ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 1994 г. N 809
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СНИЖЕНИЯ
УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПЕРСОНАЛА ОТ ПРИРОДНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
НА 1994 - 1996 ГОДЫ
В целях снижения облучения
населения в быту и на производстве от природных источников ионизирующего
излучения, совершенствования обеспечения охраны здоровья людей Правительство
Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить
прилагаемую федеральную целевую программу снижения уровня
облучения населения России и производственного персонала от природных
радиоактивных источников на 1994 - 1996 годы, представленную Министерством
охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (далее
именуется - программа "Радон").
2. Определить
государственными заказчиками программы "Радон" Министерство охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственный
комитет санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации.
3. Министерству
финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации
предусматривать в 1994 - 1996 годах соответствующие ассигнования, необходимые
для финансирования программы "Радон".
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом
санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, руководствуясь
программой "Радон", разработать и утвердить региональные программы
неотложных мер по снижению уровня облучения населения и производственного
персонала от природных радиоактивных источников на 1995 - 1996 годы и
осуществлять их финансирование за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Одобрена
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 6 июля 1994 г. N
809
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА ОТ ПРИРОДНЫХ
РАДИОАКТИВНЫХ
ИСТОЧНИКОВ НА 1994 - 1996 ГОДЫ (ПРОГРАММА
"РАДОН")
Федеральная целевая
программа снижения уровня облучения населения России и
производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения на
1994 - 1996 годы разработана в соответствии с поручениями Правительства
Российской Федерации и основывается на анализе состояния здоровья населения,
фактов накопления естественных радионуклидов (ЕРН) на местности, создающих
дополнительную радиационную опасность для людей.
Природные источники
ионизирующего излучения создают около 70% суммарной дозы, получаемой человеком
от всех источников радиации. Коллективная доза для населения Российской
Федерации от природных источников составляет около 50 млн. чел.-бэр/год, что в 300 раз больше дозы, получаемой вследствие
аварии на Чернобыльской АЭС. Ожидаемые медицинские последствия облучения
населения (прирост онкологических заболеваний и генетических эффектов) пропорциональны
величине коллективной дозы.
Природные источники
радиации воздействуют на людей как в коммунальной, так
и в производственной сферах. Наибольшую долю в облучение населения вносят радон
и продукты его распада, находящиеся в воздухе помещений. По предварительной
оценке, около 1% населения (1,5 млн. человек) получает от радона эффективную
эквивалентную дозу облучения 6 - 12 мЗв/год. По данным Научного комитета ООН по
действию атомной радиации, около 20% всех заболеваний раком легкого может быть
обусловлено воздействием радона и его дочерних продуктов.
Проведенные к
настоящему времени в небольшом объеме отечественные исследования
свидетельствуют о наличии в Российской Федерации ряда районов, опасных по
природным источникам ионизирующего излучения (Краснокаменск, Белокуриха,
Пятигорск, Выборг и др.). Содержание радона и продуктов его распада в жилых и
общественных зданиях этих районов в десятки и сотни раз превышает действующие
гигиенические нормативы.
Основным источником
проникновения радона в воздух помещений является геологическое пространство под
зданием. Концентрации и потоки радона крайне неравномерны и зависят как от
геолого - геофизических характеристик природной среды и климатических условий,
так и от конструкций зданий и системы их вентиляции. Учет этих факторов при
строительстве позволит значительно снизить облучение людей в жилых домах.
Свыше 70% из
обследованных к настоящему времени 150 неурановых рудников и шахт являются
радиационно опасными. Дозы облучения на этих предприятиях могут превышать уровни,
допустимые для урановых рудников. Воздействию ионизирующего излучения за счет
пылерадиационного фактора и загрязнения оборудования подвергаются также
работники предприятий по переработке минерального (неуранового) сырья,
характеризующегося естественными повышенными концентрациями природных
радиоактивных элементов. Выявлены факты неблагополучной радиационной обстановки
в местах добычи и переработки нефти и газа.
Для населения могут
представлять опасность естественные радионуклиды, содержащиеся в строительных
материалах, а также поступление ЕРН с питьевой водой.
Основной целью
программы "Радон" является предотвращение техногенного загрязнения
окружающей среды природными радионуклидами и минимизация их вредного
воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации.
