Утверждаю
Первый заместитель
Председателя
Правительства
Российской
Федерации,
Председатель Межведомственной
комиссии по социально -
экономическим
проблемам
угледобывающих
регионов
А.Б.ЧУБАЙС
14 января 1995 года
ОТРАСЛЕВОЕ (ТАРИФНОЕ) СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ РОССИЙСКИМ НЕЗАВИСИМЫМ ПРОФСОЮЗОМ
РАБОТНИКОВ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, МИНИСТЕРСТВОМ
ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1995 ГОД
Российский
независимый профсоюз работников угольной промышленности <*>, Министерство
топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России), Министерство
труда Российской Федерации (Минтруд России), сознавая свою роль в дальнейшем
развитии угольной отрасли, обеспечении экономической и энергетической
безопасности Российской Федерации, заключили настоящее Отраслевое (тарифное)
соглашение, направленное на удовлетворение потребностей экономики страны в
твердом топливе с учетом социальных и экономических интересов трудящихся
отрасли.
--------------------------------
<*> В
дальнейшем - Профсоюз.
I. Общие
положения
1.1. Настоящее
Отраслевое (тарифное) соглашение <*> - правовой акт, устанавливающий
минимальный уровень оплаты труда, условия труда, социальные гарантии для
работников отрасли (профессиональных групп) и членов их семей, гарантии
деятельности Профсоюза в условиях становления рыночной экономики и регулирующий
вопросы занятости.
--------------------------------
<*> В
дальнейшем - Соглашение.
1.2. Положения Соглашения являются обязательными к руководству и
применению при заключении коллективных и индивидуальных трудовых договоров
(контрактов), при разрешении трудовых споров (конфликтов) и споров по
возмещению вреда, причиненного работникам трудовым увечьем и иным повреждением
здоровья, на предприятиях и в организациях угольной промышленности Российской
Федерации независимо от их организационно - правовых форм и видов собственности
и для их коллективов, делегировавших полномочия Профсоюзу.
1.3. Соглашение
основано на законодательных и иных нормативных актах, действующих на территории
Российской Федерации, и регулирует вопросы, которые либо не регламентированы
этими актами, либо требуют конкретизации.
1.4. Положения Соглашения, устанавливающие более высокий уровень
социальной защищенности членов Профсоюза по сравнению с действующими законами и
иными нормативными правовыми актами, обязательны к применению на всех
предприятиях и в организациях угольной промышленности, независимо от их
организационно - правовых форм и видов собственности.
1.5. Соглашение
заключается на трехсторонней основе.
Участниками и
Сторонами <*> настоящего Соглашения являются:
Профсоюз:
Российский независимый профсоюз работников угольной промышленности.
От объединения
работодателей: Министерство топлива и энергетики Российской Федерации
<**>.
--------------------------------
<*> В
дальнейшем - Стороны.
<**> В
дальнейшем - Работодатель.
Правительственная
сторона: Министерство труда Российской Федерации и другие федеральные органы
исполнительной власти.
1.6. Правительственная
сторона и Работодатель признают Российский независимый профсоюз работников
угольной промышленности в качестве равноправной стороны и полномочного
представителя коллективов, делегировавших полномочия Профсоюзу.
1.7. Учитывая, что
угольная промышленность в сложившихся объективных условиях нуждается в
государственной финансовой поддержке, Стороны считают необходимым участие в
переговорах по согласованию объемов необходимых финансовых ресурсов,
особенностей учета затрат в силу убыточности предприятий отрасли, а также в
решении других вопросов, связанных с реализацией настоящего Соглашения:
- Министерства
финансов Российской Федерации;
- Министерства
экономики Российской Федерации;
- Государственного
предприятия "Росуголь".
1.8. Стороны
гарантируют соблюдение Соглашения в отношении членов Российского независимого
профсоюза работников угольной промышленности.
1.9. Стороны
гарантируют применение Соглашения в трудовых коллективах всех предприятий,
учреждений и организаций угольной отрасли, расположенных на территории
Российской Федерации, а также в тресте "Арктикуголь" (о. Шпицберген),
независимо от их организационно - правовых форм и видов собственности
<*>.
--------------------------------
<*> В
дальнейшем - Предприятие.
II. Сроки и
порядок действия Соглашения
2.1. Настоящее
Соглашение вступает в силу с 1 января 1995 года, действует до заключения нового
соглашения, но не более 3-х лет, и распространяется на членов Профсоюза:
работников Предприятий, пенсионеров и инвалидов, работавших на этих
Предприятиях, работников Госгортехнадзора России, работников военизированных горно - спасательных частей угольной промышленности (ВГСЧ),
безработных (последним местом работы которых являлось Предприятие), учащихся и
работников учебных заведений угольной промышленности, освобожденных выборных и
штатных работников Профсоюза.
2.2. Любая из
Сторон вправе вносить в период действия Соглашения предложения об изменениях
или дополнениях, которые не создают препятствий для выполнения уже принятых
Сторонами обязательств.
Сторона, получившая
письменное уведомление об изменениях или дополнениях к Соглашению, в
семидневный срок вступает в переговоры.
Решение Сторон
должно быть юридически оформлено не позднее месячного срока с момента
обращения.
Достигнутые
договоренности, юридически оформленные, являются дополнением и составной частью
настоящего Соглашения и имеют аналогичную силу применения и распространения.
III.
Обязательства Сторон, контроль и ответственность
за исполнением
Соглашения
3.1. Стороны, подписавшие
настоящее Соглашение, признают и руководствуются следующим:
3.1.1. Минтопэнерго России, Минтруд России, Минэкономики России,
Государственное предприятие "Росуголь" гарантируют и несут
ответственность в пределах своей компетенции и принятых в настоящем Соглашении
договоренностей за стабилизацию работы и реструктуризацию угольной
промышленности и обеспечивают минимальные потребности социальной сферы угольной
промышленности в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 27.07.93 N 727 "О мерах государственной поддержки
предприятий угольной промышленности и ставке акциза на уголь".
Минфин России несет
ответственность за выполнение принятых в настоящем Соглашении договоренностей в
пределах своей компетенции и федерального закона о бюджете.
Стороны обязуются в
месячный срок рассматривать проекты нормативных актов для реализации настоящего
Соглашения, а по вопросам, требующим изменения законодательства, вносить
соответствующие предложения.
3.1.2.
Правительственная сторона и Работодатель обязуются принимать нормативные и
распорядительные акты по социально - экономическим вопросам, касающимся
интересов работников угольной отрасли, с предварительными консультациями и
уведомлением Профсоюза.
3.1.3. Минтопэнерго
России, Государственное предприятие "Росуголь" оперативно
обеспечивают Профсоюз статистической информацией по согласованному перечню и
необходимыми нормативными актами.
3.1.4. Минтопэнерго
России, Государственное предприятие "Росуголь" и Профсоюз
обеспечивают контроль за выполнением администрацией
Предприятий социальных гарантий работникам и их семьям, установленных настоящим
Соглашением.
3.1.5. Профсоюз в
период действия настоящего Соглашения не организует забастовок по включенным в
него вопросам при условии своевременного выполнения обязательств
Сторон в полном объеме.
Профсоюзные
комитеты всех уровней организуют и проводят не реже 2-х раз в год собрания
(конференции) членов Профсоюза с обязательным рассмотрением итогов выполнения
Сторонами за определенный период Отраслевого (тарифного) и иных соглашений на
территориальном уровне, коллективных договоров.
3.1.6. Осуществляя контроль за выполнением настоящего Соглашения, Стороны
обязуются:
- разработать и
осуществить организационные мероприятия по его выполнению;
- предоставлять
ежеквартально друг другу необходимую информацию по согласованному перечню, а в
отдельных случаях информировать о намерениях и предстоящих действиях.
3.2. Стороны
признают необходимость государственной поддержки Предприятий угольной отрасли в
условиях перехода к рыночным отношениям. Порядок распределения средств
государственной поддержки по Предприятиям устанавливается в соответствии с
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от
27.07.93 N 727 "О мерах государственной поддержки предприятий угольной
промышленности и ставке акциза на уголь" и осуществляется Государственным
предприятием "Росуголь" по согласованию с Профсоюзом.
Государственная
поддержка Предприятий обеспечивается за счет средств из федерального бюджета
Российской Федерации, бюджетных ассигнований на централизованные капитальные
вложения и других бюджетных и внебюджетных средств, предусмотренных для
финансирования угольной промышленности.
3.3. Министерство финансов Российской Федерации перечисляет средства
государственной поддержки из предусмотренных в федеральном бюджете Российской
Федерации на бюджетные счета Государственному предприятию "Росуголь",
ассоциации "Ростоппром" и территориальным казначействам Минфина
России на капитальные вложения, социальную сферу и дотацию на покрытие убытков
не реже двух раз в месяц, а на реализацию тарифного соглашения в размере 40% от
расчетной суммы до 15 числа текущего месяца и остальную часть (60%) не
позднее 5 числа следующего месяца.
Стороны обязуются в
течение I квартала 1995 года разработать совместно с Минфином России и
Государственным предприятием "Росуголь" порядок зачета задолженности
федеральному бюджету Предприятий по налогам в случае несвоевременного
перечисления Минфином России средств государственной поддержки в соответствии с
настоящим Соглашением.
