структурным подразделением МСЧ или
предприятия и финансируется полностью за счет средств учредителя.
1.3. Фельдшерский
здравпункт подлежит лицензированию и аккредитации на общих основаниях и в
установленном порядке.
1.4. Фельдшерский
здравпункт имеет угловой штамп с указанием наименования учреждения
(предприятия), в состав которого он входит.
1.5. Деятельность
фельдшерского здравпункта регламентируется Законодательством Российской
Федерации, нормативными актами Минздравмедпрома России, уставом учреждения
(предприятия), чьим структурным подразделением он является, и настоящим
Положением.
1.6. Фельдшерский
здравпункт независимо от формы собственности ведет учетно-отчетную документацию
и в установленном порядке представляет ее руководителю учреждения
здравоохранения или органа управления здравоохранением.
II. Задачи и
функции фельдшерского здравпункта
2.1. Основной
задачей фельдшерского здравпункта является оказание первичной доврачебной
помощи рабочим, служащим и учащимся, участие в проведении профилактических
мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, травматизма и
инвалидности.
2.2. В соответствии
с целями и задачами фельдшерский здравпункт осуществляет:
- первую
доврачебную помощь при травмах, отравлениях, острых заболеваниях;
- организацию
транспортировки больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения;
- направление больных
на консультации и лечение в лечебно - профилактические учреждения;
- проведение
лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с назначениями врача;
- разработку и
проведение совместно с администрацией предприятия (учебного заведения) и по согласованию
с органами санэпиднадзора профилактических и оздоровительных мероприятий.
III. Организация
деятельности фельдшерского здравпункта
3.1. Фельдшерский
здравпункт размещается в помещении, предоставленном предприятием (учебным
заведением) промышленности, строительства, транспорта, связи. Независимо от
форм собственности содержание помещения обеспечивает предприятие (учебное
заведение).
3.2. Здравпункт
возглавляет заведующий: фельдшер (фельдшер общей практики) или медицинская
сестра.
3.3. Режим работы
фельдшерского здравпункта устанавливается по согласованию с администрацией
предприятия (учебного заведения), при котором он организован.
3.4. Контроль за
производственной, финансово-хозяйственной деятельностью, созданием,
реорганизацией и ликвидацией фельдшерского здравпункта осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется уставом
учреждения (предприятия).
Начальник
Управления
организации
медицинской
помощи населению
А.Н.ДЕМЕНКОВ
Приложение
N 6
к Приказу
Минздравмедпрома
России
от 23 июня 1994 г.
N 130
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕЛЬДШЕРЕ ЗДРАВПУНКТА
I. Общие положения
1.1. Фельдшер
здравпункта - специалист со средним медицинским образованием, имеющий
подготовку по общей практике и получивший сертификат.
1.2. Фельдшер
здравпункта оказывает первичную доврачебную помощь трудящимся и учащимся
непосредственно по месту работы или учебы, принимает участие в организации и
проведении мер по профилактике заболеваемости, выполняет в пределах своей
компетенции лечебные процедуры по назначению врача и осуществляет контроль за соответствием состояния здоровья трудящихся
условиям труда.
1.3. В своей работе
фельдшер здравпункта руководствуется законодательными и нормативными
документами Российской Федерации по вопросам охраны здоровья населения, уставом
учреждения (предприятия), в структуру которого входит здравпункт, Положением о
здравпункте и настоящим Положением.
1.4. Фельдшер
здравпункта подчиняется руководителю учреждения здравоохранения, в структуру
которого входит здравпункт, либо администрации предприятия - учредителя.
1.5. Распоряжения
фельдшера здравпункта являются обязательными для младшего медицинского
персонала здравпункта.
1.6. Назначение и
увольнение фельдшера здравпункта осуществляется в соответствии с действующим
законодательством руководителем учреждения здравоохранения, в структуру
которого входит здравпункт, либо администрацией предприятия - учредителя.
II. Функции
фельдшера здравпункта
В соответствии с
задачами здравпункта и полученным сертификатом фельдшер осуществляет:
2.1. Первую
доврачебную помощь при острых отравлениях, заболеваниях, травмах.
2.2. Проведение
лечебных мероприятий по назначению врача (инъекции, перевязки, физиопроцедуры).
2.3. Организацию
транспортировки больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения,
при показаниях сопровождение.
2.4. Направление на
прием к лечащему врачу или специалисту поликлиники.
2.5. Подготовку к
проведению периодических медицинских осмотров.
2.6. Проведение
профилактических прививок.
2.7. Освобождение
временно нетрудоспособных от работы до конца смены с
выдачей справки.
III. Обязанности
фельдшера здравпункта
Фельдшер
здравпункта обязан:
3.1. Проводить в
пределах своей компетенции анализ производственного травматизма, доводить
полученные данные до сведения администрации предприятия (учебного заведения) и
участвовать в разработке мероприятий по его снижению.