Выполнение
программы "Радон" предполагается осуществить силами производственных
и научно-исследовательских организаций различных министерств и ведомств
Российской Федерации с привлечением общественных организаций и других
негосударственных структур. Предусмотрено участие предприятий и организаций в
реализации мероприятий на территориях с выявленными высокими уровнями
радиационного воздействия природных радионуклидов на население путем
финансирования работ по программе "Радон" из собственных средств
предприятий и организаций, деятельность которых послужила причиной
радиационного загрязнения природной среды, а также непосредственного проведения
этих работ и внедрения разработанных по программе
"Радон" соответствующих норм и правил.
Реализация
программы "Радон" будет способствовать решению одной из наиболее
важных проблем обеспечения радиационной безопасности населения, практических
задач горнодобывающих, перерабатывающих минеральное сырье и
топливно-энергетических отраслей народного хозяйства и строительной индустрии в
части, касающейся радиационной защиты населения и предотвращения техногенного
загрязнения окружающей среды природными радионуклидами.
1.
Технико-экономическое обоснование
В программе
"Радон" предусматривается осуществление комплекса
медико-биологических, радиационно-экологических, геолого - геофизических,
дозиметрических, санитарно-гигиенических обследований и строительных изысканий,
разработка аппаратурно - методических вопросов и системы мер по ограничению
облучения населения Российской Федерации и лиц, работающих с природными
радионуклидами.
В первую очередь
должны быть защищены группы риска, подвергающиеся чрезвычайно высокому облучению.
Выявление таких групп планируется осуществлять на основе радиационно -
экологического районирования территории России по степени опасности от ЕРН и
первоочередного радиационного обследования жилья и производственных объектов в
потенциально опасных районах.
Воздействию
природных источников ионизирующего излучения подвергаются работники
разведочных, горно- и нефтедобывающих предприятий, а также перерабатывающих
минеральное сырье производств. Основным радиационным фактором на таких объектах
является поступление долгоживущих естественных радионуклидов с производственной
пылью, а на нефтегазовых - с растворами солей радия. Высокотемпературные и
другие производственные процессы приводят к выбросу радионуклидов во внешнюю
среду и их накоплению на технологическом оборудовании.
Разработка и
промышленный выпуск отсутствующей в настоящее время аппаратуры позволят
оснастить основных исполнителей программы "Радон", большое количество
центров Госкомсанэпиднадзора России, других специализированных учреждений, в первую
очередь межведомственных региональных центров.
Радиогеохимическое
районирование территории России по степени потенциальной радиационной опасности
от ЕРН и радона даст возможность выделить территории с разной степенью
опасности, наметить первоочередные районы для экспрессного радиоэкологического
и радиологического обследования, позволит осуществлять генеральную планировку
строительства.
Эманационные съемки
в радоноопасных районах до начала строительства помогут оконтурить участки с
высокими концентрациями радона в почвенном воздухе, что позволит предотвратить
появление радоноопасных ситуаций во вновь возводимых зданиях и сократить
затраты на защитные мероприятия.
Контроль и
регламентация радиационных характеристик строительных материалов и изделий, а
также внедрение эффективных технических средств противорадоновой защиты
позволят снизить радиационный фон в зданиях и затраты на их переустройство.
Накопление
сведений о фактических дозах облучения различных групп населения от
естественных источников излучения, обучение граждан основам радиоэкологии,
ознакомление их с фактическим вкладом естественных и искусственных источников
излучения в формирование доз облучения человека и осуществление других
санитарно-просветительских мероприятий даст возможность осуществлять
рациональную стратегию защиты населения в зависимости от типа облучения и
направлять средства на снижение доз от тех источников, где достигается максимальное снижение суммарной дозы при минимальных затратах, а
также уменьшить неоправданную миграцию людей.
Широкомасштабные
медико-биологические и санитарно - гигиенические исследования позволят развить
существующие представления о воздействии ионизирующих
излучений на население. Выделение групп риска и проведение медицинской
профилактики должны снизить вероятность онкологических заболеваний.
В целом реализация
программы "Радон" должна обеспечить в перспективе снижение средней
дозы облучения населения на 20 - 25%, что равнозначно сохранению многих
человеческих жизней в одном поколении.
2. Основные
направления программы "Радон"
В 1994 - 1996 годах
выполняются следующие основные направления научных исследований и практических
мероприятий согласно Приложению:
1.
Радиационно-гигиеническое обследование населения, территорий и
народнохозяйственных объектов, выявление групп риска, доза облучения которых
природными источниками ионизирующего излучения превышает установленные
гигиенические нормативы. Разработка концептуальных основ снижения радиационного
риска от природных источников ионизирующего излучения.