3.4. Средства, поступившие согласно п. 3.3 настоящего Соглашения,
распределяются Государственным предприятием "Росуголь", ассоциацией
"Ростоппром" по Предприятиям, в которых не обеспечивается полное
самофинансирование за счет применения свободных (рыночных) цен согласно
действующим нормативным документам, и перечисляются им в суммах, исчисленных в
соответствии с установленным Государственным предприятием "Росуголь"
(по согласованию с Профсоюзом) порядком расчета и доведения до предприятий и
объединений средств государственной поддержки из бюджета на указанные
цели.
3.5. Стороны
признают обязательность перечисления средств, поступающих из федерального
бюджета Российской Федерации в виде государственной поддержки, на специальные
бюджетные счета предприятий и их структурных подразделений.
Распределение
средств государственной поддержки согласовывается с соответствующим органом
Профсоюза и оформляется документально.
Соответствующий
орган Профсоюза осуществляет контроль за целевым
использованием Предприятием указанных средств.
Правильность
распределения средств государственной поддержки в отношении работников, не
являющихся членами Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности,
Профсоюз не контролирует.
3.6. Информация о
средствах, поступивших согласно п. 3.3 настоящего Соглашения, доводится в
5-дневный срок Государственным предприятием "Росуголь" и
администрациями Предприятий до соответствующих органов Профсоюза.
3.7.
Межведомственная комиссия по социально - экономическим проблемам угледобывающих
регионов в экстренных случаях рассматривает представление Профсоюза и вносит
соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации о привлечении
к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, не
исполняющих условия Соглашения или препятствующих его реализации.
3.8.
Правительственная сторона и Работодатель для защиты региональных рынков сбыта
угля и продуктов его переработки, а также сохранения рабочих мест в угольной
отрасли обязуются принимать меры по ограничению импортных поставок угля.
3.9. Учитывая
низкий технический уровень угольной отрасли, Стороны считают приоритетным
направлением обеспечение научно - технического прогресса в технологии добычи и
переработки угля. Предусматривать в цене на уголь (сланец) и продукты их
переработки затраты на научно - исследовательские и проектно - конструкторские
работы в размере 1,5% от себестоимости товарной продукции.
3.10. Лица,
участвующие в переговорах по заключению коллективных договоров и соглашений в
качестве представителей Сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в
работе комиссий, на время переговоров освобождаются от основной работы с
сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года.
Выборным
освобожденным работникам и членам выборных органов Профсоюза, не освобожденным
от своей производственной работы, все затраты, связанные с участием в
переговорах для выполнения общественных обязанностей в интересах трудовых
коллективов Предприятий, производятся за счет работодателя (администрации
Предприятия) в соответствии с действующим законодательством.
3.11. Постоянный контроль за исполнением Соглашения осуществляет отраслевая
трехсторонняя комиссия по подготовке и заключению Отраслевого (тарифного)
соглашения между Российским независимым профсоюзом работников угольной
промышленности, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации и
Министерством труда Российской Федерации.
IV.
Трудовые отношения
4.1. Трудовой
договор (контракт) есть соглашение между трудящимся и Работодателем
(администрацией Предприятия), по которому трудящийся обязуется выполнять работу
по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением
внутреннему трудовому распорядку, а Работодатель обязуется выплачивать
трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные
законодательством о труде, настоящим Соглашением и коллективным договором.
4.2. Трудовой
договор (контракт) заключается и оформляется в строгом соответствии с КЗоТ
Российской Федерации. Условия, оговариваемые при заключении индивидуальных
трудовых договоров (контрактов), не могут ухудшать положения, определенные КЗоТ
Российской Федерации, данным Соглашением и коллективными договорами.
Трудовые договоры
(контракты), заключенные в нарушение данного пункта, признаются
недействительными в этой части.
4.3. Условия трудового договора (контракта), заключаемого с
руководителем Предприятия или акционерного общества, в имуществе которого вклад
государства или местных органов власти составляет более 50% уставного капитала,
определяются с учетом требований Указа Президента Российской Федерации от
10.06.94 N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного
управления экономикой" совместно с учредителями Предприятия или собранием
акционеров и с учетом мнения соответствующего органа Профсоюза.
4.4.
Государственному предприятию "Росуголь" предоставляется право
заключать контракты с руководителями акционерных обществ (в которых в
федеральной собственности закрепляется 50 и более процентов от общего числа
обыкновенных акций) после заключения договора о коммерческом управлении
Государственным предприятием "Росуголь" акциями, закрепленными в
федеральной собственности.
4.5. В трудовые
договоры (контракты), заключаемые с руководителями Предприятий (в том числе и
акционерных обществ) включается положение об обязательности выполнения ими
Отраслевого (тарифного) соглашения и коллективных договоров в соответствии со
ст. 22 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и
соглашениях".
Рассматривать
представление Профсоюзной стороны о ненадлежащем выполнении руководителем
Предприятия (включая акционерные общества) Отраслевого (тарифного) соглашения
или коллективного договора как основание для досрочного расторжения
заключенного с ним трудового договора (контракта).
4.6. Трудовые
договоры (контракты), заключаемые с руководителями Предприятий (включая
акционерные общества), а также с лицами, непосредственно руководящими
производственными технологическими процессами, в обязательном порядке должны
предусматривать персональную ответственность за состояние охраны труда,
промышленной санитарии, технической, пожарной и экологической безопасности на
каждом рабочем месте.
4.7. В период
реструктуризации угольной отрасли Стороны считают необходимым согласование
между администрацией Предприятия и соответствующим органом Профсоюза вопросов
приема и увольнения рабочих, а также освобождения работников Предприятий для
выполнения общественных обязанностей в интересах трудового коллектива.
V. Рабочее
время
5.1.
Продолжительность рабочего времени работников, занятых на подземных работах, не
может превышать 30 часов в неделю, для остальных работников отрасли - 40 часов.
В отдельных
профессиональных группах (профессиях) может устанавливаться иная
продолжительность рабочего времени в соответствии с действующим
законодательством.
5.2.
Продолжительность рабочей смены и режим работы Предприятий (цехов, участков)
определяется коллективным договором. При этом выбирается наиболее эффективный
режим труда и отдыха, исходя из пятидневной рабочей недели.
В состав рабочего
времени горных мастеров, кроме периода занятости на подземных работах,
включается время выдачи наряда и отчета о работе, но не более одного часа в
смену. Для данной категории работников устанавливается суммированный учет
рабочего времени.
5.3. Общим выходным
днем является воскресенье.
5.4. На
Предприятиях и в структурных подразделениях, приостановка работы которых
невозможна по производственно - технологическим условиям, а также на
Предприятиях и в структурных подразделениях с непрерывным производством
выходные дни предоставляются в различные дни недели.
5.5. В случаях
необходимости работы в выходные и праздничные дни Работодатель (администрация
Предприятия) может привлечь работника только с его согласия и разрешения
соответствующего органа Профсоюза. В случаях, предусмотренных п. п. 1, 2, 3
статьи 63 КЗоТ Российской Федерации, согласие работника на привлечение к работе
в выходные дни не требуется.
5.6. Сверхурочные
работы производятся в соответствии с действующим законодательством. Для
производства сверхурочных работ в подземных условиях могут привлекаться только
работники, имеющие стаж на подземных работах не менее одного года.
5.7. Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях, а также в районах Севера, в которых начисляются районный
коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к
районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям <*>,
устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность
рабочей недели не предусмотрена для отдельных категорий женщин иными
законодательными актами Российской Федерации. При этом заработная плата
выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
--------------------------------
<*> В
дальнейшем - районах Севера.
Женщинам,
работающим в вышеуказанных районах и имеющим детей до 16 лет, предоставляется
право на ежемесячный дополнительный выходной день без сохранения заработной
платы.
5.8.
Доставка работников на работу и обратно должна осуществляться служебным
транспортом, если жилье работника находится на расстоянии более 3 км от
Предприятия и отсутствует общественный транспорт.
Время на перевозку
должно быть определено графиком и не превышать двух часов сверх установленной
на Предприятии продолжительности рабочей смены на поверхности, а для подземных
работников - двух часов сверх времени от начала наряда до момента выхода из
бани по окончании работы. Если время на перевозку превышает 2 часа, работникам
производится доплата согласно п. 8.12 раздела VIII настоящего Соглашения.
Вопрос организации
перевозки работников оговаривается коллективными договорами на Предприятиях.
5.9. Последнее
воскресенье августа - профессиональный праздник "День шахтера".
VI. Оплата
труда
6.1. Вид, системы
оплаты труда рабочих, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных
поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными
категориями персонала Предприятия определяют самостоятельно и фиксируют их в
коллективных договорах, иных локальных нормативных актах.
Предприятиям,
применяющим бестарифную систему оплаты труда, средства государственной
поддержки на оплату труда не выделяются.
6.2. Оплата труда
руководителей, специалистов и служащих производится, как правило, на основе
должностных окладов.
Должностные оклады
устанавливаются работодателем (администрацией Предприятия) в соответствии с
должностью и квалификацией работника.
Предприятия могут
устанавливать для руководителей, специалистов и служащих иной вид оплаты труда,
кроме Предприятий, получающих средства государственной поддержки на оплату
труда.