3.2. Проводить
санитарно-просветительную работу, пропаганду здорового образа жизни, обучение работающих методам само- и взаимопомощи.
3.3. Вести
учетно-отчетную документацию утвержденного образца и представлять ее в
установленном порядке главному врачу учреждения здравоохранения или органам
управления здравоохранением.
3.4. Систематически
повышать свою квалификацию, постоянно осваивать навыки проведения
диагностических и лечебных процедур.
IV. Права фельдшера
здравпункта
Фельдшер
здравпункта имеет право:
4.1. Контролировать
работу подчиненного ему младшего медицинского персонала.
4.2. Повышать
квалификацию с отрывом от основного места работы не реже 1 раза в 5 лет за счет
средств учредителя или собственных средств.
4.3. По
согласованию с руководителем учреждения здравоохранения или учредителем
заключать в установленном порядке договора по оказанию дополнительных
медицинских услуг в соответствии с полученным сертификатом (массаж и др.) и
получать плату за их проведение.
4.4. Вносить
предложения администрации предприятия (учебного заведения) по вопросам
улучшения охраны труда и медицинской помощи работающим (учащимся).
4.5. Проходить
аттестацию на категорию в соответствии с установленными сроками.
V. Ответственность
фельдшера здравпункта
Фельдшер
здравпункта несет ответственность в пределах своих обязанностей за
самостоятельно принимаемые решения.
За противоправные
действия или бездействия, повлекшие за собой ущерб здоровью или смерть
пациента, несет ответственность в установленном законом порядке.
Начальник
Управления
организации
медицинской
помощи населению
А.Н.ДЕМЕНКОВ
Приложение
N 7
к Приказу
Минздравмедпрома
России
от 23 июня 1994 г.
N 130
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
МЕДИЦИНСКОГО
ПЕРСОНАЛА ВРАЧЕБНЫХ И ФЕЛЬДШЕРСКИХ
ЗДРАВПУНКТОВ
1. Медицинский
персонал врачебных здравпунктов
1.1.
Должности медицинского персонала врачебных здравпунктов устанавливаются по
следующим штатным нормативам:
┌────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│
Наименование должности │ Кол-во
должностей при численности │
│ │ работников (учащихся) │
│
├───────────────────────────────────────┤
│ │ от 1200 до 2000
чел. свыше 2000 чел. │
├────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│Врач
здравпункта │ 1 1 │
│Фельдшер,
акушерка, мед.│ 1 (суммарно) 2 (суммарно) │
│сестра │ │
│Фельдшер
или медицинская│1 должность при численности работников │
│сестра │во второй смене: на
предприятиях гор- │
│ │но-рудной и химической промышленности │
│ │не менее 300
(для обслуживания подзем- │
│ │ных работ - и
при меньшей численности),│
│ │на предприятиях
других отраслей и │
│ │транспорта - не
менее 500 чел.; 1 долж-│
│ │ность при
численности работников в │
│ │третьей смене
соответственно не менее │
│ │200 и 300 чел.
(для обслуживания под- │
│ │земных работ - и
при меньшей числен-
│
│ │ности); 1
должность при численности ра-│
│ │ботников в
четвертой смене не менее │
│ │100 чел. (для
обслуживания подземных │
│ │работ - и при
меньшей численности). │
│ │Указанный
норматив применяется к чис- │
│ │ленности работников, не
обслуживаемых │
│ │фельдшерским
здравпунктом │
└────────────────────────┴───────────────────────────────────────┘
1.2. Штатные
нормативы, предусмотренные п. 1.1, применяются при расчете штатов здравпунктов:
1.2.1. При
промышленных предприятиях и объектах капитального строительства с численностью
работников не менее 1200 на каждом из них или на нескольких рядом расположенных
объектах капитального строительства, к которым не применяются нормативы врачей
цеховых врачебных участков и которые расположены на расстоянии свыше 4-х
километров от других поликлиник, амбулаторий и врачебных здравпунктов.
1.2.2. При
предприятиях транспорта и связи с численностью работников свыше 1200 на каждом,
не имеющем фельдшерского здравпункта.
1.2.3. При высших и
средних учебных заведениях, сельских профессионально-технических и технических училищах с численностью обучающихся на дневных факультетах
(отделениях) не менее 1200 человек в каждом из них, не имеющем фельдшерского
здравпункта.
1.2.4. При
геологоразведочных, разведывательных и изыскательских партиях и экспедициях, не
имеющих фельдшерских здравпунктов. При численности работников партии
(экспедиции) менее 1200 человек применяются нормативы, предусмотренные для
здравпунктов, обслуживающих от 1200 до 2000 человек.
2. Медицинский
персонал фельдшерских здравпунктов
2.1.