2. Клинико-эпидемиологические
исследования состояния здоровья населения и производственного персонала,
подвергающихся воздействию природных источников ионизирующего излучения,
разработка прогноза и медицинских мер профилактики отдаленных последствий.
3. Методическое,
метрологическое и аппаратурное обеспечение - создание аппаратуры, методической
и метрологической базы для проведения разноплановых широкомасштабных работ и
исследований по оценке доз облучения населения и персонала природными
источниками ионизирующих излучений. Оснащение ведущих НИИ и исполнителей
программы "Радон" необходимыми приборами и оборудованием.
4.
Радиационно-геологическое обследование (съемка) и районирование территории
Российской Федерации, районов и населенных пунктов с целью выявления и
оконтуривания радоноопасных площадей и участков.
5. Разработка
нормативно-методической базы для проектирования и строительства радиационно
безопасных зданий и сооружений.
6. Информационное
обеспечение - разработка структур и формирование банков данных по уровням,
факторам и последствиям облучения персонала и населения природными источниками
ионизирующего излучения.
3. Механизм
реализации и конечные результаты
программы
"Радон"
С целью организации
работ по реализации программы "Радон" создается дирекция, куда войдут
представители заинтересованных министерств и ведомств, ведущие специалисты по
главным направлениям программы "Радон". Дирекция программы
"Радон" осуществляет общую координацию работ, организует конкурсный
отбор исполнителей заданий программы "Радон", контролирует ее
выполнение, организует экспертизу и проводит приемку завершенных работ.
Деятельность, структура и персональный состав дирекции определяются Положением,
утверждаемым государственными заказчиками.
Реализация
программы "Радон" потребует ассигнований на проведение необходимых
мероприятий за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
За счет
федерального бюджета выполняются работы межотраслевого характера: разработка
концептуальных вопросов, подготовка методик, стандартов и других нормативных
документов, разработка комплекса аппаратуры, метрологическое обеспечение
измерений, районирование территории России по уровням радиационной опасности и
разработка методов прогнозирования и средств снижения облучения населения.
Использование
средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов планируется
с 1995 г. (по согласованию с органами управления субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления). За счет этих бюджетов осуществляются:
оценка радиационной обстановки в конкретных населенных пунктах, медицинское
обследование населения, реконструкция и строительство, связанные с радиационной
реабилитацией жилого фонда, осуществление других защитных мероприятий.
За счет
внебюджетных источников, включая собственные средства предприятий, оснащаются
региональные центры, создаваемые на базе существующих служб
Госкомсанэпиднадзора России, Минприроды России и других ведомств, производятся
обследования объектов и разработка необходимых рекомендаций для этих объектов.
На территориях, где
обнаружен высокий уровень влияния природных радиоактивных источников на
здоровье населения:
составляются
отраслевые и региональные программы по снижению уровней облучения персонала и
населения, которые согласовываются государственными заказчиками и утверждаются
органами исполнительной власти;
финансирование
мероприятий по снижению облучения населения и персонала, связанного с
техногенными источниками ионизирующего излучения, осуществляется за счет средств предприятий, ответственных за радиоактивное загрязнение
окружающей среды;
финансирование
мероприятий по снижению дозы облучения населения от природных радиоактивных
источников осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов.
С начала 1995 года
финансирование работ по программе "Радон" из бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов и собственных средств
предприятий будет проводиться на основании специальных договоров между
дирекцией программы "Радон" и заинтересованными организациями.
В ходе реализации
программы "Радон" предусматривается поэтапное решение широкого круга
как взаимосвязанных, так и самостоятельных задач, приоритетность которых в
целом делает необходимым одновременное выполнение приведенных выше направлений
программы "Радон".
В 1994 - 1995 годах
будет завершен подготовительный этап работ по программе "Радон":
разработана
аппаратурно-методическая база проведения исследований, изготовлены и
метрологически аттестованы опытные партии приборов для оснащения ведущих
организаций - исполнителей программы;
разработана
методология районирования территории по радоноопасности и составлен макет
карты;
созданы стандарты
на методы определения удельной активности строительных материалов, разработаны
рекомендации по радиогеофизическим инженерным изысканиям на территории
застройки и по проектированию защиты от радона в жилых и общественных зданиях;
сформулированы
научно обоснованные критерии для отнесения взрослого и детского населения к
группам повышенного риска;
разработана
структура информационного обеспечения банка данных.