6.3.
Стороны устанавливают следующий механизм регулирования заработной платы для
более тесной увязки ее с результатами труда:
01.01.95 устанавливается
минимальный размер месячной тарифной ставки для рабочих 1-го разряда
предприятий и организаций угольной (сланцевой) промышленности, занятых на
подземных работах (в том числе на горно - капитальных работах, капитальном
ремонте горных выработок и на дренажных шахтах разрезов), на уровне 170 тысяч
рублей с учетом индексации за IV квартал 1994 года.
Указанный
минимальный размер месячной тарифной ставки для рабочих 1-го разряда
предприятий и организаций угольной (сланцевой) промышленности, занятых на
подземных работах (в том числе на горно - капитальных работах, капитальном
ремонте горных выработок и на дренажных шахтах разрезов), действует в течение I
квартала 1995 года и подлежит последующей индексации в установленном настоящим
Соглашением порядке, в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете
Российской Федерации на государственную поддержку
предприятий угольной промышленности.
Конкретные
минимальные размеры месячных тарифных ставок, должностных окладов работников,
исходя из которых определяются размеры государственной поддержки на оплату
труда, по профессионально - квалификационным группам, видам деятельности,
работам и отраслям, включая и непроизводственную сферу, устанавливаются
Минтопэнерго России с соблюдением соотношений по категориям работников,
определенных в письме Минтопэнерго России от 10.03.94 N Е-1369 "О
минимальных тарифных ставках и окладах работников угольного комплекса
Минтопэнерго России".
Минимальная
месячная тарифная ставка, установленная настоящим Соглашением, гарантируется
работнику, если им в течение месяца полностью отработаны определенные на этот
период нормы рабочего времени и он выполнил свои
трудовые обязанности (нормы труда).
По
окончании каждого квартала проводится индексация минимальной месячной тарифной
ставки исходя из фактического роста потребительских цен по набору товаров и
услуг без учета товаров необязательного пользования, как это установлено
Законом Российской Федерации "Об индексации денежных доходов и сбережений
граждан в РСФСР" от 24.10.91, на основании данных Госкомстата России и
коэффициента 0,8 нарастающим итогом с начала года. Необходимые средства на эти цели предусматриваются в федеральном
бюджете Российской Федерации.
Минимальные уровни
оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, а также Предприятий,
аналогичных организациям и учреждениям бюджетной сферы, устанавливаются в
порядке, сроки и размерах, определяемых постановлениями Правительства
Российской Федерации для работников организаций бюджетной сферы.
Часть заработной
платы, повышенной в предыдущие годы за счет внутренних резервов Предприятий,
изменяется в порядке, устанавливаемом трудовым коллективом в пределах имеющихся
средств на эти цели.
Указанный механизм
индексации оплаты труда остается в силе при продлении срока действия настоящего
Соглашения.
6.4. Стороны
считают целесообразным ввести единый порядок определения средств на заработную плату при определении необходимой цены на уголь для
установления группы Предприятия в соответствии с Постановлением Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 27.07.93 N 727 "О мерах
государственной поддержки предприятий угольной промышленности и ставке акциза
на уголь".
Государственное
предприятие "Росуголь" совместно с Профсоюзом обязуются в I полугодии
1995 года разработать рекомендации по новому порядку оплаты труда в угольной
промышленности и механизм распределения средств государственной поддержки,
стимулирующий повышение эффективности труда и сокращение производственных
издержек.
6.5. Молодежи (лицам
в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к месячной заработной плате
выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Севера, если они
прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.
6.6. Введение новых
условий оплаты труда или их изменение производятся Работодателем
(администрацией Предприятия) по согласованию с соответствующим органом
Профсоюза. Работники, которым изменяются условия оплаты труда, извещаются об
этом не менее чем за два месяца до их предполагаемого введения или изменения, а
о пересмотре действующих и введении новых норм труда им сообщается не позднее чем за один месяц.
Если орган
Профсоюза возражает против введения (изменения) новых условий и норм труда, ему
следует представить обоснованные замечания и возражения. При отсутствии
согласия со стороны соответствующего органа Профсоюза работодатель не вправе
вводить новые нормы труда и условия его оплаты.
Снижение
напряженности норм труда и повышение уровня оплаты труда может, по согласованию
между работодателем и соответствующим органов Профсоюза, производиться в более
короткие сроки.
6.7. Стороны договорились в I квартале 1995 года рассмотреть вопрос об
освобождении Предприятий от штрафных санкций по платежам в Пенсионный фонд, на
обязательное медицинское и социальное страхование и Фонд занятости в части
причитающихся сумм в связи с задержкой перечисления средств государственной
поддержки на оплату труда по настоящему Соглашению на весь период задержки.
6.8. Надбавки и
районные коэффициенты за работу в районах Севера начисляются на всю заработную
плату без ограничения предельными суммами.
6.9. Главные
государственные инспектора и государственные инспектора Госгортехнадзора
России, осуществляющие государственный надзор на угольных (сланцевых) шахтах,
разрезах, обогатительных и брикетных фабриках, приравниваются по уровню оплаты
труда к заместителям главных инженеров по технике безопасности, а начальники
инспекций (угольной, сланцевой) - к главным инженерам этих Предприятий.
6.10. За
вынужденные простои, происшедшие не по вине трудящихся (из-за отсутствия фронта
работ, снабжения материальными ресурсами и др.), оплата производится из расчета
не менее 100% тарифной ставки (оклада).
6.11. Стороны
рекомендуют при разработке условий оплаты труда, прилагаемых к коллективным
договорам, предусматривать дифференцированные размеры премий работникам,
стимулирующие рост нагрузки на забой (темпы проведения подготовительных
выработок).
6.12. Стороны
считают обязательным при заключении договоров Предприятий с профтехучилищами и
техникумами, готовящими кадры для угольной отрасли, предусматривать необходимые
средства на повышение заработной платы работников указанных учреждений до
уровня работников учебно - курсовых комбинатов.
VII.
Отпуска
7.1. Всем
работникам угольной отрасли ежегодные отпуска с сохранением места работы
(должности) и среднего заработка предоставляются с учетом требований
производственного процесса и пожеланий работников по графику, утвержденному
Работодателем (администрацией Предприятия) и согласованному с соответствующим
органом Профсоюза Предприятия. Минимальная продолжительность основного отпуска
- 24 рабочих дня, независимо от режима работы Предприятия.
7.2. Продолжительность дополнительных отпусков работникам угольной
отрасли за работу в подземных, вредных и тяжелых условиях, многосменный режим
работы и порядок их суммирования с ежегодным основным отпуском определяются в
соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 02.07.90 N 647
"Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой,
горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного
хозяйства" (с последующими дополнениями и изменениями).
7.3. Сверх
установленных законодательством дополнительных отпусков лицам, работающим в
районах Севера, в качестве компенсации предоставляется ежегодный оплачиваемый
дополнительный отпуск продолжительностью:
- в районах
Крайнего Севера - 21 рабочий день;
- в приравненных к
ним местностях - 14 рабочих дней;
- в остальных
районах Севера, где установлены районный коэффициент и
процентная надбавка к заработной плате, - 7 рабочих дней.
7.4. Работникам
(кроме лиц, подпадающих под действие Постановления Совета Министров СССР и
ВЦСПС от 02.07.90 N 647), занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями
труда, многосменным режимом работы, дополнительные отпуска суммируются с
ежегодным отпуском в 24 рабочих (28 календарных) дня.
7.5. По желанию
работника работодатель (администрация Предприятия) обязан предоставить (помимо
предусмотренных законодательством случаев) отпуск без сохранения заработной
платы сроком до трех рабочих дней в случаях:
- смерти
одного из супругов, члена семьи (дети, родители, родные братья (сестры), дед,
бабка);
- свадьбы
работника;
- свадьбы детей;
- рождения ребенка.
По желанию
работника в указанных случаях он может взять три свободных дня в счет
очередного отпуска с оплатой.
7.6. Работодатель
(администрация Предприятия) обязан предоставлять работникам, имеющим детей - инвалидов
с детства, ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время.
7.7. При исчислении
среднего заработка, сохраняемого за работниками Предприятий во всех случаях,
кроме тех, когда законодательством установлен специальный порядок его подсчета,
из расчетного периода для подсчета среднего заработка исключается время, в
течение которого работник в соответствии с действующим законодательством,
коллективным договором, Соглашением:
- освобождался от
работы с частичным сохранением заработной платы или без оплаты;
- находился в
основном, дополнительном или учебном отпуске;
- получал пособие
по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам.
7.8. На Предприятиях, расположенных в районах Республик Бурятии,
Хакасии, Приморского, Хабаровского, Красноярского краев, Амурской, Читинской,
Иркутской и Кемеровской областей, не вошедших в перечень районов Севера,
Работодатель (администрация Предприятия) должен производить оплату стоимости
проезда к месту использования ежегодного отпуска и обратно один раз в три года
самому работнику и двум членам его семьи (супруг, дети) в зависимости от
фактически использованного вида транспорта.
7.9. На
Предприятиях, расположенных в районах Севера, трудящимся один раз в 2 года за
счет Предприятия оплачивается стоимость проезда к
месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта, в том числе
личным (кроме такси), а также стоимость провоза багажа до тридцати килограммов.