Должности медицинского персонала фельдшерских здравпунктов устанавливаются по
следующим штатным нормативам:
┌────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│
Наименование должности │ Кол-во
должностей при численности │
│ │ работников (учащихся) │
│
├───────────────────────────────────────┤
│ │500 - 800 801 - 1500 1501 - 2000 │
│ │ человек человек человек
│
├────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│Заведующий
здравпунк- │ 1
1 1 │
│том
- фельдшер или │ │
│медицинская
сестра │ │
│Фельдшер,
акушерка, ме- │ - 0,5 - 1 1,5 - 2 │
│дицинская
сестра │ (суммарно) (суммарно)
│
│Фельдшер
или медицинская│1 должность при численности работников │
│сестра │во второй смене: на
предприятиях гор- │
│ │но-рудной и химической промышленности │
│ │не менее 300
(для обслуживания подзем- │
│ │ных работ - и
при меньшей численности),│
│ │на предприятиях
других отраслей и │
│ │транспорта - не
менее 500 человек; │
│ │1 должность при
численности работников │
│ │в третьей смене
соответственно не менее│
│ │200 и 300 чел.
(для обслуживания под- │
│ │земных работ - и
при меньшей числен-
│
│ │ности); │
│ │1 должность при
численности работников │
│ │в четвертой
смене не менее 100 человек │
│ │(для
обслуживания подземных работ - и │
│ │при меньшей
численности) │
└────────────────────────┴───────────────────────────────────────┘
2.2.
Штатные нормативы, предусмотренные п. 2.1, применяются при расчете штатов
здравпунктов при:
2.2.1. Промышленных
предприятиях и предприятиях связи с численностью
работников не менее 500 на каждом из них.
2.2.2. Шахтах. При численности работников менее 500 применяются
нормативы, предусмотренные для здравпунктов, обслуживающих 500 - 800 человек.
2.2.3. Объектах капитального строительства с численностью
работников не менее 500 на каждом из них или на нескольких рядом расположенных
объектах.
2.2.4. Высших и
средних специальных учебных заведениях с численностью
обучающихся на дневных факультетах (отделениях) не менее 800 в каждом из них,
не имеющем врачебного здравпункта.
2.2.5. Профессионально-технических, технических, торговых, кулинарных,
торгово-кулинарных и мореходных училищах (школах) с числом учащихся не менее
500 в каждом из них, не имеющем врачебного здравпункта.
2.2.6. Предприятиях транспорта, не имеющих врачебных здравпунктов,
при численности работников не менее 500 или водителей не менее 300 человек на
каждом из них. В последнем случае применяются нормативы, предусмотренные для
здравпунктов, обслуживающих 500 - 800 работников.
2.2.7. Предприятиях, комбинатах и училищах с числом работающих
(обучающихся) инвалидов не менее 500.
2.2.8.
Геолого-разведочных, разведывательных и изыскательских партиях
и экспедициях, не имеющих врачебных здравпунктов. При численности работников
экспедиции (партии) менее 500 человек применяются нормативы, предусмотренные
для здравпунктов, обслуживающих 500 - 800 работников.
2.3. Два и более
здравпункта при одном промышленном предприятии с применением нормативов,
предусмотренных п. 2.2, могут создаваться с разрешения территориального органа
здравоохранения при условии оказания медицинской помощи каждым здравпунктом не
менее 1500 работникам.
Два и более
подземных здравпункта при одном предприятии могут создаваться в указанном выше
порядке на меньшую численность работников, но не менее 500 человек.
Начальник
Планово-финансового
управления
Л.А.ШИРШОВ
Приложение
N 8
к Приказу
Минздравмедпрома
России
от 23 июня 1994 г.
N 130
ДОПОЛНЕНИЕ
НОМЕНКЛАТУРЫ
ВРАЧЕБНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И
ВРАЧЕБНЫХ
ДОЛЖНОСТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
(УТВЕРЖДЕНА
ПРИКАЗОМ МИНЗДРАВА СССР ОТ 04.05.70 N 280
С
ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДОПОЛНЕНИЯМИ И ИЗМЕНЕНИЯМИ)
1. В номенклатуру
врачебных специальностей включается специальность 70 - "Врач -
профпатолог".
2. В номенклатуру
врачебных должностей включается должность 98 - "Врач - профпатолог".
Начальник
Управления кадров
А.И.ТОРОПЦЕВ
Приложение
N 9
к Приказу
Минздравмедпрома
России
от 23 июня 1994 г.
N 130
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВРАЧЕ - ПРОФПАТОЛОГЕ
I. Общие положения
1.1. Врач -
профпатолог - специалист, имеющий высшее медицинское образование по
специальности "Лечебное дело" и подготовку по профессиональной
патологии в соответствии с требованиями квалификационной характеристики врача
профпатолога, и получивший сертификат.