В 1996 году будут
выпущены промышленные партии приборов для определения содержания природных
радионуклидов в различных средах и объектах, проведены первоочередные
широкомасштабные обследования жилого фонда и радиационно опасных промышленных
объектов, а также состояния здоровья населения в группах риска. Кроме того,
будут:
составлена карта
районирования территории России в масштабе 1 : 2500000
с выделением радоноопасных регионов;
созданы полигоны
для обеспечения радиационно-геологических работ;
разработаны
рецептура, а также технологии производства и применения радоноизолирующих
материалов в строительстве, разработана система радиационного контроля в
строительной отрасли;
разработаны
требования по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при
проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, являющихся источниками
повышенного воздействия природных радионуклидов на организм человека,
предложены и осуществлены меры по уменьшению выбросов радионуклидов угольными
тепловыми электростанциями, снижению облучения персонала рудников;
получены
эпидемиологические данные о распространении рака легкого среди населения
радоноопасных районов.
В результате
выполнения мероприятий, намеченных программой "Радон" на 1994 - 1996
годы, будут:
завершены работы по
районированию территории России с оконтуриванием радиационно опасных районов и
сельхозугодий;
выявлены
контингенты лиц, подвергающихся сверхнормативному облучению, и намечены меры по
снижению этого облучения;
оценены дозы
облучения населения за счет природных радионуклидов и разработаны необходимые
защитные меры;
составлены типовые
макеты разномасштабных карт районирования территорий, разработана технология
радиогеохимических исследований при инженерно-геологической подготовке участков
под строительство;
изготовлены
установочные партии (от 100 до 1000 шт.) всех необходимых типов приборов и
подготовлена техническая документация для их серийного выпуска, разработаны
система, аппаратура и средства градуировки и поверки приборов, серийно
подготовлены стандартные образцы и эталоны;
сформирована единая
система банков данных, объединяющая дозиметрическую, медицинскую,
эколого-геофизическую и строительную информацию.
Намеченные
программой "Радон" мероприятия учитывают следующие практические
интересы отраслей народного хозяйства:
в здравоохранении -
снижение онкологической заболеваемости населения, увеличение средней
продолжительности жизни;
в строительстве -
освоение технологии сооружения радонобезопасных зданий;
в горнодобывающей
промышленности - снижение профессиональной заболеваемости персонала,
сертификация выпускаемой продукции по радиационным характеристикам;
в энергетике -
уменьшение неблагоприятного воздействия на окружающую среду, безопасная
утилизация отходов.
Выполнение
программы "Радон" позволит создать основу для организации
систематического мониторинга природных радионуклидов и внедрения научно
обоснованной системы защитных мер, направленных на ограничение облучения
населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего
излучения в Российской Федерации, обеспечить условия для значительного снижения
коллективной дозы и наиболее облучаемых групп персонала горнодобывающих
предприятий и населения.
Будут также созданы
социально-психологические условия для правильного восприятия населением
деятельности государственных учреждений по выполнению программы
"Радон" и получаемых результатов.
