ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ
РОССИИ
ПРИКАЗ
от 30 января 1995 г. N 14п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В соответствии с
планом разработок нормативных документов в области охраны труда и техники
безопасности, для организации безопасного полевого топографо-геодезического
производства, опытно-методической лабораторией МАГП подготовлена
"Инструкция по охране труда при производстве топографо-геодезических работ
для нужд земельной реформы и составлению кадастра".
Приказываю:
1. Утвердить
"Инструкцию по охране труда при производстве топографо-геодезических работ
для нужд земельной реформы и составлению кадастра".
2. Ввести в
действие в предприятиях и организациях Роскартографии указанную Инструкцию с 1
апреля 1995 года.
3. Московскому АГП размножить и разослать по предприятиям и
организациям Роскартографии наложенным платежом указанную Инструкцию в
соответствии с прилагаемой разнарядкой (не приводится).
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
начальника УТГР С.А. Лазарева.
Руководитель
Федеральной службы
геодезии
и картографии
России
Н.Д.ЖДАНОВ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ
РАБОТ ДЛЯ НУЖД ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ И СОСТАВЛЕНИЮ
КАДАСТРА
В настоящей
Инструкции изложены общие требования по технике безопасности при производстве
топографо-геодезических работ в населенных пунктах и территориях промышленных
объектов, требования безопасности при эксплуатации спутниковых
приемоиндикаторов и автомобильного транспорта в полевых условиях, основные
условия работы на персональном компьютере, а также правила оказания первой
(доврачебной) помощи пострадавшим.
Утверждена Приказом Федеральной службы геодезии и картографии России N 14п от 30
января 1995 г.
Введена в действие с 1 апреля 1995 г.
1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Топографо-геодезические
работы для нужд земельной реформы и составлению земельного кадастра относятся к
работам повышенной опасности, т.к. выполняются в населенных пунктах, на
территориях промышленных объектов, в зонах действующих линий передач и
газопроводов, с развитой сетью подземных коммуникаций, вдоль автомобильных и
железных дорог. К работам с опасными условиями труда допускаются лица не моложе
18 лет, прошедшие инструктаж и обучение по технике
безопасности и имеющие медицинское заключение о состоянии здоровья. К
руководству указанными работами привлекаются только инженерно-технические
работники, прошедшие обучение безопасным методам работ, успешно защитившие
рабочий проект безопасного ведения работ на объекте и сдавшие экзамены на
знание правил техники безопасности при производстве топографо-геодезических
работ. Руководитель бригады обязан до начала работ провести инструктаж с
рабочими своей бригады, а затем непосредственно на рабочем месте обучить
практическим приемам безопасного ведения работ. Кроме того, все работники
должны знать правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров при
пользовании транспортом. Проверка знаний техники безопасности у специалистов
бригады проводится ежегодно перед началом полевых работ. Повторные инструктажи
на рабочем месте должны проводиться через 3 месяца, а текущие инструктажи
проводятся при выполнении работ повышенной опасности, на которые оформляется
наряд-допуск.
Все члены бригады
должны быть обеспечены спецодеждой, обувью, сигнальными жилетами стандартного
цвета, другими средствами индивидуальной защиты согласно табельной
положенности.
Опасными и вредными
производственными факторами при выполнении топографо-геодезических работ для
нужд земельной реформы являются:
- интенсивное
движение автомобильного и железнодорожного транспорта;
- работа на
открытом воздухе в холодное время года;
- возможное
поражение электрическим током при земляных работах в районе прохождения
электрокоммуникаций;
- возможная
загазованность в районе прокладки газовых трубопроводов и газохранилищ;
- падение с высоты
или в котлован при работе на строительных площадках.
2. ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ
ПО ЗАКЛАДКЕ ЦЕНТРОВ
И РЕПЕРОВ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ
И НА ТЕРРИТОРИЯХ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
2.1. До начала производств земляных работ и закладки центров и реперов в
населенных пунктах необходимо заблаговременно поставить в известность местные
органы власти, отдел архитектуры, Госавтоинспекцию, органы коммунального
хозяйства и соответствующие учреждения промышленных объектов, установить с ними
схемы движения транспорта, размещения и глубины залегания сетей инженерных
коммуникаций (кабелей электросети, телефонов, радио, трубопроводов, газа,
канализации, воды, воздушной высоковольтной сети и границы полосы отчуждения
и др.), согласовать свои рабочие схемы с указанными организациями и получить
разрешение на право производства земляных работ на участке.