1.2. Врач -
профпатолог осуществляет свою деятельность в Центре профпатологии.
1.3. В своей работе
врач - профпатолог руководствуется законодательными и нормативными документами
Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан и охраны труда, положениями
о Центре профпатологии, Федеральном центре профпатологии и настоящим
Положением.
1.4. Врач -
профпатолог подчиняется руководителю (заведующему) Центра профпатологии и
главному врачу учреждения здравоохранения, чьим структурным подразделением является
указанный Центр.
1.5. Назначение и
увольнение врача - профпатолога осуществляется главным врачом в соответствии с
действующим законодательством.
1.6. Свою работу
врач - профпатолог осуществляет совместно с врачами других специальностей
данного лечебно-профилактического учреждения.
1.7. Контроль за деятельностью указанного специалиста
осуществляется в установленном порядке.
II. Функции врача -
профпатолога
2.1. В соответствии
с задачами Центра профпатологии и полученным сертификатом врач - профпатолог
осуществляет:
- консультативный
прием больных профессиональными заболеваниями, инвалидов вследствие
профзаболеваний и лиц с подозрением на указанные заболевания, госпитализацию и
(или) курацию больных в специализированных отделениях профпатологии стационара;
- комплексную
диагностику профзаболеваний с применением новейших медицинских технологий и с
привлечением для этих целей специалистов данного и других учреждений
здравоохранения, а также сотрудников медицинских и научно-исследовательских
институтов; установление в составе клинико-экспертных комиссий (КЭК) связи
заболевания с воздействием вредных и неблагоприятных условий труда;
- квалифицированное
лечение и реабилитацию больных профессиональными заболеваниями и инвалидов
вследствие профзаболеваний;
- выдачу
медицинских заключений по результатам консультации (выписки из истории болезни)
и рекомендаций для лечащих врачей по месту жительства по трудоустройству и
ведению указанных больных и инвалидов, а также лиц из группы риска по развитию
профзаболеваний;
-
клинико-экспертную оценку качества проведения предварительных и периодических
медицинских осмотров работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда;
- направление в
установленном порядке больных и инвалидов на ВТЭК.
III. Обязанности
врача - профпатолога
Врач - профпатолог
обязан:
3.1. Проводить
анализ профзаболеваемости и инвалидности вследствие профзаболеваний.
3.2. Проводить
санитарно-просветительную работу с учетом специфики производственных факторов,
пропаганду здорового образа жизни.
3.3. Вести
учетно-отчетную документацию утвержденного образца и представлять ее в
установленном порядке руководителю Центра профпатологии.
3.4. Систематически
повышать свою квалификацию, осваивать новые методы диагностики и лечения.
IV. Права врача -
профпатолога
Врач профпатолог
имеет право:
4.1. Контролировать
работу подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала.
4.2. Повышать
квалификацию с отрывом от основного места работы не реже 1 раза в 5 лет за счет
средств работодателя или собственных средств.
4.3. На договорной
основе привлекаться для работы в составе лицензионно-аккредитационных,
экспертных комиссий территориального фонда обязательного медицинского
(страховых медицинских организаций) и для иной экспертной работы по договору с
органами здравоохранения и предприятиями.
4.4. Получать плату
за работу по добровольному медицинскому страхованию и за оказание платных
медицинских услуг.
4.5. Проходить
аттестацию на врачебную категорию в соответствии с установленными сроками.
4.6. Вносить
предложения администрации учреждения здравоохранения по вопросам улучшения
медицинской помощи.
4.7. В спорных и
конфликтных ситуациях обращаться в вышестоящие органы здравоохранения,
лицензионно-аккредитационную комиссию, независимую экспертную комиссию,
медицинские ассоциации, заявлять исковые требования в суде и арбитраже и
отвечать по ним.
V. Ответственность
врача - профпатолога
Врач - профпатолог
несет ответственность в пределах своих обязанностей за самостоятельно
принимаемые решения.
За противоправные
действия или бездействия, повлекшие за собой ущерб здоровью или смерть
пациента, несет ответственность в установленном законом порядке.
Начальник
Управления
организации
медицинской
помощи населению
А.Н.ДЕМЕНКОВ
Начальник
Управления
профилактической
медицины
Р.И.ХАЛИТОВ
Приложение
N 10
к Приказу
Минздравмедпрома
России
от 23 июня 1994 г.
N 130
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ВРАЧА -
ПРОФПАТОЛОГА
1. Общие
профессиональные знания и умения
1.1. Врач - профпатолог
должен знать:
1.1.1. Основы
законодательства и нормативные документы Российской Федерации по вопросам
охраны здоровья граждан и охраны труда, права, обязанности и ответственность
врача - профпатолога, гарантии государства по охране и защите прав врача и
пациента.
1.1.2. Основные
вопросы социальной гигиены и организации здравоохранения, принципы
обязательного медицинского страхования населения.