Предприятия
оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа членам семьи своих работников.
К членам семьи
работников, на которых распространяется указанная льгота, относятся: жена
(муж), дети.
7.10. Оплата
проезда в отпуск и обратно производится перед отъездом в отпуск исходя из
примерной стоимости проезда по государственным тарифам. Окончательный расчет
производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов и
других оправдательных документов.
Оплата проезда
членов семьи производится независимо от совместного или раздельного с
работником использования ими ежегодного отпуска. Оплата проезда работников и
членов их семей производится в зависимости от фактически использованного вида транспорта в пределах территории бывшего СССР.
7.11. Полное или
частичное соединение отпусков лицам, работающим в районах Севера, допускается
не более чем за два года.
Время, необходимое
для проезда к месту использования отпуска и обратно, один раз в два года не
засчитывается в срок отпуска.
При увольнении
работнику, не использовавшему ежегодный отпуск, по его желанию предоставляется
отпуск с последующим увольнением, за исключением случаев расторжения трудового
договора (контракта) в связи с совершением виновных действий.
7.12.
Продолжительность ежегодных отпусков работников научно - исследовательских,
учебных и культурно - просветительных учреждений отрасли, имеющих ученую
степень, определяется согласно Постановлениям Правительства Российской
Федерации от 12.08.94 N 949 "О ежегодных отпусках научных работников,
имеющих ученую степень" и от 13.09.94 N 1052 "Об отпусках работников
образовательных учреждений, предприятий и организаций".
VIII.
Пенсии, возмещение вреда, причиненного
трудовым увечьем,
льготы и компенсации
8.1. Пенсии
работникам угольной промышленности назначаются и пересчитываются в соответствии
с действующим законодательством Российской Федерации о пенсиях.
8.2. Стороны
считают необходимым осуществлять дополнительное пенсионное обеспечение
трудящихся в равных долях за счет средств Предприятий
и граждан через негосударственный пенсионный фонд работников угольной
промышленности и отраслевую страховую компанию в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 16.09.92 N 1077 "О негосударственных
пенсионных фондах".
При увольнении
работающих пенсионеров и лиц предпенсионного возраста необходимые средства на
дополнительное пенсионное обеспечение могут выделяться как за счет Предприятия,
так и за счет бюджетных ассигнований в пределах средств, выделяемых на
реализацию Соглашения.
8.3. При
увольнении работника - члена Профсоюза в связи с выходом на пенсию по возрасту,
выслуге лет, инвалидности по труду и общему заболеванию ему выплачивается
единовременное пособие в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год
работы на Предприятиях угольной отрасли. Пособие выплачивается по последнему месту
работы.
В связи с ростом
потребительских цен после назначения работнику пенсии указанный среднемесячный
заработок индексируется на установленный за прошедший период рост минимальных
тарифных ставок (должностных окладов).
В случае, если пенсионер отрасли возобновил трудовые отношения с
Работодателем и ранее не пользовался льготой по выплате единовременного пособия
при уходе на пенсию, ему при увольнении выплачивается данное пособие за период
после возобновления трудовых отношений за счет средств Предприятия.
8.4. Отношения по возмещению Работодателями (администрацией Предприятий)
вреда, причиненного работникам - членам Профсоюза увечьем, профессиональным
заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими
трудовых обязанностей, регулируются Правилами возмещения работодателями вреда,
причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным
повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей
<*>, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации
от 24.12.92 N 4214-1 <**>:
--------------------------------
<*> В
дальнейшем увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья,
связанное с исполнением трудовых обязанностей, именуется "трудовое
увечье".
<**> В
дальнейшем - Правила.
8.4.1. По
желанию потерпевших - членов Профсоюза размер возмещения вреда подлежит
пересчету исходя из новых тарифных ставок (окладов), предусмотренных
Соглашением.
Для работников,
получивших трудовое увечье до 1 января 1992 года, размер возмещения вреда
определяется исходя из новых тарифных ставок в порядке, определенном в
совместном письме Минтопэнерго России, Профсоюза и Государственного предприятия
"Росуголь" от 11.06.93 N Е-3720, N 299-8/27, N 4-14-32/396:
- определяется
коэффициент роста тарифной ставки с момента получения увечья как отношение
месячной тарифной ставки на момент пересчета возмещения вреда к месячной
тарифной ставке того же разряда, действовавшей на дату получения трудового
увечья;
- размер
возмещенного вреда определяется путем умножения среднемесячной заработной
платы, принятой ранее при исчислении размера возмещения вреда, на коэффициент
степени (процента) утраты профессиональной трудоспособности и на коэффициент
роста тарифной ставки.
Для работников,
получивших трудовое увечье после 1 января 1992 года, размер возмещения вреда
определяется (пересчитывается) исходя из фактической заработной платы за 12
месяцев, предшествующих трудовому увечью, проиндексированной на коэффициенты
(индексы) роста тарифных ставок (окладов) в соответствии с Отраслевыми
(тарифными) соглашениями на 1992 - 1994 гг.
8.4.2. Определенный
в соответствии с пунктом 8.4.1 размер возмещения вреда в дальнейшем
индексируется в связи с повышением стоимости жизни в порядке, предусмотренном
Соглашением для индексации минимальных уровней оплаты труда (п. 6.3 раздела VI
настоящего Соглашения).
8.4.3. В
коллективных договорах может предусматриваться за счет собственных средств Предприятий увеличение денежных сумм в возмещение
вреда, компенсаций дополнительных расходов и единовременных пособий по
сравнению с Правилами и Соглашением, в том числе исходя из действующих на
Предприятиях тарифных ставок (окладов), а не минимальных.
8.4.4. На момент
выплаты возмещения вреда применяется тот правовой акт (Правила, Соглашение,
коллективный договор), согласно которому размер суммы, подлежащей выплате,
окажется больше. В любом случае размер возмещения вреда не может быть менее
определенного в соответствии с Правилами.
8.4.5. Лицам,
получающим пенсию по инвалидности, наступившей в следствие
увечья или профессионального заболевания, возникшего в связи с Чернобыльской
катастрофой, могут производиться дополнительные выплаты в возмещение вреда в
размере возмещения фактического ущерба, в соответствии с порядком и условиями,
определенными коллективными договорами.
8.5. В случае
гибели работника - члена Профсоюза на производстве, а также смерти инвалида,
которая наступила вследствие трудового увечья (профзаболевания), Предприятие за
счет себестоимости обязано:
- оплатить все
расходы, связанные с погребением;
- выплатить
семье погибшего (умершего), проживавшей совместно с ним, единовременное пособие
в размере не менее его трехкратного среднемесячного заработка;
- выплатить каждому
члену семьи погибшего (умершего), находившемуся на его иждивении,
единовременное пособие в размере годового заработка, но не менее установленной
государством на день выплаты минимальной оплаты труда за пять лет.
8.6. За
каждый процент утраты работником профессиональной трудоспособности вследствие
трудового увечья, причиненного в период действия настоящего Соглашения, при
полной или частичной вине Предприятия, выплачивается единовременное пособие из
расчета не менее 20% среднемесячного заработка сверх установленных сумм возмещения
вреда.
Если за время
действия данного Соглашения медико - социальная
экспертиза установила, что у работника увеличилась степень утраты
профессиональной трудоспособности, наступившей вследствие трудового увечья,
полученного в период с 1 января 1992 года, единовременное пособие выплачивается
по вновь установленной степени утраты профессиональной трудоспособности с
зачетом ранее выплаченной суммы. Причем сумма доплаты исчисляется из
среднемесячного заработка на момент последней выплаты возмещения вреда.
8.7. В
случае смерти работника, не связанной с исполнением трудовых обязанностей,
семье умершего, проживающей совместно с ним, выплачивается единовременное
пособие в размере не менее среднемесячного заработка
умершего.
8.8. Среднемесячный
заработок для выплаты единовременных пособий (п. п. 8.3, 8.6, 8.7 настоящего
Соглашения), установленных настоящим Соглашением, исчисляется в соответствии с
порядком исчисления среднего заработка, определенного Минтрудом России.
8.9. В случае
ликвидации или реорганизации Предприятий выплаты сумм в возмещение вреда,
предусмотренных Правилами и настоящим Соглашением, в полном объеме производятся
правопреемниками.
8.10.
Вознаграждение за выслугу лет выплачивается всем работникам промышленно -
производственного (в том числе предприятия стройиндустрии) и строительно -
производственного персонала Предприятий. Порядок и размеры выплаты
вознаграждения регулируются положением, утверждаемым Работодателем
(администрацией Предприятия) совместно с соответствующим органом Профсоюза и
являющимся неотъемлемой частью коллективного договора. Средства на эти цели
включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Вознаграждение за
выслугу лет начисляется согласно положению, утвержденному на Предприятии.
8.11. Гражданам,
переселяющимся из районов Севера к новому месту жительства в связи с
прекращением или расторжением трудового договора (контракта) по любым
основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается
стоимость проезда работника и членов его семьи и провоза багажа, но не
свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам.