2.2. Работы на
территории заводов, баз, складов, железнодорожных станций и других территориях
специального назначения необходимо проводить после получения разрешения и
указаний руководства данных организаций на проведение работ по закладке и их
безопасному производству, а также прохождения всеми работниками инструктажа по
технике безопасности в соответствующих службах этих организаций.
2.3. Руководитель
бригады ежедневно сообщает всем членам бригады план и участок работы и дает
указание по обеспечению безопасности работ на особо опасных участках,
устанавливает регламент работы: часы начала работ, перерыва на обед и окончания
рабочего дня. При доставке работников на участок работ в кузове грузового
автомобиля назначает старшего (ответственного) по кузову.
2.4. Закладка
центров полигонометрии и реперов в грунт должна выполняться после тщательной
рекогносцировки, предусматривающей расположение мест закладки в наиболее
безопасных местах, обеспечивающих сохранность и долговечность геодезических
знаков, и безопасность производства работ как при их
закладке, так и в последующем при проведении других топографо-геодезических
работ с этих пунктов.
2.5. Наружное
оформление знаков не должно мешать свободному передвижению пешеходов и
транспорта.
2.6. В случае
необходимости производства работ по закладке центров и реперов на проезжей
части улиц место работы должно быть огорожено и обеспечено знаками
автоинспекции "Прочие опасности" с обязательным согласованием мест
закладки и времени производства работ с ГАИ.
2.7. Земляные
работы при закладке центров и реперов в населенных пунктах со сложной сетью
подземных коммуникаций должны обязательно производиться в присутствии
представителя той организации, чьи сети находятся на данном участке работ.
2.8. Рытье
котлованов и другие земляные работы при закладке центров и реперов в местах
подземных коммуникаций должны выполняться вручную специальными землеройными
лопатами. Применение в этих случаях ломов, кирок и других ударных инструментов
запрещается.
2.9. При
обнаружении подземных коммуникаций, которые не указаны на схеме и сведения о которых отсутствовали, работу следует прекратить
и вызвать к месту работы представителя данной службы. При необходимости место
закладки следует изменить.
2.10. В случае если
при производстве закладки обнаружится присутствие вредных газов или
взрывоопасных веществ, работу следует немедленно прекратить, рабочих удалить из
опасной зоны и немедленно известить руководство экспедиции и городские
организации. Место закладки знака изменить.
2.11. Во избежание
взрыва курить, пользоваться открытым огнем в котлованах, вблизи которых
проходит газопровод или возможно скопление газа, запрещается.
2.12. При рытье
котлованов запрещается вести работу подкопом.
2.13. Рытье
котлованов без крепления стенок в зимнее время допускается на глубину
промерзания грунта. В летнее время: для песчаных грунтов - на глубину до 1,0 м;
для грунтов средней плотности (супеси, суглинки) - на глубину до 1,25 м; для
плотных грунтов (глина, лесс, морена и пр.) - на глубину до 2 м.
2.14. В остальных
случаях котлованы должны укрепляться досками, заложенными между стеной и
вертикальными стойками. В свою очередь стойки необходимо укрепить
горизонтальными распорками. При глубине котлована до 2-х метров доски берут толщиной
не менее 25 мм и закладывают их с промежутками до 10 см, а при глубине
котлована от 2-х до 3,5 м доски должны иметь толщину не менее 32 мм и
укладываться без промежутков. Горизонтальные распорки делают между
противоположными стойками через 1,2 м по высоте. Вдоль каждой из четырех стенок
котлована, имеющих протяжение не более 2-х м, ставятся две стойки.
2.15. Устанавливать
крепления необходимо в направлении сверху вниз по мере разработки выемки,
начиная с глубины 0,5 м. При установке креплений верхняя часть их должна
выступать над бровкой выемки не менее чем на 15 см. Разборка горизонтальных
креплений производится снизу вверх по мере засыпки котлована грунтом.
2.16. Спуск рабочих
в котлованы глубиной более 1,3 м и подъем наверх разрешается только по лестнице-стремянке.
Перед спуском в котлованы должна быть проверена устойчивость откосов или
крепления стенок.
2.17. При
централизованном изготовлении монолитов перевозку их производят на автомашинах
к месту закладки. При погрузке и выгрузке монолитов подъем
и спуск следует производить при опущенном борте при помощи прочных веревок по
наклонным доскам, закрепленным крюками за борт. При разгрузке на мягкий грунт
монолиты можно сбрасывать.