1.1.3. Структуру и
организацию системы оказания медицинской помощи работающим
на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи; организацию
работы профпатологической службы и принципы ее взаимодействия с различными
медицинскими и санитарно - эпидемиологическими службами и учреждениями.
1.1.4. Порядок
расследования, извещения, установления, регистрации, учета и анализа
профессиональных заболеваний и отравлений, основные формы медицинской
документации.
1.1.5. Принципы
профилактики, диагностики, лечения и реабилитации
наиболее распространенных заболеваний смежных дисциплин (общетерапевтических, неврологических,
оториноларингологических, офтальмологических, онкологических,
дерматологических, инфекционных, аллергологических, гематологических), а также
туберкулеза, сопутствующих профессиональным заболеваниям, и с которыми
необходима дифференциальная диагностика последних.
1.1.6. Основные
вопросы экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности в связи с
профзаболеваниями и отравлениями, порядок направления во ВТЭК.
1.1.7. Общие и
дополнительные медицинские противопоказания к допуску на работу, связанную с
опасными, вредными и неблагоприятными производственными факторами; принципы
трудоустройства больных профзаболеваниями и инвалидов вследствие
профессиональных заболеваний.
1.2. Врач -
профпатолог должен уметь:
1.2.1. Провести
осмотр и оценить данные физикального обследования пациента.
1.2.2. Составить
план лабораторного, инструментального, аппаратного обследования пациента,
работающего с вредными веществами и неблагоприятными производственными
факторами, или обследуемого по расширенным программам периодических медицинских
осмотров.
1.2.3.
Интерпретировать результаты общих и специальных лабораторных, лучевых,
функциональных и эндоскопических методов обследования.
1.2.4. Анализировать и обобщать результаты обследования у других
специалистов (невропатолог, оториноларинголог, дермато - венеролог, окулист,
хирург, стоматолог, уролог, акушер - гинеколог и др.).
2. Специальные
знания и умения
2.1. Врач -
профпатолог должен знать клинику, диагностику и оказать неотложную (экстренную)
помощь при острых отравлениях химическими токсическими веществами.
2.2. Врач -
профпатолог должен знать и проводить первичную и вторичную профилактику,
специальные методы выявления, лечения и реабилитации наиболее часто
встречающихся профессиональных заболеваний и отравлений:
2.2.1. Химической
этиологии:
2.2.1.1. с
преимущественным поражением органов дыхания при острых и хронических
интоксикациях хлором, фтором, хромом и их соединениями, сернистым газом,
сероводородом, окислами азота, компонентами ракетных топлив и др.:
токсический
ринофаринголарингит
трахеит
бронхит
токсическая
пневмония
токсический отек
легких
берилиоз
эрозия носовой
перегородки
перфорация носовой
перегородки
пневмосклероз;
2.2.1.2. с
преимущественным поражением крови и органов кроветворения при острых и
хронических интоксикациях ароматическими углеводородами, бензолом и его
гомологами, свинцом, мышьяковистым водородом, окисью углерода,
метгемоглобинообразователями и др.:
токсическая
гипопластическая анемия
гемолитическая
анемия;
2.2.1.3. с
преимущественным поражением гепатобилиарной системы при острых и хронических
интоксикациях гепатотропными ядами: хлорированными углеводородами жирного ряда,
амино- и нитросоединениями бензола, галоваксом,
фосфором, стиролом, пестицидами, фосфорорганическими соединениями и др.:
токсический
гепатит;
2.2.1.4. с
преимущественным поражением мочевыводящих путей при острых и хронических
интоксикациях уротропными ядами: бензидином, четыреххлористым углеродом,
дианизидином, бета- и альфа - нефталаминами, кадмием,
ртутью, органическими соединениями и др.:
токсическая
нефропатия
острая и
хроническая почечная недостаточность;
2.2.1.5. с
преимущественным поражением нервной системы при острых и хронических
отравлениях нейротропными ядами: ртуть и ее соединения, марганец,
тетраэтилсвинец, мышьяк, сероуглерод и др.:
полиневропатия
энцефалопатия
неврозоподобные
состояния;
2.2.1.6. с
преимущественным поражением кожи при воздействии дерматотропных ядов: кислот, щелочей,
солей тяжелых металлов (хром, никель, вольфрам и др.), нафтеновых
углеводородов, лекарственных препаратов, продуктов предприятий белково -
витаминного комплекса (БВК), смол и др.:
токсический
дерматит
эпидермоз
фотодерматит
токсическая
меланодермия
масляные
фолликулиты
онихии
паранихии;
2.2.1.7.
токсическое поражение глаз при воздействии тринитротолуола, азотной кислоты,
аммиака, окислов азота, изоцианатов, серы, фтора, хлора и их соединений и др.:
катаракта
конъюнктивит
кератоконъюнктивит;
2.2.1.8.
