Утверждена
Постановлением
Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
N 18-22
Согласована
Постановлением
Президиума
ЦК профсоюза
работников
строительства и
промышленности
строительных
материалов России
от 15 декабря 1994
г. N 19-70
Дата введения 1
июля 1995 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ МАШИН
ДЛЯ ЗАБИВКИ И ПОГРУЖЕНИЯ СВАЙ
ТОИ Р-66-35-95
Разработана АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК
"Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС
России (В.В. Подойма) и других организаций, акционерных обществ, концернов,
корпораций и объединений.
Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами.
Типовая инструкция
разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства.
Подготовлена
к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев,
инж. В.К. Ягодин).
Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22.
Машинисты
машин для забивки и погружения свай (далее - машинисты) при производстве работ
согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности,
изложенные в Типовой инструкции по охране труда для работников строительства,
промышленности строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства,
настоящей Типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил
Российской Федерации, а также требования инструкций заводов - изготовителей по
эксплуатации машин для забивки и погружения
свай (далее - машин).
Требования безопасности
перед началом работы
1. Перед началом
работы машинист обязан:
а) предъявить
руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить
задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть
спецодежду, спецобувь и каску установленного образца.
2. После получения
задания машинист обязан:
а) осмотреть с
руководителем работ место расположения подземных коммуникаций и сооружений,
которые должны быть обозначены флажками или вешками;
б) уточнить последовательность
выполнения свайных работ и меры по обеспечению безопасности;
в) провести
ежесменное обслуживание согласно инструкции по эксплуатации машины;
г) предупредить о
запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы,
и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении;
д) произвести
запуск двигателя (при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих
обратный ход вращаемых элементов - вне кабины);
е) проверить после
запуска двигателя на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу
работу тормозов;
ж) убедиться в
наличии ограждений опасной зоны и предупредительных плакатов, достаточной
освещенности площадки, а также в отсутствии посторонних лиц в зоне свайных
работ.
3. Машинист не
должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправности
механизмов, а также наличии дефектов металлоконструкций или канатов, при
которых запрещается эксплуатация машины;
б) наличии дефектов грузозахватных приспособлений или
несоответствии их характеру выполняемых работ;
в) несоответствии характеристик машины по грузоподъемности и
вылету стрелы условиям работы;
г) отсутствии или неисправности сигнального устройства;
д) наличии видимых повреждений железобетонных свай;
е) недостаточной
освещенности места производства работ.
Обнаруженные
неисправности следует устранить собственными силами, а при невозможности
сделать это машинист обязан сообщить о них лицу, ответственному за безопасное
производство работ, а также лицу, ответственному за содержание машины в
исправном состоянии.
Требования
безопасности во время работы
4. Передвигать
машину необходимо при опущенном молоте по спланированной площадке.
5. Подтаскивать
сваи следует только через отводной блок, закрепленный у основания машины, и по
прямой линии в пределах видимости машиниста.
6. При подъеме сваю
необходимо удерживать от раскачивания и вращения при помощи расчалок.
7. Поднимать
свайный молот и сваи следует последовательно. Одновременный подъем молота и
сваи не допускается.
8. Перед пуском в
действие свайного молота машинист обязан подать звуковой сигнал.
9. При поднятии и
опускании молота на агрегате поршень должен находиться в нижнем положении, а
наголовник молота - оборудован деревянными вкладышами - амортизаторами.
10. При запуске и
работе молота машинист обязан следить, чтобы копровщик находился не ближе 4 м
от молота.
11. Изменять наклон
копровой стрелы при установке свай следует при закреплении дизель - молота в
нижнем положении.
12. Машинисту
запрещается:
а) допускать к
строповке свай лиц, не имеющих удостоверение копровщика и не закрепленных за
данной машиной;
б) поднимать сваю,
масса которой превышает грузоподъемность агрегата;
в) поднимать
базовой машиной другие грузы, кроме деталей и узлов навесного оборудования;
г) поднимать сваю и
молот одновременно;
д) подтаскивать
сваи, зажатые другими материалами или изделиями, Примерзшие к земле, а также
уложенные в штабель свыше двух рядов;
е) поднимать
железобетонные сваи с оторванными монтажными петлями;
ж) оставлять сваю и
молот на весу в случае временного прекращения работы;
з) передавать
управление агрегатом лицу, не имеющему на это соответствующего удостоверения;
и) ослаблять канат,
на котором удерживается свая, до установки на нее дизель - молота;
к) опускать молот
или сваю при полном расторможении барабана лебедки с последующим подхватом на
тормоз в конце спуска;
л) снимать молот со
сваи, если последняя забита менее чем на 1/3 своей
длины;
м) оставлять без
присмотра машину во время работы молота;
н) работать
неисправным молотом;
о) обслуживать и
ремонтировать молот при поднятом и не застопоренном цилиндре или поршне;
п) принимать
участие в работе по срезке и удалению оголовков свай без оформленного наряда -
допуска.
13. При перемещении
и установке машины вблизи выемок машинист должен соблюдать безопасные
расстояния от подошвы откоса до ближайшей опоры машины не менее
указанных ниже.
┌─────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│
Глубина │ Расстояние по
горизонтали от подошвы откоса
│
│выемки,
м│
до ближайшей опоры, м, при грунте │
│
├───────────────┬────────────┬──────────────┬──────────┤
│ │ песчаном
│ супесчаном │ суглинистом
│ глинистом│
├─────────┼───────────────┼────────────┼──────────────┼──────────┤
│ 1
│ 1,5 │
1,15 │ 1,00
│ 1,00 │
│ 2
│ 3,0 │
2,40 │ 2,00
│ 1,50 │
│ 3 │
4,0 │ 3,60
│ 3,25 │
1,75 │
│ 4
│ 5,0 │
4,40 │ 4,00
│ 3,00 │
│ 5
│ 6,0 │
5,30 │ 4,75
│ 3,50 │
└─────────┴───────────────┴────────────┴──────────────┴──────────┘
Требования
безопасности в аварийных ситуациях
14. При изменении
погодных условий (снегопад, туман или дождь), ухудшающих видимость в пределах
фронта работ, а также усилении ветра до скорости 15 м/с и более работы
необходимо прекратить и доложить об этом руководителю работ.
15. При появлении
признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма, а
также признаков разрушения сваи работу необходимо приостановить и принять меры
к устранению неисправностей.
16. В случае
отклонения забиваемой сваи от проектного положения или ее разрушения в процессе
забивки следует выдернуть такую сваю с помощью молота двойного действия или
вибропогружателя, если машина оборудована таким агрегатом.
Требования
безопасности по окончании работы
17. По окончании
работы машинист обязан:
а) опустить молот в
нижнее положение и закрепить его на стреле копра. Если свая заведена под копер,
то дизель - молот опустить на сваю и закрепить вместе с ней;
б) поставить машину
на стоянку;
в) выключить и
запереть все пусковые приспособления машины;
г) снять все
съемные грузозахватные приспособления, очистить их и сложить в отведенное для
хранения место;
д) очистить,
протереть и убрать инструмент в предназначенное для этого место;
е) привести в
порядок рабочее место;
ж) сообщить
руководителю работ и ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.