Утверждена
Постановлением
Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
N 18-22
Согласована
Постановлением
Президиума
ЦК профсоюза
работников
строительства и
промышленности
строительных
материалов России
от 15 декабря 1994
г. N 19-70
Дата введения 1
июля 1995 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ СКРЕПЕРОВ
ТОИ Р-66-43-95
Разработана АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК
"Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И.
Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма)
и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.
Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами.
Типовая инструкция
разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства.
Подготовлена
к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин).
Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22.
Машинисты
скреперов (далее - машинисты) при производстве работ согласно имеющейся
квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в Типовой
инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой
инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, Правил дорожного движения Российской Федерации, а также требования
инструкций заводов - изготовителей по эксплуатации управляемых ими машин.
Требования
безопасности перед началом работы
1. Перед началом
работы машинист обязан:
а) предъявить
руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить
задание у бригадира или руководителя и пройти инструктаж на рабочем месте по
специфике выполняемых работ;
б) надеть
спецодежду, спецобувь установленного образца.
2. После получения
задания машинист обязан:
а) осмотреть с
руководителем работ место расположения подземных коммуникаций и сооружений,
которые должны быть обозначены флажками или вешками;
б) уточнить
последовательность выполнения работы и меры по обеспечению безопасности,
наличие ограждений и знаков безопасности;
в) произвести
ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации
скрепера;
г) предупредить о
запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее
работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном
положении;
д) произвести
запуск двигателя, проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом
ходу работу тормозов.
3. Машинист не
должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправностях механизмов или дефектах, указанных в инструкции
завода - изготовителя, при которых не допускается эксплуатация скрепера;
б) наличии подземных коммуникаций, не указанных руководителем
работ, в местах срезки или планировки грунта;
в) уклоне
местности, превышающем указанный в паспорте завода -
изготовителя;
г) отсутствии ограждений места производства работ и знаков
безопасности.
Обнаруженные
нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при
невозможности сделать это машинист обязан сообщить руководителю работ и лицу,
ответственному за содержание скрепера в исправном состоянии.
Требования
безопасности во время работы
4. Перед началом
движения машины машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне движения и
подать звуковой сигнал.
5. При выполнении
земляных работ машинист обязан:
а) начинать
разработку грунта только после удаления пней, кустарника и крупных камней;
б) глубокие выемки
разрабатывать уступами;
в) не допускать
движение крайнего колеса скрепера по насыпи ближе одного метра от бровки
земляного полотна;
г) соблюдать
дистанцию между движущимися навстречу друг другу или параллельно скреперами,
интервал в обоих случаях должен быть не менее 5 м;
д) производить
резание грунта только на прямолинейном участке движения;
е) осуществлять
набор грунта прицепным скрепером только на первой передаче, а разгрузку - на
второй - третьей передачах;
ж) периодически
останавливаться и удалять камни и другие предметы, застрявшие между шинами
задних спаренных колес самоходного скрепера.
6. При засыпке
выемок в грунте машинист обязан убедиться в отсутствии в них работающих,
оборудования, инструмента и строительных материалов. Запрещается передвижение
скрепера в пределах призмы обрушения откосов.
7. Работа скрепера
в опасной зоне работающего экскаватора не допускается. Производство работ
скрепером в зоне действия экскаватора разрешается только при остановке
экскаватора. Ковш экскаватора должен быть опущен на землю.
8. Одновременная
работа двух скреперов в колонне допускается при расстоянии между ними не менее
20 м.
9. При
необходимости очистки ковша скрепера машинист обязан затормозить скрепер,
опустить ковш, застраховать упором поднятую заслонку и использовать лопату с
длинной ручкой или скребок.
10. Распасовку и запасовку тросов следует производить в рукавицах при
опущенном на землю или подвешенном на замках ковше скрепера.
11. Разработка
грунта на косогорах с поперечным уклоном свыше 30°, а также разгрузка скрепера,
движущегося задним ходом под откос, запрещаются.
12. При
транспортировании машины своим ходом с одного места работы на другое машинист
обязан:
а) следить за тем,
чтобы ковш был поднят в крайнее верхнее положение и не задевал встречающиеся на
пути предметы;
б) соблюдать
правила дорожного движения;
в) не допускать
поворот скрепера радиусом менее 15 м;
г) устанавливать
сигнальные красные фонари в случае вынужденной остановки скрепера на дороге в
ночное время.
13. Прицепной
скрепер следует сцеплять с трактором при помощи сцепной серьги, которая должна
быть надежно закреплена. Передвигать трактор необходимо осторожно на
минимальной скорости, а дышло скрепера следует поднять на деревянных подкладках
на высоту сцепного устройства трактора.
14. Перед погрузкой
скрепера на трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер находится в
устойчивом положении и заторможен. После погрузки следует опустить ковш и
закрепить скрепер растяжками. Во время перевозки скрепера нахождение машиниста
в кабине не допускается.
15. Машинисту в
процессе работы не разрешается:
а) передавать
управление машиной лицам, не имеющим удостоверения машиниста скрепера;
б) оставлять машину
с работающим двигателем;
в) перевозить в
кабине посторонних лиц;
г) выходить из
кабины и входить в нее на ходу.
16. При техническом
обслуживании скрепера машинист обязан остановить двигатель и снять давление в
гидросистеме.
17. Во время
заправки скрепера горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается
курить и пользоваться огнем. После заправки машину необходимо вытереть от
подтеков топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в
металлический закрывающийся ящик. Не допускается разводить огонь на расстоянии
менее 50 м от места работы или стоянки машины.
18. При
необходимости ремонта или профилактического осмотра скрепера заслонку ковша
следует заблокировать упором в поднятом состоянии или опустить ковш на прочную
и устойчивую опору.
19. При промывке
деталей не разрешается пользоваться этилированным бензином.
20. При работе на
косогорах запрещается:
а) делать резкие
повороты;
б) поворачивать
машину с заглубленным рабочим органом;
в) ставить машину
поперек склона, угол которого превышает указанный в паспорте машины.
Требования
безопасности в аварийных ситуациях
21. Обнаружив на
участке при выполнении земляных работ подземные коммуникации и сооружения, а
также опасные предметы, не указанные при получении задания, машинист обязан
немедленно остановить работу и сообщить руководителю работ.
22. При
неисправности скрепера машинист должен поставить машину на обочину или вне зоны
производства работ и сообщить лицу, ответственному за содержание машины в
исправном состоянии.
23. В случае потери
устойчивости скрепера при перемещении грунта машинисту следует опустить ковш,
включить задний ход и устранить крен машины.
24. При загорании
скрепера машинист должен принять меры по тушению очага пожара (при помощи
огнетушителя и подручными средствами: кошмой, брезентом, песком), в случае
невозможности самому погасить огонь необходимо вызвать пожарную охрану и
сообщить руководителю работ.
Требования
безопасности по окончании работы
25. По окончании
работы машинист обязан:
а) поставить машину
на стоянку;
б) поставить рычаг
переключения передач в нейтральное положение и включить стояночный тормоз;
в) выключить
двигатель;
г) закрыть кабину
на замок;
д) сообщить
руководителю работ или лицу, ответственному за содержание машины в исправном
состоянии, о всех неполадках, возникших во время
работы.