токсическое поражение костей при воздействии желтого фосфора, фтора и их
соединений:
остеопороз
остеосклероз
остеонекроз;
2.2.1.9.
металлическая лихорадка, фторопластовая (тефлоновая) лихорадка при воздействии аэрозолей конденсации цветных металлов и аэрозолей
вторичной полимеризации (фторопластов).
2.2.2. Пылевой
этиологии:
пылевой
субатрофический и гипертрофический ринофарингит
пылевой
(токсико-пылевой) обструктивный, необструктивный, астматический бронхит
пневмокониозы: силикоз
асбестоз
талькоз
каолиноз
карбокониоз
сидероз
баритоз и др.
биссиноз.
2.2.3.
Обусловленных действием физических факторов: вибрации, шума, повышенных и пониженных
температур, повышенного атмосферного давления, ионизирующего и неионизирующего
излучений:
вибрационная
болезнь
нейросенсорная
тугоухость
ожоги
тепловой удар
судорожные
состояния
облитерирующий
эндартериит
вегетативно-сенсорная полиневропатия (ангионевроз)
ониходистрофия
механический
эпидермоз
кессонная
(декомпрессионная) болезнь
лучевая болезнь
местные лучевые
поражения
вегетативно-сосудистая
дистония
синдром:
астенический
астеновегетативный
гипоталамический
электроофтальмия
катаракта.
2.2.4.
Обусловленных перенапряжением отдельных органов и систем:
2.2.4.1.
координаторные неврозы (в том числе писчий спазм);
2.2.4.2.
периферических нервов и мышц:
моно- и полиневропатия
радикулопатия
синдром:
нейрососудистый
миотонический
нейродистрофический;
2.2.4.3.
опорно-двигательного аппарата:
тендовагинит
миофиброз
лигаментоз
стилоидоз
эндокондилоз
периартроз
деформирующий
остеоартроз
бурсит
асептический
остеонекроз;
2.2.4.4.
периферических сосудов:
варикозное
расширение вен нижних конечностей (с осложнениями);
2.2.4.5. голосового
аппарата:
ларингит
узелки голосовых
связок
контактные язвы
голосовых складок
фонастения;
2.2.4.6. органов
зрения:
катаракта
прогрессирующая
близорукость.
2.2.5.
Обусловленных действием инфекционных и паразитарных факторов (при
производственном контакте с инфекционными больными, животными, культурами
возбудителей):
туберкулез
бруцеллез
сап
сибирская язва
клещевой энцефалит
орнитоз
токсоплазмоз
вирусный гепатит
микозы кожи
эризипелоид
Розенбаха
кандидоз.
2.2.6.
Обусловленных действием промышленных аллергенов:
конъюнктивит
ринит
ринофарингит
ринофаринголарингит
риносинусит
бронхиальная астма
астматический
бронхит
экзема
токсикодермия
отек Квинке
крапивница
анафилактический
шок.
2.2.7.
Обусловленных действием достоверных промышленных канцерогенов (никель, хром,
бензин, бензопирен, бензол и др.):
опухоли
кожи: гиперкератоз
эпителиома
папиллома
лейкокератоз
рак
опухоли полости рта
и органов дыхания
опухоли печени
рак желудка
лейкозы
опухоли мочевого
пузыря
опухоли костей.
2.3. Врач -
профпатолог должен владеть проведением общих и специальных процедур и
манипуляций:
- внутривенное
введение лекарственных препаратов, в том числе антидотов и комплексонов;
- определение
функции внешнего дыхания (пневмотахометрия, спирометрия);
- функциональные
пробы с промышленными аллергенами и бронхолитиками;
- промывание
желудка;
- катетеризация
мочевого пузыря;
- капилляроскопия;
- динамометрия;
- искусственное
дыхание;
- непрямой массаж
сердца;
- исследование
функции вестибулярного аппарата;
- реовазография;
- аудиометрия;
- алгезиметрия;
- постановка кожных
проб с промышленными аллергенами;
- определение
вибрационной чувствительности;
- электромиография;
- допплерография;
- тепловидение.
Начальник
Управления
организации
медицинской
помощи населению
А.Н.ДЕМЕНКОВ
Начальник
Управления
профилактической
медицины
Р.И.ХАЛИТОВ
Приложение
N 11
к Приказу
Минздравмедпрома
России
от 23 июня 1994 г.
N 130
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО АТТЕСТАЦИИ НА КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КАТЕГОРИЮ
ВРАЧА - ПРОФПАТОЛОГА
Врач - профпатолог
имеет право в установленном порядке проходить аттестацию на врачебную
категорию. Квалификация врача - профпатолога определяется аттестационной
комиссией по трем квалификационным категориям:
Вторая
квалификационная категория присваивается врачу - профпатологу:
1. Знающему структуру и организацию работы профпатологической
службы.