2.18. Бетонные
монолиты опускаются в котлованы с помощью веревок.
2.19. При спуске
монолита в котлован нахождение в нем людей запрещается. Нельзя также стоять
возле краев котлована во избежание их осыпания и падения в котлован.
2.20. При установке
нескольких монолитов каждый последующий опускается только после засыпки предыдущего
до верхнего уровня.
2.21. Все веревки,
блоки и другие приспособления должны пройти испытание на прочность перед
началом выполняемых работ.
2.22. При вырубке
углублений в стенах зданий для закладки стенных марок и реперов рабочие должны
выполнять эту работу в защитных очках и брезентовых рукавицах.
2.23. При
обнаружении обрывов линий электропередач, силовых электрокабелей и других
неисправностей в электросети необходимо сообщить руководству электросети и
обеспечить охрану аварийного участка.
2.24. Если работы
по рытью котлована не закончены, то следует выставить ограждение и знаки
предупреждения.
3. ТЕХНИКА
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЪЕМОЧНЫХ
РАБОТ В НАСЕЛЕННЫХ
ПУНКТАХ
3.1. Съемочные
работы на территории заводов, баз, складов, железнодорожных станций и других
территорий специального назначения необходимо проводить после получения
разрешения руководства данных организаций и прохождения всеми работниками
инструктажа по технике безопасности в соответствующих службах и указаний по
безопасному производству работ.
3.2. Проведение
работ на улицах и площадях населенного пункта с интенсивным движением
автотранспорта необходимо согласовывать с отделом ГАИ.
3.3. Переход с
инструментом или рейкой с одного места работы на другое необходимо производить
по тротуарам, рейку при этом следует держать вертикально.
3.4. При отсутствии
тротуара переход осуществляется по проезжей части улицы навстречу движению
транспорта.
3.5. Пересекать
улицу необходимо в прямом направлении, где короче путь по проезжей части. Вне
населенного пункта дорогу следует переходить только на участках, где она хорошо
просматривается в обе стороны.
3.6. Следует
соблюдать осторожность при обходе транспортных средств и других препятствий,
ограничивающих обзор проезжей части. Автобусы и троллейбусы необходимо обходить
сзади. Эти требования необходимо соблюдать при обходе ограждений, установленных
на проезжей части на время ремонтных работ, и при выходе из-за автомобилей,
стоящих около тротуара или на обочине.
3.7. Стоящий
трамвай необходимо обходить спереди.
3.8. При работе с
геодезическими инструментами на уличном проезде место работы должно быть
ограждено и выставлены знаки предупреждения.
3.9. При работе
вблизи действующих трамвайных и троллейбусных линий не приближаться на
расстояние ближе 2 м к находящимся под напряжением проводам и частям контактной
сети.
3.10. Не
прикасаться к металлическим и железобетонным опорам действующих линий
электропередач и подходить к ним на расстояние ближе 10 метров.
3.11. Не
прикасаться к оборванным проводам независимо от их назначения (электро-,
радио-, телефонной сети), а также к посторонним предметам, находящимся с ними в
контакте.
3.12. При
выполнении работ на улицах и дорогах с интенсивным движением транспорта
необходимо сокращать время пребывания работающих и инструмента на проезжей
части. Состав бригады при проложении съемочных ходов и нивелирования должен
быть увеличен на двух рабочих-сигнальщиков. Рабочие-сигнальщики к
непосредственному участию в топографо-геодезических работах не привлекаются.
3.13. Трассы ходов
полигонометрии и нивелирования должны проходить по наиболее безопасным
городским улицам.
3.14. При работе на
пунктах, расположенных на крышах зданий, место на земле, опасное в отношении
падения предметов снаряжения и оборудования, должно быть огорожено веревочными
перилами и находиться под наблюдением рабочего-сигнальщика.
3.15. Пункты
городской триангуляции, расположенные на крышах зданий, должны иметь безопасный
подход к ним и перила, обеспечивающие полную безопасность наблюдения.
3.16. При
приближении грозы, сильном ветре и дожде все работы на крышах зданий должны
быть прекращены и рабочие отведены в безопасное место.
3.17. При
обследовании и съемке подземных коммуникаций необходимо в соответствующих
организациях установить типы подземных коммуникаций и их загазованность
взрывоопасными газами.