Финансирование
указанных расходов осуществляется за счет средств бюджетов Республик в составе
Российской Федерации и бюджетов национально - государственных и административно
- территориальных образований, расположенных в районах Севера, из расчета:
а) работникам
бюджетных организаций, проработавшим в этих районах и местностях не менее трех
лет, пенсионерам, инвалидам, лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в
качестве безработных в районах Севера, в размере 100% произведенных затрат;
б) лицам,
проработавшим не менее трех лет на Предприятиях, расположенных в указанных
районах и местностях, в размере 50% произведенных затрат.
Компенсация
оставшихся 50% затрат, связанных с выездом из районов Севера работников
Предприятий, проработавших в этих районах и местностях не менее трех лет,
производится за счет средств Предприятия и включается
в себестоимость продукции.
8.12. При
вынужденном превышении двухчасового ограничения по доставке работников
служебным транспортом (п. 5.8 раздела V настоящего Соглашения) за время сверх
установленного ограничения может производиться доплата за счет прибыли этим
работникам из расчета тарифной ставки (оклада), если в коллективном договоре не
предусмотрены другие виды компенсаций.
IX. Защита
интересов трудящихся в условиях
реструктуризации
угольной промышленности
Закрытие
Предприятий
9.1. В случае
ликвидации Предприятия (производства, подразделения) или сокращения рабочих
мест по иным причинам в каждом конкретном случае судьба высвобождаемых
работников должна решаться совместно Работодателем (администрацией Предприятия)
и соответствующими органами Профсоюза.
Массовое
высвобождение работников вследствие ликвидации Предприятия, его реконструкции,
технического перевооружения или сокращения объемов производства осуществляется
лишь при условии предварительного (не менее чем за 3 месяца) письменного
уведомления соответствующих органов Профсоюза, службы занятости населения и
Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий
при Госкомимуществе России.
9.2. Если работник
по решению работодателя (администрации Предприятия) находится в
"вынужденном отпуске", то за время "вынужденного отпуска"
может быть произведена оплата из расчета не менее 100% тарифной ставки
(должностного оклада). Данное положение оговаривается в коллективных договорах.
9.3.
Реструктуризация угольной отрасли будет сопровождаться закрытием неэффективных
Предприятий. В этом случае Стороны гарантируют осуществлять закрытие
неперспективных Предприятий в соответствии с "Основными принципами санации
и закрытия неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной
промышленности России", утвержденными Межведомственной комиссией по
социально - экономическим проблемам угледобывающих регионов (протокол N 2 от
04.05.94).
Решение
Межведомственной комиссии по социально - экономическим проблемам угледобывающих
регионов принимается по каждому Предприятию с учетом предложений, вносимых
Государственным предприятием "Росуголь" совместно с Профсоюзом и
Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при
Госкомимуществе России.
На основе решения о
полной ликвидации Предприятия разрабатывается проект его закрытия, который
наряду с другими разделами должен регламентировать порядок социальной защиты
трудящихся ликвидируемого Предприятия и членов их семей.
Категорически
запрещается производить закрытие угледобывающих предприятий под видом их
реорганизации, совершенствования управления и т.п. без специального решения
Межведомственной комиссии по социально - экономическим проблемам угледобывающих
регионов.
9.4. На закрываемых
Предприятиях создаются ликвидационные комиссии из представителей Работодателя
(администрации Предприятия), профсоюзов и иных уполномоченных работников
представительных органов для практического решения вопросов ликвидации
Предприятия. Если ликвидируемое Предприятие акционировано, то деятельность
ликвидационной комиссии регламентируется также и учредительными документами
Предприятия.
9.5. Меры
дополнительной социальной защиты при массовом высвобождении работников
согласовываются с соответствующими органами Профсоюза.
9.6. Работникам,
высвобождаемым с Предприятий в связи с их реорганизацией либо с ликвидацией,
государством гарантируется в соответствии с действующим законодательством:
а) сохранение на
период трудоустройства, но не более чем на три месяца (в районах Севера не
свыше шести месяцев), средней заработной платы с учетом месячного выходного
пособия и непрерывного трудового стажа в соответствии с действующим
законодательством;
б) выплата пособия
по безработице в течение 12 месяцев в следующих размерах: первые 3 месяца - 75%
среднемесячного заработка по последнему месту работы, следующие 4 месяца - 60%
и в дальнейшем - 45%, но не ниже минимального размера оплаты
труда;
в)
женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, выплачиваются ежемесячные
компенсационные выплаты в размере, установленном для женщин, состоящих в
трудовых отношениях на условиях найма с Предприятиями и находящихся в отпуске
по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, в случае если на
момент увольнения они находились в таком отпуске.
Срок выплаты
пособия по безработице увеличивается гражданам, выработавшим общий трудовой стаж
(25 лет мужчины и 20 лет женщины) или льготный стаж, требуемый для назначения
пенсии по нормам Закона РСФСР "О государственных пенсиях
в РСФСР" на 2 недели за каждый год работы сверх указанного стажа.
Общий период
выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в
суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
При наличии у
безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия
увеличивается на 100% на каждого иждивенца, но его максимальный размер не может
превышать размер среднего заработка по последнему месту работы.
Местные органы
власти могут за счет своего бюджета продлить сроки выплаты пособия по
безработице, а Работодатели (администрация Предприятий) - устанавливать
работникам, высвобождаемым с Предприятий, материальную помощь сверх
предусмотренных законодательством средств.
9.7. Увольнение
беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, одиноких
матерей с детьми до 14 лет или ребенком - инвалидом до 16 лет допускается
только в случае полной ликвидации Предприятия. При этом указанным женщинам
гарантируется обязательное трудоустройство правопреемником ликвидируемого
Предприятия.
Женщинам, имеющим
детей в возрасте до 3-х лет и высвобождаемым с Предприятий в связи с их
ликвидацией, гарантируется выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до
достижения им возраста 1,5 лет в размере, предусмотренном для работающих женщин
за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
9.8. В случае
высвобождения работников в связи с осуществлением мероприятий по сокращению
численности или штата работников Предприятий и при отсутствии возможности
предоставления им работы по прежней специальности в коллективных договорах
могут предусматриваться для этих категорий работников выплаты компенсаций сверх
установленных законодательством льгот и компенсаций за счет средств Предприятия.
9.9. Работники,
которые были трудоустроены на другие Предприятия в период реконструкции или
технического перевооружения, имеют право преимущественного поступления на
работу на Предприятие по окончании реконструкции.
9.10. Работодатель
(администрация Предприятия) и соответствующий орган Профсоюза гарантируют
работникам, высвобождаемым с Предприятий в результате сокращения, ликвидации
или реорганизации производства, в течение двух лет после увольнения сохранение
очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту
работы, а также право пользования детскими дошкольными учреждениями их детям.
В коллективных
договорах за высвобождаемыми работниками могут предусматриваться более
длительные сроки сохранения очереди на жилье по прежнему месту работы.
9.11. Кроме
изложенных мер социальной защиты, для трудящихся Севера должны также
учитываться положения Закона Российской Федерации "О государственных
гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях".
9.12. Осуществление
комплекса работ по прекращению деятельности Предприятия должно финансироваться
в соответствии с проектом закрытия за счет федерального бюджета Российской
Федерации.
При решении
вопросов о закрытии шахт (разрезов) учитываются специфические условия
угледобывающих предприятий и места их расположения и принимаются специальные
постановления Правительства Российской Федерации, в которых предусматриваются:
а) введение
дополнительных льгот для предприятий и предпринимателей, организующих новые
рабочие места для уволенных работников;
б) льготы для малых
предприятий при шахте по использованию вторичных ресурсов, а также по оказанию
платных услуг населению;
в) порядок передачи
в аренду или продажи шахты акционерному обществу или частным лицам на льготных
условиях;
г) осуществление
льготной продажи муниципальных земель под застройку гражданам на основе
либерализации правил застройки и предпринимателям для создаваемых рабочих мест;
д) компенсация в
размере 30% расходов Предприятий на перемещение производства в районы
структурных перестроек;
е) полное
освобождение Предприятия от затрат на профессиональную подготовку нанимаемых
работников, которые высвобождались в результате сокращения, ликвидации или
реорганизации Предприятия;
ж) принятие специального
решения о продлении срока выплаты средней заработной платы руководителям и
специалистам угольной промышленности при поступлении или направлении их в
высшие и средние специальные учебные заведения для приобретения специальности,
позволяющей работать на предприятиях других отраслей народного хозяйства;
з) орган,
отвечающий за программу создания рабочих мест для шахтеров, высвобождаемых в
связи с остановкой Предприятия.
Приватизация
9.13. В целях
обеспечения социальных гарантий работникам приватизируемых Предприятий:
- соответствующий
орган Профсоюза осуществляет представительство и защиту прав и интересов членов
Профсоюза при приватизации объединений, предприятий, организаций;
- в комиссию по
приватизации Предприятий включаются с согласия трудового коллектива
представители соответствующего органа Профсоюза;
- соответствующий
орган Профсоюза осуществляет общественный контроль за
распределением безвозмездно передаваемых акций совместно с органом,
уполномоченным трудовым коллективом;
- соответствующий
орган Профсоюза выдвигает на конференции (собрании) трудового коллектива
кандидата для избрания в Совет директоров акционерного общества;
- соответствующий
орган Профсоюза осуществляет представительство интересов трудового коллектива и
защиту его прав при приватизации и в иных случаях, предусмотренных
законодательством и решениями трудового коллектива.