Приложение
к федеральной
целевой программе
снижения уровня
облучения
населения России и
производственного
персонала от природных радиоактивных
источников на 1994
- 1996 годы
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СНИЖЕНИЯ
УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПЕРСОНАЛА ОТ ПРИРОДНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
НА 1994 - 1996 ГОДЫ (ПРОГРАММА "РАДОН")
Мероприятия
по радиационно-гигиеническому обследованию
населения,
территорий и народно-хозяйственных объектов
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ │ Затраты (млн. руб.) <*> │
│
├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ Наименование │всего, в том│ │ │ │
│ мероприятий │числе по
ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │
│ │точникам
фи-│ │ │ │
│
│нансирования│
│ │ │
├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ ------------------------------- │
│ <*> Здесь и далее - в ценах на 1
января 1994 г. │
│
│
│Разработка
концеп-│ 591 │
151 │ 280
│ 160 │
│туальных основ│ А
591 │ 151
│ 280 │
160 │
│снижения
риска от│ │ │ │ │
│природных
источни-│ │ │ │ │
│ков,
совершенство-│ │ │ │ │
│вание гигиеничес-│ │ │ │ │
│кой нормативной│ │ │ │ │
│базы, дозиметри-│ │ │ │ │
│ческих моделей
и│ │ │ │ │
│систем
мониторинга│
│ │ │ │
│ЕРН в
помещениях│
│ │ │ │
│жилых и производ-│ │ │ │ │
│ственных
зданий, в│ │ │ │ │
│окружающей природ-│ │ │ │ │
│ной
среде │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Выявление крити-│ 8531
│ 300 │
3300 │ 4931
│
│ческих
групп на-│ А
2863 │ 300
│ 932 │
1631 │
│селения
на терри-│ Б
5668 │ -
│ 2368 │
3300 │
│ториях с
установ-│
│ │ │ │
│ленными высокими│ │ │ │ │
│уровнями содержа-│ │ │ │ │
│ния природных│ │ │ │ │
│радионуклидов (Ал-│ │ │ │ │
│тайский
край, │ │ │ │ │
│Ставропольский │ │ │ │ │
│край,
Читинская
│ │ │ │ │
│область
и др.) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Обследование ра-│ 7508
│ 116 │
2900 │ 4492
│
│диационной обста-│ А
1503 │ 116
│ 525 │
862 │
│новки
на предприя-│
В 6005 │
- │ 2375
│ 3630 │
│тиях
горнодобываю-│
│ │ │ │
│щих, перерабаты-│ │ │ │ │
│вающих
и энергети-│
│ │ │ │
│ческих отраслей,│ │ │ │ │
│решение вопросов│ │ │ │ │
│радиационно безо-│ │ │ │ │
│пасного использо-│ │ │ │ │
│вания минерально-│ │ │ │ │
│го
сырья, продук-│ │ │ │ │
│ции и
отходов│
│ │ │ │
│производства
с по-│
│ │ │ │
│вышенным содержа-│ │ │ │ │
│нием
ЕРН │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разработка комп-│ 1121
│ 65 │
406 │ 650
│
│лекса мероприятий│ А
601 │ 65
│ 186 │
350 │
│по
снижению радио-│
В 520 │
- │ 220
│ 300 │
│нуклидного
загряз-│ │ │ │ │
│нения окружающей│ │ │ │ │
│природной
среды и│ │ │ │ │
│доз
облучения на-│ │ │ │ │
│селения за
счет│
│ │ │ │
│выбросов
и сбросов│ │ │ │ │
│предприятий
топли-│ │ │ │ │
│вно-энергетическо-│ │ │ │ │
│го
комплекса │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ Итого: │ 17751
│ 632 │
6886 │ 10253
│
│ │ А
5558 │ 632
│ 1923 │
3003 │
│ │ Б 5668
│ - │
2368 │ 3300
│
│ │ В
6525 │ -
│ 2595 │
3930 │
└──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Мероприятия
по клинико-эпидемиологическим исследованиям
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ │ Затраты (млн. руб.) <*> │
│
├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ Наименование │всего, в том│ │ │ │
│ мероприятий │числе по
ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │
│ │точникам
фи-│ │ │ │
│
│нансирования│
│ │ │
├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ ------------------------------- │
│ <*> Здесь и далее - в ценах на 1
января 1994 г. │
│
│
│Организация
и про-│ 4950 │
256 │ 1509
│ 3185 │
│ведение специали-│ А
2190 │ 256
│ 769 │
1165 │
│зированных профи-│ Б
1540 │ -
│ 520 │
1020 │
│лактических
осмот-│
В 1220 │
- │ 220
│ 1000 │
│ров
граждан, отно-│
│ │ │ │
│сящихся к группам│ │ │ │ │
│риска │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Расчетная