3.18. Открывание и
закрывание крышек люков производится специальными крючками длиной не менее 500
мм, изготовленными из стальной проволоки диаметром не менее 10 мм.
3.19. Замер глубины
колодцев производится деревянной рейкой или метровой рулеткой.
3.20. Не
разрешается курить вблизи открытых колодцев и опускаться в них без
соответствующей проверки на загазованность.
3.21. Спуск в
колодцы производить с применением страховочной веревки. Страховочная веревка
всегда должна быть в натянутом положении, которое регулируется дежурным у люка.
3.22. Все работы по
съемке подземных коммуникаций необходимо выполнять по инструкциям
соответствующих организаций.
3.23.
Топографические работы на железнодорожных станциях и путях выполнять в
соответствии с инструкциями МПС.
3.24. При
выполнении работ в населенных пунктах все работники должны быть одеты в
сигнальные жилеты ярко-оранжевого цвета.
4. ТЕХНИКА
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
СПУТНИКОВЫХ
ПРИЕМОИНДИКАТОРОВ
4.1. При работе со
спутниковыми приемоиндикаторами опасными и вредными факторами являются:
- наличие высокого
электрического напряжения;
- контакт с вредными химическими веществами (кислоты, щелочи);
- выполнение работ
на высоте;
- вращающиеся части
электроагрегатов;
- наличие
электромагнитных полей (при обработке материалов на персональном компьютере).
Сама спутниковая
аппаратура работает в режиме приема радиосигналов и вредных излучений для
организма человека не образует. При камеральной обработке материалов на
персональном компьютере следует руководствоваться положениями раздела
"Техника безопасности при обработке материалов на персональном
компьютере" настоящей Инструкции.
4.2. К работе со спутниковыми приемоиндикаторами должны допускаться лица,
сдавшие проверочные испытания на знание правил техники безопасности и
технологии работ на данной аппаратуре.
4.3. При работе со
спутниковыми приемниками следует руководствоваться прилагаемыми к приборам
инструкциям по техническому обслуживанию и технике безопасности.
4.4. Аппаратура
должна транспортироваться в упаковочных ящиках. В кузове автомашины ящики
необходимо надежно закреплять вдоль бортов и не загораживать проход.
4.5. Перевозить
аккумуляторные батареи следует в деревянных ящиках, пробки банок должны быть
плотно завинчены.
4.6. Хранение в
жилых палатках (помещениях) аккумуляторных батарей, бензиновых
электроагрегатов, пустых и наполненных ГСМ баков и емкостей запрещается.
4.7. При
необходимости подъема антенны на знак следует пользоваться блоками или фалом.
Запрещается подниматься на знаки с грузом на лямках за плечами более чем 6 кг.
4.8. Разбивать
лагерь и устанавливать палатки следует на расстоянии не менее
полуторной высоты установки антенны на знак.
4.9. Лица,
выполняющие работу на высоте (более 1,5 м от поверхности грунта или рабочего
настила) по подъему антенны на знак, должны проходить 1 раз в два года
медицинские комиссии согласно Приказу Минздрава СССР N 555 от 29.09.89.
4.10. При работе с
аккумуляторами, серной кислотой и едкой щелочью необходимо пользоваться
защитными средствами: халатом, прорезиненным фартуком, резиновыми перчатками и
сапогами, предохранительными очками.
4.11. Все работы с
аккумуляторами следует производить в хорошо проветриваемом помещении при
непрерывно действующей вентиляции.
4.12. При
пользовании аккумуляторами в полевых условиях в палатке устанавливать их
следует на сухой материал, а не на землю. Над аккумуляторными батареями
необходимо устанавливать зонт для защиты от солнца и дождя.
4.13.
Транспортировку аккумуляторных батарей осуществляют в специальных ящиках,
предохраняющих их от возможных механических повреждений.
4.14. В помещении,
где находятся аккумуляторные батареи, пользоваться открытым огнем, электро- и
газовыми плитками запрещается.
4.15. При отравлениях свинцом (рвота, колики, бесчувственное состояние)
следует принять слабительное, молоко, белки, серно-кислую магнезию, необходимо
промыть желудок.
При отравлениях
серной кислотой (резкие боли в животе, мучительная тошнота и рвота с кровью)
применимы в качестве противоядия мыльная вода, куски льда, раствор соды.
Промывать желудок нельзя.
При отравлении
едкой щелочью (рвота, боли в сердце, колики, понос) дается внутрь уксусная
вода, лимонный сок, молоко.