9.14. В уставе
Предприятия, преобразованного в акционерное общество, могут предусматриваться:
- права
соответствующего органа Профсоюза акционерного общества и гарантии его
деятельности;
- возможность
ежегодно заключать коллективный договор между работниками и органом управления
акционерного общества.
9.15. Условия
трудового договора (контракта) с руководителем приватизируемого Предприятия на
срок до первого собрания акционеров определяются учредителями совместно с
трудовым коллективом.
9.16. Порядок и
способы приватизации (акционирования) объектов, имущества, принадлежащих
Профсоюзу, определяются самостоятельно Профсоюзом.
9.17. Освобожденные
выборные, а по решению трудового коллектива и наемные работники органа
Профсоюза, имеют право на приобретение акций соответствующего приватизируемого
Предприятия (объединения), продаваемых или передаваемых трудовому коллективу на
льготных условиях, наряду с работниками этого Предприятия (объединения).
9.18. В целях
защиты интересов работников приватизируемых Предприятий до преобразования (до
первого собрания акционеров) запрещается осуществлять реорганизацию, ликвидацию
и изменение структуры Предприятия.
Диверсификация
производства
9.19. Стороны
обязуются способствовать созданию отраслевых специализированных предприятий с
различными организационно - правовыми формами с целью диверсификации
производства, создания новых рабочих мест, развития нетрадиционных видов
деятельности и обеспечения устойчивой занятости за счет мелких и средних
предприятий, предусмотрев координацию работ за Государственным предприятием
"Росуголь" совместно с Российским комитетом Профсоюза.
9.20. Государственное предприятие "Росуголь" обязуется
совместно с Профсоюзом разработать в I полугодии 1995 года Программу
диверсификации производства в угольной промышленности в составе Федеральной
программы социально - экономического развития угледобывающих регионов,
направленную на максимальное использование высвобождающихся трудовых ресурсов с
учетом их половозрастного состава, квалификационных характеристик и
территориального размещения, особенностей и перспектив развития регионов и
представить ее в III квартале 1995 года на рассмотрение в
Межведомственную комиссию по социально - экономическим проблемам угледобывающих
регионов.
Правительственная
сторона обязуется профинансировать разработку указанной Программы в пределах
предусмотренных средств государственной поддержки на 1995 год.
9.21.
Правительственная сторона обязуется в упреждающем порядке разработать и
запустить специальные программы обеспечения занятости в угледобывающих регионах
с целью временного демпфирования последствий массового высвобождения трудящихся
отрасли.
Профессиональная
подготовка (переподготовка)
9.22. Стороны
считают профессиональную подготовку (переподготовку) важнейшей составной частью
мер, направленных как на повышение эффективности работы отрасли, так и на
адаптацию трудящихся к последствиям реструктуризации угольной промышленности.
9.23. Стороны
обязались создать в течение 1995 года гибкую систему профессиональной
подготовки (переподготовки), отвечающую потребностям региональных рынков труда
с учетом перспективы диверсификации производства.
9.24. На период
профессиональной подготовки (переподготовки) высвобожденным работникам по
направлению службы занятости выплачивается стипендия:
а) лицам со
стажем работы более года - 75% среднемесячного заработка по последнему месту
работы, но не ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренного
законодательством Российской Федерации;
б) лицам со стажем
работы до года - в размере стипендии, установленной государством для учебного
заведения соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице,
предусмотренного для этой категории работников.
Лицам, имеющим
иждивенцев, размер стипендии повышается на каждого иждивенца на 10%, но не выше
среднего заработка по последнему месту работы.
Защита рынка труда
9.25. Заключение
соглашений о наборе на работу на Предприятия угольной промышленности Российской
Федерации иностранной рабочей силы, включая получение лицензии на наем рабочей
силы, в том числе привлекаемой из стран СНГ, производится по согласию
соответствующих органов Профсоюза.
X. Охрана
труда и здоровья
10.1. Стороны
определяют жизнь и здоровье трудящихся как национальное достояние.
10.2.
Правительственная сторона обязуется продолжить разработку и ввод в 1995 году
(по согласованию с Профсоюзом) в действие нормативных правовых актов и
положений, обеспечивающих выполнение "Основ законодательства Российской
Федерации об охране труда" в угольной промышленности.
10.3. Стороны
считают необходимым осуществлять финансирование мероприятий по охране труда и
здоровья трудящихся через Фонд охраны труда работников угольной промышленности,
его региональные отделения и Фонды охраны труда Предприятий.
Стороны согласились
предусмотреть направление средств в Фонд охраны труда
работников угольной промышленности в размере 0,3% от себестоимости товарной
продукции в счет средств государственной поддержки, учтенных в себестоимости на
мероприятия по технике безопасности.
Для объединения усилий Фонда охраны труда работников угольной промышленности
и Предприятий, координации деятельности в области охраны труда и здоровья,
финансирования указанных мероприятий на Предприятиях создается Фонд охраны
труда Предприятия.
Категорически
запрещается использование этих средств на иные цели.
10.4. Работодатель
(администрация Предприятия) обязан обеспечить безопасные и здоровые условия
труда, нормальные производственно - бытовые условия для работников в
соответствии с нормами и правилами по охране труда.
Работодатель
(администрация Предприятия) обеспечивает функционирование действующих на
Предприятии и открытие новых здравпунктов в строгом соответствии с действующими
нормативами обеспечения медицинской помощью работников отрасли.
Оплата труда
медперсонала осуществляется из средств местных бюджетов в соответствии с
действующим законодательством.
10.5. Работодатель
(администрация Предприятия) обязан разработать годовой комплексный план
улучшения условий, охраны труда и санитарно - оздоровительных мероприятий,
согласовав его с соответствующим органом Профсоюза.
Комплексный план
должен быть неотъемлемой частью коллективного договора, предусматривающего
средства на выполнение мероприятий этого плана.
Стороны обязуются
всемерно содействовать созданию специализированных медицинских учреждений по
реабилитации работников, травмированных на производстве, застигнутых в завалах
и получивших профессиональные заболевания, а также всемерно содействовать
специализированным лечебно - профилактическим учреждениям в приобретении
современного оборудования и медикаментов.
В коллективном
договоре также предусматриваются средства на осуществление других лечебно -
профилактических и оздоровительных мероприятий.
10.6. Работодатель (администрация Предприятия) обязан регулярно в сроки,
определенные коллективным договором Предприятия, проводить аттестацию рабочих
мест с замерами вредных производственных факторов (запыленности,
загазованности, шума, вибрации, освещенности, радиоактивности и т.п.) на
рабочих местах, в цехах, забоях с разработкой и выполнением мер по приведению
их в соответствие с требованиями норм и правил техники безопасности. О
результатах аттестации Работодатель (администрация Предприятия) обязан
информировать работников.
Сертификация
постоянных рабочих мест согласно Постановлению Правительства Российской
Федерации от 06.05.94 N 485 должна проводиться исходя из результатов аттестации
рабочих мест по условиям труда. По результатам аттестации разрабатываются и
выполняются меры для приведения рабочих мест в соответствие с действующим
законодательством, регламентирующим условия и охрану труда, и требованиями
нормативных правовых актов по охране труда.
10.7. На
Предприятиях государственный надзор и контроль за
соблюдением требований нормативных правовых актов по охране труда
осуществляется органами Госгортехнадзора России, Федеральной инспекцией труда
при Минтруде России (Рострудинспекцией) и технической инспекцией труда
Профсоюза.
Для выполнения этих
функций за технической инспекцией труда Профсоюза сохраняется право выдачи
должностным лицам обязательных для исполнения предписаний об устранении
выявленных нарушений правил и норм охраны труда, а также приостановки
эксплуатации производственного оборудования, деятельности производственных
участков и подразделений.
За технической
инспекцией труда Профсоюза сохраняется право проводить экспертизу проектов
строящихся (реконструируемых) объектов производственного, социально - бытового
назначения и, при необходимости, ставить вопрос об обязательном внесении в них
соответствующих изменений и дополнений.
10.8. Работодатель
(администрация Предприятия) обязан организовывать проведение предварительных
(при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности)
медицинских освидетельствований работников соответствующих профессий.
Обязательные
предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой
деятельности) медицинские освидетельствования работников соответствующих
профессий, проводятся за счет средств Работодателя (Предприятия, учреждения,
организации).
При уклонении
работника от прохождения медицинских осмотров Работодатель (администрация
Предприятия) не должен допускать работника к выполнению им трудовых
обязанностей.
Профсоюз
контролирует своевременность проведения медицинских освидетельствований
согласно срокам, установленным коллективными договорами.
Профсоюз
контролирует обеспечение Работодателем (администрацией Предприятия) и лечебно -
профилактическими учреждениями своевременности медицинской помощи работникам
отрасли при несчастных случаях, отравлениях и профессиональных заболеваниях на
производстве, а также представляет интересы трудящихся в отношениях с лечебно -
профилактическими учреждениями.
10.9. Постановления
органа Профсоюза по вопросам безопасности труда и охраны здоровья обязательны к
рассмотрению Работодателями (администрацией Предприятий).