и радиа-│ 542 │
58 │ 232
│ 252 │
│ционно-эпидемиоло-│ А 542
│ 58 │
232 │ 252
│
│гическая оценка│ │ │ │ │
│отдаленных послед-│ │ │ │ │
│ствий воздействия│ │ │ │ │
│радона
и его до-│ │ │ │ │
│черних продуктов│ │ │ │ │
│на
большие контин-│
│ │ │ │
│генты
населения и│ │ │ │ │
│на
персонал рудни-│
│ │ │ │
│ков │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разработка
системы│ 260 │
28 │ 116
│ 116 │
│профилактических │ А
260 │ 28
│ 116 │
116 │
│мероприятий для│ │ │ │ │
│защиты
органов ды-│
│ │ │ │
│хания │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ Итого: │ 5752
│ 342 │
1857 │ 3553
│
│ │ А
2992 │ 342
│ 1117 │
1533 │
│ │ Б 1540
│ - │
520 │ 1020
│
│ │ В
1220 │ -
│ 220 │
1000 │
└──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Мероприятия
по методическому, метрологическому
и аппаратурному
обеспечению работ
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ │ Затраты (млн. руб.) <*> │
│
├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ Наименование │всего, в том│ │ │ │
│ мероприятий │числе по
ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │
│ │точникам
фи-│ │ │ │
│
│нансирования│
│ │ │
├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ ------------------------------- │
│ <*> Здесь и далее - в ценах на 1
января 1994 г. │
│
│
│Доработка
и подго-│ 5400 │
606 │ 2779
│ 2015 │
│товка к серийному│ А
2470 │ 606
│ 909 │
955 │
│выпуску
комплексов│ В 2930
│ - │
1870 │ 1060
│
│аппаратуры для│ │ │ │ │
│оценочных,
инспек-│ │ │ │ │
│ционных и
инте-│
│ │ │ │
│гральных измере-│ │ │ │ │
│ний активности│ │ │ │ │
│природных радио-│ │ │ │ │
│нуклидов в жилых│ │ │ │ │
│и общественных│ │ │ │ │
│зданиях,
произ-│
│ │ │ │
│водственных поме-│ │ │ │ │
│щениях
и окружаю-│ │ │ │ │
│щей
среде │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разработка перс-│ 557
│ 91 │
230 │ 236
│
│пективных
образцов│ А 417
│ 91 │
140 │ 186
│
│радиометрической
и│ В 140
│ - │
90 │ 50 │
│спектрометрической│ │ │ │ │
│аппаратуры │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разработка
методи-│ 220 │
60 │ 80
│ 80 │
│ческой
базы систе-│
А 220 │
60 │ 80
│ 80 │
│мы радиационного│ │ │ │ │
│контроля
природных│ │ │ │ │
│источников
излуче-│ │ │ │ │
│ния │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Метрологическое │
1610 │ 124
│ 740 │
746 │
│обеспечение изме-│ А 940 │
124 │ 350
│ 466 │
│рений. Разработка│ В
670 │ -
│ 390 │
280 │
│государственных │ │ │ │ │
│эталонов
и стан- │ │ │ │ │
│дартов,
сличение │ │ │ │ │
│методов
и аппа- │ │ │ │ │
│ратуры │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Аттестация
и ак- │ 1000
│ - │
500 │ 500
│
│кредитация
межве- │
Б 1000 │
- │ 500
│ 500 │
│домственных
регио-│ │ │ │ │
│нальных
центров │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ Итого: │ 8787
│ 881 │
4329 │ 3577
│
│ │ А
4047 │ 881
│ 1479 │
1687 │
│ │ Б 1000
│ - │
500 │
500 │
│ │ В
3740 │ -
│ 2350 │
1390 │
└──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Мероприятия
по радиационно-геологическому обследованию
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ │ Затраты (млн. руб.) <*> │
│
├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ Наименование │всего, в том│ │ │ │
│ мероприятий │числе по
ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │
│ │точникам
фи-│ │ │ │
│
│нансирования│
│ │ │
├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ ------------------------------- │
│ <*> Здесь и далее - в ценах на 1
января 1994 г. │
│
│
│Районирование
тер-│ 1030 │
182 │ 405
│ 443 │
│ритории
России по│ А
930 │ 182
│ 355 │
393 │
│степени
радиацион-│
Б 100 │
- │ 50
│ 50 │
│ной
опасности от│ │ │ │ │
│естественных
исто-│ │ │ │ │
│чников ионизирую-│ │ │ │ │
│щих
излучений │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Создание
натураль-│ 1179 │
184 │ 445
│ 550 │
│ных комплексных│ А
904 │ 184
│ 360 │
360 │
│радиационно
- │ │ │ │ │
│экологических │ │ │ │ │