Во всех случаях
отравления необходимо вызвать врача или доставить пострадавшего в лечебный
пункт.
4.16. При ожогах
серной кислотой или едкой щелочью необходимо немедленно обильно омыть
обожженное место струей быстротекущей воды или опустить обожженную конечность в
ведро с чистой водой. После обмывания водой на обожженную кожу следует наложить
примочку: при ожогах кислотой - из содового раствора, а при ожогах щелочью - из
слабого раствора уксуса или раствора борной кислоты.
4.17. К работе по обслуживанию
бензиновых электроагрегатов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие
предварительный медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
Машинист электроагрегата должен иметь квалификационную группу по
электробезопасности не ниже II.
4.18. При
эксплуатации электроагрегата необходимо соблюдать правила пожарной
безопасности. При заправке топливом и маслом не допускать их разливания.
Следить за тем, чтобы не было течи топлива в системах.
4.19. Заправлять
электроагрегат топливом при работающем двигателе запрещается.
4.20. Место
установки электроагрегата должно быть оборудовано средствами пожаротушения.
4.21. Для
обеспечения безопасной работы корпус электроагрегата должен иметь заземление.
4.22. Во время
работы электроагрегата необходимо следить за показаниями омметра. Выход стрелки
прибора за красную часть шкалы (меньше 0,02 МОм) указывает на аварийное
состояние изоляции.
4.23. Запрещается
производить ремонтные и регулировочные работы при работающем
электроагрегате.
5. ПРАВИЛА
ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОТРАНСПОРТА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Руководство
автотранспортом в экспедициях осуществляется заместителями начальников
экспедиции с помощью механиков или начальников гаражей. Передача
(распределение) автомобилей в распоряжение начальников партий и руководителей
бригад оформляется приказом по предприятию или экспедиции.
5.2. Передаваемые в
распоряжение партий и бригад автомобили должны пройти технический осмотр в
органах ГАИ.
5.3. Водители
автомашин, направляемые на полевые работы, должны изучить правила по технике
безопасности на топографо-геодезических работах, конкретные требования по
технике безопасности, изложенные в организационно-техническом предписании
руководителю работ, и сдать проверочные испытания. Итоги сдачи экзаменов
заносятся в протокол.
5.4. Перевозка
людей в кузове грузового автомобиля разрешается водителям, имеющим стаж
непрерывной работы в качестве водителя не менее трех последних лет и
разрешающую категорию.
5.5. Кузов
автомобиля должен быть оборудован:
- сиденьями,
укрепленными на расстоянии не менее 15 см до верхнего края борта, а сиденья,
расположенные вдоль заднего или бокового борта, - прочными спинками;
- лесенкой на
заднем борту для посадки и высадки людей;
- освещением в
кузове и сигнализацией к водителю для немедленной остановки.
5.6. Автомобиль с
кузовом типа фургон в дополнение к п. 5.5 должен быть оборудован открывающимися
наружу дверями, расположенными сзади кузова и снабженными исправными замками от
самопроизвольного открывания их при движении автомобиля и фиксаторами открытых
дверей. Салон фургона должен иметь вентиляционные отверстия.
5.7. Автомобиль
должен бить оборудован зеркалами заднего вида, средствами пожаротушения,
аптечкой с лекарствами, необходимым инструментом, запасным колесом, лопатой,
ломиком, буксирным тросом, двумя упорами под колеса, знаком аварийной остановки
и противоугонным устройством.
5.8. Число
перевозимых людей не должно превышать количества оборудованных для сидения
мест.
5.9. При перевозке
людей должен быть назначен старший, ответственный наравне с водителем за
безопасность перевозки. Старший обязан твердо знать
инструкцию по безопасной перевозке людей. Фамилия старшего по кузову
записывается в путевой лист.
5.10. При
нахождении в кузове автомобиля людей скорость движения не должна превышать 60
км/час по шоссе, 30 км/час - по проселочным дорогам и 10 км/час - при движении
по бездорожью.
5.11. Запрещается
перевозить работников в кузове грузового автомобиля с базы экспедиции (партии)
и обратно на удаленные участки работ. В этих случаях
автомобиль бригады направляется на участок в сопровождении старшего, а члены
бригады добираются до участка работ общественным транспортом.
5.12. При перевозке
лагерного оборудования и инструментов груз должен быть равномерно размещен в
кузове и не загромождать проход и места сидения членов бригады.