10.10. При
необеспечении безопасных условий труда на рабочем месте работник вправе
отказаться от выполнения работ на данном рабочем месте.
При необеспечении
безопасных условий труда допускается проведение работ только по устранению
выявленных нарушений правил техники безопасности.
10.11. Минимальными условиями, оговариваемыми в коллективных договорах,
для проведения работ при превышении предельно допустимых норм содержания
вредных и опасных для здоровья факторов (веществ) на рабочем месте, являются:
сокращение нормальной продолжительности рабочей смены на один час с сохранением
при этом всех льгот и оплаты труда за полную рабочую смену или оплата не менее
чем в двукратном размере последнего часа работы.
Работы, связанные с
ликвидацией аварий и созданием безопасных условий труда и проводимые в
условиях, когда имеется угроза здоровью и жизни работников, осуществляются на
основании специальных договоров между работодателями (администрацией
Предприятий) и работником. Основные положения таких договоров, включая оплату
труда, вид и размер компенсаций, режим работы, порядок их заключения и действия
должны оговариваться в коллективных договорах.
10.12. Работнику
обеспечивается сохранение места работы и средней заработной платы за время
приостановки работ на участках (рабочих местах) вследствие нарушений
нормативных правовых актов по охране труда не по его вине. Отказ от выполнения
работ в связи с необеспечением безопасных условий труда не может служить
основанием для применения дисциплинарного взыскания, за исключением случаев,
связанных с работами по устранению нарушений требований безопасности и
аварийных ситуаций и оговоренных паспортами, проектами и инструкциями по
ведению работ.
10.13. Работодатель
(администрация Предприятия) обязан обеспечить профессиональное обучение
рабочих, не имеющих профессии, переподготовку, повышение квалификации и
инструктажи по охране труда всех работников согласно действующим нормативным
правовым актам.
Расходы на обучение
профессии, переподготовку, повышение квалификации и инструктажи, включая
содержание отраслевой учебно - курсовой сети, относятся на себестоимость
продукции.
10.14. Работодатель
(администрация Предприятия) обязуется создать на Предприятии службу охраны
труда и укомплектовать ее соответствующими специалистами.
10.15. Уполномоченный
профкома по охране труда и экологии осуществляет на Предприятии контроль за соблюдением норм и правил техники безопасности,
промсанитарии, законодательства по охране труда и экологии согласно
утвержденному Положению об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда
и экологии.
10.16. Стороны
считают необходимым сформировать на Предприятиях совместные комитеты (комиссии)
по охране труда из числа уполномоченных (доверенных) лиц Профсоюза,
представителей Работодателя и обеспечить их эффективную работу.
10.17. Ведение строительно - монтажных работ на вновь строящихся объектах
без актов приемки стройплощадки, согласованных с соответствующими органами
Профсоюза, запрещается.
10.18. В состав
комиссий по расследованию несчастных случаев и аварий на производстве в
обязательном порядке включаются представители Профсоюза.
10.19. В состав
комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного и социально -
бытового назначения, а также по промышленным испытаниям машин, механизмов и
другой горной техники включаются представители Профсоюза.
XI.
Средства индивидуальной защиты, инструмент
11.1. Работодатель
(администрация Предприятия) обязан за счет средств Предприятия
обеспечить работников бесплатно спецодеждой, спецобувью и другими средствами
индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми отраслевыми
нормами. Своевременно производить бесплатно стирку, чистку и ремонт спецодежды,
спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
Необходимый
перечень спецодежды, спецобуви, в том числе теплой, других средств
индивидуальной защиты, а также срок их носки и условия выдачи определяется в
каждом конкретном случае в зависимости от условий труда и профессиональной
принадлежности работника и оговаривается в коллективном договоре.
В случае несвоевременного
обеспечения работников спецодеждой нормативный срок носки вновь выданной
спецодежды исчисляется с полагающегося срока получения.
11.2. Полотенце и
туалетное мыло выдаются бесплатно. Нормы их выдачи оговариваются в коллективном
договоре.
11.3. Рабочий
инструмент и приспособления, приборы, средства индивидуальной защиты,
необходимые в процессе труда, выдаются работнику бесплатно.
Работник несет
ответственность за сохранность и исправность выдаваемого ему рабочего
инструмента, приспособлений, приборов и средств индивидуальной защиты в
соответствии с действующим законодательством.
Инструмент,
приспособления, приборы и средства индивидуальной защиты должны ремонтироваться
бесплатно.
11.4. При
невозможности обеспечения работника инструментом в полагающемся по технологии
комплекте, спецодеждой и спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты
в установленные нормативные сроки работнику предоставляется право приобретения
вышеуказанного за свой счет. Работодатель (администрация Предприятия) обязан
компенсировать работнику произведенные затраты в 2-недельный срок.
XII.
Страхование
12.1. Осуществить в
1995 году работу по страхованию всех работников Предприятий от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии со
ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечить капитализацию
средств в отраслевой страховой компании для осуществления пожизненной выплаты
возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным
заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими
трудовых обязанностей на ликвидируемых Предприятиях, в первоочередном порядке.
Стороны считают
целесообразным введение на Предприятиях системы страхования от безработицы в
связи с их возможным закрытием.
Работодатель
(администрация Предприятия) обеспечивает указанные виды страхования.
Соответствующие
органы Профсоюза совместно с Работодателем (администрацией Предприятия)
определяют страховые компании по данным видам страхования.
12.2. Профсоюзу
совместно с Государственным предприятием "Росуголь" и НПГР (по
согласованию) продолжить создание системы независимого социального мониторинга.
Государственному
предприятию "Росуголь", начиная с 1995 года, обеспечить
финансирование программы социального мониторинга в угольной промышленности.
12.3. Управление
социальным страхованием на Предприятиях и в организациях, на которые
распространяется действие настоящего Соглашения, осуществляется Фондом
социального страхования Российской Федерации через Центральное отраслевое
отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
работников угольной промышленности и его филиалы согласно
"Положению Центрального отраслевого отделения Фонда социального
страхования Российской Федерации работников угольной промышленности".
12.4. Работодатель
(администрация Предприятия) обязан зарегистрироваться и в установленные сроки
перечислять взносы на государственное социальное страхование в Центральное
отраслевое отделение Фонда социального страхования Российской
Федерации работников угольной промышленности или его филиалы в размере,
установленном законодательством Российской Федерации.
12.5. Работодатель (администрация Предприятия) обязан резервировать и
расходовать не менее 19% начисленных взносов на государственное социальное
страхование, остающихся в распоряжении Предприятия, только на санаторно -
курортное обслуживание трудящихся и их детей (на оплату путевок на санаторно -
курортное лечение и отдых, диетпитание, санатории - профилактории, санаторные и
оздоровительные лагеря, детские спортивные школы) по согласованию с
соответствующим органом Профсоюза.
12.6. На
Предприятиях может быть организовано дополнительное добровольное страхование.
XIII.
Жилье. Топливо для жилья
13.1. При выделении
государственных централизованных капитальных вложений на строительство новых
Предприятий Стороны считают необходимым предусмотреть средства, обеспечивающие
ввод таких мощностей в комплексе с соответствующим развитием социальной
инфраструктуры.
13.2. Продолжить целевое выделение ассигнований на строительство жилья
для сноса ветхого жилого фонда и улучшения жилищных условий очередников с целью
обеспечения благоустроенным жильем работников угольной отрасли в течение 5-ти
лет, начиная с 1992 года, а также объектов соцкультбытового назначения с учетом
реального роста цен на строительную продукцию и в объемах, принятых к
выполнению собственными и привлеченными строительными организациями.
Ввод жилого фонда
производить равными долями в течение предусмотренного срока.
В случае
невозможности предоставления благоустроенного жилья ежегодно (под снос ветхого
жилья) Предприятие обязано выделять денежные средства на приобретение или
строительство жилья. Выделение средств на указанные цели производится по
ежегодно составляемым планам и фиксируется в коллективных договорах
(соглашениях).
13.3. Квартирная
плата за ветхое жилье производится за счет средств Предприятий.
13.4. Выделять
ежегодно средства на строительство жилья для переселения шахтеров - ветеранов
из районов Крайнего Севера в соответствии с Программой, утвержденной
Государственным предприятием "Росуголь".
Постановка
на учет и предоставление жилой площади ветеранам угольной промышленности,
нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера, осуществляется в
соответствии с Положением об учете и предоставлении жилой площади ветеранам
угольной отрасли для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей в другие районы России, утвержденным Генеральным директором
Государственного предприятия "Росуголь" 5 марта 1994 года по
согласованию с Российским комитетом
независимого профсоюза работников угольной промышленности.
13.5. Работники
угольной отрасли пользуются правом на получение угля бесплатно или по льготным
ценам на бытовые нужды согласно Инструкции "О порядке обеспечения
трудящихся производственных единиц, предприятий и организаций Министерства
угольной промышленности СССР топливом на бытовые нужды" от 12.05.76 N
29-3-2/63.
Кроме этого,
бесплатным обеспечением углем на бытовые нужды пользуются проживающие в
шахтерских городах и поселках:
а) пенсионеры
отрасли;
б) инвалиды труда;
в) инвалиды по
общему заболеванию, если они пользовались этим правом до получения
инвалидности;
г) семьи умерших
рабочих и служащих угольной промышленности, если жена, родители, дети и другие
нетрудоспособные иждивенцы получают пенсию по случаю потери кормильца;
д) вдовы работников
и пенсионеров отрасли, пользовавшихся правом на бесплатное обеспечение углем.