│полигонов для│ Б
150 │ -
│ 50 │
100 │
│методического и│ В
125 │ -
│ 35 │
90 │
│метрологического │ │ │ │ │
│обеспечения работ│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разработка норма-│ 1706
│ 40 │
823 │ 843
│
│тивно-методической│ А 386
│ 40 │
163 │ 183
│
│базы
инженерных
│ Б 600
│ - │
300 │ 300
│
│радиационно-эколо-│ В 720
│ - │
360 │ 360
│
│гических
изысканий│ │ │ │ │
│на территории за-│ │ │ │ │
│стройки │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ Итого: │ 3915
│ 406 │
1673 │ 1836
│
│ │ А
2220 │ 406
│ 878 │
936 │
│ │ Б 850
│ - │
400 │ 450
│
│ │ В
845 │ -
│ 395 │
450 │
└──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Мероприятия
по разработке нормативно-методической базы
для проектирования
и строительства радиационно безопасных
зданий и сооружений
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ │ Затраты (млн. руб.) <*> │
│
├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ Наименование │всего, в том│ │ │ │
│ мероприятий │числе по
ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │
│ │точникам
фи-│ │ │ │
│
│нансирования│
│ │ │
├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ ------------------------------- │
│ <*> Здесь и далее - в ценах на 1
января 1994 г. │
│
│
│Разработка норма-│ 547
│ 93 │
215 │ 239
│
│тивной базы сис-│ А
497 │ 93
│ 195 │
209 │
│темы контроля,
а│ В 50
│ - │
20 │ 30
│
│также методов
и│ │ │ │ │
│средств определе-│ │ │ │ │
│ния радиационных│ │ │ │ │
│параметров строи-│ │ │ │ │
│тельных материа-│ │ │ │ │
│лов, конструкций│ │ │ │ │
│и
сооружений │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разработка
методи-│ 499 │
86 │ 210
│ 203 │
│ческой базы
для│ А 451
│ 86 │
182 │ 183
│
│проектирования и │ В
48 │ -
│ 28 │
20 │
│строительства ра-│ │ │ │ │
│диационно
безопас-│ │ │ │ │
│ных
зданий │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разработка экс-│ 489
│ 19 │
176 │ 294
│
│периментальных
и│ А
447 │ 19
│ 154 │
274 │
│типовых техничес-│ В
42 │ -
│ 22 │
20 │
│ких решений
для│ │ │ │ │
│реконструкции су-│ │ │ │ │
│ществующих и│ │ │ │ │
│строительства но-│ │ │ │ │
│вых
радонозащитных│
│ │ │ │
│зданий │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разработка техно-│ 228
│ 58 │
120 │ 50
│
│логий
производства│ А 228
│ 58 │
120 │ 50
│
│и
применения │ │ │ │ │
│радиоизолирующих │ │ │ │ │
│материалов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ Итого: │ │ │ │ │
│ │ 1763
│ 256 │
721 │ 786
│
│ │ А
1623 │ 256
│ 651 │
716 │
│ │ В
140 │ -
│ 70 │
70 │
└──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Мероприятия
по информационному обеспечению
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ │ Затраты (млн. руб.) <*> │
│
├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ Наименование │всего, в том│ │ │ │
│ мероприятий │числе по
ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │
│ │точникам
фи-│ │ │ │
│ │нансирования│ │ │ │
├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ ------------------------------- │
│ <*> Здесь и далее - в ценах на 1
января 1994 г. │
│ │
│Разработка
концеп-│ 1566 │ 66
│ 600 │
900 │
│ции, структуры,│ А
1566 │ 66 │
600 │ 900
│
│техническое
и про-│ │ │ │ │
│граммное
обеспече-│ │ │ │ │
│ние федерального│ │ │ │ │
│банка данных
по│ │ │ │ │
│природным источ-│ │ │ │ │
│никам
ионизирующе-│
│ │ │ │
│го
излучения, об-│ │ │ │ │
│лучения персонала│ │ │ │ │
│и
населения от ес-│
│ │ │ │
│тественных радио-│ │ │ │ │
│нуклидов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Создание
баз дан-│ 1300 │ -
│ 500 │
800 │
│ных, обработка│ А
1300 │ - │
500 │ 800
│
│результатов
иссле-│ │ │ │ │
│дований и
анализ│
│ │ │ │
│накопленной
инфор-│ │ │ │ │
│мации │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Обеспечение на-│ 500 │ -
│ 300 │
200 │
│учно-методического│ А 500 │ -
│ 300 │
200 │
│руководства
и про-│ │ │ │ │
│ведение
научно - │ │ │ │ │
│методических
семи-│ │ │ │ │