5.13. При перевозке
сигналов, крупных металлических и тяжелых бетонных изделий запрещается
одновременная перевозка с ними в кузове людей.
5.14. При аренде
помещения под полевую базу бригады (партии) или выборе места под палаточный
лагерь необходимо одновременно организовать место стоянки автомобиля и его
охрану.
5.15. В населенных
пунктах, где есть возможность, автомобили на ночлег необходимо ставить на
охраняемые автостоянки.
5.16. Временные стоянки в полевых условиях должны устраиваться на
очищенных от сухой травы и валежника площадках, не ближе 100 метров от места
лесных складов, стогов соломы и сена, токов и других пожароопасных сооружений.
5.17. Площадка для
ГСМ должна окапываться полосой шириной 1 м и иметь пожарный щит со средствами
пожаротушения.
5.18. В полевых
условиях после окончания рабочего дня водитель сдает на хранение руководителю
бригады ключи от двигателя, кабины и технический талон автомобиля. Автомобиль
на ночлег должен запираться противоугонным устройством.
5.19. Руководитель
бригады ежедневно выдает водителю путевой лист с указанием маршрута движения и
проводит с ним инструктаж по технике безопасности. За получение путевых листов
водитель расписывается в ведомости.
5.20. Запрещается
выдавать путевой лист водителю, не предъявившему удостоверение на право
управления транспортным средством соответствующей категории или находящемуся в
состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сильного переутомления,
болезни.
6. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ
НА ПЕРСОНАЛЬНОМ
КОМПЬЮТЕРЕ
6.1. Условия труда
операторов ЭВМ, работающих с видеотерминалами (ВТ),
характеризуются возможностью воздействия на них следующих производственных
факторов:
1) шума;
2) тепловыделений;
3) статического
электричества;
4) ионизирующих и
неионизирующих излучений;
5) недостаточной
освещенности;
6) параметров
технологического оборудования и рабочего места.
6.2. Основными
источниками шума в помещениях, оборудованных видеотерминалами, являются пишущие
машинки, множительная техника и оборудование для кондиционирования воздуха, в
самих ВТ - вентиляторы систем охлаждения и
трансформаторы.
6.3. В соответствии
с ГОСТ 12.1.003-83 "Шум. Общие требования безопасности" уровень шума
на рабочих местах операторов ВТ не должен превышать 50
дБА. Нормируемые уровни шума обеспечиваются путем использования малошумного
оборудования, применения звукопоглощающих материалов.
6.4. Системы
вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха должны быть выполнены в
соответствии с главой СНиП II-33-75 "Отопление, вентиляция и
кондиционирование воздуха".
6.5. Оборудование
надо устанавливать так, чтобы тепловые потоки от него не были направлены на
оператора или его соседей. Следует также ограничивать количество ВТ в помещении и избегать напольных отопительных систем.
6.6. Для
предотвращения образования и защиты от статического электричества необходимо
использовать нейтрализаторы и увлажнители, а полы должны иметь антистатическое
покрытие.
6.7. Допустимые
уровни напряженности электростатических полей не должны превышать 20 кВ в
течение 1 часа (ГОСТ 12.1045-84).
6.8. Устройства
визуального отображения выделяют рентгеновское, радиочастотное и
ультрафиолетовое излучения. Интенсивность облучения ВТ
составляет 0,01 млбэр/ч и является значительно меньше предельно допустимой величины
для бытовой электронной аппаратуры (0,5 млбэр/ч на расстоянии 5 м).
6.9. В целях
предосторожности рекомендуется ограничивать продолжительность работы с экраном ВТ, не размещать их концентрированно в рабочей зоне и
выключать их, если на них не работают.
6.10. При
периодическом наблюдении за экраном рекомендуется располагать элементы
оборудования так, чтобы экран находился справа, клавиатура - напротив правого
плеча, а документы - в центре угла обзора.
При постоянной
работе экран должен быть расположен в центре поля обзора, документы - слева на
столе.
6.11. Плоскость
стола, а также сидение оператора должны регулироваться по высоте. Высоту
плоскости стола необходимо регулировать в диапазоне 65 - 85 см.
Высота сидения от
пола должна регулироваться в пределах 42 - 55 см. По желанию оператора
устанавливается подставка для ног размером 40 x 30 x 15 см.
6.12. Для работы с ВТ рекомендуются помещения с односторонним боковым
естественным освещением. Площадь световых проемов должна составлять 25% площади
пола.