13.6. Бесплатным обеспечением углем на бытовые нужды пользуются работники
шахт, разрезов и обогатительных фабрик, проработавшие на Предприятиях 10 и
более лет, пользовавшиеся правом на бесплатное или по льготным ценам
обеспечение углем и уволенные, начиная с 1 января 1991 года, в связи с
сокращением штатов или ликвидацией Предприятия вне зависимости от места
последующей работы в отрасли, места проживания (при условии пользования печным
отоплением), а также независимо от того, оформили они на этом Предприятии
пенсию или нет. В случае невозможности выделения топлива в его товарном виде
лицам, выехавшим из угольного региона и нуждающимся на новом месте жительства в
топливе, Работодатель (администрация Предприятия) по прежнему месту работы
должен компенсировать стоимость угля по норме, установленной коллективным
договором Предприятия, расположенного в ближайшем угольном бассейне, и ценам
местных топливоснабжающих организаций. Данное положение распространить на
пенсионеров, поменявших место жительства в связи с ликвидацией шахтопоселков и
нуждающихся на новом месте жительства в обеспечении углем на бытовые нужды.
Обязанность за обеспечение топливом на бытовые нужды лиц, означенных в
настоящем пункте, возложить на правопреемника или объединение (акционерное
общество).
13.7. Стоимость
отпускаемого угля бесплатно или по льготным ценам работникам и пенсионерам в
пределах норм на бытовые нужды на Предприятиях угольной промышленности и
шахтного строительства подоходным налогом с физических лиц не облагается, так
как приравнивается к компенсационным выплатам.
13.8. Правом
получения топлива по льготным ценам пользуются работники всех Предприятий.
Обеспечение углем на бытовые нужды производится по нормам, установленным
коллективным договором.
При этом
соотношение устанавливаемой льготной цены на уголь к свободной (рыночной) цене
должно быть равно соотношению между льготной и расчетной ценами, действовавшими
в 1967 году, но не выше цен, применяемых топливоснабжающими организациями
системы Ростоппрома.
13.9. Работникам и пенсионерам (не работающим и работающим на
Предприятиях) отрасли, инвалидам труда, инвалидам по общему заболеванию, семьям
погибших на производстве, проживающим в благоустроенных квартирах в шахтерских
городах и поселках и пользующимся правом на бесплатное обеспечение углем, при
расчете за коммунальные услуги компенсируется стоимость центрального отопления,
газа в пределах стоимости топлива по норме, установленной коллективным
договоров Предприятия независимо от ведомственной принадлежности жилого
фонда.
13.10. Инвалидам
труда, инвалидам Великой Отечественной войны, лицам, награжденным знаком
"Шахтерская слава" трех степеней, имеющим звание "Почетный
шахтер", имеющим звание "Почетный работник угольной
промышленности" и семьям работников, погибших на производстве, проживающим
в шахтерских городах и поселках, подвоз топлива к месту жительства производится
бесплатно.
XIV.
Гарантии прав членов профсоюза
14.1. Члены
Профсоюза пользуются со стороны профсоюзной организации правом на защиту своих
интересов по вопросам:
- оплаты труда, ее
гарантий и компенсаций;
- приема на работу,
увольнения и занятости;
- профессиональной
подготовки, повышения квалификации и переподготовки;
- режима рабочего
времени и времени отдыха;
- безопасности
труда и охраны здоровья;
- социально -
бытовым и другим вопросам применительно к различным профессиям.
14.2. Член
Профсоюза в соответствующих органах Профсоюза бесплатно или на льготных
условиях может:
- получить
консультацию и юридическую помощь по всем интересующим вопросам, адвокатскую
помощь в случаях рассмотрения трудовых споров в суде;
- приобрести
путевки на лечение и отдых, долечивание в связи с различными заболеваниями;
- пользоваться
имуществом профсоюзных организаций, спорт- и
культинвентарем, услугами профсоюзных библиотек, клубов, домов и дворцов
культуры, спортсооружениями, другими льготами и услугами.
XV.
Гарантии прав профсоюзных органов
15.1. Права
соответствующего органа Профсоюза Предприятия и гарантии его деятельности
определяются законодательством Российской Федерации, Законом СССР "О
профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности", законами республик
в составе Российской Федерации, Уставом Российского независимого профсоюза
работников угольной промышленности, коллективными договорами и соглашениями.
15.2. Российскому
независимому профсоюзу работников угольной промышленности на период действия настоящего
Соглашения для обеспечения собственных нужд в валютных средствах (взносы в
различные международные организации, учеба профсоюзных работников и другие
нужды) Государственное предприятие "Росуголь" ежегодно выделяет для
реализации на экспорт 100 тысяч тонн угля.
15.3. Обязанности
Работодателя (администрации Предприятия):
15.3.1.
Работодатель (администрация Предприятия) обязан соблюдать права Профсоюза,
всемерно способствовать его деятельности.
15.3.2. Предприятия
обязаны предоставлять органам Профсоюза бесплатно необходимые помещения со всем
оборудованием, отоплением, освещением, уборкой и охраной для работы самого
органа Профсоюза и для проведения собраний работников.
Работодатель
(администрация Предприятия), независимо от организационно - правовых форм и
видов собственности, предоставляет органу Профсоюза Предприятия бесплатно
транспортные средства, средства связи и оргтехнику.
15.3.3.
Работодатель, государственные и хозяйственные органы, должностные лица не
вправе препятствовать представителям профсоюзных организаций
посещать Предприятия, на которых работают их члены, для реализации
уставных задач и предоставленных законодательством прав.
15.3.4.
Работодатель (администрация Предприятия) обеспечивает взимание членских
профсоюзных взносов через бухгалтерию Предприятия в безналичном порядке.
Взимание членских профсоюзных взносов через бухгалтерию со вновь принятых на
работу членов Профсоюза производится на основании их личных письменных
заявлений. Данное положение должно быть оговорено в коллективном договоре.
Перечисление
удержанных профсоюзных взносов производится в полном объеме на счет органа
Профсоюза не позднее 3-х дней после выдачи заработной платы на Предприятии.
15.3.5. Должностные
лица, виновные в нарушении прав Профсоюза или препятствующие его законной
деятельности, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
15.4. Гарантии для
избранных в органы Профсоюза трудящихся, не освобожденных от производственной
деятельности (работы):
15.4.1. Работники, избранные в состав органов Профсоюза и не освобожденные
от производственной деятельности (работы), не могут быть переведены на другую
работу, подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия
органа Профсоюза, членами которого они являются, руководители органов Профсоюза
в подразделениях Предприятия - без предварительного согласия соответствующего
органа Профсоюза на Предприятии, а руководители органов Профсоюза на
Предприятии, члены профсоюзных комитетов - органа соответствующего профсоюзного
объединения.
15.4.2. Увольнение
по инициативе Работодателя (администрации Предприятия), сокращение лиц,
избранных в состав органов Профсоюза и не освобожденных от работы, допускается
помимо соблюдения общего порядка увольнения лишь с предварительного согласия
органа Профсоюза, членами которого они являются, а председателей и членов
органов Профсоюза на Предприятии - с согласия соответствующего объединения
профсоюзов.
15.4.3. Членам
выборных органов Профсоюза, не освобожденным от производственной работы,
предоставляется на условиях, предусмотренных действующим законодательством,
коллективным договором и Соглашением, свободное от работы время с сохранением
среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах
коллектива, а также на время их краткосрочной профсоюзной учебы. Данное
положение оговаривается коллективным договором.
15.5. Гарантии для
избранных в органы Профсоюза трудящихся, освобожденных от производственной
деятельности (работы):
15.5.1. Работникам,
освобожденным от работы вследствие избрания на выборные должности в органы
Профсоюза, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя
работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность)
на том же или, с согласия работника, на другом Предприятии.
15.5.2. Данное
Соглашение в полной мере распространяется на освобожденных выборных и наемных
работников организаций Профсоюза.
15.5.3. Сохранить
за освобожденными выборными и наемными работниками органа Профсоюза все
социальные гарантии и льготы, действующие на Предприятии, премиальные системы
(премии, приработок, вознаграждение по итогам года и др.) наравне с главными
специалистами.
Данное положение
должно быть определено в коллективном договоре, соглашении.
15.6. Увольнение по
инициативе администрации лиц, избиравшихся в состав органов Профсоюза с
освобождением или неосвобождением от производственной деятельности (работы), не
допускается в течение двух лет после окончания выборных полномочий, кроме
случаев полной ликвидации Предприятия или совершения работником виновных
действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения. В
этих случаях увольнение производится в порядке, установленном частью второй ст.
235 КЗоТ Российской Федерации.
Председатель
Российского
независимого
профсоюза
работников
угольной
промышленности
В.И.БУДЬКО
11 января 1995 года
Министр
топлива и
энергетики
Российской
Федерации
Ю.К.ШАФРАНИК
Министр труда
Российской
Федерации
Г.Г.МЕЛИКЬЯН
13 января 1995 года