2. Обладающему знаниями и практическим опытом ведения больных с
профессиональными заболеваниями и отравлениями.
3. Владеющему методами оказания неотложной медицинской помощи
при острых отравлениях и интоксикациях на производстве.
4. Освоившему специальные методы диагностики, лечения и
реабилитации больных профессиональными заболеваниями.
5. Умеющему интерпретировать результаты общих и специальных
методов обследования больных, анализировать и обобщать данные обследования
другими специалистами и устанавливать связь заболевания с условиями труда.
6. Знающему общие и дополнительные медицинские противопоказания к
допуску на работу, связанную с опасными, вредными и неблагоприятными условиями
труда.
7. Знающему принципы трудоустройства хронических больных и
инвалидов вследствие профессиональных заболеваний.
8. Владеющему вопросами экспертизы временной и стойкой утраты
трудоспособности больных профессиональными заболеваниями и отравлениями.
По своим знаниям и
практическому опыту указанный специалист может работать врачом отделения
профпатологии или (и) вести амбулаторный консультативный прием.
Первая
квалификационная категория присваивается врачу - профпатологу:
1. Умеющему анализировать деятельность отделения профпатологии,
разрабатывать план мероприятий по улучшению его работы.
2. Участвующему в
повышении квалификации по профпатологии врачей и средних медицинских работников
общей лечебной сети.
3. Участвующему в
проведении научно-практических конференций по актуальным вопросам
профпатологии.
4. Владеющему основными методами медицинской статистики и
умеющему применять их в своей работе.
5. Осуществляющему консультативную и экспертную работу.
6. Знакомому с
отечественной специальной литературой по вопросам профессиональной патологии.
По своим знаниям и
практическому опыту указанный специалист может руководить отделением
профпатологии и привлекаться для работы в качестве главного специалиста по
профпатологии органа управления здравоохранения территории.
Высшая
квалификационная категория присваивается врачу - профпатологу:
1. Имеющему опыт организации больнично-поликлинической помощи
больным профессиональными заболеваниями.
2. Владеющему методом статистического анализа и умеющему
углубленно анализировать профессиональную заболеваемость, инвалидность
вследствие профессиональных заболеваний, эффективность проводимой профилактики,
применяемых средств и методов диагностики и лечения больных.
3. Участвующему в
проведении научно-практических конференций и в работе научных обществ по
проблемным вопросам профпатологии.
4. Участвующему в
работе по повышению квалификации по профпатологии врачей общей лечебной сети и профпатологов.
5. Знакомому с
отечественной и зарубежной литературой по специальности.
По своим знаниям и
практическому опыту указанный специалист может обеспечить квалифицированное
руководство Центром (отделением) профпатологии, а также может привлекаться для
работы главным специалистом по профпатологии органа управления здравоохранения
субъекта Федерации.
Начальник
Управления
организации
медицинской
помощи населению
А.Н.ДЕМЕНКОВ
Начальник
Управления кадров
А.И.ТОРОПЦЕВ
Приложение
N 12
к Приказу
Минздравмедпрома
России
от 23 июня 1994 г.
N 130
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЦЕНТРЕ ПРОФПАТОЛОГИИ
1. Общие положения
1.1. Центр
профпатологии создается приказом органа управления
здравоохранения субъекта Федерации или ведомства на базе республиканской
(краевой, областной, окружной, городской) больницы, медико-санитарной части или
клиники НИИ Федерального управления медико-биологических и экстремальных
проблем Минздравмедпрома России и является их структурным подразделением.
1.2. На базе Центра
профпатологии могут базироваться кафедры профпатологии медицинских институтов,
факультетов и институтов усовершенствования врачей, медицинских академий
последипломного образования и клиники профпатологии научно-исследовательских
институтов.
1.3. В своей работе
Центр профпатологии руководствуется законодательными и нормативными документами
Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан и охраны труда и
настоящим Положением.
1.4. Структура
Центра профпатологии определяется органами здравоохранения в зависимости от
инфраструктуры территории, наличия в ней предприятий промышленности,
строительства, транспорта, связи, имеющих вредные и неблагоприятные условия
труда, а также от структуры и уровня профзаболеваемости и численности
контингентов, нуждающихся в проведении профилактических,
лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий.
1.5. Центр
профпатологии имеет в своем составе кабинеты консультативного приема и
отделения (терапевтического и неврологического профилей) с количеством коек не
менее 30. Указанные подразделения функционально взаимодействуют со всеми
другими подразделениями больницы.
2. Задачи и функции
Центра профпатологии
2.1. Основными
задачами Центра профпатологии являются: установление связи заболеваний с
профессией, оздоровление больных, инвалидов вследствие профзаболеваний и лиц из
группы риска, разработка и проведение мер по профилактике и снижению
профессиональной заболеваемости и трудопотерь по болезни и инвалидности.