6.13. Окна
рекомендуется снабжать светорассеивающими шторами, регулируемыми жалюзи или
солнцезащитной пленкой с металлизированным покрытием.
6.14. Искусственное
освещение в помещениях и на рабочих местах должно создавать хорошую видимость
информации на экране ВТ. Нормируемый уровень освещенности для работы с ВТ должен быть 400 лк.
6.15. Для защиты
операторов персональных ЭВМ от ионизирующих излучений и устранения световых
бликов экран ВТ должен быть снабжен защитным фильтром.
6.16. Время
непрерывной работы с ВТ должно ограничиваться до 4-х
часов при 8-часовом рабочем дне. Через каждый час интенсивной работы
рекомендуется устраивать 15-минутный перерыв.
Количество
обрабатываемых символов (знаков) на ВТ не должно
превышать 30 тыс. за 4 часа работы.
7. ОКАЗАНИЕ
ПЕРВОЙ (ДОВРАЧЕБНОЙ) ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ
ОТ ЭЛЕКТРОТРАВМ И
ДРУГИХ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
7.1. Первая помощь
при несчастных случаях от электрического тока состоит из двух этапов:
освобождение пострадавшего от действия тока и оказание ему медицинской помощи.
7.2. Поскольку
исход поражения током зависит от длительности прохождения его через человека,
очень важно быстро освободить пострадавшего от тока. Наиболее верный и простой
способ, который надо использовать в первую очередь, - это быстрое отключение
той части электроустановки, которой касается человек. Отключение
электроустановки производится с помощью рубильника, выключателя, а также путем
снятия или вывертывания пробок, разъема штепсельного соединения и т.п.
7.3. Если по
какой-либо причине невозможно прорвать цепь тока через пострадавшего указанными
способами, необходимо отделить пострадавшего от токоведущих частей.
Для освобождения
пострадавшего от токоведущих частей напряжением до 1000 В
следует пользоваться канатом, палкой, доской. Можно также оттянуть пострадавшего
за одежду (если она сухая и отстает от тела).
7.4. Первая
медицинская помощь пострадавшему от электрического тока оказывается немедленно
после освобождения его от действия тока. Необходимо обязательно вызвать врача
независимо от состояния пострадавшего.
7.5. Для
определения состояния пострадавшего необходимо уложить на спину и проверить
наличие дыхания и пульса.
Проверка дыхания
определяется на глаз по подъему и опусканию грудной клетки во время
самостоятельного вдоха и выдоха пострадавшего.
Наличие
пульса проверяют на руке, на лучевой артерии у основания большого пальца или на
сонной артерии, на шее с правой и левой сторон выступа щитовидного хряща.
Проверка состояния
пострадавшего должна производиться быстро - в течение 15 - 20 секунд.
7.6. Если
пострадавший без сознания, но с устойчивым дыханием и пульсом, его следует
удобно уложить на подстилку, обеспечить приток свежего воздуха и принять меры к
приведению его в сознание (давать нюхать нашатырный спирт, опрыскивать лицо
холодное водой и т.д.).
Если пострадавший
плохо дышит - редко, судорожно, а работа сердца не нарушена, необходимо делать
искусственное дыхание.
7.7. При отсутствии
признаков жизни (нет дыхания и пульса, зрачки расширены и не реагируют на свет)
надо считать пострадавшего в состоянии клинической смерти и немедленно
приступить к производству искусственного дыхания и массажу сердца.
7.8. Для проведения
искусственного дыхания необходимо уложить пострадавшего на спину, расстегнуть
стесняющую грудную клетку одежду и обеспечить свободную проходимость
дыхательных путей. Если в полости рта или глотке имеется содержимое, его нужно
удалить пальцем, салфеткой, платком. Для освобождения дыхательных путей голову
пострадавшего следует отвести в сторону. После этого голову возвращают в
первоначальное положение и запрокидывают назад, выдвигая при этом нижнюю
челюсть вперед. Проводящий реанимацию, сделав глубокий вдох и плотно прижав
свой рот ко рту пострадавшего, вдувает в его легкие выдыхаемый воздух. При этом
рукой, находящейся у лба пострадавшего, необходимо зажать нос. Число дыханий в
минуту должно быть не менее 16 - 20. Вдувание надо проводить быстро и резко,
чтобы продолжительность вдоха была в 2 раза меньше времени выдоха.