│наров,
конференций│
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Формирование сис-│ 240
│ 50 │
90 │ 100
│
│темы
распростране-│
А 240 │
50 │ 90
│ 100 │
│ния
среди населе-│ │ │ │ │
│ния
основ радио-│ │ │ │ │
│экологических
зна-│ │ │ │ │
│ний,
информации о│ │ │ │ │
│рисках от
воздей-│
│ │ │ │
│ствия природных│ │ │ │ │
│радионуклидов и│ │ │ │ │
│мерах
по их сниже-│ │ │ │ │
│нию │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Участие
в междуна-│ 90 │
30 │ 30
│ 30 │
│родном обмене ин-│ А
90 │ 30
│ 30 │
30 │
│формацией │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ Итого: │ 3696
│ 146 │
1520 │ 2030
│
│ │ А
3696 │ 146
│ 1520 │
2030 │
└──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СНИЖЕНИЯ
УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПЕРСОНАЛА ОТ ПРИРОДНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
НА 1994 - 1996 ГОДЫ (ПРОГРАММА "РАДОН")
┌─────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐
│ │ Затраты (млн. руб.) │
│
Наименование разделов программы
├─────────┬───────────────────┼─
│ "Радон" │1994 год │ 1995 год │
│
├─────────┼────┬─────────┬────┼─
│ │ А
│ А
│ Б │
В │
├─────────────────────────────────┼─────────┼────┼─────────┼────┼─
│Радиационно-гигиеническое обсле-│ 632 <*> │ │ 6886 <*>│ │
│дование населения,
территорий и│ 632
│1923│ 2368
│2595│
│народно-хозяйственных
объектов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Клинико-эпидемиологические
иссле-│ 342 <*> │
│ 1857 <*>│
│
│дования │ 342 │1117│ 520
│ 220│
│ │ │ │ │ │
│Методическое,
метрологическое и │ 881 <*>
│ │ 4329
<*>│ │
│аппаратурное
обеспечение работ │ 881 │1479│ 500
│2350│
│ │ │ │ │ │
│Радиационно-геологическое │ 406 <*> │ │ 1673 <*>│ │
│обследование │ 406 │ 878│ 400
│ 395│
│ │ │ │ │ │
│Разработка
нормативно-методичес- │ 256 <*> │ │
721 <*>│ │
│кой
базы для проектирования │
256 │ 651│ - │
70│
│и
строительства радиационно
│ │ │ │ │
│безопасных
зданий и сооружений │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Информационное
обеспечение │ 146 <*> │ │ 1520 <*>│ │
│ │
146 │1520│ -
│ - │
│ │ │ │ │ │
│ВСЕГО
по Программе "Радон"
│2663 <*> │
│16986 <*>│
│
│ │2663 │7568│ 3788 │5630│
└─────────────────────────────────┴─────────┴────┴─────────┴────┴─
--------------------------------
<*> Сумма по
всем источникам финансирования.
──────────────────────────────────────────────────────┐
│
│
────────────────────────┬─────────────────────────────┤
1996 год │ Всего по заданию │
──────┬─────────┬───────┼────────┬──────────┬─────────┤
А
│ Б │
В │ А
│ Б │
В │
──────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┼─────────┤
│10233 <*>│ │ │ 17751 <*>│ │
3003 │ 3300 │
3930 │ 5558 │
5668 │ 6525
│
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ 3553 <*>│ │ │
5752 <*>│
│
1533 │ 1020 │
1000 │ 2992 │
1540 │ 1220
│
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ 3577 <*>│ │ │
8787 <*>│
│
1687 │
500 │ 1390 │
4047 │ 1000
│ 3740 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ 1836 <*>│ │ │
3915 <*>│
│
936 │
450 │ 450 │
2220 │ 850
│ 845 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│
786 <*>│
│ │ 1763 <*>│ │
716 │
- │ 70 │
1623 │ -
│ 140 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ 2030 <*>│ │ │
3696 <*>│ │
2030 │
- │ -
│ 3696 │
- │ -
│
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│22015 <*>│ │ │ 41664 <*>│ │
9905 │ 5270 │
6840 │ 20136 │ 9058
│ 12470 │
│ │ │ │ │ │
──────┴─────────┴───────┴────────┴──────────┴─────────┘
--------------------------------
<*> Сумма по
всем источникам финансирования.
Примечание.
А - федеральный
бюджет.
Б - бюджеты субъектов Российской Федерации и местный бюджет.
В - собственные
средства предприятий.
1. Объемы
финансирования по позиции А уточняются при
формировании федерального бюджета на соответствующий год.
2. Объемы
финансирования по позициям Б и В будут определяться на
основе региональных программ.