2.2. В соответствии
с основными задачами Центр профпатологии осуществляет:
- комплексную
диагностику профессиональных заболеваний и отравлений, квалифицированное
лечение, реабилитацию и наблюдение больных профессиональными заболеваниями и
инвалидов вследствие профзаболеваний;
- проведение
периодических медицинских осмотров в условиях стационара по
расширенной программе с выдачей рекомендаций лечебно-профилактического
характера в соответствии с положением, утвержденным Правительством
Российской Федерации;
-
организационно-методическое руководство по вопросам профпатологии в территории,
разработку методических рекомендаций по профилактике, диагностике, лечению и
реабилитации указанных больных и инвалидов на основе достижений науки и с
учетом передового опыта;
- учет (создание
банка данных) и углубленный анализ профзаболеваемости и инвалидности вследствие
профзаболеваний, разработку совместно с администрацией территории и органами
санэпиднадзора мероприятий по их профилактике и снижению;
- экспертную работу
по договорам с органами здравоохранения, лицензионно-аккредитационными и
экспертными комиссиями территориального фонда обязательного медицинского
страхования (страховых медицинских организаций) и предприятиями, участие в
решении сложных и конфликтных вопросов;
- выборочный контроль за качеством проведения предварительных и
периодических медицинских осмотров и реализацией профилактических и
оздоровительных рекомендаций в соответствии с актом заключительной комиссии.
3. Организация
деятельности Центра профпатологии
3.1. Штаты и режим
работы Центра профпатологии устанавливаются главным врачом в зависимости от
потребности, структуры Центра и местных условий.
3.2. Руководитель
(заведующий) Центром профпатологии является главным профпатологом территории,
назначается и увольняется главным врачом по согласованию с органом
здравоохранения в установленном порядке.
3.3.
Научно-методическое руководство республиканским (краевым, областным, окружным,
городским) Центром профпатологии осуществляет Федеральный центр профпатологии в
соответствии с утвержденным положением.
3.4. Контроль за производственной деятельностью Центра
профпатологии осуществляется в установленном порядке.
Начальник
Управления
организации
медицинской
помощи населению
А.Н.ДЕМЕНКОВ
Начальник
Управления
профилактической
медицины
Р.И.ХАЛИТОВ
Приложение
N 13
к Приказу
Минздравмедпрома
России
от 23 июня 1994 г.
N 130
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ПРОФПАТОЛОГИИ
1. Общие положения
1.1. Функции Федерального
центра профпатологии (в дальнейшем - Центра) выполняет клинический отдел
Научно-исследовательского института медицины труда РАМН.
1.2. В своей работе
Центр руководствуется законодательными и нормативными документами Российской
Федерации по вопросам охраны здоровья граждан и охраны труда и настоящим
Положением.
1.3. К выполнению
поставленных задач руководством Центра привлекаются клинические, лабораторные и
другие подразделения отдела.
1.4. Руководитель
Центра назначается и освобождается директором НИИ медицины труда РАМН по
согласованию с Минздравмедпромом России.
2. Основными
задачами Центра являются:
2.1. Проведение
анализа состояния здоровья трудящихся, влияния вредных и неблагоприятных
производственных факторов и разработка научно-обоснованных рекомендаций по
оздоровлению работающих.
2.2. Разработка мер
по медицинской и социальной реабилитации больных профзаболеваниями и инвалидов
труда.
2.3. Анализ
деятельности профпатологической службы Федерации и общей лечебной сети по
вопросам оказания медицинской помощи работающим, профилактике профессиональных
отравлений, заболеваний и инвалидности.
2.4. Проведение в
наиболее сложных и конфликтных ситуациях экспертизы связи заболевания с
профессией и представление подробных материалов на заключение Федерального
экспертного совета.
2.5. Заключение
Федерального центра профпатологии действительно на всей территории Российской
Федерации и может быть пересмотрено только Федеральным экспертным советом.
3. Центр имеет
право:
3.1. Получать
утвержденную в установленном порядке статистическую отчетность.
3.2. По
согласованию с Минздравмедпромом России проверять в пределах своей компетенции
работу территориальных органов и учреждений здравоохранения, предприятий и
организаций промышленности, строительства, транспорта, связи.
3.3. Вносить
предложения по улучшению медицинской помощи и контролю за
состоянием здоровья трудящихся, формированию целевых территориальных и
отраслевых программ.
3.4. Использовать в
пределах 10% имеющегося коечного фонда клиник для диагностики и лечения больных
профессиональными заболеваниями в особо сложных и конфликтных ситуациях.
Начальник
Управления
организации
медицинской
помощи населению
А.Н.ДЕМЕНКОВ
Начальник
Управления
профилактической
медицины
Р.И.ХАЛИТОВ