7.9. Если
невозможно открыть рот пострадавшего, то искусственное дыхание производится по
способу "изо рта в нос". Вдувание воздуха производят через нос, при
этом рот пострадавшего должен быть закрыт рукой, которой одновременно смещают
челюсть к верху для предупреждения западания языка.
При появлении у
пострадавшего первых слабых вдохов искусственный вдох приурочивается к началу
самостоятельного вдоха. Искусственное дыхание проводится до восстановления
собственного глубокого, ритмичного дыхания.
7.10. При
проведении наружного массажа сердца пострадавшего укладывают на спину на
твердое основание, обнажают грудь, расстегивают стесняющие дыхание предметы
одежды. Оказывающий помощь становится сбоку от пострадавшего и ладонными
поверхностями рук, наложенных одна на другую, надавливает на грудину с такой
силой, чтобы прогнуть ее по направлению к позвоночнику на 4 - 5 см. Частота
сжатий - 50 - 70 в минуту. Руки должны лежать на 2 пальца выше мягкого конца
грудины.
7.11. Если
реанимацию проводит один человек, то через каждые 15 сдавливаний грудины с
интервалом в 1 с он должен, прекратив массаж, произвести 2 сильных вдоха по
методу рот в рот, рот в нос. При участии в реанимации двух человек, следует
производить одно раздувание легких после каждых 5 сдавливаний грудины.
Эффективность массажа сердца оценивается по следующим признакам:
- появление пульса;
- сужение зрачков;
- исчезновение
синюшной краски и "мертвенной" бледности;
- восстановление
самостоятельного дыхания.
7.12. Искусственное
дыхание и массаж сердца следует производить до появления самостоятельного
дыхания и восстановления деятельности сердца или до передачи пострадавшего
медицинскому персоналу.
7.13. Первая помощь
при ожогах - скорейшее наложение сухой асептической повязки для предупреждения
инфицирования ожоговой поверхности. Такие повязки несколько уменьшают боль. Не
следует промывать область ожога, прикасаться к обожженному месту руками,
производить прокалывание пузырей, отрывать прилипшие к месту ожога части
одежды, а также смазывать ожоговую поверхность жиром, вазелином, маслом и т.д.
и присыпать порошком.
7.14. При небольших
ранениях необходимо обработать и перевязать рану давящей стерильной повязкой.
Если рано сильно кровоточит, то сначала надо остановить кровотечение путем
наложения давящей повязки, жгута. Не следует проливать рану водой, йодом,
дотрагиваться до нее руками. Нужно смазать йодом кожу вокруг раны, не касаясь
самой раны.
7.15. Первая помощь
при ушибе. На область ушиба необходимо наложить давящую повязку. Для уменьшения
болей и воспалительных явлений к месту ушиба прикладывают холод - пузырь со
льдом, холодные компрессы.
7.16. Первая помощь
при вывихе - холод на область поврежденного сустава, применение обезболивающих, иммобилизация конечности в том положении,
которое она приняла после травмы. Руку подвешивают на косынке или перевязи из
бинта, ногу фиксируют при помощи шин или подручных средств. Вправление вывиха -
врачебная процедура, поэтому пострадавшего необходимо скорее доставить к врачу.
7.17. Первая помощь
при переломах. Для перелома характерны: резкая боль, усиливающаяся при любом
движении и нагрузке на конечность, изменение положения и формы конечности,
нарушение ее функции. Следует произвести иммобилизацию конечности путем
наложения транспортных шин или шин из подручного твердого материала и отправить
пострадавшего в лечебное учреждение.
При переломе ребер
следует наложить тугую повязку на грудную клетку.
При переломе
ключицы руку надо согнуть в локте, подвесить ее на бинте, косынке, ремне и т.д.
и затем бинтом или полотенцем привязать руку к груди.
При переломе позвоночника
пострадавшему прежде всего необходимо создать покой,
уложив его на ровную, твердую поверхность - деревянный щит, доски. Эти же
предметы используют для иммобилизации.
7.18. Первая помощь
при сотрясениях головного мозга, а такие переломах костей черепа на месте
несчастного случая должна проводиться очень осторожно и заключаться в создании
покоя. Пострадавшему придают горизонтальное положение, для успокоения можно
дать настойку валерианы. Если пострадавший без сознания, следует проводить
мероприятия, направленные на улучшение дыхания и сердечной деятельности.
Транспортировку пострадавших следует осуществлять на носилках в положении лежа
на спине. Голову фиксируют с помощью повязки или мешочков с песком.